Тема: Изменение имёнсуществительных по числам.
Тип урока: объяснение новогоматериала.
Форма проведения урока: урок-сказка«Двенадцать месяцев».
Цель урока: формированиезнаний у учащихся об изменении имён существительных по числам; повторениеизученного материала об имени существительном.
Задачи урока:
• познакомитьдетей с грамматическим признаком имени существительного – изменением по числам;показать, что имена существительные могут иметь формы множественного иединственного числа;
• развиватьмонологическую речь учащихся, умение работать в группе; в парах;
• воспитыватьчувства коллективизма, толерантности; любви к родной земле и к животным.
Оборудование: Рисунок – образСказки, большая снежинка с бесцветными лучами + лучи-заготовки голубого цвета,плакат-карточка, маленькие снежинки для каждого ребёнка, голубой карандаш,разноцветные квадраты -(сигнальные карточки красного и голубого цветов) длякаждого ученика, критерии оценивания, карточки с заданиями.
Ход урока.
1. Организационный момент.Психологический настрой. Повернитесь, поприветствуйте наших гостей.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянии дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.
— Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.
Нарабочий лад настройтесь,
Ведь у нас немалодел.
Поудобнее устройтесь,
Чтобы каждый проявить себя сумел.
2. Актуализация знаний.
— Откройте,ребята свою тетрадь, число и классная работа нам надо записать!
— У вас на партах лежат карточки соснежинками, каждый этап урока, это лучик снежинки, если вы выполнили заданиеправильно, закрашивайте свой лучик голубым цветом, если что-то вызвалозатруднение, закрасьте лучик красным цветом. У меня на доске такая же снежинка,я на ней тоже буду закрашивать лучики. В конце урока, мы увидим, всё ли у насполучилось. И за полностью закрашенную снежинку вы получите оценку.
— У вас на партах лежат разноцветныеквадратики – это сигнальные карточки. Они нам пригодятся.
— К нам на урок пришла гостья. Она зовётнас собой. Кто она вы узнаете, когда угадаете буквы и составите из них слово.
3. Чистописание.
• Парнаясогласная букве З. (Буква С).
— Давайте, запишем и не просто букву, атак, чтобы она была в красивом узоре и другие буквы тоже.
• Этасогласная буква встречается дважды в слове, которое обозначает колючий,домашний цветок. (Буква К в слове кактус).
• Перваябуква алфавита. (А)
• Парнаясогласная букве ЭС. (Буква З).
• Крот,курорт, кусок, котёнок – букву выбери ребёнок. (Буква К).
• Тык врачу пришёл, постой, ротик широко открой. Какой звук мы произносим наприёме у врача. (А).
Запись букв.
— Кто пришел к нам в гости (Сказка).
— Сейчас какое время года? Зима
— Подберите к слову Зима однокоренноеслово, которое отвечает на вопрос какая?
-Составьте словосочетание из этих слов?Зимняя сказка
— Составьте предложение с этимсловосочетанием? (К нам пришла зимняя сказка). ( ОБРАЗ сказки надоске. )
— Мы с вами отправляемся в гости к зимнейсказке.
Но прежде, чемотправиться, давайте договоримся, как сегодня будем оценивать свою работу. Япредлагаю вам воспользоваться волшебными линеечками.
Как вы думаете,какие критерии для оценивания нам могут сегодня понадобится?
НА ДОСКЕ:
Аккуратность Красота Правильность
![]() |
![]() |
![]() |
Кто зажёг свою звёздочку на самойверхушке? Вы — большие молодцы. Так держать, а мы продолжаем.
Знаете ли вы, сколько месяцев в году?
Двенадцать.
А как они называются?
Январь, февраль, март, апрель, май, июнь,июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
-В какой сказке мы можем сразу встретитьсясо всеми месяцами? (Двенадцать месяцев)
-В этой сказке, Злая мачеха свою дочкуочень любила, а падчерицу она терпеть не могла.
-Однажды послала она её в лес заподснежниками, всё бы ничего, да было это в январе месяце.
-В январе можно нарвать подснежники влесу? (Нет, ведь январь — это зимний месяц).
4.Словарная работа.
— Чтобы помочь девочке Зимняя сказкапросит вас пойти с ней.
— А чтобы веселее было в дороге давайтеотгадывать загадки и записывать отгадки! При этом не забываем ставить ударениеи подчеркивать опасные места.
• Дремучийлес к стеклу прирос
Нарисовал его…(мороз)
• Льётсяречка — мы лежим
Лёд на речке – мы бежим (коньки)
• Летит,а не птица,
Воет, а не зверь. (ветер)
Чтоб зимой пойти гулять,
Надо долго надевать:
Сапоги, носочки,
Варежки, платочки.
А ещё надену что?
Да,конечно же, … ! (пальто)
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык! (Заяц)
Мороз, коньки, ветер, пальто, заяц.
— Давайте проверим, грамотно ли вы ихзаписали.
— Оцените себя. Какие критерии мы выберемдля оценивания работы?
Закрашиваем лучик 2.
5. Открытие новых знаний.
— Что объединяет все эти слова? (Ониотвечают на вопрос кто? или что? Называютпредметы, объекты.)
— О какой части речи будет идти сегоднянаш разговор? (Имя существительное)
— На доске висит плакат, прочитайте вопросыпо порядку. Кто знает ответ на 1 вопрос – поднимите синий квадрат, кто сомневается,что знает, поднимите – зелёный квадрат, кто не знает – розовый квадрат.
Работа в карточке-плакате на доске.
|
Знаю |
Сомневаюсь |
Не знаю |
1.На какие вопросы отвечает имя существительное? |
|
|
|
2.Что обозначает имя существительное? |
|
|
|
3.Как изменяется имя существительное? |
|
|
|
— Тем, кто сомневается и не знает, помогутдрузья.
— Дайте ответ на первый вопрос? (КТО? ЧТО?)
— Как вы ответили на второй вопрос? (предметы)
— Ответ на какой вопрос вызвал у васзатруднения?
— Вы знаете ответ на этот вопрос? (Нет илида)
(Все вместе отвечаем на вопросы. По большинствуответов ставим знак в нужное окошечко. Так наглядно можно увидеть проблемнуюситуацию. Там знак вопроса. В конце урока к этому вернемся. Знак вопросаснимем.)
(Если нет, то здесь появляется проблема)!
— Кто хочет найти ответ на этот вопрос?
— Тогда вперёд – к ответу!
(Если да, то – какой молодец, сегодня науроке ты будешь моим помощником).
6. Определение темы. Постановка целей.
— Определите тему нашегоурока… (Как изменяются имена существительные)
— Давайте поставим себе цель насегодняшний урок. Вместе заполним пропущенные места.
На доске:
Цель: узнать, как ___________ имена существительные и учиться ________________ имена существительные. |
Вставляем слова изменяются и изменять.
—МОЛОДЦЫ! ЦЕЛЬОПРЕДЕЛЕНА И ПРОДОЛЖАЕМ НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗИМНЕЙ СКАЗКЕ.
-И вот падчерица пошла в лес заподснежниками.
— А лес не простой, он волшебный. С левойстороны одна белка по веткам прыгает (покажите, где от вас левая сторона). Справой — несколько белок прыгают (покажите, где от вас правая сторона).
ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН. Нужно объяснитьзадание.
На экране картинки с одной белкой и с несколькимибелками.
Пропустите одну строчку, позже мы еёзаполним.
— Давайте запишем эти слова. К доскевыходит ребёнок и записывает два слова в столбики.
Ед.ч. Мн.ч.
белка белки
волк волки
берёза берёзы
— С левой стороны один волк за деревьямипрячется, а с правой их много.
К доске выходит ребёнок и записывает дваслова в столбики.
С левой стороны одна берёза стоит, а справой много.
К доске выходит ребёнок и записывает дваслова в столбики.
— Сколько предметов обозначают слова,записанные в левом столбике? (Один)
— А во втором? (Много)
— Ребята, а как вы понимаете значение слова МНОГО? Много — это сколько? (Больше одного)
— А 2 это много? (Да)
— Внимательно посмотрите на записанныеслова и попробуйте сделать вывод.
Белка — белки, волк — волки, береза -березы. Изменялись ли слова? А как они изменялись? Может, кто-нибудь догадался?
— А что такое один? (Это число.)
— Вывод: имена существительные могут обозначатьразличное число предметов, то есть изменяться почислам.
— Как вы думаете,как будет называться число имен существительных, если оно будет обозначатьтолько один предмет или объект?
(ЕСЛИ ДЕТИЗАТРУДНЯЮТСЯ, ПОМОГИТЕ ИМ: в русском языке принято называть такое числоЕДИНСТВЕННОЕ (выставляете карточку)
— А когда многопредметов или объектов? (выставляете карточку)
— Так как этислова очень длинные, договорились записывать их сокращенно. (выставляетекарточки: ЕД.Ч. МН.Ч.)
В каком столбикезаписаны имена существительные в единственном числе? Значит, во второмстолбике записаны имена существительные … (Записываем над столбиками)
— Молодцы! Подведем итог нашей работе:
— Как изменяются имена существительные?
— Какого числа могут быть именасуществительные?
— Продолжаем наше путешествие по зимнейсказке.
7. Работа над новым материалом.
Дидактическая игра «Один, много.
— ДАВАЙТЕ НЕМНОЖКООТДОХНЕМ И ПОИГРАЕМ. Игра на внимание Один, много. Если я назовуслово в единственном числе, вы — хлопаете, если во множественном — вы топаете.
Гора, рекИ, языкИ,звук, столб, врачИ, школа.
— Молодцы,садитесь.
— У каждого из вас на столах лежаткарточки со словами.
Поработаем в парах, прочитайте слово, арядом запишите его во множественном числе. (Если будут работать в парах, тодолжна быть одна карточка на двоих. И слов должно быть четное количество.)
Ед.ч. – Мн.ч. |
Мн.ч. – Ед.ч. |
Гриб – |
Грибы – |
Кот – |
Коты – |
Рука – |
Руки – |
Глаз – |
Глаза – |
— Кому трудно было изменять слова,поднимите красную карточку.
— Давайте проверим, какие слова вызаписали?
-Переверните карточку, попробуйте устноизменить число у этих слов.
(С обратной стороны карточки слова: брюки,ножницы, сахар, пальто).
— ОТКРОЮ ВАМВАЖНЫЙ СЕКРЕТ: В русском языке есть слова, которые имеют ФОРМУ только единственного числа или ФОРМУ толькомножественного числа.
Закрашиваем лучик 3.
— Ребята,мы узнали, как изменяются имена существительные?
— Давайте поставим плюсик в целях.
— Идёт девочка по лесу, страшно ей.
Вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонёк- будто звезда среди ветвей запуталась.
— Давайте и мы свои огоньки зажжем, чтобы легче было идти девочке.
8. Первичное закрепление материала.
Дидактическая игра «В каких окнах зажгутсяогни?»
(Соберитесь в группы по рядам. Первый ряд– первый столбик, второй ряд – второй столбик, третий ряд – третий столбик. Договоритесь,кто пойдёт к доске. Найдите слова во множественном числе, рядом со словомприкрепите фонарик). Проверку можно сделать так: второй ряд проверяет первый,третий ряд — второй, первый ряд проверяет третий.
Цветы+ |
ручка |
Слоны+ |
окно |
Уроки+ |
Конфеты+ |
Двери+ |
Звёзды+ |
рисунок |
Карандаши+ |
Лисицы+ |
Месяцы+ |
Ягоды+ |
Тетради+ |
Тарелки+ |
Закрашиваем лучик 4.
— Помогли мы девочке, добралась она дополянки и увидела там 12 человек.
— Кто знает, кто это? (Братья месяцы) Определите число данных имен существительных — братья,месяцы. Молодцы. Измените их. Как будут звучать слова? Произнесите. Какое числоу этих слов? Молодцы.
— Пора нам немножко отдохнуть.
Физкультминутка Снежинка
Ла-ла-ла, ла-ла-ла, (Пальцы обеих руксоединить подушечками и округлить (в форме шара, тучи)
Туча по небу плыла.
Вдруг из тучи над землей (Поднять руки вверх, пальцы развести в стороны)
Полетел снежинок рой. ( Поворачивать кисти рук, медленно опуская руки)
Ветер дунул, загудел — (Подуть на кисти рук, губы округлить и слегка вытянуть)
Рой снежинок вверх взлетел. (Встряхнуть кисти рук, вращая и поднимая их вверх).
Ветер с ними кружится, (Вращать кистями рук, кружась на месте, вокруг себя).
Может быть, подружится.
— Выслушали братья девочку и решили ей помочь.Потому что хорошо её знали: то у проруби её встретят с вёдрами, то в лесу связанкой дров. Всем месяцам она своя.
— Набрала девочка целую корзинуподснежников и побежала домой.
— Вы рады за неё?
— Пока она домой спешит, возьмите в рукиразноцветные карточки.
На этих карточках задание по уровнямсложности. Первый уровень – простое задание, второй уровень – повышеннойсложности, третий уровень – задание высокой сложности.
— Выберите себе уровень, прочитайтезадание и выполните его.
1. Найдите и подчеркните в текстесуществительные во множественном числе.
2. Найдите в тексте существительные,подчеркните их и сверху напишите в каком числе они стоят.
2. Найдите и выпишите из текста 3существительных во множественном числе, ИЗМЕНИТЕ ИХи запишите ДАННЫЕ слова в единственном числе.
Текст.
В зимнемлесу.
И зимой в лесу живут птицы. Нарябине качаются снегири. Около ели порхают синицы. Дятел долбит осину крепкимклювом.
— Всё было понятно?
— Давайте проверим.
1. Какие слова вы подчеркнули?
2. Какие слова подчеркнули и что записалисверху этих слов?
3. Какие числа выписали и как изменили?
Закрашиваем лучик 5. Оцените себя.
— Дочка и мачеха, позавидовали девочке ипо очереди отправились братьев месяцев искать.
Не захотели братья месяцы помогать жаднойдочке и злой мачехе.
А падчерица долго на свете жила, большаявыросла, замуж вышла и детей вырастила.
—Ребята,послушайте, как жила девочка и если вы услышите слово в ед.ч. поднимитекарточку красного цвета, а если во мн. числе, то поднимите карточку голубогоцвета.
Выделяюголосом выделенные слова.
И был у неё около дома сад — датакой чудесный, какого и свет не видывал. Раньше, чем у всех, расцветалив этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши.В жару было там прохладно, в метель тихо.
— У этой хозяйкивсе двенадцать месяцев разом гостят! — говорили люди.
— Как вы понимаете этислова? (Так говорят о трудолюбивых, старательных людях, у которых в жизни всёполучается.)
Закрашиваем лучик 6.
Рефлексия
— Давайте вернёмся к карточке с вопросами,прочитайте третий вопрос.
— Теперь мы можем ответить на него?
Нарисуйте снежинку под словом ЗНАЮ или подсловом Сомневаюсь, а те кто не понял как изменяются имена существительные –поднимите руки.
— Давайте повторим.
— Как же изменяются именасуществительные? (По числам)
— Какое может быть число у именисуществительного? (ед, мн.)
— А теперь вспомните, какую цель выставили перед собой в начале урока? (Учиться изменять имена существительные почислам).
— Скажите, мы достигли цели?
— На доске висит большая снежинка, на всехэтапах урока учитель заклеивал бесцветные лучики и в конце урока снежинка сталацелой-голубой. Прикрепите свои полностью раскрашенные маленькие снежинки рядомс большой, посмотрите – какой замечательный снегопад у нас получился!
— Оценки за урок получают…(У кого снежкиокрашены полностью, того оцениваю)
— Вы замечательно сегодня работали! Урококончен.
