X-PDF

Сценарий внеклассного мероприятия «Сказка в музыке живёт» на примере сюиты С.М. Слонимского «Принцесса, не умевшая плакать»

Поделиться статьей

Муниципальное казённое учреждениедополнительного образования

«Уйская детская школа искусств №1»

 

 

      

Сценарийвнеклассного мероприятия

«Сказкав музыке живёт»

 напримере сюиты С.М. Слонимского

«Принцесса,не умевшая плакать»

 (дляучащихся ДШИ и ДМШ

1-4классов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель:Стравинскас

ЕкатеринаАлександровна

 

                                                

с.Уйское 2023 г.

«Сказкав музыке живёт»

 напримере сюиты С.М. Слонимского

«Принцесса,не умевшая плакать»

 

Цель данного мероприятия:расширение кругозора учащихся, формирование заинтересованной, творческойличности через знакомство с современным композитором и его творчеством —  С.М.Слонимским.

Задачи:

          — познакомить слушателей с современным композитором С.М. Слонимским и еготворчеством;

          — рассказать о таинственной силе музыки композитора в создании сказочныхобразов, о появлении музыкальной сказки;

           — выявить и раскрыть театральные способности учащихся в ходе обыгрывания сюитыС.М. Слонимского «Принцесса, не умевшая плакать»;

            — формирование нравственного, эмоционального и волевого компонентовмировоззрения детей, умение работать в коллективе. 

 

Действующие лица: Ведущий, Принцесса,Принц, Король, Ведьма.

Ход мероприятия

Слайд 1

«Сказкао принцессе, не умевшей плакать»

ТворчествоСергея Михайловича Слонимского

Слайд 2

Сказку,как и музыку, любят все: и взрослые, и дети. В чем же секрет этой всеобщейлюбви? Главное здесь, наверное, то, что музыка, как и сказка доводит нас досамого края вечности и дает нам возможность насладиться ее величием. Этовоплощение народной мечты, воплощение веры.     

Слайд 3

Предназначение сказки – учить детейотличатьхорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости, не отчаиваться втрудную минуту. Сказка помогает развивать фантазию.                                                

Слайд 4

Музыка как вид искусства открываетчеловеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Онапереносит нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметныхобразов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха.                       Слайд 5

          Сказка – это мир фантазии, переплетенный среальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобыпонять музыку, тоже нужны фантазия и воображение. Таким образом, в какой-тостепени сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии.

Слайд 6

 «Музыка, эмоционально окрашиваявосприятие сказки, рождает эмоционально-оценочное отношение к персонажам идействиям, а сказка помогает восприятию музыки, углубляя и усиливая еёвоздействие на ребенка»: говорила Ольга Петровна Радынова, автор многочисленныхкниг в сфере музыкального школьного и дошкольного образования.  Содержаниемузыки хорошо воспринимается, если привлекается художественная литература,например, сказка. Так появляется музыкальная сказка.                 Слайд 7

Яркий пример такого явления —  фортепианнаясюита современного композитора Сергея Михайловича Слонимского, написанная посказке немецкого писателя и сказочника Рудольфа Баумбаха «Принцесса, не умевшаяплакать».     

Слайд 8

Сергей Михайлович Слонимский родился12 августа 1932 года в Ленинграде в семье писателя Михаила ЛеонидовичаСлонимского и Иды Исааковны Каплан-Ингель. Музыкальные способности, возможно,передались Слонимскому от его мамы, будучи по специальности физиологом, онадостаточно хорошо играла на фортепиано, а два ее брата на скрипке и виолончели.                                                                      

Слайд 9

Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1490

Среди учителей Слонимского БорисАлександрович Арапов, И. Шерман, Виссарион Яковлевич Шебалин, Евгений ИосифовичМесснер, Орест Александрович Евлахов. За годы учебы он ощутил на себе влияниетрех    школ – Н.Я. Мясковского, В.В. Щербачева   и     Д.Д. Шостаковича.                                                          

Слайд 10

Проявившиеся с детских лет склонностьк импровизации, любовь к музыкальному театру, увлечение С.С. Прокофьевым, Д.Д.Шостаковичем, М.П. Мусоргским — во многом определили творческий облик будущегокомпозитора.                                                               

Слайд 11, 12

Музыкально-общественный деятель,заботящийся об увековечении памяти и исполнении незаслуженно забытых сочиненийМ. Мусоргского, В. Щербачева, даже Р. Шумана, — Слонимский является одним изавторитетнейших современных советских музыкантов.                                    ИспользованиеСлонимским различных приемов выразительных средств делают его музыкупривлекательной для детского восприятия и ярко-образной, пианистически удобнойв исполнении.

Слайд 13

Особое место в его творчестве занимаетфортепианная сюита, написанная по сказке немецкого писателя и сказочникаРудольфа Баумбаха «Принцесса, не умевшая плакать».                                                                           Сюитасостоит из 7 пьес. Либретто написано самим композитором.      Слайд 14

В первой пьесе – «Принцесса — плакса»- Сергей Михайлович изображает плачущую принцессу. Музыка жалобная, печальнаякак будто сама плачет. Этому способствует и минорный лад, напевная мелодия,неустойчивые интонации настоящего плача. Существует такое выражение «лить слезыв три ручья», такие слезы Слонимский изображает с помощью полифоническогосклада. Принцесса льет слезы «в две мелодии». Изменчивый ритм хорошо передаетособенности плача.    

(музыкальный пример)                  

Слайд15

Слушая вторую пьесу «КолдовствоВедьмы», мы представляем злую старуху и слышим ее колдовское бормотание. Этосоздается благодаря колючим интервалам диссонансам, звучащим в низком регистре.Бормотание Ведьмы хорошо изображает темп и ритм.

(музыкальный пример)         

Слайд 16

Шестая часть, «Любовь Принцессы иОхотника», самая большая и значительная пьеса в этой сюите. Ее можно назватькульминацией всей сюиты. Любовь расколдовала Принцессу, вернула ей нормальноесостояние. Поэтому ее встреча с Охотником – самое важное событие в сказке, азначит и самое важное событие в музыке сюиты.                                     

 

Слайд 17

Инсценированниесказки учащимися школы.

 

Слайд 18

Спасибоза внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Внеклассная работа в рамках детской школы искусств являетсяодним из важных и значимых направлений деятельности учреждения. Ведущимпринципом внеклассной работы является развитие творческого потенциала личностиучащегося, формирование активной жизненной позиции. Любовь к музыке должнастать эмоциональной основой духовного становления личности каждого ребенка.

Методическая значимость данного сценария заключается в том,что предложенный материал, может быть использован не только как сценариймероприятие, но и как дополнение по предмету «Слушание музыки», способствуя более глубокому усвоениюучащимися материала, предусмотренного учебной программой.

 

 

 

 

Списоклитературы

 

1.     Belcanto.ru.Сергей Михайлович Слонимский. – URLhttps://www.belcanto.ru/slonimsky.html

2.     РадыноваО.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитаниедошкольников/под. ред. О.П. Радыновой – М.: Просвещение: Владос, 1994;

3.     ФроловА. Музыкальная литература. Секреты музыкального языка. Учебник для 3-го классадетских музыкальных школ / А. Фролов, — С-П: Композитор – 224 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • «Сказка

    1 слайд

    «Сказка о принцессе, не умевшей плакать»

    Творчество
    Сергея Михайловича Слонимского

  • Сказку,

    2 слайд

    Сказку, как и музыку любят все

  • Предназначение

    3 слайд

    Предназначение сказки

  • title=

    4 слайд

  • title=

    5 слайд

  • «Музыка,

    6 слайд

    «Музыка, эмоционально окрашивая восприятие сказки, рождает эмоциональное отношение к персонажам и действиям, а сказка помогает восприятию музыки, углубляя и усиливая ее воздействие на ребенка»

    О.П. Радынова

  • Баумбах

    7 слайд

    Баумбах Рудольф
    «Принцесса, не умевшая плакать»

  • Михаил

    8 слайд

    Михаил Леонидович
    Слонимский
    Ида Исааковна Каплан-Ингель
    Сергей Михайлович
    Слонимский
    Родился 12 августа 1932 года в Ленинграде

  • Учителя

    9 слайд

    Учителя С.М. Слонимского
    Борис Алексеевич Арапов
    Орест Александрович Евлахов
    Виссарион Яковлевич Шебалин

  • Сергей

    10 слайд

    Сергей Сергеевич Прокофьев
    Дмитрий Дмитриевич Шостакович
    Модест Петрович Мусоргский

  • Консерватория

    11 слайд

    Консерватория им. Н. А.
    Римского-Корсакова

  • title=

    12 слайд

  • Рудольф

    13 слайд

    Рудольф Баумбах
    «Принцесса не, умевшая плакать»

  • «Принцесса

    14 слайд

    «Принцесса — плакса»
    Музыка жалобная, печальная как будто сама плачет

  • «Колдовство

    15 слайд

    «Колдовство ведьмы»
    Колючие диссонансы, низкий регистр, темп и ритм – передают бормотание ведьмы

  • «Любовь

    16 слайд

    «Любовь Принцессы и Охотника»
    Кульминация всей сюиты
    Самое важное событие
    в сказке и музыке

  • Принцесса

    17 слайд

    Принцесса – плакса
    Колдовство Ведьмы
    Принцесса разучилась плакать
    Приказ Короля
    Полька Белой Лошади
    Любовь Принцессы и Охотника
    Принцесса плачет

  • Спасибо

    18 слайд

    Спасибо
    за внимание


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1490

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет