X-PDF

Семинар Эффективные технологии на уроках истории

Поделиться статьей

 «Эффективныетехнологии на уроках истории»

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ

Метод проектов (проективнаяметодика), какобразовательная технология-это дидактическая категория, обозначающая системуприемов и способов овладения определенными практическими и теоретическимизнаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической целичерез детальную разработку проблемы (технологию), которая завершаетсяпрактическим результатом, оформленным тем или иным способом.

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВЕРНОГО УРОКА

 Суть данной технологии заключается в том,чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на уроке, а не скучномузаписыванию лекций за учителем. Для этого меняется содержание домашней работы иработы на уроке. Вместо чтения  огромного объема информации из учебника, когдапри всем желании редко удается получить консультацию здесь и сейчас, ученикампредоставляется доступ к электронным ресурсам. Главным образом, это учебноевидео либо презентацию по теме, сделанное самим учителем или найденное вИнтернете. На уроке теперь учитель организует совместную деятельность поизученной теме: выполнение практических заданий, анализ информации, созданиемини-проектов, составление алгоритмов, написание эссе и т. д.

Учитель от источника знанийстановиться фасилитатором, а ученик от потребителя становиться активнымучастником образовательного процесса. Перевернутый урок инвертируеттрадиционные методы преподавания, реализуя подачу материала вне класснойкомнаты и переводя домашнюю работу на урок.

 

 

Как же это работает в учебном процессе?

1. Учитель готовит несколько презентаций,видеороликов, видеолекций по изучаемой теме и выкладывают их в сеть.

2. Учащиеся смотрят дома материал, подготовленныйучителем. Это позволяет им осваивать материал в своем темпе, не будучи зажатымивременными рамками урока, дает возможность общаться со сверстниками и учителем,используя систему онлайновых дискуссий. Если дома нет доступа к интернету, тообеспечивается возможность просмотра в школе.

3.Урочное же время используется для выполненияпрактических заданий, развитие аналитических способностей, разбор непонятныхмоментов в учебном материале

4. Учащиеся делятся на мини-группыне только по уровню подготовленности, но тех, кто больше любит смотреть, читатьили писать. Принимая это во внимание, их можно группировать длявыполнения тех или иных заданий.

Условных«читателей»  садят вместе читать книги, «писатели» будут делатькакие-то пометки, а предпочитающие визуальный контент — смотретьвидео. Затем можно всех перемешать, таким образом у разных групп откроютсяиные перспективы мышления и восприятия информации. Сначала нужноиспользовать те навыки, которые у них наиболее развиты, а затем ужепопробовать развить и другие способности.

Преимущество:

1.  Учителярасполагают большим временем, чтобы помочь учащимся и объяснить разделы,вызвавшие затруднение.

2.  Учащиеся,как это часто бывает в традиционной системе, не игнорируют выполнение домашнегозадания, потому что не поняли объяснение нового материала на уроке. Теперь онине испытывают неловкости или смущения, просматривая один и тот же материалнесколько раз, пока не поймут его.

3.  Послепросмотра видеоматериала учащиеся записывают возникшие вопросы, и учительразбирает эти вопросы отдельно. А традиционное домашнее задание теперь делаетсяв классе, при поддержке и помощи учителя.

4.  Учительоднажды готовит учебное видео или электронный ресурс, предлагая собственныеразработки или заимствованные у коллег.

5.  Учительна уроке имеет возможность качественно организовать учебную деятельность,вовлекая в разные виды работ всех учеников класса.

Безусловно, от учителя требуется дополнительная подготовка,особенно на первых порах, когда он только начинает организовывать подобнуюработу. Но она дает свои результаты!

 

 

Примеры

10 класс Всеобщая история
1. Посмотреть ролик https://drive.google.com/file/d/15lonGpytp1mt1YhM5isU..
2. Посмотреть презентацию, ответить на вопросы
https://drive.google.com/file/d/1Iqk5zOXcoj7kTI0laFGW..

 

II.Практическая часть

Рассмотрим методикупроведения урока на тему «Новая экономическая политика»

Содержаниеи форму урока представляет собой практическое занятие с применением групповыхформ интерактивных  методов обучения. Роль учителя заключается в организациипознавательной деятельности детей, обобщении и систематизации материала попроблеме, предупреждение затруднений. Изучаемая тема требует осмысления,критического подхода к некоторым выводам и определениям, в связи, с чемусиливается роль учителя в обеспечении помощи учащихся.

Основная идея уроказаключается в выработке общей позиции  по вопросу причин перехода к  НЭПу ипоследствий его реализации в условиях открытого диалога, в котором учащиесяпокажут не только понимание сущности и значения обсуждаемой проблемы, но иосмысление ее в связи с собственной позицией. С целью реализации основных идейурока будут использованы такие педагогические методы, как «Кластер»,«Дискуссия», «Ранжированный ряд»

Ходурока

1. Организационный момент

2. Озвучиваниетемы и целей урока. Мотивация.

Приём Стратегия“ИДЕАЛ”

Проблемный вопрос: «В чём состоят парадоксы НЭПа?»

Групповые формы работы. Группа экономистов,социологов, политологов.

МЕТОД КЛАСТЕРА.

Группа экономистов. На основедокументов определите причины экономического кризиса, вызванного политикой«военного коммунизма»,  и предложите ваши пути выхода из сложившейся ситуации.

 

Организационная

Группа социологов. На основедокументов определите причины социального кризиса, вызванного политикой«военного коммунизма»,  и предложите ваши варианты выхода из сложившейсяситуации.

Организационная 

Группа политологов.Наоснове документов определите причины политического кризиса, вызванногополитикой «военного коммунизма»,  и предложите ваши варианты выхода изсложившейся ситуации.

.

Организационная

 

                    Предположите пути выхода из кризиса. (историческоемоделирование)  

1.Продолжениеполитики «военного коммунизма», т.е.террор, репрессии, продразверстка и т.д.

Последствия —  еще большая вооруженная борьба со сторонынаселения.

2.Полноеудовлетворение требований мятежников

Последствия — оставление большевиками командных высот вполитике, экономике, идеологии

3. Тактическийманевр, при котором, с одной стороны, командные высоты сохраняются забольшевиками, а с другой стороны – делается временная уступка небольшевистскимсилам.

Ленин не без колебаний выбирает третий путь. Осуществлениеэтой политики началось с марта 1921 года, на Х съезде РКП(б) Ленин объявил опереходе к новой экономической политике (НЭПу)

Итак, определим цели НЭПА (МОЗГОВОЙ ШТУРМ):

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

-снять социальную напряженность,

-укрепить социальную базу советской власти в форме союзарабочих и крестья

 

Сущность НЭПа

Работа  в парах.   Заполнение таблицы.

Метод «Диспут»

Проблемныйвопрос урока «В чём  состоят парадоксы НЭПа?»

Развитие аналитическогомышления, умение аргументировать и слышать оппонента, доказывать свою точкузрения.

Ответ  на проблемный вопроспутем проведения диспута между группами  оптимистов, пессимистов и реалистов.

Материалдля работы в  группах.

НЭП привел к быстрому оживлению экономики. Появившаяся укрестьян экономическая заинтересованность в производстве сельскохозяйственнойпродукции позволила быстро насытить рынок продовольствием и преодолетьпоследствия голодных лет «военного коммунизма». К1923 году восстановленыдореволюционные посевные площади. К1925 году валовой сбор зерна превысил на 20%уровень 1913 года. К 1927 году в животноводстве достигнут уровень 1913 года. Населе:  60% — середняков; 26% — бедняков; 10% — батраков;  4% -кулаков. К 1928 году промышленность достигла уровня 1913 года

На раннем этапе НЭПа (1921–1923)признание роли рынка сочеталось с мерами по его упразднению. Большинстворуководителей коммунистической партии отнеслось к НЭПу как к «неизбежному злу»,опасаясь, что он приведет к реставрации капитализма. У многих большевиковсохранялись «военно-коммунистические» иллюзии о том, что уничтожение частнойсобственности, торговли, денег, равенство в распределении материальных благведут к коммунизму, а НЭП есть измена коммунизму. По сути своей, НЭП былрассчитан на то, чтобы продолжая курс на социализм, путем лавирования,социального компромисса с большинством населения двигать страну к цели партии –социализму, хотя и более медленно и с меньшим риском.

Нэпубыли свойственны весьма серьезные противоречия, которые привели к целой чередекризисов: сбыта промышленных товаров (осень 1923), дефицита промышленныхтоваров (осень 1924, осень 1925), хлебозаготовок (зима 1927/28) — и породилиострую борьбу в руководстве партии и государства. Противоречия нэпа проявлялисьв:
— экономике (техническая отсталостьпромышленности — высокие темпы ее восстановления, острая потребность вобновлении производственных мощностей — нехватка капиталов внутри страны.невозможность широкого привлечения иностранных капиталовложений, абсолютноепреобладание мелких, полунатуральных крестьянских хозяйств на селе) ; —социальной сфере (усиление неравенства, неприятие нэпа значительной частьюрабочего класса и крестьянства, ощущение временности своего положения у многихпредставителей нэпманской буржуазии);
— политике (понимание нэпа как временногоотступления, маневра, необходимого для перегруппировки сил, сохранениемногочисленных ограничений для частного капитала в промышленности, торговле исельском хозяйстве, острая борьба по вопросам, связанным с перспективами нэпа).Самым главным было противоречие между экономикойи политикой: экономика, основанная на частичном признании рынка и частнойсобственности, не могла стабильно развиваться в условиях ужесточенияоднопартийного политического режима, программные цели которого состояли впереходе к коммунизму — обществу, свободному от частной собственности.
Имело место непропорциональноеразвитие основных отраслей народного хозяйства. Отставание темповвозрождения промышленности от сельскохозяйственного производства вело нэп черезполосу экономических кризисов. В деревнешла социальная и имущественная дифференциация крестьянства, что привело к ростунапряжённости между различными полюсами. Вгороде на протяжении всех 20-х годов увеличивалась численность безработных, котораяк концу нэпа составила более 2 млн. человек. Финансовая система окрепла лишь на некоторое время. Во второй половине20-х годов в связи с активным финансированием тяжёлой индустрии было нарушенорыночное равновесие, началась инфляция, что подорвало финансово-кредитнуюсистему.

Допущение рыночных механизмов,приведшее к восстановлению экономики, позволило политическому режимуукрепиться. Однако принципиальная несовместимость его с сущностью НЭПа каквременного экономического компромисса с крестьянством и буржуазными элементамигорода неизбежно вела к отторжению идеи НЭПа. Преобладание государственнойсобственности на средства производства, крупной промышленности, являлосьобъективной основой такого вмешательства. При этом основные положения НЭПа сводились к наращиванию экономическоймощности. Увеличивался частный капитал, мелкие предприятия былиденационализированы. Каждому гражданину предоставлялось право заниматьсяпредпринимательством. К тому же переход к НЭПу позволил привлечь инвестиции,активизировалась торговля с другими странами. Это была наглядная презентациянового государства.

Оптимисты «НЭП имелпозитивные последствия для развития страны»

Пессимисты «НЭПимел негативные последствия для развития страны»

Реалисты «НЭП имелпротиворечивый характер».

Подведение итогов занятия

Метод«Ранжированный ряд»

Составление ранжированного ряда даетвозможность развивать критическое мышление, умение выстраивать логическуюцепочку, дает возможность учащимся реально оценивать исторические события идавать им свое оценочное суждение.

 «НЭП – способствовалвосстановлению народного хозяйства и становлению Советского государства»

Да, это так… НЭП привел к быстрому оживлению экономики.Появившаяся у крестьян экономическая заинтересованность в производствесельскохозяйственной продукции позволила быстро насытить рынок продовольствиеми преодолеть последствия голодных лет «военного коммунизма».

Да, это так, но… Имело место непропорциональноеразвитие основных отраслей народного хозяйства. Отставание темповвозрождения промышленности от сельскохозяйственного производства вело нэп черезполосу экономических кризисов. В деревнешла социальная и имущественная дифференциация крестьянства, что привело к ростунапряжённости между различными полюсами.

Нет,это не так… Вгороде на протяжении всех 20-х годов увеличивалась численность безработных,которая к концу нэпа составила более 2 млн. человек, было нарушено рыночноеравновесие, началась инфляция, что подорвало финансово-кредитную систему.

 

Нет, это не так, но…НЭП привёл к восстановлениюэкономики: к1923 году восстановленыдореволюционные посевные площади. К1925 году валовой сбор зерна превысил на 20%уровень 1913 года. К 1927 году в животноводстве достигнут уровень 1913 года. К1928 году промышленность достигла уровня 1913 года

 

Рефлексия «Облакотегов»

Облакотегов

     сегодня я узнал…

     было трудно…

     я понял, что…

     я научился…

     я смог…

     было интересно узнать, что…

     меня удивило…

Ранжированный ряд «Версальско — Вашингтонскаясистема ока­за­лась ма­ло­эф­фек­тив­ной».

1.     Да, это так,ведь она в значительной степени быласформирована под влиянием политических и военно-стратегических соображенийстран-победительниц в Первой мировой войне (главным образом, Великобритании,Франции, США и Японии) при игнорировании интересов побеждённых и вновь образованныхстран (Австрия, Венгрия, Югославия, Чехословакия, Польша, Финляндия, Латвия,Литва, Эстония), что делало эту структуру уязвимой из-за требований еёпреобразования и не способствовало долговременной стабильности в мировых делах.

2.      Да, это так, но Версальско-Вашингтонскаясистема провозгласила принципы мирного сосуществования, ограничение вооружений,решение споров и противоречий между странами за столом переговоров, для чегобыла создана Лига Наций.

3.      Нет, это не так: Версальско-Вашингтонскаясистема была все же эффективной, так каксоздание Версальско-Вашингтонской системы обеспечило выход из войны,предоставило возможность снизить послевоенную напряженность и заложило основыдля относительной стабильности в международных отношениях в 1920-е гг.

4.      Нет, это не так,но отказ США от участия в функционировании версальско-вашингтонской системы,изоляция Советской России и антигерманская направленность превращали её внесбалансированную и неуниверсальную, тем самым увеличивая потенциал будущегомирового конфликта.

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет