X-PDF

Сценарий урока по русскому языку на тему Творительный падеж имен существительных (3 класс)

Поделиться статьей

Технологическая карта урока

Тема урока

Творительный падеж имен существительных

 

 

Тип урока

Урок «открытие новых знаний»

 

Цель урока

Создание условий для формирования у учащихся представления о грамматической форме имен существительных в творительном падеже.

 

Задачи

 

·         Образовательные:

·         — Познакомить с творительным падежом имен существительных;

·         — Научиться находить в тексте имена существительные в творительном падеже;

·         — Продолжат закреплять навыки изменения имен существительных в падежах.

·         Развивающие:

— Развивать у учащихся мотивы к познанию нового материала;

Воспитательные:

·         Воспитывать положительные качества личности.

·          

Планируемые результаты (предметные)

— формировать умения умение сознательно употреблять в речи существительные в творительном падеже;

— совершенствовать умения определять изученные падежи имён существительных,

— отрабатывать умения писать слова с изученными орфограммами.

 

Личностные результаты

— формирование умения оценивать свою работу;

— воспитывать у учащихся уважение к мнению других.

 

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные:

-учащиеся научатся определять творительный падеж имен существительных по вопросам;

-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся;

— давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные:

— формировать умение работать в парах, группах;

— развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

Регулятивные:

— учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

— формировать умения выполнять свои действия по образцу.

 

Основные понятия

Падеж, творительный падеж

 

Межпредметные связи

Литературное чтение, математика.

 

Ресурсы:

основные

дополнительные

 

Учебник В. П. Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс часть 1 стр. 52-53

Презентация, раздаточный материал, карточки

 

 

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа с картинками, самостоятельная работа.

 

 


 

Сценарий занятия

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Анастасия Валерьевна, урок русского языка проведу у вас я.

На уроке я сижу,

Не шумлю и не кричу.

Руку тихо поднимаю,

Если спросят – отвечаю.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно.
Слушаем внимательно!

Давайте проверим рабочее место. У вас на столах должны лежать ручка, тетрадка, дневник, учебник.

Приветствуют учителя.

— Здравствуйте!

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют рабочее место и готовность учащихся.

II. Актуализация и пробное учебное действие

 

Минутка чистописания.

— Сядьте ровно, тетради положите уголком. Запишите число – 16 февраля, классная работа.

— Ниже пропишите эти 3 строчки.

Словарная работа. (на слайде помещены слова для проверки)

Интересный, килограмм, коллекция, самолет, четверг, сирень, гвоздика, завтрак, аккуратно, песок.

— А теперь проверим, правильно ли вы написали.

— Вы выполняли упражнение 93 на странице 52.

— У кого возникли трудности при выполнении домашнего задания?

 

— Прочитайте, стихотворение, которое у вас получилось.

 

— В каком падеже стоят вставленные существительные? 

— Назовите падежные вопросы В.п. 

— В чем сложность определения В.п. у существительных? 

 

— Как правильно определить в каком падеже стоит существительное в В.п. или Р.п.? 

 

— Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!

На доске: ул…ца, те…итория, праз…ник, , морко…ь. (распечатки)

 Прочитайте имена существительные. Какие буквы необходимо вставить. Почему?

-Что еще могут обозначать пропущенные буквы?

— Составьте с записанными существительными словосочетания, употребив их в том падеже, на который указывает пропущенная буква.

-Как узнать падеж имени существительного? (Слайд)

— Вспомним фразу, которая помогает нам запомнить порядок падежей в русском языке. 

— О каких падежах мы уже говорили? 

Открывают тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ученика читают по 5 слов, остальные проверяют.

 

Читает один из учеников, остальные проверяют себя.

— В винительном падеже.

— Кого? Что?

— У этого падежа падежные вопросы И.п. и Р.п.

— Проверить с помощью слов-подсказок: нет и виню.

 

— И, рр, д, в.

Ответы детей.

Улица, территории, празднику, морковь.

— По вопросам, предлогу, окончанию.

— Иван Рубит Дрова Варвара Топит Печь.

— Об именительном, родительном, дательном, винительном.

III. Выявление места и причины затруднения

— Чтобы узнать тему урока, нужно отгадать загадку.

Творите – КЕМ? Творите – ЧЕМ?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад.
Исполнен всяческих надежд!
Коль ты сообразительный,
Узнай падеж

— Подумайте, какая тема урока?

Отгадывают.

 

 

 

 

 

 

— Творительный.

— Творительный падеж имен существительных.

IV. Построение проекта и выхода из затруднения

— Тема нашего урока: «Творительный падеж имен существительных».

— Как вы думаете, что вы сегодня на уроке узнаете?

Слушают учителя.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.7%
НЕТ
41.3%
Проголосовало: 1092

·         — Сегодня мы узнаем, какие вопросы имеет творительный падеж, какие предлоги используются в творительном падеже, познакомимся с творительным падежом имен существительных, научимся находить в тексте имена существительные в творительном падеже.

V. Реализация построенного проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Посмотрите на экран. Давайте отгадаем загадку.

— Рогатая, хвостатая,

Рогом проткнёт,

Хвостом починит.

— Кто догадался, что это? 

— А теперь определите падеж существительных. Как определим падеж существительных?

— По вопросам, по предлогам, словом-помощником. Творю чем? 

 — Что обозначают слова рогом, хвостом? 

 

— Ребята, мы выполнили задание и теперь можем сформулировать правило о творительном падеже. 

 

 

 

— Откройте памятку на странице 53 и посмотрите, все ли мы сказали.

— Прочитаем ещё раз, чтобы полученные знания ещё лучше отложились в вашей памяти.

 

 

 

 

— Иголка с ниткой.       

 

 

— Хвостом, рогом.

— Предметы с помощью которых что-то делали, творили.

Формулируют правило.

— Имена существительные в Т.п. отвечают на вопросы КЕМ? ЧЕМ?

И употребляются с предлогами с, со, перед, за, под, между, над..

 

Физминутка

Ребята, давайте отдохнем. Встаньте и повторяйте движения по ходу стихотворения.

1 – Подняться, потянутся.

2 – Нагнуться, разогнуться,

3 – В ладоши 3 хлопка. Головою 3 кивка.

На 4 руке шире.

5 – Руками помахать.

6 – На место тихо сесть.

 

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

— Посмотрите на страницу 52, упражнение 94. (работа у доски)

Прочитайте предложения.

1. На полянке пахнет земляникой. 2. За городом начинается лес. 3. Между берёзами течёт ручеёк. 4. Бабушка испекла пироги с черникой. 5. Над болотом кружили журавли. 6. Вечером над кормушкой закружились синицы

— Какой частью речи являются выделенные слова?

— Поставьте вопросы к выделенным именам существительным от слов, с которыми они связаны по смыслу. Определите по вопросу падеж.

 

— От какого слова зададим вопрос к выделенному слову? И какой вопрос. Подчеркните главные члены. Какой падеж? И почему?

 

 

 

— От какого слова зададим вопрос к выделенному слову? И какой вопрос.

— Какой падеж? И почему?

— Обратите внимание, что предлоги употребляются не только с существительными, но и с падежными вопросами.

— Запишите второе предложение. Подчеркните главные члены, укажите падеж выделенного слова.

 

 

 

 

 

 

— От какого слова зададим вопрос к выделенному слову? И какой вопрос. Подчеркните главные члены. Какой падеж? И почему?

— От какого слова зададим вопрос к выделенному слову? И какой вопрос. Подчеркните главные члены. Какой падеж? И почему?

— От какого слова зададим вопрос к выделенному слову? И какой вопрос. Подчеркните главные члены. Какой падеж? И почему?

 

 

 

 

 

 — Существительные.

 

 

— На полянке пахнет земляникой.

— Пахнет, пахнет (чем?) земляникой.

— Творительный, потому что вопрос чем относится к творительному падежу.

— За городом начинается лес.

— Начинается (за чем?) за лесом.

 

 

 

 

 

— Творительный, потому что вопрос за чем относится к творительному падежу и употребляется предлог за.

— Пироги (с чем?) с черникой(Т.п.)

 

— Кружили (над чем?) над болотом (Т.п.)

— Закружились (чем?) вечером (Т.п.)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону

— На странице 53, упражнение 95. В учебнике три группы слов.

1. Траву, доску, рыбу, гвоздь, одежду.

2. Шьют, ловят, забивают, пилят, косят.

3. Неводом, иглой, косой, молотком, пилой.

— Составьте предложения, выбирая из каждой группы нужные слова.

Например: Рыбу ловят (чем?) неводом (Т.п.)(Записывают в тетрадь, указывают падеж).

— Продолжите работу самостоятельно.

Первый вариант составляет предложения со словами траву и доску. А второй вариант со словами гвоздь, одежду.

 

 

 

 

 

 

Смотрят.

 

— Выполняют самостоятельно.

VIII. Включение в систему знаний и повторений

— Что мы сегодня изучали на уроке?

 

— Какие он имеет вопросы?

— С какими предлогами употребляются имена существительные творительного падежа?

— Какое вспомогательное слово имеет творительный падеж?

— Сколько вы падежей теперь знаете, назовите их.

 

 

— Творительный падеж имени существительного.

— КЕМ? ЧЕМ?

— с, со, перед, за, под, над, между.

 

— Творю.

— 5, именительный, родительный, дательный, винительный, творительный.

IX. Домашнее задание

— Откройте дневники, запишите домашнее задание:

На странице 53 выполнить упражнение 96 письменно:

— Найдите имена существительные в творительном падеже вместе со словом, подходящим по смыслу, задайте вопрос к существительному.

— Найдите в предложениях сравнения, определите, чем выражено сравнение.

— Подготовьтесь к написанию этого стихотворения на следующем уроке под диктовку.

Слушают объяснение и записывают в дневники.

X. Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Ребята. Вы сегодня большие молодцы, и отлично со всем справились.

-У вас на столах лежат карточки разных цветов:

Красная карточка- означает, что- то вам было не понятно, и вы допускали ошибки;

Желтая карточка- означает, что у вас возникли трудности с пониманием материала;

Зеленая карточка- у вас все получилось.

Урок окончен, до свидания!

 

 

 

 

 

Прощаются с учителем.


 

ул…ца

те…итория

праз…ник

морко…ь

Кем?

Чем?


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.7%
НЕТ
41.3%
Проголосовало: 1092

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет