X-PDF

Сценарий занятия на тему Год педагога и наставника (10-11 класс)

Поделиться статьей

Сценарийзанятия «Год педагога и наставника» 10-11 класс

 

Цель:

формированиепредставления учащихся о значимой роли учителя в становлении личности каждогочеловека;

формированиечувства благодарности и уважения к родителям, педагогам и наставникам; понимания,что служение Отечеству проявляется и в форме наставничества; представления окачествах, которые необходимы тому, кого можно назвать наставником.

Формирующиесяценности:

служениеОтечеству, социальное служение.

Продолжительностьзанятия: 30 минут.

Рекомендуемаяформа занятия:

беседа,демонстрация видеороликов и цитат с последующим обсуждением.

Структуразанятия

Мотивационнаячасть.

Вступительноеслово педагога. Демонстрация видеоролика и последующее обсуждение качествучителя, педагога, наставника. Раскрытие значения понятия «наставник».

Основнаячасть.

Знакомство снаставнической ролью известного советского педагога Антона СеменовичаМакаренко. Обсуждение роли театральных мастеров в становлении и судьбе своих учеников.Обсуждение роли спортивных тренеров в воспитании спортсменов.

Заключение

Подведение итоговзанятия. Выражение благодарности родителям, педагогам, наставникам.

 

Сценарий

 

Мотивационнаячасть.

Вступительноеслово

Просмотрвидеоролика «Я учитель» https://razgovor.edsoo.ru/video/2064/

(Он построен так,что только в его завершении раскрывается, кому он посвящен).

          Япопрошу вас для себя отметить, в какой именно момент вы догадались, о ком идетречь.

(дикторскийтекст).

         Дажепредставить себе не можете, насколько захватывающая у меня работа. Я редактор ихореограф, нападающий, программист, бас-гитарист, исследователь иэкспериментатор, руководитель, психолог и немного доктор. Я все время учусь. Ябыл в жизни каждого из вас, и рано или поздно вы приведете ко мне своих детей.Потому что я… Я учитель.

           Какие увас были версии в начале сюжета?

           В какоймомент вы догадались, что речь идет о профессии учителя?

Ответыобучающихся, обмен мнениями.

          Почемуучителю недостаточно знать только свой предмет?

          Почемуважно, чтобы учитель был и немного психологом, актером, исследователем,экспериментатором?

         Как вамкажется, заканчивается ли работа учителя после звонка с последнего урока?Почему?

         Бытьучителем – это профессия или призвание? Почему?

Ответыобучающихся, обмен мнениями.

        2023 год объявленПрезидентом Российской Федерации В. В. Путиным Годом педагога и наставника,открытие которого состоялось накануне нашего занятия.

 

        Какаяптица выбрана символом Года педагога и наставника?

        Почемуименно пеликан стал символом Года педагога и наставника, как вы думаете? Ответыобучающихся.

(Пеликан — символмилосердия, самопожертвования и родительской любви. Эта птица, кормящая своихптенцов, также является символом ежегодного конкурса «Учитель года России»,лучшим учителям России вручается хрустальная статуэтка пеликана).

        Педагога инаставника. Почему именно в такой формулировке, как думаете?

        В чемразница между педагогом и наставником? Что общего?

        Наставник– это обязательно учитель, педагог? Кто еще может выполнять функции наставника?

Ответыобучающихся, обмен мнениями.

(Наставник – эточеловек, который не только нас чему-то научил, но и оказал существенное влияниена наше мировоззрение, сыграл значимую роль в нашей жизни: поддержал, защитил,помог найти себя и выбрать свой путь).

          Учительрассказывает обучающимся о проектах, в которых ребята могут как попробоватьсебя в роли наставника, так и встретить своего наставника («Лига вожатых»,«Россия – страна возможностей», Российское движение детей и молодежи «ДвижениеПервых»», «Орлята России», «Навигаторы детства», Российское общество «Знание»).

 

 

 

 

          Наставником может стать человек любой профессии, но чаще всего ими в нашейжизни являются педагоги, которых принято еще называть Учителями с большойбуквы.     

           Именноо них, великих педагогах, сегодня наш разговор.

           Кто знает,почему именно 2023 год объявлен Годом педагога и наставника?

           Юбилейкакого величайшего русского педагога мы отмечаем в этом году?

Ответыобучающихся.

           В этомгоду 3 марта исполнилось 200 лет со дня рождения основоположника российскойпедагогики, родоначальника научного подхода К. Д. Ушинского.

          Молодойпедагог Константин Ушинский мечтал о времени, когда все дети будут обучатьсяграмоте и любить свой родной язык. Он хотел изменить мир школы. И ему этоудалось.

          Ушинскийзаменил бездумное заучивание на настоящее преподавание и обучение, создалкомфортную и свободную учебную атмосферу. Благодаря Ушинскому учитель сталчеловеком, который не наказывает, а направляет ученика и прививает ему любовь кзнаниям. 

           КонстантинДмитриевич заботился о том, чтобы учитель был умным, добрым наставником длякаждого своего ученика. Он писал для учителей книги, в которых рассказывал, какуспешно учить детей, как воспитывать в них качества настоящих людей –справедливость, трудолюбие, отзывчивость, Любовь к Родине.

         Константин Дмитриевич также повлиял на сокращение длительности урока и введениешкольных каникул.

          Почти150 лет назад Ушинский создал удивительный учебник «Родное слово», написанныйпростым, понятным русским языком, и потому его до сих пор любят и читают вначальной школе. Его книги для детей, учителей и родителей выдержали десяткипереизданий.

 

Основнаячасть.

           К числувеликих русских педагогов, Учителей с большой буквы относят и Антона СеменовичаМакаренко.

Предлагаюпосмотреть и обсудить небольшой сюжет, посвященный Антону Семеновичу.

Просмотрвидеоролика «А. С. Макаренко» https://razgovor.edsoo.ru/video/2065/

(дикторскийтекст).

        ЛеонидКонисевич – руководитель детского дома на станции Паратунка на Камчатке.  

        ГригорийСупрун – инженер танковой бригады в годы Великой Отечественной войны. 

        Лев Салько– инженер по испытанию самолетов и планеров.

        АлександрЧевелий – летчик, сражавшийся с фашистами в боях Великой Отечественной войны.

        Но ихжизни могли сложиться иначе, если бы они не попали в коммуну Антона СеменовичаМакаренко.

       Беспризорники и малолетние преступники в прошлом, они выросли и сталиизвестными и уважаемыми людьми.

        Один извоспитанников Макаренко – Алексей Землянский – отмечал, что педагог создалместо, где каждый чувствовал себя человеком. «Кредо Макаренко было максимальнопростым и ясным: хочешь жить здесь – работай, учись, будь честным, уважай веськоллектив».

        АнтонСеменович воспитал более 3000 детей с изломанными судьбами, и каждый нашел своюдорогу в жизни.

Вопросыдля обсуждения:

         Интереснопостроен сюжет видеоролика. Сначала мы видим очень успешных, состоявшихся вжизни людей, а затем узнаем историю их детства. Могла ли их жизнь сложитьсяпо-другому?

Представленная информация была полезной?
ДА
58.83%
НЕТ
41.17%
Проголосовало: 1008

         Как вамкажется, за счет чего Антон Семенович смог помочь ребятам с неблагополучнымпрошлым «выйти в люди», стать успешными?

         Какимикачествами нужно обладать, чтобы суметь сделать то, что удалось Макаренко?    

         Можно лисчитать Макаренко наставником для своих воспитанников? Почему?

Ответыобучающихся, обмен мнениями.

         Предлагаюобсудить цитату советского поэта, драматурга, журналиста, военногокорреспондента Михаила Аркадьевича Светлова.

 

 

 

Вопросыдля обсуждения цитаты:

        Как выпонимаете высказывание М. А. Светлова?

        Настоящийучитель – тот, кто помогает тебе стать самим собой, это основная мысль цитатыМ. А. Светлова. А что это значит для человека – стать самим собой? Как учительможет помочь человеку стать самим собой?

        Можно лисказать, что Антон Семенович Макаренко – тот, кто помог своим ученикам статьсамими собой? Почему?

         (Дополнительноможно предложить обучающимся в свободное время посмотреть фильм Виталия Якушева«Учитель с «железным» крестом» (2011), посвященный А. С. Макаренко и еголюбимому ученику Семену Калабалину, а также предложить подборку фильмов обУчителях с большой буквы».

          Продолжимнаш разговор об учителях и наставниках. Ведь они могут быть не только в школе.Кого еще вы можете называть наставником, учителем? Где эти люди могут работать?

Ответы обучающихся

         Испортивные тренеры, и педагоги в художественной, музыкальной или театральнойшколе тоже могут стать Учителями с большой буквы.

         Хочуобратить ваше внимание на наше театральное и киноискусство, которое славится вовсем мире. Имена наших творцов – режиссеров, актеров – навсегда вошли в историюмировой культуры. Мы действительно ими гордимся и благодарны им за это.

         Но у многихвеликих мастеров есть еще одна грань их таланта – быть Учителями для своихучеников.

         Посмотрими обсудим сюжет о наставниках в сфере искусства. При просмотре обратитевнимание на то, какие личностные качества своих наставников известные российскиеактеры считают наиболее значимыми, и за что они им особо благодарны.         

Просмотрвидеоролика https://razgovor.edsoo.ru/video/2067/

(дикторскийтекст).

МаркАнатольевич Захаров народный артист СССР, режиссертеатра и кино, киноактер, художественный руководитель и главный режиссерМосковского театра «Ленком» (с 1973 по 2019 год)

АлександрАбдулов: Все, что я имею на сегодняшний день впрофессии, это все Марк Анатольевич. Он… ну, вот, как, знаете… не родной покрови, предположим, но ты же его вырастил, ребенка, я же вырос здесь. Было все.И во всем этом участвовал Марк Анатольевич, он меня вытаскивал оттуда, оттуда,оттуда… Как в нормальной семейной жизни. Понимаете?

АлександрЗбруев: Опять не хотелось бы говорить громкихслов, кто для нас Марк Анатольевич, кто-то там говорит «папа». Так оно и есть.

ГалинаБорисовна Волчек народная артистка СССР, актрисатеатра и кино, театральный режиссер, художественный руководитель Московскоготеатра «Современник» (с 1989 по 2019 год)

СергейЮшкевич: Я все время чувствую ее любовь и еевнимание и, можно даже сказать, покровительство.

ОльгаДроздова: (За что Вы любите Галину Борисовну?) Зато, что она любит меня. Сергей Гармаш: Я невероятно благодарен Волчек зато, что она очень много мне помогла в жизни, когда, скажем так, я не оченьправильно себя вел, когда я в чем-то заблуждался. Она находила времяпросто-напросто позвать меня в кабинет и приложить усилия к тому, чтобы я ееуслышал.

ВладимирАбрамович Этуш народный артист СССР, актер театра икино, театральный педагог, художественный руководитель Театрального институтаим. Б. Щукина (с 2003 по 2019 год)

ВячеславМанучаров: Те занятия, которые он с нами проводил,они направлялись всегда на одно, что, кто бы что ни говорил, каким бы артистомты ни был – популярным, известным, талантливым, суперпродаваемым – прежде всеготы должен оставаться человеком. Что бы ни было. Ты должен оставаться человекоми мужчиной.

Вопросыдля обсуждения:

         Ознаменитых актерах их ученики говорят с очень большой любовью и благодарностью,мы это видели в ролике. Только ли потому, что их мастер завоевал признание публики?

         Чему ещеучили и учат великие актеры и режиссеры своих учеников, помимо творческойпрофессии?

         За чтосвоим мастерам благодарны ученики? Что они особенно в них ценят?

         Почему ихможно назвать Учитель с большой буквы, хотя в театральной среде или другихобластях искусства их зовут не учителями, а мэтр, маэстро и т. д.?

        Нашастрана славится высокими спортивными достижениями, спортсменами мировойвеличины. Но жизнь каждого из них могла бы сложиться иначе, не окажись на ихжизненном пути того самого человека, который стал для них больше, чем тренер.     

        Предлагаюпосмотреть и обсудить короткий видеофрагмент. Просьба обратить внимание наэмоциональную составляющую сюжета.

Просмотрвидеоролика (на песню «Да разве сердце позабудет» – музыка А. Пахмутовой, словаН. Добронравова). https://razgovor.edsoo.ru/video/2066/

Вопросыдля обсуждения видеоролика:

          Какиеэмоции вы увидели в сюжете и какие эмоции возникли у вас?

         Вывидели, как переживают тренеры за спортсменов, как они им помогают статьнастоящими профессионалами, утешают и поддерживают, искренне радуются изаботятся, как родители. Почему так получается, что тренер занимает почти такоеже место в жизни ребенка, как его мама и папа?

         Кадрыработы каких известных советских и российских тренеров мы видели в ролике? Оком из них вы слышали? (А. Тарасов, В. Третьяк, И. Роднина, И. Винер, А.Гомельский)

         Какиепримеры вы можете привести, когда тренер «проживает жизнь» рядом соспортсменом, становясь для него настоящим Учителем, Наставником (с большойбуквы)? Может быть, вы видели фильмы, в которых показаны такие взаимоотношениятренера и его подопечных? («Лед», «Белый снег», «Движение вверх», «Легенда 17»и т. д.).

         Как выдумаете, как тренер помогает ребенку достичь успеха? Какие качества он в немвоспитывает?

Обращаю ваше вниманиена еще одну цитату. Эти слова принадлежат Ирине Александровне Винер,знаменитому российскому тренеру по художественной гимнастике.

Демонстрацияцитаты И. Винер.

         ИринаВинер, советский и российский тренер по художественной гимнастике, президентВсероссийской федерации художественной гимнастики.

Вопросыдля обсуждения:

          Как выпонимаете слова Ирины Александровны Винер?

          К какимчувствам своих спортсменок она обращается, произнося эти слова? Только ли опьедестале и гимне идет речь в ее словах?

          За чтоблагодарен своему тренеру спортсмен, стоящий на пьедестале?      

 

Заключение.

         У каждогочеловека – свои Учителя, свои наставники. Их роль невозможно переоценить. Оникак маяк, который освещает путь, помогает нам двигаться вперед и всегдаподдерживает. Несмотря ни на что, вопреки всему.

         Благодаряим мы те, кто мы есть сейчас, и кем станем в будущем. Наш успех – высшаянаграда и благодарность для них.

         Основнаямиссия Года наставника и педагога – это выражение благодарности всем тем, ктонас учит, любит, воспитывает, «проживает» с нами трудные и счастливые моменты.     

        Именно обэтом совсем недавно говорил в своем Послании Федеральному Собранию и Президентнашей страны Владимир Владимирович Путин.

Просмотрвидеоролика. https://razgovor.edsoo.ru/video/2063/

         Нынешнийгод объявлен в России Годом педагога и наставника. Учитель, преподаватель прямоучаствует в строительстве будущего страны, и важно повысить общественнуюзначимость учительского труда, чтобы родители больше говорили своим детям облагодарности к учителю, а учителя – об уважении и любви к родителям. Давайтепомнить об этом всегда.

          А вы помнитевашу первую учительницу в школе?

За что вы можетесказать ей «спасибо»?

За что и какие словаблагодарности вы хотели бы сказать другим учителям?

         За что выособо хотели бы поблагодарить педагогов музыкальной школы, спортивной секции?

Ответыобучающихся.

(Учитель можетрассказать свою историю, кому из своих учителей и за что он благодарен – завыбор профессии, за помощь в самом начале своего профессионального пути… Такойличный рассказ может быть очень значим для обучающихся, поможет создатьнеобходимую ситуацию доверия).

          Владимир Владимирович в своей речи упомянул и благодарность родителям. Как выдумаете, почему?

Ответыобучающихся.

          Наширодители тоже являются для нас учителями и наставниками – свои первые знания омире мы получаем от них, они подают нам пример в жизни, поддерживают, защищаюти учат быть благодарными нашим учителям.

        Взавершение занятия предлагаю вспомнить, за что мы благодарны своим родителям,учителям, наставникам.

Просмотрзаключительного видеоролика «Благодарим» https://razgovor.edsoo.ru/video/2062/

        Мыблагодарны: за жизнь, за любовь, красоту, защиту, терпение, щедрость,возможности, поддержку, заботу, прощение, принятие, милосердие, справедливость,настойчивость, знания, истинность, честность, доброту, самопожертвование,преданность, верность, исполнение желаний и мечты, открытия, дружбу, за участиев судьбе, за доверие.

        Можетепродолжить этот список?

(за доброту,улыбки, уют и тепло, за любовь к стране, Родине, за мудрость и т. п.)

        Какие изэтих слов вам захотелось сказать своим родителям?

Ответыобучающихся.

       Благодарность – понятие многогранное. Это и эмоции, и способность ценить всехорошее, что есть в жизни, и ответ на добрые дела или поступки другогочеловека, выраженный словами, действиями.

        Главное, очем нужно помнить, – это то, что ваша благодарность приносит большое счастьевам и людям, которым вы благодарны. И пусть этого счастья будет как можнобольше.

 

Использованныйматериал:

https://razgovor.edsoo.ru/topic/40/grade/1011/


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.83%
НЕТ
41.17%
Проголосовало: 1008

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет