Лемехи (2 экз.) (рис. 57, 1-2) представляют собой крупные симметричные железные пластины с развитыми плечиками лопасти и овальной несомкнутой трубицей. По отношению длины к ширине лемехи относятся к булгарскому типу, бытовавшему в XI-XIV веках (Краснов, 1979. Рис. 5, 7 . Культура Биляра, 1985. Табл. 1).
Плужный резец – чересло (5 экз.) (рис. 57, 3-7) сделан из крупного железного бруска с плоским боковым лезвием. Датируются они широким периодом – с X по XVIII век (Культура Биляра, 1985. С. 16 . Краснов, 1978). Наличие плужных лемехов с череслами свидетельствует о появлении усовершенствованных плугов, возможно с колесным передком (Древняя Русь, 1985. С. 223).
Другим сельскохозяйственными орудиями труда являются железные серпы и косы.
Серпы (25 экз.) (рис. 58). Для крепления рукоятки у серпов имеется черешок с загнутым концом. Угол между ним и начальной частью клинка менее 1800. В то же время есть два серпа с запяточкой, как у кос, и зубчатым лезвием. Длина клинка серпов укладывается в пределах от 18 до 30 см, высота лезвия равна примерно половине длины клинка. Максимальный изгиб расположен ближе к рукояти, хотя есть и серпы с изгибом в середине клинка. Среди особенностей серпов можно отметить наличие пяточки на трех серпах при переходе от черешка к клинку, наличие долов на одной из сторон (4 экз.), зубчики или насечка на лезвии (6 экз.) и расплющенные острия (6 экз.).
Один серп с Золотаревского городища был подвергнут металлографическому анализу в Пензенском политехническом институте Б.А. Путюниным и А.С. Фоминым, в результате чего было установлено:
1. Материал серпа – простая малоуглеродистая сталь с большим содержанием фосфора.
2. Микроструктура состоит из крупных полиэдров, феррита и включений шлака, имеющего собственную структуру.
3. По наличию шлака и крупнокристаллическому строению металла можно предположить, что это кричная сталь, кованная при высокой температуре.
Серпы по своим пропорциям относятся к булгарскому типу (Левашова, 1956. С. 73) и схожи по размерам (Культура Биляра, 1985. С. 21).
Косы (7 экз.) (рис. 59, 1-7) относятся к типу кос-горбуш и отличаются тем, что вместо черенка, как у серпов, у них запяточка, а также большие размеры и иная форма клинка. Длина лезвия до 45 см, изгиб клинка расположен возле рукоятки, ширина лезвия до 4 см. На двух косах с одной стороны имеются долы, как на серпах. В отличие от древнерусских кос, у золотаревских нет пяточки при переходе от черешка к лезвию, и в то же время на новгородских косах также встречаются долы, характерные для XI-XIII веков (Колчин, 1959. Рис. 58).
Хомутики (84 экз.) (рис. 60) сделаны в виде овального кольца из упругой железной пластины с заостренными и завернутыми в трубочку концами. На некоторых хомутиках в трубочки вставлены колечки (14 экз. с одним колечком, 4 экз. с двумя колечками). На одном колечко стягивает концы хомутика. Целыми сохранились лишь 32 экземпляра. Среди особенностей можно отметить точечный орнамент в виде зигзагов (6 экз.) и различное сечение пластин. Один хомутик сделан из согнутого в обруч ножа.
В таком количестве они встречены только на Золотаревском поселении. На других памятниках они встречаются редко, и многие считают их браслетами для рук. Действительно, в дьяковских памятниках встречаются колечки на концах браслетов, но бронзовых и витых (Розенфельд, 1982. Рис. 19).
На наш же взгляд, хомутики использовались для скрепления косы-горбуши с рукояткой.
Орудия переработки урожая представлены обломками каменных жерновов.
Жернова (7 экз.) (рис. 61) – круглые каменные диски – по своему устройству и применению относятся к ручным мельницам. Большинство обломков происходят от нижних камней, на что указывает их массивность и углубление к центру. Диаметр камней в среднем равен 45-50 см. В центре имеется отверстие диаметром около 3-4 см. Верхняя часть камней сильно стерта от длительного пользования.
Подобные мельницы использовались в районах развитого земледелия: на Руси (Рыбаков, 1948), в Волжской Булгарии (Йовков, 1976).
Лопата (1 экз.) (рис. 57, 8) была деревянной, и от нее сохранилась лишь железная оковка лезвия, как и в Новгороде (Колчин, 1959. Рис. 62).
Кроме земледельческих орудий труда встречаются детали рыболовных снастей (крючки, остроги), сделанные из железа.
Крючки (10 экз.) (рис. 59, 8-17) имеют довольно крупные размеры. Длина их равна 5-9 см, что свидетельствует о ловле крупной рыбы. По форме крючки делятся на два варианта:
1. Крючки с бородкой и петлей на противоположном конце (6 экз.). Радиус изгиба – 1-1,5 см, что говорит об их применении на жерлицах, донках, закидушках (Культура Биляра, 1985. С. 284 . Древняя Русь, 1985. С. 227).
2. Крючок с двумя жалами, без бородок и петель на другом конце (1экз.) (рис. 59, 17). Радиус изгиба – 0,8 см. По мнению Т.Н. Никольской, эти крючки служили «кошками» для вытаскивания сетей (Никольская, 1987. С. 126), а по мнению М.В. Седовой – это коптильные крючки (Седова, 1978. Табл. 14 . Седова, 1997. Рис. 21). Подобная форма известна с середины I тысячелетия н.э. и встречена как на селище Таранцево (на Северском Донце), в слое, датируемом VII – серединой VIII века (Берестнев, 1991. Рис. 1), так и на древнерусских поселениях X-XIII веков (Никольская, 1987. Рис. 66).
Посуда
Посуда керамическая представлена многочисленными сосудами гончарной и лепной выделки. В основе анализа посуды лежит керамика, полученная в ходе раскопок и сборов и представленная большим количеством как фрагментов, так и целых сосудов, имеющих стратиграфическую привязку и датирующихся по сопутствующим вещам, что позволяет связывать эволюционные изменения формы сосудов с хронологией поселения. В то же время необходимо отметить, что посуда на селищах менее разнообразна, чем на городище, и в ней преобладает бытовая керамика более низкого качества. На селищах значительно больше процент лепной керамики.
Изучение глиняной посуды в культурном слое городища позволило проследить определенные тенденции (табл. 9). В целом насыщенность керамикой разных слоев (кроме самых нижних, которые прослеживаются лишь изредка) остается стабильной, изменяется лишь соотношение лепной и гончарной посуды. Если в нижнем слое лепная составляла 32%, то в верхнем – только 2%. Уменьшается и общее количество лепной керамики от 71% в нижнем до 5% в верхнем слое. Соотношение гончарной посуды более стабильное и составляет в разных слоях в среднем по 30% с небольшим увеличением в верхних слоях. Вероятнее всего, это связано с многочисленными перекопами грунта при строительстве в период существования городища. Среди гончарной выделяется посуда коричневого, красного, желтого, черного цветов, соотношение которой в разных слоях меняется: желтой становится намного меньше – с 28% до 17%, красной чуть меньше – с 27% до 22%, черной без особых изменений – 7%, а вот процент коричневой резко возрастает – с 38% до 55%. Примерно такое же соотношение прослеживается и в керамике других памятников с коричнево-красной гончарной посудой (ККГП) X-XIII веков Верхнего Посурья (Белорыбкин, 1990).
Как коричневая, так и красная гончарная керамика сделана из теста с примесью песка или известняковой крошки. Поверхность часто обмазана коричневой и красной глиной, отчего имеет яркие цвета вплоть до малинового и, как правило, залощена. На многих сосудах встречается резной орнамент в виде многорядной волны, линий, гребенки и различных фигур (рис. 63 . 65). В нижнем слое посуда сделана из плохо отмученного и слабообожженного теста, а в верхнем больше керамики из хорошего теста. Впрочем, на городище встречается много фрагментов шлакированной посуды, что, очевидно, связано с пожарами. По форме выделяются кувшины, кружки, горшки, миски, корчаги.
Лепная керамика (рис. 60) делится на две группы. Для первой характерны черный и серый цвета, а на поверхности – рогожный орнамент. Вторая в основном имеет бурый цвет на бугристой поверхности без орнамента и сделана из плохо обожженного теста с примесью песка и дресвы. У нее с одной стороны имеются свои традиции, а с другой – видны следы влияния на нее гончарной керамики в виде формы сосудов и лощения поверхности. По форме в основном выделяются горшки и сковороды.
Обжиг гончарной керамики – окислительный – в горнах, отчего она имеет желто-коричнево-красные тона, а лепной керамики – окислительно-восстановительный, то есть. печной, отчего она приобретает черную и бурую окраску. Именно по этим признакам определяется цвет керамики.
Таблица 9. Распределение керамики по слоям
Пласт | Гончарная (фрагментов) | Лепная (фрагментов) | Всего (фрагментов) | ||||
коричневая | красная | желтая | черная | всего | |||
4, 5 | |||||||
Всего |
Кувшины (рис. 66, 1-8) в основном темно-коричневого и красного цветов. Тесто плотное с примесью песка, иногда известняковой крошки. Поверхность кувшинов залощена чаще всего вертикальными полосами. Иногда на горле кувшинов встречается слив. Сбоку, как правило, располагается ручка, которая одним концом крепится к горлу, а другим – к плечику тулова. Ручки в сечении уплощенные. Некоторые из них имеют сверху налеп в виде шишечки, который часто встречается на посуде с памятников Северного Кавказа, Средней Азии и Волжской Булгарии. Для золотаревских кувшинов характерно высокое тулово, когда уровень его наибольшего расширения расположен в верхней части сосуда.
Форма горловины блоковидная и раструбообразная, много кувшинов с цилиндрошейным горлом. В свою очередь, разным формам горла соответствуют разные типы венчиков (рис. 64 . 66). Так, блоковидному горлу сопутствует венчик с наружным утолщением и закругленный, цилиндрошейному – овальный и закругленный венчики. Большинство венчиков кувшинов овальные в сечении или закругленные. Большую группу составляют венчики с наружным утолщением. Венчики этих форм широко бытовали с X по XIII век (Хлебникова, 1962). Для этого времени характерно распространение блоковидного и цилиндрошейного горла, а в XII-XIII веках и раструбообразного (Хлебникова, 1962. Рис. 36). Горло орнаментировано одной, двумя или несколькими линиями. Кувшины имеют многочисленные аналогии, прежде всего с булгарской керамикой, не только по форме, но и по направлению эволюции форм кувшинов (Хлебникова, 1984. Рис. 27, 66), которая идет как бы параллельным курсом от приземистых к вытянутым. Керамика Золотаревского поселения с самого начала имела более высокое расположение наибольшего расширения тулова, чем у одновременных булгарских кувшинов. Часть сосудов совпадает с булгарским типом 6 первой группы, бытовавшим до XII века (Хлебникова, 1984. С. 51-53).
Кружки (рис. 66, 9-13), как и кувшины, преимущественно коричневого цвета, но много посуды и красной. Сбоку все кружки имели небольшие петлевидные ручки, часто с налепом в виде шишечки. По горлу и в верхней части тулова иногда встречается линейный орнамент. По форме выделяются кружки с высоко поднятыми и округлыми плечиками и сильно вытянутым туловом. Горло у кружек широкое и высокое. Основные формы горла – цилиндрическая и блоковидная. Оформление венчика представлено тремя видами: с закругленным, овальным и скошенным вовнутрь венчиком.
При сравнении с типологически близкими формами кружек из Волжской Булгарии выясняется, что золотаревские кружки более высокие и имеют более поднятые плечики, чем булгарские (Хлебникова, 1984. Рис. 101).
Горшковидные сосуды представлены такими формами, как горшки и корчаги.
Горшки (рис. 66, 14-20 . 67, 1-7) сделаны из плотного теста с примесью песка и часто известняковой крошки. Изредка встречается примесь дресвы и шамота. Керамика преимущественно коричневого цвета, вдвое меньше – красного цвета. Встречается также посуда желтого и черного цветов. Среди горшков преобладают широкогорлые сосуды с высоким или низким горлом. Выделяется несколько типов горшков:
1. С высоким туловом, широким горлом и приподнятыми плечиками.
2. С высоким туловом, но более низким наибольшим расширением, с широким и более высоким горлом.
3. Со средним туловом, широким и высоким горлом и наибольшим расширением в середине.
Сосуды 1 типа очень близки по своим параметрам типу кувшинов и являются переходными. Сосуды 3 типа – переходные от горшковидных к мискообразным.
Необходимо отметить также целую группу горшков крупных размеров, близких по объему к корчагам. У них, как правило, невысокое и широкое горло с массивными венчиками. В остальном эти горшки имеют те же пропорции и особенности, что и все горшки. Аналогии им можно видеть в ямах из Древнего Отрара (Акишев, 1972. С. 90).
По общим очертаниям горшки имеют невысокое горло с широко раскрытым туловом, часто напоминающим миски по форме, но не по размерам. Форма тулова горшков преимущественно приземистая и лишь у небольшой группы сосудов она более глубокая.
При сравнении золотаревских горшков с булгарскими наблюдается очевидная разница их форм. Совпадают лишь типы с вытянутыми пропорциями, близкими к кувшинам. Как кувшины и кружки, горшки имеют более приподнятые плечики и более приземистое тулово, чем булгарские горшки.
В отличие от булгарских горшков 1 группы, эволюция горшков с Золотаревского поселения идет по пути увеличения диаметра тулова, что придает им приземистый вид, в то время как у булгарских горшков эволюция идет по пути увеличения высоты тулова сосуда, то есть развитие форм идет в разных направлениях. Истоки этих форм горшков находятся, на наш взгляд, в посуде Армиевского КГМ (Халиков, Отчет… 1981а-1983).
Горло у горшков в основном цилиндрическое, раструбообразное или блоковидное, причем больше всего сосудов с цилиндрическим горлом, край которого заканчивается овальным венчиком. В целом для горшков наиболее характерен овальный в сечении венчик. Вслед за ним идут закругленный венчик, с наружным утолщением и скошенный вовнутрь венчик. Остальные венчики представляют собой многочисленные варианты этих видов. Основное их количество совпадает по форме с булгарскими венчиками, но есть и своеобразные, имеющие свою эволюцию (рис. 64).
Многие горшки имеют линейный орнамент по горлу из двух и более линий, а также орнамент в одну линейку под венчиком. Кроме этого на горшках встречается волнистый, точечный и комбинированный орнамент, наносившийся на горло.
Иногда на горшках встречаются ручки: на цилиндрошейных – это широкие ручки, идущие от венчика к тулову, а на блоковидных – небольшие петлеобразные.
На днищах трех сосудов сохранились клейма в виде выпуклых знаков (рис. 69, 14-16). На одном из них прослеживается стертое клеймо.
Корчаги представлены лишь фрагментами (рис. 68), по которым целая форма трудно восстановима, поэтому основное внимание уделяется верхней части сосуда (горлу и венчику). Корчаги имеют преимущественно коричневый цвет. Стенки корчаг, как правило, очень толстые (более 1 см) и хорошо прокалены. Горло в основном раструбообразной и цилиндрической формы, венчики – с наружным утолщением, с прямо срезанным краем и желобком. Кроме того, встречаются овальные в сечении венчики и с рельефным валиком. В целом типы венчиков совпадают с булгарскими (Хлебникова, 1962. Рис. 39). Среди них выделяются 2 типа ранних венчиков (с наружным утолщением . утолщенный снаружи, с прямо срезанным краем и желобком), бытовавших в X-XI веках в Волжской Булгарии (Хлебникова, 1962. Рис. 39) и широко распространенных на памятниках с ККГП в Пензенской области. Остальные типы венчиков возникают в XII веке (рис. 64). Наряду с общебулгарскими существует целый ряд местных форм венчиков, состоящих в определенной типологической связи и развившихся от овальных венчиков к венчикам с рельефным валиком (рис. 64).
Иногда на горловину корчаг наносился орнамент в виде линий или точек.
Мискообразные сосуды выделяются из общей массы керамики своей открытой формой и небольшим горлом или вовсе его отсутствием.
Миски (рис. 67, 8-12) в основном коричневого цвета, но много и красного цвета. Встречаются миски желтого и черного цветов. Все сосуды обмазывались как снаружи, так и часто внутри. В тесте нередко встречается примесь известняковой крошки.
По форме тулова выделяется 3 типа мисок:
1. С овальным туловом и высоко приподнятыми плечиками.
2. С немного приземистым туловом и высоко приподнятыми плечиками.
3. С приземистым туловом и высоко приподнятыми плечиками.
Таким образом, миски характеризуются в основном приземистым туловом и высоким расположением наибольшего расширения тулова. При сравнении с булгарской керамикой наблюдается следующее: керамика Золотаревского поселения более приземистая, с более высокими плечиками . тулово в целом округлое, без ребра . эволюция формы тулова мисок идет от глубоких сосудов к мелким, хотя глубокие и не исчезают совсем.
Истоки аналогичной формы встречены в Армиевском КГМ (Халиков, Отчет… 1981а-1983), в могильниках мордвы (Иванов, 1952 . Алихова, 1959). Такой же формы миски бытовали в Средней Азии (Левина, 1971. С. 148 . Акишев, 1972. С. 87).
Горло преимущественно раструбообразное, но много сосудов с цилиндрическим и блоковидным горлом. Среди венчиков преобладают следующие формы: закругленные, горизонтальные, скошенные наружу, с наружным утолщением, овальные в сечении (рис. 64). Эти типы венчиков были распространены в X-XIII веках в Волжской Булгарии (Хлебникова, 1962. Рис. 37).
Горло орнаментировано линиями, преимущественно сдвоенными, встречаются одна или более линий, а также точечный и волнистый орнамент.
Орнаментальные мотивы гончарной посуды в целом отличаются большим разнообразием (рис. 65). В их основе лежат прямые и волнистые линии, точки в различных сочетаниях. Встречаются следующие виды орнамента:
1. Линейный: а) однолинейный . б) двухлинейный . в) многолинейный.
2. Волнистый: а) одноволновый: крутой и широкий . б) многоволновый: пологий, крутой, плавный, арочный.
3. Точечный: а) одиночный (круглый, квадратный) . б) гребенчатый.
4. Ногтевой.
5. Сложный: а) линейно-волнистый . б) линейно-точечный . в) линейно-ногтевой . г) линейно-волнисто-точечный . д) линейно-точечный-ногтевой.
6. Фигурный: а) округлый . б) геометрический.
Основным видом орнамента на сосудах является линейный, но много сосудов с точечным и волнистым орнаментом. Изредка встречается ногтевой и фигурный орнамент. Орнамент наносился в основном на парадную посуду (кувшины, миски) по горловине или плечикам. Чаще всего делался сложный орнамент, то есть сочетались различные виды орнамента. В целом он был довольно скромным, и лишь изредка, да и то в поздних слоях, встречаются сосуды с пышной орнаментацией (рис. 63 . 65).
При сравнении различных видов орнамента сосудов наблюдается тесное типологическое сходство с орнаментальными мотивами посуды булгар домонгольского времени (Хлебникова, 1984 . Фахрутдинов, 1984. Рис. 30).
Вторая группа керамики представлена лепной посудой. В количественном отношении ее очень мало. Так, в нижних слоях на Золотаревском городище ее 34%, хотя должно быть 100%, так как этот слой связан с мордовским поселением VIII-X веков. Однако он сильно разрушен более поздним поселением X-XIII веков, в верхних слоях которого всего лишь 2% лепной керамики. Значительно больше лепной керамики на селищах. Несколько фрагментов лепной керамики с рогожным орнаментом встречено под насыпью вала и среди керамики из культурного слоя.
Лепная керамика сделана из теста с многочисленными примесями, такими как песок, крупная дресва, известняковая крошка, шамот. Цвет керамики в основном бурый, иногда с коричневой обмазкой и черный. Поверхность отдельных сосудов залощена, а у остальных заглажена. Некоторые сосуды подправлены по кругу. Иногда по горлу лепных сосудов наносился орнамент в виде нескольких линий, гребенчатый и волнистый орнамент. Особую группу составляет керамика, поверхность которой покрыта рогожным орнаментом, характерным для городецкой культуры первых веков н.э.
Лепная керамика, как и гончарная, исключительно плоскодонная. Иногда у сосудов встречаются ручки, часть из которых крепилась к горлу и тулову, а часть – только к тулову.
По общим очертаниям посуда делится на 2 вида: горшки, сковороды.
Горшки (рис. 67, 13-15) представляют собой широкогорлые сосуды с невысокой горловиной. Ввиду фрагментарности материала целые формы трудно восстановимы, поэтому нельзя провести четкого деления горшков на типы по форме тулова. Можно сделать лишь общие замечания.
Это довольно глубокие сосуды с широкими и узкими днищами. Форма горловины преимущественно вертикальная, но есть блоковидная и коническая горловина. Край горла просто закругленный. Изредка встречаются овальные в сечении венчики.
Лепные горшки, в основном, имеют аналогии с мордовской керамикой (по цвету, форме) (Мартьянов, 1979. Рис. 6). В то же время часть лепной керамики схожа с керамикой Армиевского КГМ (по форме, приемам обработки поверхности) (Халиков, Отчет… 1981а-1983). Часть посуды идентична керамике близлежащих памятников городецкой культуры (Полесских, 1977).
Сковороды (рис. 67, 16) составляют отдельную группу посуды. Все они вылеплены из теста с примесью песка и крупной дресвы. Поверхность бурого, черного цвета, хорошо заглажена. Диаметр по венчику составляет 17,5-22 см и 34-44 см. Ему соответствует толщина дна: в первом случае она равна 0,8-0,10 см, во втором – 1,4-1,9 см, то есть чем больше сковорода, тем толще ее дно. По краям дна имеются невысокие бортики 1,5-2 см с закругленным краем. Общая высота от дна до края венчика – 3-4 см. Бортики, как правило, отогнуты наружу, а верхние концы загнуты вовнутрь.
Сковороды широко использовались на Руси, но в X веке они вышли из употребления (Седов, 1982). Аналогичные сковороды, но несколько грубее и проще, известны в мордовских древностях (Ледяйкин, 1976. Табл. 4). Гончарные сковороды встречаются в Булгаре (Город Болгар, 1988. С. 99). Особенно широко сковороды использовались в Средней Азии в IV-VIII веках, и подобные формы известны в памятниках Джеты Асыра и Отрара (Левина, 1972. С. 17 . Акишев, 1977. Рис. 3).
Изделия из глины не ограничивались только посудой. Впрочем, и посуда не была только глиняной.
Пряслица (18 экз.) сделаны в виде кружочков из глины и шифера.
Глиняные пряслица (10 экз.) делались в основном из хорошего теста и заглаживались. Цвет пряслиц коричневый, почти все имеют лощение.
По общим очертаниям формы пряслица делятся на 3 типа:
Тип 1 (8 экз.) (рис. 69, 1-7). Биусеченноконические в виде двух сложенных основанием трапеций с небольшими вариациями. Здесь выделяется два вида:
Вид 1 (4 экз.) (рис. 69, 1-4). Уплощенные, где преобладают формы с соотношением высоты к диаметру от 0,4 до 0,6. Пряслица этого вида хорошо известны в Волжской Булгарии (Старостин, 1983. Рис. 4).
Вид 2 (4 экз.) (рис. 69, 5-7). Выпуклые, где отношение высоты к диаметру равно 0,5-0,6. Очевидно, за счет выпуклости создавалась дополнительная масса пряслица. Подобные пряслица также бытовали в Волжской Булгарии (Смирнов, 1951. С. 133).
Тип 2 (1 экз.) (рис. 69, 8). Бочонковидные. Соотношение высоты к диаметру составляет 0,6. Пряслица этого типа более высокие, чем пряслица типа 1. Такие пряслица были распространены в Волжской Булгарии (Казаков, 1984. Рис. 7).
Тип 3 (1 экз.) (рис. 69, 10). Овальные. Соотношение высоты к диаметру равно 0,5. Они более уплощенные, чем в типе 2. Пряслица этого типа известны в булгарских, мордовских памятниках (Казаков, 1984. Рис. 7 . Полесских, 1977. Рис. 6).
Шиферные пряслица (8 экз.) по общим очертаниям делятся на два типа:
Тип 1 (3 экз.) (рис. 69, 12-13). Биусеченноконические. Они имеют розовый (3 экз.) цвет. Диаметр пряслиц – 2,3-3 см, диаметр отверстия – 0,6-0,8 см. Пряслица этого типа производились в Овруче со второй половины XII века (Розенфельд, 1964).
Тип 2 (5 экз.) (рис. 69, 9, 11). Овальные. Имеют в основном розовый цвет. Диаметр пряслиц – 1,9-3,0 см, диаметр отверстий – 0,5-0,8 см. Подобные пряслица широко были распространены на Руси (Розенфельд, 1964).
Посуда медная (рис. 70-73) является одной из наиболее массовых категорий находок. Собрано более 200 крупных фрагментов. В основном это фрагменты котлов и кумганов (кружек): фрагменты стенок, ушки, дужки, заплатки. Практически все сосуды собраны из медных листов разного размера и толщины. Фрагменты литых изделий очень редки. На сборной посуде удалось проследить использование таких технологических приемов, как проковка пластин, сварка «в зубец», фальц, клепка.
При сварке «в зубец» края пластин надрезались на глубину до 7 мм и вставлялись друг в друга, после чего сильно проковывались. На некоторых соединениях надрезаны были края лишь одной пластины. При фальцовке пластины соединялись согнутыми краями, вставленными друг в друга, и также проковывались. Таким образом оформлялись и края сосудов, куда подкладывалась дополнительная полоска. Клепки использовались, в основном, для крепления ушек и ремонта. Ушки крепились при помощи клепок из круглых стержней, которые расплющивались с двух сторон. Иногда дополнительно надевалась шайба. При ремонте стенок использовались клепки из согнутой пластины, концы которой разводились в стороны. Судя по крупным фрагментам и целым сосудам, наиболее распространенными были такие приемы сборки, как сварка и фальц. Причем, на одном сосуде могли использоваться сразу все приемы. Разным было и количество швов: от двух до четырех и возможно более. Днища делались чуть выпуклыми с вертикальными бортиками с зубчиками.
Большинство фрагментов относятся к котлам с цилиндрическим туловом (тип М4 по Руденко), подобно двум сохранившимся котлам с 1 селища и одному котлу с 3 селища (рис. 71). Тулова собирались из двух пластин. В верхней части соединений они дополнительно укреплялись благодаря расположению здесь медных ушек с одинарной или двойной петлей на концах. Ушки изготавливались из квадратного в сечении стержня, согнутого дугой, и отгибались от котла на 1-2 см. Иногда встречаются небольшие железные ушки с одной петлей. Из железа изготавливались и все дужки котлов. Это, как правило, полоса прямоугольного сечения с загнутыми вверх концами. Для сохранившихся трех котлов характерны следующие размеры: высота – 20, 15, 15 см, диаметр дна и венчика – 32, 34, 37 см, толщина стенок – 1-2 мм.
Подобного типа котлы были широко распространены в Среднем Поволжье и Прикамье (Казаков, 1984 . Смирнов, 1951 . Алихова, 1959) и, по мнению К.А. Руденко, относятся к XII-XIII векам (Руденко, 2000. С. 32).
Кумганы (кружки) представлены одним целым сосудом и тремя ручками (рис. 71). Целый сосуд сделан в виде цилиндра, расширяющегося книзу и с парной выемкой сверху. Поверхность сосуда прокована ровными рядами (14 рядов) в виде небольших шишечек. Ручка сделана из медного квадратного в сечении стержня, один конец которого расплющен и прикреплен в середине тулова цилиндрической клепкой. Верхняя часть сделана в виде толстого обруча, который скреплен с венчиком тремя клепками. Высота кумгана – 20 см, диаметр дна – 17 см, венчика – 10 см. Среди ручек кумгана выделяется лишь одна, так как стержень ручки перекручен.
Подобного типа сосуды (тип 1 по Руденко) бытовали в Волжской Булгарии в домонгольский период (Руденко, 2000. С. 75). Особенно они характерны для Старокуйбышевского поселения (Казаков, 1991. Рис. 38, 39).