Сценарийзанятия «Год педагога и наставника» (5-7 класс)
Цель:формирование у обучающихся представления о роли педагога в становлении личностикаждого человека; формирование у обучающихся чувства благодарности и уважения кродителям, педагогам и наставникам; представления о качествах, которыенеобходимы тому, кого можно назвать наставником.
Формирующиесяценности: служение Отечеству, социальное служение.
Рекомендуемаяформа занятия: беседа, демонстрация видеороликов ицитат с последующим обсуждением.
Структуразанятия
Часть 1.Мотивационная
Вводное словопедагога. Демонстрация видеоролика и последующее обсуждение качеств учителя,педагога, наставника. Раскрытие значения понятия «наставник».
Часть 2. Основная
Знакомство свкладом К. Д. Ушинского в развитие педагогики. Обсуждение роли наставников вразных сферах жизни человека.
Часть 3.Заключение
Подведение итоговзанятия. Выражение благодарности родителям, педагогам, наставникам.
Сценарий
Мотивационнаячасть.
Я хочуначать наш сегодняшний разговор с показа видеоролика. Он построен так, чтотолько в его завершении раскрывается, кому он посвящен. Но вы наверняка сможетепонять это и раньше. Я попрошу вас для себя отметить, в какой именно момент выдогадались, о ком идет речь.
Демонстрациявидеоролика «Я учитель» https://razgovor.edsoo.ru/video/2041/
(дикторскийтекст).
Дажепредставить себе не можете, насколько захватывающая у меня работа. Я редактор ихореограф, нападающий, программист, бас-гитарист, исследователь иэкспериментатор, руководитель, психолог и немного доктор. Я все время учусь. Ябыл в жизни каждого из вас, и рано или поздно вы приведете ко мне своих детей.Потому что я… Я учитель.
Ребята,какие у вас были версии в начале сюжета?
В какоймомент вы догадались, что речь идет о профессии учителя?
Ответы учащихся,обмен мнениями.
Демонстрацияцитаты А. П. Чехова.
Великийрусский писатель Антон Павлович Чехов говорил, что «учитель должен быть артист,художник, горячо влюбленный в свое дело».
Почемуучителю недостаточно знать только свой предмет?
Почемуважно, чтобы учитель был и немного психологом, актером, художником,исследователем, экспериментатором?
Ответыобучающихся.
Предлагаюпосмотреть и обсудить еще один ролик, посвященный работе учителя.
Демонстрациявидеоролика на песню «Такая, брат, у нас с тобой работа» (муз. П. Кайро, сл. В.Белякова). https://razgovor.edsoo.ru/video/2043/
1
Перелиставизвестные тома,
Мы научилисьговорить красиво
Словами Пушкина,Макаренко, Дюма,
Но ведь не тольков этом наша сила.
Припев:
И каждый час, икаждую минуту
О чьих-то судьбахвечная забота.
Кусочек сердцаотдавать кому-то —
Такая, брат, у насс тобой работа.
2
Они порою знаютбольше нас,
Философы втринадцать с половиной.
Мечтая, забываютвсе подчас,
Присев с свечою ктеплому камину.
Припев:
И каждый час, икаждую минуту
О чьих-то судьбахвечная забота.
Кусочек сердцаотдавать кому-то —
Такая, брат, у насс тобой работа.
Вопросыдля обсуждения:
Как вамкажется, заканчивается ли работа учителя после звонка с последнего урока?Почему? −
Бытьучителем – это профессия или призвание? Почему?
Только ли вшколе нас окружают учителя? Где еще нам встречаются люди, которые передают намзнания, переживают за нас, за наше будущее? (спортивные тренеры, педагогихудожественных школ, вожатые, научные руководители, родители и т. д.)
Ответыобучающихся, обмен мнениями.
Ребята, вынаверняка слышали, что в знак признательности всем педагогам, учителям нашейстраны 2023 объявлен Президентом Российской Федерации В. В. Путиным Годомпедагога и наставника, открытие которого состоялось накануне нашего занятия.
Демонстрацияплаката «Год педагога и наставника».
Учитель обращаетвнимание обучающихся на логотип Года педагога и наставника.
Ребята,какая птица выбрана символом Года педагога и наставника?
Почемуименно пеликан стал символом Года педагога и наставника, как вы думаете?
Ответыобучающихся.
(Учитель, обобщаетответы обучающихся. Пеликан — символ милосердия, самопожертвования иродительской любви. Эта птица, кормящая своих птенцов, также является символомежегодного конкурса «Учитель года России», лучшим учителям России вручаетсяхрустальная статуэтка пеликана).
Год педагогаи наставника. Почему именно в такой формулировке, как думаете? В чем разницамежду педагогом и наставником? Что общего? Наставник – это обязательно учитель,педагог? Кто еще может выполнять функции наставника?
Ответыобучающихся, обмен мнениями.
(Учитель, обобщаямнения обучающихся, резюмирует, что наставник – это человек, который не тольконас чему-то научил, но и оказал существенное влияние на наше мировоззрение,сыграл значимую роль в нашей жизни: поддержал, защитил, помог найти себя ивыбрать свой путь). Учитель рассказывает обучающимся о проектах, в которыхребята могут как попробовать себя в роли наставника, так и встретить своегонаставника («Лига вожатых», «Россия – страна возможностей», Российское движениедетей и молодежи «Движение Первых»», «Орлята России», «Навигаторы детства»,Российское общество «Знание
Наставникомможет стать человек любой профессии, но чаще всего ими в нашей жизни являютсяпедагоги, которых принято еще называть Учителями с большой буквы.
Основнаячасть
А ктознает, почему именно 2023 год объявлен Годом педагога и наставника?
Юбилейкакого величайшего русского педагога мы отмечаем в этом году?
Ответыобучающихся.
3 марта2023 года исполнилось 200 лет со дня рождения основоположника российскойпедагогики К. Д. Ушинского.
Предлагаюпосмотреть и обсудить видеофрагмент, посвященный К. Д. Ушинскому
Просмотрвидеоролика. https://razgovor.edsoo.ru/video/2044/
Дикторский текст
«Четырежелания», «Как рубашка в поле выросла», «Лиса Патрикеевна» – эти сказки ирассказы мы знаем с самого детства. Сочинил и пересказал их Константин ДмитриевичУшинский. Педагог, писатель, и как его часто называли, учитель учителей.
В егокоротких, написанных простым языком произведениях детям открывается весьокружающий мир. Он пишет о временах годах, животных и птицах, том, что и какпроисходит вокруг нас.
Великийпедагог мечтал, чтобы все дети ходили в школу, были грамотными и любили русскийязык. Для этого он создал учебник «Родное слово» и «Детский мир». В них многорассказов, народных сказок, потешек, поговорок и произведений Пушкина,Некрасова, Никитина, Крылова.
КонстантинДмитриевич разработал не только увлекательные и доступные учебники для детей,но и пособия для учителей, по которым занимаются и преподают до сих пор.
КонстантинДмитриевич очень хотел изменить учебный мир, и ему это удалось. Он заменилбездумное заучивание на настоящее преподавание и обучение, создал комфортную исвободную учебную атмосферу. Благодаря Ушинскому учитель стал человеком,который не наказывает, а направляет ученика и прививает ему любовь к знаниям.
КонстантинДмитриевич также повлиял на сокращение длительности урока и введение школьныхканикул.
Вопросыдля обсуждения:
Какойвклад внес Константин Дмитриевич в развитие образования?
Почему егоучебники, написанные более 150 лет назад, до сих пор с удовольствием иинтересом читают в начальной школе?
Как выдумаете, почему Ушинского называли «учителем учителей»?
Ответыобучающихся.
КонстантинДмитриевич заботился о том, чтобы любой учитель был умным, добрым наставникомдля каждого своего ученика. Он писал для учителей книги, в которых рассказывал,как успешно учить детей, как воспитывать в них качества настоящих людей –справедливость, трудолюбие, отзывчивость, любовь к Родине.
Послушаемпроизведение Ушинского «Наше Отечество», которое прочитает Сергей СергеевичКравцов, Министр просвещения РФ.
Обратите внимание,с какой любовью Константин Дмитриевич пишет о Родине.
Демонстрациявидео https://razgovor.edsoo.ru/video/2042/
(дикторскийтекст).
НашеОтечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, чтов ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в неймы родились. В ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; аматерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами,выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…
Многоесть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна учеловека родная мать — одна у него и Родина.
МатушкаРоссия, родная мать… Такое маленькое произведение, а какое множество чувств иэмоций оно вызывает. Что почувствовали вы при его слушании? Расскажите.
Ответыобучающихся.
Конечно,сердечный отклик на произведение Константина Дмитриевича – глубокая и горячаялюбовь к своему Отечеству. Каждое произведение Ушинского – это своеобразнаязарисовка, урок-беседа «Худо тому, кто добра не делает никому», «Куй железо,пока горячо», «Вместе тесно, а врозь скучно». В своих книгах КонстантинДмитриевич дал много советов, как нужно трудиться и учиться, чтобы статьобразованным человеком.
Предлагаювыполнить интерактивное задание и обсудить высказывания К. Д. Ушинского. Интерактивноезадание «Высказывания К. Д. Ушинского».
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/teacherandmentor-57-1/index.html?back_url=/topic/40/grade/57/
Обсуждениепонимания обучающимися высказываний К. Д. Ушинского.
Заключение.
У каждогочеловека – свои Учителя, свои наставники. Их роль невозможно переоценить. Оникак маяк, который освещает путь, помогает нам двигаться вперед и всегдаподдерживает. Несмотря ни на что, вопреки всему.
Благодаряим мы те, кто мы есть сейчас, и кем станем в будущем. Наш успех – высшаянаграда и благодарность для них.
Основнаямиссия Года наставника и педагога – это выражение благодарности всем тем, ктонас учит, любит, воспитывает, «проживает» с нами трудные и счастливые моменты.
Именно обэтом совсем недавно говорил в своем Послании Федеральному Собранию и Президентнашей страны Владимир Владимирович Путин.
Просмотрвидеоролика https://razgovor.edsoo.ru/video/2040/
Нынешнийгод объявлен в России Годом педагога и наставника. Учитель, преподаватель прямоучаствует в строительстве будущего страны, и важно повысить общественнуюзначимость учительского труда, чтобы родители больше говорили своим детям облагодарности к учителю, а учителя – об уважении и любви к родителям. Давайтепомнить об этом всегда.
Апомните ли вы вашу первую учительницу в школе? За что вы можете сказать ей«спасибо»? За что и какие слова благодарности вы хотели бы сказать другимучителям?
За что выособо хотели бы поблагодарить педагогов спортивной секции, музыкальной школы?
Ответыобучающихся.
(Учитель можетрассказать свою историю, кому из своих учителей и за что он благодарен – завыбор профессии, за помощь в самом начале своего профессионального пути… Такойличный рассказ может быть очень значим для обучающихся, поможет создатьнеобходимую ситуацию доверия).
ВладимирВладимирович в своей речи упомянул и благодарность родителям. Как вы думаете,почему?
Ответы обучающихся.
Действительно, наши родители тоже являются для нас учителями и наставниками –свои первые знания о мире мы получаем от них, они подают нам пример в жизни,поддерживают, защищают и учат быть благодарными нашим учителям.
В завершениезанятия предлагаю вспомнить, за что мы благодарны своим родителям, учителям,наставникам.
Просмотрзаключительного видеоролика «Благодарим» https://razgovor.edsoo.ru/video/2039/
Мыблагодарны: за жизнь, за любовь, красоту, защиту, терпение, щедрость,возможности, поддержку, заботу, прощение, принятие, милосердие, справедливость,настойчивость, знания, истинность, честность, доброту, самопожертвование,преданность, верность, исполнение желаний и мечты, открытия, дружбу, за участиев судьбе, за доверие.
Можетепродолжить этот список? (за доброту, улыбки, уют и тепло, за любовь к стране,Родине, за мудрость и т. п.)
Какие изэтих слов вам захотелось сказать своим родителям?
Ответыобучающихся.
Благодарность– понятие многогранное. Это и эмоции, и способность ценить все хорошее, чтоесть в жизни, и ответ на добрые дела или поступки другого человека, выраженныйсловами, действиями.
Главное, очем нужно помнить, – это то, что ваша благодарность приносит большое счастьевам и людям, которым вы благодарны. И пусть этого счастья будет как можнобольше.
Использованныйматериал: https://razgovor.edsoo.ru/topic/40/grade/57/