Внеурочноезанятие
«Седьмаясимфония Дмитрия Шостаковича «Ленинградская»
(форма:музыкальная гостиная)
Цель: сформировать представление о вкладе Дмитрия Дмитриевича Шостаковича всокровищницу мировой музыкальной культуры и показать силу воздействия великой музыкина жизнь и борьбу советского народа против немецких захватчиков в годы ВеликойОтечественной войны.
Задачи:
1. Познакомиться систорией создания и исполнения великой симфонии в блокадном Ленинграде.
2. Прослушать фрагментымузыкального произведения.
3. Обсудить ценностьмузыкального произведения.
Содержание
Вступление
Ведущий: Опятьвойна,
Опять Блокада, —
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
“Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
Сегодня нашавстреча посвящена одному из самых знаменательных событий, связанных с историей Великой Отечественной войны, блокаде города Ленинграда (900 дней и ночей). Аразговор пойдёт о музыкальном произведении, ставшем символом блокадногоЛенинграда, о котором Анна Ахматова написала следующие строки:
А за мною, тайной сверкая
И назвавши себя Седьмая
На неслыханный мчалась пир…
Притворившись нотной тетрадкой,
Знаменитая ленинградка
Возвращалась в родной эфир.
Это стих о симфонии №7 Д.Д. Шостаковича.
Симфония №7«Ленинградская».
15 симфоний Шостаковичасоставляют одно из величайших явлений музыкальной культуры ХХ столетия. Несколькоиз них несут определенную «программу», связанную с историй или войной. Замысел«Ленинградской» возник из личного опыта.
«Нашейпобеде над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом,
моему любимому городу Ленинграду, япосвящаю свою седьмую симфонию»
(Д. Шостакович)
1. Биография ДмитрияШостаковича
Шостакович ДмитрийДмитриевич (1906—1975), композитор.
Родился 25 сентября1906 г. в Петербурге. В 1919 г. поступил в Петроградскую консерваторию, которуюокончил по двум специальностям — в 1923 г. как пианист (класс Л. В. Николаева)и в 1925 г. как композитор (класс М. О. Штейнберга). Дипломная работа — Перваясимфония сразу принесла композитору известность.
Им создано 15 симфоний,среди которых знаменитая Седьмая, посвященная Ленинграду и написанная в тяжёломблокадном 1941 году.
Композитор написал 15струнных квартетов, получивших всемирное признание. Он внёс вклад и в развитиеоперного жанра. В период 1943—1948 гг. преподавал также в Московскойконсерватории. Среди учеников Шостаковича — такой мастер, как Г. В. Свиридов.Композитор являлся почётным членом многих зарубежных академий и почётнымдоктором ряда университетов. Творчество Шостаковича оказало огромное влияние наразвитие мирового музыкального искусства. Умер 9 августа 1975 г. в Москве.
Ведущий:Прежде чем продолжить разговор вспомните, пожалуйста, что такое симфония.
Ø Симфония – музыкальное произведениедля симфонического оркестра, которое состоит из 4-х частей.
-А симфония – это жанр программной музыки или нет?
-Как правило, симфония – это произведение не программной музыки, но симфония №7Д.Д. Шостаковича является исключением, потому что у неё есть программноеназвание – “Ленинградская”.
-И не только поэтому. Д.Д. Шостакович, в отличие от других подобных исключений,даёт название ещё и каждой из частей, и я предлагаю Вам с ними познакомиться.
Воттак выглядит состав симфонии:
Iчасть – фашистское нашествие;
IIчасть – воспоминания о мирной жизни;
IIIчасть – тема Родины;
IVчасть – победа.
2. История создания7-ой Симфонии.
В июне 1941 годафашистская Германия вторглась в Советский Союз и, вскоре Ленинград оказался вблокаде, которая длилась 18 месяцев и повлекла за собой бесчисленные лишения исмерти. Помимо погибших во время бомбежек, более чем 600 000 советских граждан умерлиот голода. Многие замерзли или погибли из-за нехватки медицинской помощи. Восажденном городе, претерпевая страшные лишения вместе с тысячами других людей,Шостакович начал работу над своей Симфонией №7. Первые три части симфонииШостакович создал в блокадном Ленинграде.
Финалсимфонии, завершенный в декабре 1941 года, композитор создал уже в Куйбышеве(ныне Самара), где на сцене Театра оперы и балета она и была впервые исполнена 5марта 1942 года оркестром Большого театра Союза СССР под управлением С. А.Самосуда.
Прослушиваниефрагмента 1 части симфонии (Фашистское нашествие).
Ведущий:
-Как Вы думаете, задумывались ли ленинградцы в блокадном городе об исполнениисимфонии в Ленинграде?
—С одной стороны, главная цель, котораястояла перед голодными жителями блокадного города, это, конечно же, выжить. Сдругой стороны, мы знаем, что в блокадном Ленинграде работали театры, радио инаверняка нашлись энтузиасты, которые были одержимы желанием, во что бы то нистало, исполнить “Ленинградскую” симфонию именно во время блокады, чтобыдоказать всем, что город жив и поддержать обессиливших от голода ленинградцев.
—И теперь, когда симфония прозвучала в Куйбышеве,Москве, Ташкенте, Новосибирске, Нью-Йорке, Лондоне, Стокгольме, ленинградцыждали ее в свой город, город, где она родилась…
(Продолжение 2 – ойчасти)
Однако самымзначительным и воистину героическим событием стало исполнение симфонии восажденном Ленинграде. Для того чтобы премьера произведения состоялась,партитуру симфонии доставили в город на самолёте. Лейтенант B.C. Литвинов,двадцатилетний летчик 2 июля 1942 года под непрекращающимся огнем фашистскихзениток, поднялся на семь тысяч метров и доставил в блокадный Ленинградмедикаменты и четыре объемистые папки — партитуру Седьмой симфонии.
Единственнымколлективом, оставшимся в осажденном городе, был Большой симфонический оркестрЛенинградского радиокомитета, туда и была доставлена партитура симфонии. Нокогда Карл Элиасберг (главный дирижер Большого симфонического оркестраЛенинградского радиокомитета) увидел первую из четырех тетрадей партитуры, егоохватило волнение: инструментов вдвое больше и временная протяженность симфонииоколо 1,5 часов. Единственный оставшийся тогда в Ленинграде оркестр убавился отголода за время трагической первой блокадной зимы почти наполовину.
Музыкантов искали повсему городу. Элиасберг, шатаясь от слабости, обходил госпитали. УдарникаЖаудата Айдарова он отыскал в мертвецкой, где и заметил, что пальцы музыкантаслегка шевельнулись. Да он же живой! — воскликнул дирижер, и этомгновение было вторым рождением Жаудата. Без него исполнение Седьмой было быневозможным — ведь он должен был выбивать барабанную дробь в теменашествия.
Но набрать полноценныйколлектив музыкантов-исполнителей всё равно не получалось. Многие музыкантыбыли на фронте — защищали город с оружием в руках. По распоряжению начальникаПолитического управления Ленинградского фронта, генерал-майора ДмитрияХолостова, музыканты-исполнители, которые проходили службу в действующей армии,получили предписание прибыть в Ленинград. Они должны были иметь при себемузыкальные инструменты.
В Большом зале Филармонии начались репетиции. Они продолжались по пять-шестьчасов утром и вечером, заканчиваясь иногда поздно ночью. Артистам были выданыспециальные пропуска, разрешавшие хождение по ночному Ленинграду. Адирижеру сотрудники ГАИ даже подарили велосипед, и на Невском проспекте можнобыло увидеть высокого, предельно исхудавшего человека, старательно крутящегопедали — спешащего на репетицию.
Ведущий:
-А теперь подумайте, какой группе симфонического оркестра приходилось труднеевсего?
—Вероятно, это группы духовых оркестров, особенномедных, потому что люди просто физически не могли дуть в духовые инструменты.Некоторые падали в обморок прямо на репетиции.
—Позже музыкантов прикрепили к столовой Горсовета -один раз в день они получали горячий обед.
Черезнесколько дней в городе появились афиши, расклеенные рядом с воззванием “Враг уворот”.
Прослушивание фрагмента 3части симфонии (Тема Родины).
3. Исполнение симфониив блокадном Ленинграде
В начале августа вЛенинграде появились афиши, извещавшие о том, что 9 августа 1942 года в Большомзале Ленинградской филармонии состоится премьера Седьмой симфонии ДмитрияШостаковича. Ее исполнит Большой симфонический Оркестр Ленинградскогорадиокомитета под руководством дирижера К.И. Элиасберга.
Зал филармонии былполон, а публика была самой разнообразной: вооружённые моряки и пехотинцы, атакже одетые в фуфайки бойцы ПВО и похудевшие завсегдатаи филармонии.
Первая часть начинаетсяширокой, распевной эпической мелодией. Она развивается, растет, наполняется всебольшей мощью. Она похожа на спокойную колыбельную песню. Мелодия ее как будторастворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни.
Но вот откуда-тоиздалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная,похожая на куплеты — выражение обыденности и пошлости. Как будто двигаютсямарионетки. Так начинается «эпизод нашествия» — потрясающая картинавторжения разрушительной силы.
Так эта тема, котораясначала казалась не угрожающей, а тупой и пошлой, превращается в колоссальноечудовище — скрежещущую машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошоквсе живое на своем пути.
Она разрасталась доогромной мощи. Сначала она звучала безобидно, даже фривольно, но вырастала встрашный символ подавления.
В тот момент, когдакажется, что железная махина с грохотом движется прямо на слушателя, происходитнеожиданное. Начинается противодействие. Появляется драматический мотив,который принято называть мотивом сопротивления. В музыке слышатсястоны, крики. Как будто разыгрывается грандиозная симфоническаябитва.
Две следующие частипризваны показать духовное богатство человека, силу его воли.
Третья часть — величавое и проникновенное адажио. Его открывает хорал — своеобразный реквиемпо погибшим. За ним следует патетическое высказывание скрипок.
Финал начинается елеслышным тремоло литавр. Как будто постепенно собираются силы. Такподготавливается главная тема, полная неукротимой энергии. Это образ борьбы,народного гнева. Его сменяет эпизод в ритме сарабанды — вновь воспоминание опавших. А затем начинается медленное восхождение к торжеству завершениясимфонии, где главная тема первой части звучит у труб и тромбонов как символмира и будущей победы.
4. Операция«Шквал»
КомандующийЛенинградским фронтом генерал-лейтенант Леонид Александрович Говоров, поставилперед офицерами задачу: во время исполнения Седьмой симфонии Шостаковича ниодин снаряд врага не должен разорваться в Ленинграде. Был проведён расчет,сколько времени пушки противника должны были молчать, и сколько времени должны«говорить» пушки наших военных. 2 часа 20 минут наши пушки должны былиисполнять свою «огненную симфонию». Наша артиллерия вела ожесточённый обстрелвражеских батарей, буквально не давая немцам опомниться. Во время исполнениясимфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети.Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, чтогород мёртвый».
Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшиеЭлиасберга, признались ему:
“Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, чтопроиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и дажесмерть…”
Прослушиваниефрагмента 4 части симфонии( Победа).
Ведущий:
Девятое августа…
сорок второго…
Площадь Искусств…
Филармонии зал…
Люди города-фронта
симфонии строгой
Сердцем слушают звуки,
прикрыв глаза…
Показалось на миг им
безоблачным небо…
Вдруг в симфонию звуки
грозы ворвались.
И сразу лица, полные гнева.
И пальцы до боли в кресла впились.
И в зале колонны, как жерла пушек,
Нацелились в глубину –
Симфонию мужества
город слушал,
Забыв о войне
и вспомнив войну.
Н.Савков
—В симфонических произведениях, так же как и впроизведениях сценического жанра, мы продолжаем разговор о драматургии. Я,надеюсь, Вы внимательно прослушали стихотворение Н.Савкова, и готовы дать мнеответ: в чем заключается основа драматургии этой симфонии?
—Драматургия этой симфонии построена наконфликте между советским народом с одной стороны и немецкими захватчиками сдругой.
—Что можно считать завязкой сюжета?
—Момент вторжения “темы нашествия” в“тему мирной жизни советского народа”.
(Продолжение4 части)
Однаиз участниц легендарного исполнения Седьмой симфонии Шостаковича в блокадномЛенинграде гобоистка Ксения Матус вспоминала: “…Едва показалсяКарл Ильич, раздались оглушительные аплодисменты, весь зал встал, чтобы егоприветствовать… И, когда мы отыграли, нам аплодировали тоже стоя. Откуда-товдруг появилась девочка с букетиком живых цветов. Это было так удивительно!..За кулисами все бросились обниматься друг с другом, целоваться. Это был великийпраздник. Все-таки мы сотворили чудо. Вот так наша жизнь и стала продолжаться.Мы воскресли. Шостакович прислал телеграмму, поздравил нас всех”.
Асам, Карл Ильич Элиасберг позже он вспоминал: “Немне судить об успехе того памятного концерта. Скажу только, что с такимвоодушевлением мы не играли еще никогда. И в этом нет ничего удивительного:величественная тема Родины, на которую находит зловещая тень нашествия,патетический реквием в честь павших героев — все это было близко, дорогокаждому оркестранту, каждому, кто слушал нас в тот вечер. И когда переполненныйзал взорвался аплодисментами, мне показалось, что я снова в мирном Ленинграде,что самая жестокая из всех войн, когда-либо бушевавших на планете, уже позади,что силы разума, добра и человечности победили”.
Асолдат Николай Савков, исполнитель другой — “огненной симфонии”, после ееокончания напишет стихи:
…И когда в знак начала
Дирижерская палочка поднялась,
Над краем передним, как гром, величаво
Другая симфония началась —
Симфония наших гвардейских пушек,
Чтоб враг по городу бить не стал,
Чтоб город Седьмую симфонию слушал. …
И в зале — шквал,
И по фронту — шквал. …
Этаоперация так и называлась “Шквал”.
Ведущий:
Новое произведениеШостаковича оказало сильное эстетическое воздействие на многих слушателей,заставив плакать, не скрывая слёз. В великой музыке нашло своё отражение: верав победу, жертвенность, безграничная любовь к своему городу и стране.
