X-PDF

Сценарий урока по русскому языку Изменение существительных по числам (2 класс)

Поделиться статьей

Тема: Изменение имёнсуществительных по числам.

Тип урока: объяснение новогоматериала.

Форма проведения урока: урок-сказка«Двенадцать месяцев».

Цель урока: формированиезнаний у учащихся об изменении имён существительных по числам; повторениеизученного материала об имени существительном.

Задачи урока:

                    познакомитьдетей с грамматическим признаком имени существительного – изменением по числам;показать, что имена существительные могут иметь формы множественного иединственного числа;

                    развиватьмонологическую речь учащихся, умение работать в группе; в парах;

                    воспитыватьчувства коллективизма, толерантности; любви к родной земле и к животным.

Оборудование: Рисунок – образСказки, большая снежинка с бесцветными лучами + лучи-заготовки голубого цвета,плакат-карточка, маленькие снежинки для каждого ребёнка, голубой карандаш,разноцветные квадраты -(сигнальные  карточки красного и голубого цветов) длякаждого ученика, критерии оценивания, карточки с заданиями.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.Психологический настрой. Повернитесь, поприветствуйте наших гостей.

Снег летает и сверкает 
В золотом сиянии дня,  
Словно пухом устилает 
Все дороги и дома. 
Сыплет, сыплет снег – снежок, 
Начинаем наш урок. 


— Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы. 


Нарабочий лад настройтесь,

Ведь у нас немалодел. 
Поудобнее устройтесь, 
Чтобы каждый проявить себя сумел.

 

2. Актуализация знаний.

—  Откройте,ребята свою тетрадь, число и классная работа  нам надо записать!

— У вас на партах лежат карточки соснежинками, каждый этап урока, это лучик снежинки, если вы выполнили заданиеправильно, закрашивайте свой лучик голубым цветом, если что-то вызвалозатруднение, закрасьте лучик красным цветом. У меня на доске такая же снежинка,я на ней тоже буду закрашивать лучики. В конце урока, мы увидим, всё ли у насполучилось. И за полностью закрашенную снежинку вы получите оценку.

— У вас на партах лежат разноцветныеквадратики – это сигнальные карточки. Они нам пригодятся.

— К нам на урок пришла гостья. Она зовётнас собой.  Кто она вы узнаете, когда угадаете буквы и составите из них слово.

 

3. Чистописание.

 

        Парнаясогласная букве З. (Буква С).

   — Давайте, запишем и не просто букву, атак, чтобы она была в красивом узоре и другие буквы тоже.

 

        Этасогласная буква встречается дважды в слове, которое обозначает колючий,домашний цветок. (Буква К в слове кактус).

        Перваябуква алфавита. (А)

        Парнаясогласная букве ЭС. (Буква З).

        Крот,курорт, кусок, котёнок – букву выбери ребёнок. (Буква К).

        Тык врачу пришёл, постой, ротик широко открой.  Какой звук мы произносим наприёме у врача. (А).  

 

Запись букв.                  

— Кто пришел к нам в гости (Сказка).

— Сейчас какое время года? Зима

— Подберите к слову Зима однокоренноеслово, которое отвечает на вопрос какая?

-Составьте словосочетание из этих слов?Зимняя сказка

— Составьте предложение с этимсловосочетанием? (К нам  пришла зимняя сказка).          ( ОБРАЗ сказки  надоске. )

— Мы с вами отправляемся в гости к зимнейсказке.

Но прежде, чемотправиться, давайте договоримся, как сегодня будем оценивать свою работу. Япредлагаю вам воспользоваться волшебными линеечками.

Как вы думаете,какие критерии для оценивания нам могут сегодня понадобится?

НА ДОСКЕ:

                   Аккуратность              Красота          Правильность                  

 

 

 

 


Кто зажёг свою звёздочку на самойверхушке? Вы — большие молодцы. Так держать, а мы продолжаем.

 

Знаете ли вы, сколько месяцев в году?

Двенадцать.

А как они называются?

Январь, февраль, март, апрель, май, июнь,июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

-В какой сказке мы можем сразу встретитьсясо всеми месяцами? (Двенадцать месяцев)

-В этой сказке, Злая мачеха свою дочкуочень любила, а падчерицу она терпеть не могла.

-Однажды послала она её в лес заподснежниками, всё бы ничего, да было это в январе месяце.

-В январе можно нарвать подснежники влесу? (Нет, ведь январь — это зимний месяц).

 

4.Словарная работа.

— Чтобы помочь  девочке Зимняя сказкапросит вас пойти с ней.

— А чтобы веселее было в дороге давайтеотгадывать загадки и записывать отгадки! При этом не забываем ставить ударениеи подчеркивать опасные места.

        Дремучийлес к стеклу прирос

Нарисовал его…(мороз)

 

        Льётсяречка —  мы лежим

Лёд на речке – мы бежим (коньки)

 

        Летит,а не птица,

Воет, а не зверь. (ветер)

 

                                Чтоб зимой пойти гулять,

                               Надо долго надевать:

                              Сапоги, носочки,

                               Варежки, платочки.

                             А ещё надену что?

                              Да,конечно же, … ! (пальто)


                                Маленький, беленький,
                                По лесочку прыг-прыг!
                                По снежочку тык-тык!  (Заяц)

Мороз,  коньки, ветер, пальто, заяц.

— Давайте проверим, грамотно ли вы ихзаписали.

 

— Оцените себя. Какие критерии мы выберемдля оценивания работы?

 

Закрашиваем лучик 2.

 

5. Открытие новых знаний.

— Что объединяет все эти слова? (Ониотвечают на вопрос кто? или что?   Называютпредметы, объекты.)

— О какой части речи будет идти сегоднянаш разговор?  (Имя существительное)

— На доске висит плакат, прочитайте вопросыпо порядку. Кто знает ответ на 1 вопрос – поднимите синий квадрат, кто сомневается,что знает, поднимите – зелёный квадрат, кто не знает – розовый квадрат.

Работа в карточке-плакате на доске.

 

Знаю

Сомневаюсь

Не знаю

1.На какие вопросы отвечает имя существительное?

 

 

 

2.Что обозначает имя существительное?

 

 

 

3.Как изменяется имя существительное?

 

 

 

— Тем, кто сомневается и не знает, помогутдрузья.

— Дайте ответ на первый вопрос? (КТО? ЧТО?)

— Как вы ответили на второй вопрос? (предметы)

— Ответ на какой вопрос вызвал у васзатруднения?

— Вы знаете ответ на этот вопрос? (Нет илида)

(Все вместе отвечаем на вопросы. По большинствуответов ставим знак в нужное окошечко. Так наглядно можно увидеть проблемнуюситуацию. Там знак вопроса. В конце  урока к этому вернемся. Знак вопросаснимем.)

(Если нет, то здесь появляется проблема)!

— Кто хочет найти ответ на этот вопрос?

— Тогда вперёд – к ответу!

(Если да, то – какой молодец, сегодня науроке ты будешь моим помощником).

 

6. Определение темы. Постановка целей.

— Определите тему нашегоурока… (Как изменяются имена существительные)

— Давайте поставим себе цель насегодняшний урок.  Вместе заполним пропущенные места.

На доске:

Цель: узнать,  как  ___________  имена существительные

и учиться ________________  имена существительные.

Вставляем слова изменяются и  изменять.

МОЛОДЦЫ! ЦЕЛЬОПРЕДЕЛЕНА И ПРОДОЛЖАЕМ НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗИМНЕЙ СКАЗКЕ.

-И вот падчерица пошла в лес заподснежниками.

— А лес не простой, он волшебный. С левойстороны одна белка по веткам прыгает (покажите, где от вас левая сторона). Справой  — несколько белок прыгают (покажите, где от вас правая сторона).

ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН. Нужно объяснитьзадание.

На экране картинки с одной белкой и с несколькимибелками.

Пропустите одну строчку, позже мы еёзаполним.

— Давайте запишем эти слова. К доскевыходит ребёнок и записывает два слова в столбики.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

Ед.ч.                                         Мн.ч. 

белка                                      белки

волк                                       волки

берёза                                    берёзы

 

— С левой стороны один волк за деревьямипрячется, а с правой их много.

К доске выходит ребёнок и записывает дваслова в столбики.

 С левой стороны одна берёза стоит, а справой много.

К доске выходит ребёнок и записывает дваслова в столбики.    

— Сколько предметов обозначают слова,записанные в левом столбике? (Один)

— А во втором? (Много)

— Ребята, а как вы понимаете значение слова МНОГО? Много — это сколько? (Больше одного)

— А 2 это много? (Да)

— Внимательно посмотрите на записанныеслова и попробуйте сделать вывод.

Белка — белки, волк — волки, береза -березы. Изменялись ли слова? А как они изменялись? Может, кто-нибудь догадался?

— А что такое один? (Это число.)

 

—  Вывод: имена существительные могут обозначатьразличное число предметов, то есть изменяться почислам.

— Как вы думаете,как будет называться число имен существительных, если оно будет обозначатьтолько один предмет или объект?

(ЕСЛИ ДЕТИЗАТРУДНЯЮТСЯ, ПОМОГИТЕ ИМ: в русском языке принято называть такое числоЕДИНСТВЕННОЕ (выставляете карточку)

— А когда многопредметов или объектов? (выставляете карточку)

— Так как этислова очень длинные, договорились записывать их сокращенно. (выставляетекарточки:   ЕД.Ч.       МН.Ч.)

В каком столбикезаписаны имена существительные в единственном числе? Значит, во второмстолбике  записаны имена существительные  …  (Записываем над столбиками)

— Молодцы! Подведем итог нашей работе:

— Как изменяются имена существительные?

— Какого числа могут быть именасуществительные?

— Продолжаем наше путешествие по зимнейсказке.

7. Работа над новым материалом.

Дидактическая игра «Один, много.

— ДАВАЙТЕ НЕМНОЖКООТДОХНЕМ И ПОИГРАЕМ. Игра на внимание Один, много. Если я назовуслово в единственном числе, вы — хлопаете, если во множественном — вы топаете.

Гора, рекИ, языкИ,звук, столб, врачИ, школа.

— Молодцы,садитесь.

— У каждого из вас на столах лежаткарточки со словами.

Поработаем в парах, прочитайте слово, арядом запишите его во множественном числе.    (Если будут работать в парах, тодолжна быть одна карточка на двоих. И слов должно быть четное количество.)

 

Ед.ч. –                      Мн.ч.

Мн.ч. –                 Ед.ч.

Гриб –

Грибы  –

Кот –

Коты –

Рука –

Руки  –

Глаз –

Глаза  –

— Кому трудно было изменять слова,поднимите красную карточку.

— Давайте проверим, какие слова вызаписали?  

-Переверните карточку, попробуйте устноизменить число у этих слов.

(С обратной стороны карточки слова: брюки,ножницы, сахар, пальто).

—  ОТКРОЮ ВАМВАЖНЫЙ СЕКРЕТ: В русском языке есть слова, которые имеют ФОРМУ только единственного числа или ФОРМУ толькомножественного числа.

 

Закрашиваем лучик 3.

Ребята,мы узнали, как изменяются имена существительные?

— Давайте поставим плюсик в целях.

— Идёт девочка по лесу, страшно ей.

Вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонёк- будто звезда среди ветвей запуталась.

— Давайте и мы свои огоньки зажжем, чтобы легче было идти девочке.

 

8. Первичное закрепление материала.

Дидактическая игра «В каких окнах зажгутсяогни?»

(Соберитесь в группы по рядам. Первый ряд– первый столбик, второй ряд – второй столбик, третий ряд – третий столбик. Договоритесь,кто пойдёт к доске. Найдите слова во множественном числе, рядом со словомприкрепите фонарик). Проверку можно сделать так: второй ряд проверяет первый,третий ряд — второй, первый ряд проверяет третий.

Цветы+

ручка

Слоны+

окно

Уроки+

Конфеты+

Двери+

Звёзды+

рисунок

Карандаши+

Лисицы+

Месяцы+

Ягоды+

Тетради+

Тарелки+

Закрашиваем лучик 4.

— Помогли мы девочке, добралась она дополянки и увидела  там 12 человек.

— Кто знает, кто это? (Братья месяцы)     Определите число данных имен существительных — братья,месяцы. Молодцы. Измените их. Как будут звучать слова? Произнесите. Какое числоу этих слов? Молодцы.

— Пора нам немножко отдохнуть.

Физкультминутка Снежинка

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, (Пальцы обеих руксоединить подушечками и округлить (в форме шара, тучи)
Туча по небу плыла.
Вдруг из тучи над землей (Поднять руки вверх, пальцы развести в стороны)
Полетел снежинок рой. ( Поворачивать кисти рук, медленно опуская руки)
Ветер дунул, загудел — (Подуть на кисти рук, губы округлить и слегка вытянуть)
Рой снежинок вверх взлетел. (Встряхнуть кисти рук, вращая и поднимая их вверх).
Ветер с ними кружится, (Вращать кистями рук, кружась на месте, вокруг себя).
Может быть, подружится.

 

— Выслушали братья девочку и решили ей помочь.Потому что хорошо её знали: то у проруби её встретят с вёдрами, то в лесу связанкой дров. Всем месяцам она своя.

— Набрала девочка целую корзинуподснежников и побежала домой.

— Вы рады за неё?

— Пока она домой спешит, возьмите в рукиразноцветные карточки.

На этих карточках задание по уровнямсложности. Первый уровень – простое задание, второй уровень – повышеннойсложности, третий уровень – задание высокой сложности.

— Выберите себе уровень, прочитайтезадание и выполните его.

1. Найдите и подчеркните в текстесуществительные во множественном числе.

2. Найдите в тексте существительные,подчеркните их и сверху напишите в каком числе они стоят.

2. Найдите и выпишите из текста 3существительных во множественном числе, ИЗМЕНИТЕ  ИХи запишите  ДАННЫЕ слова в единственном числе.

Текст.

В зимнемлесу.

         И зимой в лесу живут птицы. Нарябине качаются снегири. Около ели порхают синицы. Дятел долбит осину крепкимклювом.

— Всё было понятно?

— Давайте проверим.   

1. Какие слова вы подчеркнули?    

2. Какие слова подчеркнули и что записалисверху этих слов?

3. Какие числа выписали и как изменили?

        

Закрашиваем лучик 5.  Оцените себя.

 

— Дочка и мачеха,  позавидовали девочке ипо очереди отправились  братьев месяцев искать.

Не захотели братья месяцы помогать жаднойдочке и злой мачехе.

 

А падчерица долго на свете жила, большаявыросла, замуж вышла и детей вырастила.

Ребята,послушайте, как жила девочка и если вы услышите слово в ед.ч. поднимитекарточку красного цвета, а если во мн. числе, то поднимите карточку голубогоцвета.

 

Выделяюголосом выделенные слова.

И был у неё  около дома сад — датакой чудесный, какого и свет не видывал. Раньше, чем у всех, расцветалив этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши.В жару было там прохладно, в метель тихо.

У этой хозяйкивсе двенадцать месяцев разом гостят! — говорили люди.

— Как вы понимаете этислова? (Так говорят о трудолюбивых, старательных людях, у которых в жизни всёполучается.)

Закрашиваем лучик 6.

Рефлексия

— Давайте вернёмся к карточке с вопросами,прочитайте третий вопрос.

— Теперь мы можем ответить на него?

Нарисуйте снежинку под словом ЗНАЮ или подсловом Сомневаюсь,  а те кто не понял как изменяются имена существительные –поднимите руки.

— Давайте повторим.

— Как же изменяются именасуществительные?  (По числам)

— Какое может быть число у именисуществительного? (ед, мн.)

— А теперь вспомните, какую цель выставили перед собой в начале урока? (Учиться изменять имена существительные почислам).

— Скажите, мы достигли цели?

— На доске висит большая снежинка, на всехэтапах урока учитель заклеивал бесцветные лучики и в конце урока снежинка сталацелой-голубой. Прикрепите свои полностью раскрашенные маленькие снежинки рядомс большой, посмотрите – какой замечательный снегопад у нас получился!

— Оценки за урок получают…(У кого снежкиокрашены полностью, того оцениваю)

— Вы замечательно сегодня работали! Урококончен.

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет