X-PDF

Сценарий занятия Россия в мире 13 февраля (8-9 класс)

Поделиться статьей

Сценарийзанятия «Россия в мире» (8-9 класс)

 

Цель:раскрыть значение и роль России в современном мире, формировать представленияобучающихся о достижениях и мировой значимости российской науки, культуры,технологий, о вкладе России в борьбу с нацизмом, колониализмом.

 

Формирующиесяценности: патриотизм, любовь к Родине, служениеОтечеству.

 

Продолжительностьзанятия: 30 минут.

 

Рекомендуемаяформа занятия: эвристическая беседа. Занятиепредполагает использование видеороликов, презентационных материалов, включаетанализ текстовой и визуальной информации.

 

Структуразанятия

Мотивационнаячасть.

Актуализацияимеющихся у обучающихся знаний о роли и месте России в мире.

Основнаячасть.

Раскрытие основнойтемы занятия – «Роль и место России в мире» по основным направлениям: культура,наука, исторические победы, высокие технологии, особая миссия страны в борьбе сколониализмом.

Заключительнаячасть.

Рефлексия.Итоговая рефлексия. Подведение итогов занятия.

 

Сценарий

 

Мотивационнаячасть.

Вступительноеслово

         Теманашего сегодняшнего разговора – «Россия в мире».

Как вы думаете, очем мы будем говорить?

Какие вопросыбудем обсуждать?

(Ответыобучающихся).

         Верно, оместе и роли России на мировой арене, о достижениях нашей страны, оказавшихзначительное влияние на мировую культуру и науку, о событиях российскойистории, изменивших мир.

 

Основнаячасть.

Интерактивноезадание «Россия в мире» https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/russiaintheworld-89-1/index.html?back_url=/topic/37/grade/89/

(Интерактивноезадание состоит из шести тематических видеосюжетов, воспроизведение которыхосуществляется путем нажатия на иконки:

великая культура,великие открытия, высокие технологии, великие победы, особая миссия, великаястрана).

            (Послепросмотра видеоролика на экран выводится основной вывод о роли России в мире поконкретному аспекту. Далее педагог организует с обучающимися беседу попредложенным вопросам).

         Какиеассоциации, образы у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «великаярусская культура»?

Какие именарусских поэтов, писателей, композиторов вы вспоминаете?

Какие из нихизвестны во всем мире?

Ответыобучающихся.

          Предлагаюпосмотреть видеосюжет о самых известных в мире представителях русской культуры.

 

Видеосюжет«Великая культура».

Дикторскийтекст:

           Россия– страна великой культуры: произведения российских писателей, композиторов идраматургов – это вершина мирового культурного наследия, настоящееобщечеловеческое достояние.

           Так, поданным ЮНЕСКО, русский писатель Фёдор Достоевский является самым известным иодним из самых читаемых писателей в мире. Более того, его книги не толькочитают, но и слушают более чем в 20 странах. Всё благодаря глубокому психологизмув его произведениях, который прослеживается уже с ранних работ.

           Любят вмире и другого русского писателя – Льва Толстого. Ведь он описывал то, чтопонимают и чувствуют люди во всем мире, говорил о традиционных ценностях. Егоидеи и до сих пор близки каждому. Кроме того, Толстой – один из самыхэкранизируемых авторов в мире: только по роману «Анна Каренина» снято более 30фильмов, существует 11 киноверсий эпопеи «Война и мир» и более 20 экранизацийромана «Воскресение».

            Неменее любим иностранцами и драматург Антон Чехов. Ведь равную ему краткость,простоту, музыкальность и живописность, эмоциональную и смысловую емкость усовременников и предшественников не найти. Произведения Чехова переведены болеечем на 90 языков мира.

           А ПётрЧайковский, также, по данным ЮНЕСКО, считается одним из самых исполняемых вмире композиторов, поскольку его музыка не просто понятна, а по-настоящемублизка людям разных национальностей, государств, вероисповеданий. Подсчитано,что каждые 6 минут на нашей планете исполняется какое-нибудь произведениеЧайковского.

           И этолишь некоторые великие имена, которыми славится наша страна во всем мире.

(По окончаниивидеоролика на экране появляется основной вывод: Россия – страна великой культуры).

Вопросыдля обсуждения с обучающимися:

− Почемутворчество русских писателей имеет такое большое значение для мировой культуры?

− Почему люди вовсем мире стараются изучать русскую литературу?

− Что ихпривлекает, по-вашему, – сюжет, эмоциональная и смысловая наполненность, теценности, которые важны для каждого человека?

− Русская музыка,русский балет занимают особую нишу в мировом музыкальном и театральномискусстве. Как вы думаете, что именно привлекает людей всего мира впроизведениях Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Прокофьева и другихотечественных композиторов?

− О чем заставляютзадумываться их произведения?

(Ответыобучающихся, обмен мнениями. Педагог при необходимости дополняет ответыобучающихся).

           Нашастрана известна в мире не только шедеврами искусства и культуры. На прошломзанятии мы с вами говорили об открытиях и достижениях российской науки,перевернувшей мир. Давайте еще раз вспомним русских ученых с мировым именем,чьи открытия продвинули человечество по пути прогресса.

 

Видеосюжет«Великие открытия».

Дикторскийтекст:

         Россия –страна великих открытий и передовой науки.

         Нашиученые положили начало освоению космоса и мирному использованию атомнойэнергии.

         Именно сих подачи был запущен первый космический спутник и создана первая в миреатомная электростанция.

         Сегоднямы говорим о мировых открытиях, которые совершили наши ученые.

          В январе1820 года Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев обнаружили шельфовый ледник наберегу Принцессы Марты, который впоследствии назвали Шельфовым ледникомБеллинсгаузена. Тогда же они первыми увидели Антарктический полуостров и сталипервооткрывателями нового материка. Поэтому 1820 год считается годом открытия Антарктиды.

          В 1869году Дмитрий Менделеев завершил работу над периодической системой химическихэлементов, или как мы ее знаем, над «Таблицей Менделеева». Он первый смограсположить химические элементы по рядам в порядке возрастания их массы, исделал это так, чтобы они в одной колонке имели похожие химические свойства.Таблица Менделеева – и по сей день одно из величайших открытий, котороеизменило мир.

          АлександрПопов создал первое радио: в декабре 1897 года он успешно пустил сигнал изчетырех букв «ГЕРЦ» на расстояние более 250 метров от передающей станции.

           ИгорьКурчатов заложил основы атомной энергетики, и 26 июня 1954 года, вместе сосвоим коллективом, разработал, построил и запустил Обнинскую АЭС, которая сталапервой в мире атомной электростанцией.

           А черезтри года, 4 октября 1957 года, Сергей Королев запустил на околоземную орбитупервый в истории человечества искусственный спутник Земли.

           Всемирнаясеть, сотовая связь, навигаторы – стали возможными благодаря изобретениямЖореса Алферова. В 1963 году он создал полупроводниковый лазер, которыйиспользуется везде: для считывания штрихкода на кассах в магазинах, дляпередачи сигнала по оптоволокну, что позволяет охватить мир сетью Интернет. Агетероструктуры, разработанные Алферовым, используют в мобильных телефонах.

           Нашиученые, исследователи, конструкторы и инженеры до сих пор совершают открытия,поражающие своим новшеством и пользой. И потому Россия занимает лидирующиепозиции в мире во многих областях науки и техники.

(По окончаниивидеоролика на экране появляется основной вывод: Россия – страна великихлюдей, великих открытий и передовой науки).

Вопросыдля обсуждения с обучающимися:

− Какое из великихоткрытий России, на ваш взгляд, является самым значимым для мировой науки?Какое из них существенно изменило жизнь большинства людей на планете?

Представленная информация была полезной?
ДА
58.49%
НЕТ
41.51%
Проголосовало: 954

− Какую рольсыграло открытие Антарктиды в развитии мировой науки?

− Как повлиялапериодическая система химических элементов Менделеева на развитие мировой химическойнауки? Как появление атомной электростанции изменило жизнь людей во всем мире?

− Какие ещеоткрытия отечественных ученых вы бы отнесли к великим открытиям, изменившиммир?

(Ответыобучающихся, обмен мнениями. Педагог при необходимости дополняет ответыобучающихся).

          Россия –страна с самыми богатыми природными ресурсами. Однако мы поставляем в другиестраны мира не только нефть, газ и другие природные ископаемые, но и новейшиетехнологические разработки. Давайте, посмотрим ролик и узнаем, о какихтехнологиях идет речь.

 

Видеосюжет«Современные технологии».

Дикторскийтекст:

         Россия –успешный экспортер высоких технологий XXI века. Среди них особое место занимаетатомная энергетика.

         Внастоящее время наша госкорпорация Росатом сооружает АЭС в 12 странах мира. Изанимает первое место по числу подобных проектов строительства АЭС: 36энергоблоков.

         Россиясовершила мощнейший технологический прорыв, который решит проблемы человечествана 1000 лет вперед. Наши атомщики запустили и успешно испытали реактор наБелоярской АЭС, который способен работать на ядерных отходах.

         Такимобразом, развитие данной технологии позволит 25 тысяч тонн имеющихся ядерныхотходов направить в дело – а значит, в перспективе мы получим безотходноепроизводство. Планета станет чище и безопаснее.  

        Практическиэто означает начало реализации в промышленных масштабах замкнутого ядерноготопливного цикла. И это можно считать не только огромной победой нашей страны,но и началом эры «вечной энергии».

(По окончаниивидеоролика на экране появляется основной вывод: Россия – страна передовыхсовременных технологий).

Вопросыдля обсуждения с обучающимися:

В западных СМИРоссия позиционируется как страна, экспортирующая на мировой рынок только сырье(нефть, газ и другие природные ископаемые). Какие аргументы, развенчивающиеданный стереотип, вы можете привести?

− Что дляэкономики страны означают технологические прорывы?

− Какие профессии,на ваш взгляд, будут особо востребованы в России в ближайшем будущем?

(Ответыобучающихся, обмен мнениями. Педагог при необходимости дополняет ответыобучающихся).

       «Великие победы»– следующая тема нашего обсуждения. К ним можно отнести и победы в спорте, и внауке, о которых мы только что говорили. Но какую победу чаще всего имеют ввиду, говоря о ней как о Великой?

(Ответыобучающихся). Речь идет о Великой Отечественной войне. Давайте еще развспомним, как эта победа изменила жизнь не только нашей страны.

 

Видеосюжет«Великие победы».

Дикторскийтекст:

        Втораямировая война завершилась полным разгромом фашистской Германии. И важнейшей еёчастью стала Великая Отечественная война.  

         Согласностатистике, Германия за годы войны с СССР потеряла 10 млн. человек, в то времякак потери нашей страны были значительно выше – 27 млн. человек (большая часть– мирные жители: женщины, дети, старики) и одна треть национального богатства.Но страна не сдалась…

         И сейчаструдно переоценить подвиг советского народа, ведь именно он стал той силой,которая определила победу в ходе войны.

         Так, в1941 году, Советский Союз остановил непрерывное победное шествие вермахта поЕвропе.

          Советскиевойска одержали победу в Сталинградской битве в 1942–1943 гг. – и это сталопереломным этапом в ходе Второй мировой войны. Они подорвали боевой духфашистов и закрепили свои позиции в ходе Курской битвы в 1943 году, когдагитлеровская армия не могла противостоять их наступлению, а форсирование Днепраи освобождение Белоруссии в ходе операции «Багратион» открыло путь нашимвойскам к освобождению Европы.

         В1944–1945 годах Советский Союз осуществил освободительную миссию в Европе,окончательно разгромив фашистов на их территории.

        Такимобразом, именно наша страна внесла наибольший вклад в победу и разгромилаосновные силы немецкой армии, определив этим полную и безоговорочнуюкапитуляцию Германии.

(По окончаниивидеоролика на экране появляется основной вывод: Россия – страна великойистории, сыгравшая важнейшую роль в мировых процессах, жизни других стран).

Вопросыдля обсуждения с обучающимися:

− Какие ещевеликие победы нашей страны, повлиявшие на мировую историю, вам известны?

− Почему фашизм –это опасная идеология? Чем она угрожает миру?

− Какую роль нашапобеда в Великой Отечественной войне оказала на мир в целом?

− Какиеисторические уроки важно вынести из опыта Великой Отечественной войны?

(Ответыобучающихся, обмен мнениями. Педагог при необходимости дополняет ответыобучающихся).

          Следующаятема для обсуждения – особая роль России в поддержке стран, стремящихся ксвободе и суверенитету. Народ, стремящийся к независимости, хочет защитить,прежде всего, свою историю, культуру, самобытность.

           Россиявсегда поддерживала те страны, в которых принимают и уважают традиционныеобщечеловеческие ценности. Особенно ярко это проявлялось во второй половине ХХвека, в период так называемой «деколонизации». Какую роль сыграла наша страна вэто период мировой истории? Что принесла деколонизация освобожденным странам?Постараемся найти ответ на этот вопрос после просмотра видеоролика.

 

Видеосюжет«Особая миссия».

Дикторскийтекст:

         ПослеВторой мировой войны усилился процесс деколонизации, вызванный движением за освобождениеот колониального гнёта европейских держав.

          С 1943по 1959 годы независимость обрели 20 стран. К 70-ым годам XX века сталисвободными от метрополий ещё 50 государств. За весь этот период на местеколоний и политически зависимых стран возникло около 100 новых суверенныхгосударств.

          До этогопочти вся Африка и значительная часть Азии были захвачены европейскимистранами.

           Деколонизацияне всегда шла мирным путём. Европейские державы не хотели признаватьнезависимость колоний, которые некогда приносили им хорошую прибыль. Ноподдержка СССР дала мощный толчок национально-освободительному движению встранах Африки и Азии.

         Так,благодаря усилиям Советского Союза, 1960 год стал «Годом Африки». Именно тогда17 стран этого континента получили независимость от своих колониальных хозяев.

         В том жегоду по инициативе СССР Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию опредоставлении независимости колониальным странам и народам. Документ осуждалколониализм как угрозу миру и провозглашал необходимость покончить с любыми егопроявлениями. Согласно ему, колониальные державы должны были передать властьнародам, которые населяли подконтрольные им территории в Азии и Африке.

(По окончаниивидеоролика на экране появляется основной вывод: Россия – страна, уважающаясвободу и суверенитет других стран, защищающая традиционные общечеловеческиеценности).

Вопросыдля обсуждения с обучающимися:

− Чем опасенмонополярный мир?

− Почему народыстран Азии и Африки стремились к освобождению от зависимости от европейскихстран в послевоенные годы?

− Почему, повашему мнению, наша страна активно поддерживала процессы деколонизации в Африкеи Азии после Второй мировой войны?

− Какие ещепримеры помощи со стороны России в защите суверенности других стран вы можетепривести?

(Ответыобучающихся, обмен мнениями. Педагог при необходимости дополняет ответыобучающихся).

 

Заключительнаячасть.

       Подводяитоги занятия, педагог нажимает на иконку интерактивного задания «Великаястрана», на экране появляется облако смыслов, воспроизводящее основные выводыпросмотренных сюжетов.

         Сегоднямы обсуждали с вами очень серьезные вопросы о месте нашей страны в мире, о еероли в развитии всего общества.

Как бы выопределили роль нашей страны в мировом сообществе:

− в областикультуры?

− в науке?

− в защите мира,поддержке многополярного мироустройства?

− какие высокиетехнологии экспортирует Россия?

− почему Россияподдерживает антиколониальную политику стран, стремящихся к независимости?Какие принципы государственного строительства помогает защищать?

(Ответыобучающихся, обмен мнениями).

           Подведемитоги. Главное, о чем мы сегодня говорили, это то, что Россия —страна-цивилизация, создавшая вместе с соседними, духовно близкими народами,неповторимый культурный мир и реализующая самостоятельные пути общественногоразвития.

           Разговоро России в мире нельзя уложить в одно занятие, и, конечно, мы будем продолжатьговорить об этом, открывая всё новое и новое в историческом прошлом и настоящемнашей страны. Главное – чтобы Россия была в сердце каждого из нас!

 

Использованныйматериал:

https://razgovor.edsoo.ru/topic/37/grade/89/


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.49%
НЕТ
41.51%
Проголосовало: 954

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет