Культура Западной Европы в раннее Средневековье
Урок 6. Всемирная история 6 класс
Урок знакомит с представлениями средневековых людей об окружающем мире. Характеризует уровень развития научных знаний и образования Средневековой Европы этого периода. Показывает роль христианства в развитии культуры Раннего Средневековья. Знакомить с примерами европейской литературы и искусства этого периода.
В Средние Века человек представлял окружающий мир совсем не так, как его воспринимают современные люди. Его жизнь была связана с тем местом, где он родился и вырос.
Большинство ни разу не покидало родную деревню или город для дальнего путешествия.
Плохие дороги, опасности долгого пути, наконец, возможность произвести всё нужное своими силами – всё это делало связи с далёкими городами и странами ненужными.
О том, что происходит в соседних землях, знали мало . что творится в соседних государствах – ещё меньше.
О народах за пределами Европы сведения были на уровне домыслов и сказок.
|
|
Представления о мире в Средние Века
Но купцы, воины, послы и правители знали гораздо больше. Благодаря их описаниям становится возможным восстановить облик Европы IX–XI веков.
Многие астрономы представляли Землю шаром, который неподвижно находится в центре Вселенной, а вокруг него движутся Солнце, звёзды и известные на тот момент планеты.
Но были и те, кто считал Землю диском, покрытым куполом неба.
Географы раннего Средневековья опирались на труды античных учёных и Библию. Но имели представление в основном о Европе. В меньшей мере – об Африке и Азии.
Им были известны страны Востока, Индия, Китай, которые в воображении людей того времени представлялись земным раем.
Средневековая карта
В Средневековой Европе не было единого счёта времени.
Начало года часто совпадало с религиозными праздниками. Времена года, их смену и продолжительность люди знали хорошо, так как от этого зависел урожай.
Времена года
Определяли их наступление по народным приметам: началу цветения определённых растений, поведению животных, фазам Луны.
Для измерения времени суток использовали древние устройства: песочные, водяные, солнечные часы.
Сами сутки делились на день и ночь. Соответственно, их продолжительность была от рассвета до наступления темноты – день. До следующего рассвета ночь.
Солнечные часы
Темноты люди опасались, считали её происками нечистых сил, «злым» временем.
Расстояние мерили в зависимости от дальности: неделями, днями пути . временем на прочтение определённых молитв, количеством сгоревших свечей.
Особое отношение в ту эпоху было к летоисчислѐнию. Его вели от Рождества̀ Христо̀ва, но точным цифрам значения не предавали.
|
|
Важные даты увязывали со значительными событиями: крупным праздником, битвой, эпидемией, избранием правителя.
Не было чёткой границы между прошлым и настоящим. События, описанные, к примеру, в Библии, легенде или античной поэме воспринимались как произошедшие недавно и где-то неподалёку.
Отсюда вера людей в сказочных животных и драконов, в то, что можно поквитаться с обидчиками Христа или встретиться с очевидцами давних событий.
Грамотность в Раннем Средневековье была редкостью.
Исключение составляли служители церкви. Для того, чтобы выступать с проповедями, они должны были читать религиозную литературу, знать молитвы и основы христианского учения.
С появлением империи Карла Великого возникла и необходимость в большом количестве образованных людей для управления страной.
Без грамотных судей, чиновников и наместников не было возможности держать в подчинении такую большую территорию.
Карл Великий носил титул императора, как в прошлом правители Римской империи, поэтому, чтобы показать своё могущество, он старался подчеркнуть преемственность своей страны и Рима.
Не случайно образцом для культуры этого времени послужила античность.
Период культурного подъёма в Западной Европе в конце VIII – середине IX века получил название Каролѝнгского Возрождѐния.
Карл организовал при дворе «Дворцо̀вую акадѐмию» – общество для изучения и развития наук.
Ей руководил приглашённый учёный, богослов и поэт, важнейший из вдохновителей Каролингского Возрождения – А̀лкуин.
Алкуин
В Академии изучали грамоту, богословие, труды античных учёных. Составляли летописи, жизнеописания современников. Она также готовила сыновей королевских вассалов для государственной службы.
Дворцовая академия
Архитектура этого периода также брала пример с античности. Построенные при Карле Великов храмы и здания были похожи на постройки Рима. Примером может служить сохранившаяся А̀хенская Капѐлла.
При Карле Великом при монастырях и в городах начали создаваться церко̀вные школы. В X–XI веках появились собо̀рные школы.
Обучение в них велось на латинском языке, бывшем в то время «международным».
В них преподавались античные дисциплины, именовавшиеся «семью свободными искусствами».
Трѝвиум – первая ступень обучения: грамматика, риторика и диалектика.
Ква̀дривиум – вторая ступень обучения: арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
Освоив эти науки, можно было изучать богословие.
Семь свободных искусств
Во времена Карла Великого была проведена реформа письменности. В результате установилось чёткое письмо – каролѝнгский мину̀скул. Он послужил основой для современного начертания букв латинского алфавита.
В образовании и науке Средних Веков главное место занимали понятия «образец» и «авторитет».
Это означало, что во всех областях знаний есть образцовые произведения и авторы, чьи идеи и учения – аксиома.
В поэзии – Вергѝлий и Гора̀ций. В прозе – Цицеро̀н. В диалектике – Аристо̀тель.
Образование и наука
Но основой знаний во всех областях была Библия. Образованным в Средние Века считался человек, знающий мнение авторитетов.
В Средние Века производство книг находилось в руках монастырей, где устраивались специальные мастерские – скрипто̀рии, в которых тексты книг переписывались монахами.
Вместо античного папируса стали использовать перга̀мент – материал для письма из недублёной сыромятной кожи. Писать стали чернилами и птичьими перьями.
Создание рукописной книги занимало долгое время и требовало труда множества людей. Рукописная книга была богато украшена.
|
|
Она была уникальным произведением искусства и считалась предметом роскоши.
Скрипторий
Предназначенная для храмов, монастырей, богатых и знатных заказчиков, она должна была соответствовать тому великолепию, которым окружали себя церковь и верхушка общества.
Литература Раннего Средневековья была в основном религиозной.
Популярными были жития̀, в которых рассказывалось о подвигах людей, признанных церковью святыми, и Ева̀нгелия.
Церковь призывала мирян подражать святым. Главной её целью было наставление верующих на путь истинный.
Получило развитие и устное творчество. Анонимные авторы создавали эпѝческие пѐсни – сказания о великих героях прошлого.
В этих песнях исторические события переплетались с мифами и легендами. Так возникли эпические поэмы: англосаксонский «Беову̀льф», скандинавская «Ста̀ршая Э̀дда», немецкая «Песнь о Нибелу̀нгах», французский эпос «Песнь о Рола̀нде».
В VI–VIII веках в Западной Европе распространяются хро̀ники – историческое описание событий по годам.
Они начинали своё повествование с основания Мира, заканчивали современными автору событиями.
Наиболее известными были «История фра̀нков» Григо̀рия Ту̀рского, «История го̀тов и ванда̀лов» Исидо̀ра Севѝльского, «Рѝмская история» Па̀вла Диа̀кона.
