РАЙОННЫЙ СЕМИНАР
ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙДИРЕКТОРОВ ПО УР
Тема: Организация работы с особеннымидетьми в школе
«Умело,умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту,которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сияниемчеловеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…»
Василий Александрович Сухомлинский:
В Конституции РФ и Законе «Обобразовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всемиправа на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей сограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна изважнейших задач государственной политики
Последнее время наиболее актуальнымистановятся проблемы воспитания и образования детей с ОВЗ, так как количествотаких детей ежегодно возрастает. Практически в каждой школе учатся дети,которые испытывают трудности в обучении, обусловленные задержкой психическогоразвития, сенсорными дефектами, нарушениями интеллекта. Все они нуждаются вособой поддержке со стороны государства, семьи, педагогов, которые обеспечиваютим полную и полноценную интеграцию в обществе.
Обучение детей с особенностями —достаточно сложный процесс. Поскольку к ним следует искать отдельный подход исоздавать определенные условия для комфортного обучения.
Дети с ограниченными особенностями требуютособенного подхода со стороны учителей и самого образовательного учреждения.Поскольку у них есть отдельные потребности, которые отличаются от стандартныхтребований остальных детей.
Первое, что обязательно должно быть вшколах для таких детей — учителя, которые прошли подготовку. Ведь они должныиметь моральную базу и педагогическую для установления контакта с подобнымидетьми.
Современныйучитель должен понимать безусловную приоритетность педагогическогосопровождения детей с ОВЗ со стороны компетентного специалиста; быть готов ксвоевременному выявлению трудностей у такого ребенка; уметь организоватьразнообразные виды помощи обучающимся с учетом отставания в развитии социальныхили познавательных способностей.
В 2018-2019 учебном году в нашей школе 13 классов-159учеников.
4 классов начальный уровень;
5 классов основной уровень;
2 класса средний уровень
2 класса коррекционного обучения:4Б и 9Б.
Средняя наполняемость класса 11 учеников
Из 159 учеников 27 обучающихся ОВЗ: с ЗПР 13 обучающийся, с УО 14обучающийся,
3 ребенка – инвалида.
Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценнообучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивногообразования. Это означает, что особым детям должен быть обеспеченравный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальныхвозможностей.
В 8 классах из 13 19детей получают инклюзивное образование.
Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПКбыло рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной образовательной программе,могут потребоваться специальные условия обучения (ст. 79 Закона). Рекомендации,которые дают ПМПК в своем заключении являются обязательными к исполнению вобразовательном учреждении, в котором учится ребенок с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа разработанас учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекциянарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной образовательной программы школа занимаетсясамостоятельно. Основой для разработки адаптированной образовательной программыявляется ФГОС.
Существуютрекомендации СанПиН , которые необходимо учитывать при составлении адаптированной образовательной программы длялиц с ОВЗ.
Дети с трудностями обучения — это нередкость в современной школе. Адаптация к школе у таких детей проходит дольше исложнее. Темп работы в классе, большое количество учеников в классе, какследствие отсутствие индивидуального подхода — неполный переченьтрудностей, с которыми дети с ОВЗ могут столкнуться в школе. Задача родителейприслушаться к рекомендациям специалистов по организации обучения особенногоребенка. Задача школы в данном случае создание специальных условий обучения.
Специальные условия обучения — этоусловия обучения и воспитания, которые включают в себя:
· использование специальных образовательных программ, методовобучения;
· использование специальных учебников, учебных пособий, техническихсредств;
· проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
· обеспечение доступа в здание образовательной организации;
· использование дистанционных образовательных технологий;
Обучение детей с ОВЗ может бытьорганизовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах,индивидуально на дому . В данном случае многое зависит от того, какие именнопроблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить вмассовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии,то он сможет обучаться со всеми детьми.
Определением траектории развития иобучения в школе детей с ОВЗ занимают ПМПК.
Благодаря слаженной работе ПМПК, каждый ребенок обследуется специалистами и длянего выбирается свой путь обучения и развития.
Самоеглавное при организации урока чтобы все дети, в том числе и с «особыми»образовательными потребностями, чувствовали себя комфортно, ощущали свою«успешность», чтобы учиться было радостно и интересно.
Вначале года с родителями заключен договор о сопровождении ребенка. Проведенаразъяснительная работа о значимости выполнения заключения РПМПК. Приорганизации помощи семьям с детьми с ОВЗ изучаем позиции и личностныеособенности родителей и активно включаем их в процесс коррекции и реабилитации.При планировании работы с семьями детей с ОВЗ учитываем следующие направления:
· диагностика;
· установкана совместную коррекционную работу, формирование целей и выбор методов;
· реализациякоррекционной программы, в процессе которой идёт развитие познавательныхпроцессов личности ребёнка, его социальной адаптации, обмен мнений с матерью обосновных проблемах ребёнка, ознакомление с его достижениями, коррекция родительскихпозиций, обучение родителей правильным формам помощи ребёнку;
· оценкаэффективности коррекционной работы, достижения положительных результатов.
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормальноразвивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения являетсяосуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся сограниченными возможностями здоровья.
Приведемпримеры организации учебной работы детей в инклюзивных классах из опыта работынаших учителей.
В своей работе мы выделили следующие виды организации учебной работы ребенка с«особыми» образовательными потребностями на уроке:
1.Индивидуальная работа – как самостоятельная, так и с помощью педагога.
2.Организация работы в паре (с «сильным» учеником). Такая работа эффективна наэтапах проверки или взаимопроверки.
3.Ребенок участвует во фронтальной работе наравне с другими детьми.
4.Ребенок участвует в работе больших групп на уроках – соревнования, уроках-играх,театрализациях.
5.Ребенок участвует в работе малых групп при выполнении подгруппового задания,подготовке и защите проекта.
Самое главное в организации работы ребенка с «особыми» образовательнымипотребностями на уроке заключается в том, чтобы учебную задачу, стоящую передвсем классом, он решал вместе со всеми детьми. При этом способы помощи детям состороны педагогов могут быть разными. Для этого педагог при составлении рабочейпрограммы выстраивает одинаковые темы в урок.
Инклюзивноеобразование детей с ограниченными возможностями здоровья требует от педагоговпрямого включения в коррекционный процесс.
Ввопросе коррекции обучающихся с ОВЗ большую роль играют вопросы отработки,закрепления и повторения универсальных учебных действий.
Коррекционнаяработа достигается использованием специальных приёмов обучения и организациейпроцесса обучения.
Дляповышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующихусловий:
· формированиеУУД на всех этапах учебного процесса;
· обучениедетей выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие уменийсравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д.;
· побуждениек речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
· установлениевзаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением ипрактическим действием;
· использованиеболее медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученномуматериалу;
· разделениедеятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющееосмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
· использованиеупражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.
Конспектурока учителем составляется с учетом «особенных» детей, для этого отводитсяцелая колонка, в которой описывается деятельность таких детей на каждом этапеурока.. Главная цель адаптации учебного материала – сделать его максимальнодоступным и интересным.
Чтодля этого можно сделать:
· содержаниеучебного материала должно соответствовать требованиям государственногостандарта;
· доребенка доносить учебный материал простыми предложениями, доступными дляпонимания обучающимся;
· есливводится новое понятие, оно должно быть подробно и доступно;
· учебныйматериал должен сопровождаться наглядностью, это очень важно, т.к. обучающиесяобладают преимущественно конкретным мышлением, отвлеченные понятия ему малодоступны;
· повозможности учить детей самостоятельно ответить на вопросы по тексту иливыполнить иное задание;
· вопросыи задания должны проследовать цель проверить понимание прочитанного, закрепитьполученные знания, расширить словарный запас, развить речь, развить внимание,память, мышление.
· текстдля чтения необходимо набирать 16 шрифтом.
Приинклюзивном образовании учащиеся с ОВЗ в полном объеме участвуют в жизниколлектива школы. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию исоздаёт необходимые условия для детей с особыми образовательными потребностями.
Обучениедетей с ОВЗ может быть организовано в отдельных классах
Умственнаяотсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникаютвследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза.Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступаетнедоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности,которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования исоциальной адаптации.
В своей работе мы используем следующие инновационныепедагогические технологии:
- Воспитательные технологии;
- Игровые технологии;
- Информационно-коммуникативные технологии;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Технология дифференцированного подхода в обучении;
- Элементы арт-терапии
Здоровьесберегающие технологии
Оптимально сочетает специфические и общепедагогические методы всоответствии с методическими принципами:
- Соблюдение режима школьных занятий.
- Построение урока с учетом работоспособности детей.
- Использование оздоровительных двигательных, зрительных минуток на уроках.
- Использование наглядности.
- Выполнение гигиенических требований к уроку.
- Благоприятный эмоциональный настрой на уроке.
- Использует на уроках комплексно – нейтрализующие приемы.
- Организация и проведение уроков здоровья.
- Организация тренинга с учащимися с ослабленным здоровьем.
- Выполнение на уроках чтения упражнений на дыхание («потушить свечу», «подуть на горячее молоко», «дунуть на одуванчик», наклон вперёд – вдох – выдох, произнося гласные звуки и т.д.) (Все виды используются с 1-4 класс). (Все виды используются с 1-4 класс).
Технология дифференцированного подходав обучении
Дифференцированное обучение представляет собой форму делениякласса на сравнительно одинаковые
по уровню обучаемости группы. Рассматривает как возможностьиндивидуализации в условиях одного класса. Использует в работе разноуровневыепо трудности задания, карточки, домашние задания, контрольные работы, опорныесхемы при решении задач, написании сочинений и изложений. (2-4 класс)
Понятие«жизненная компетентность» для лиц с интеллектуальными нарушениями
Центральная задача школы длядетей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с умственнойотсталостью, заключается в формировании у обучающихся жизненных компетенций.Жизненные компетенции — это система способностей субъекта адекватно действоватьв различных социальных ситуациях, самостоятельно принимать верные решения инести ответственность за собственные поступки. Работа по формированию у младшихшкольников с умственной отсталостью жизненных компетенций должно осуществлятьсякак в ходе уроков, так и в процессе внеурочной деятельности. Важно расширятьконтакты этих обучающихся со взрослыми и здоровыми сверстниками, включатьребёнка в доступные и интересные для него виды деятельности.
В своейработе я использую различные методы обучения и развития. Методы обучения.
Наглядно – демонстрационный,
Словесно-объяснительный,
Экспериментально- практический,
Индивидуально-развивающий.
Смешанный.
Методы учебной и воспитательной работы реализуются за счет конкретных учебныхмероприятий, форм обучения и воспитания ,различных видов деятельности учащихся, а также с помощью средств обучения ,которые используются в процессереализации того или иного метода.
В своей коррекционно -развивающей работе по русскому языку и чтению , яиспользую широкий спектр форм работы, с привлечением разнообразных средствобучения .
Формыработы.
-урок – основная форма коррекционно — развивающего обучения,
— литературная беседа ,
— предметные викторины,
— тестирование,
— индивидуальные занятия по дидактическому материалу,
— деловые игры,
-элементы логопедических занятий,
-коррекционно -развивающие занятия,
-занятия для развития мелкой и крупной моторики пальцев рук,
-физкультминутки
-прослушивание звукозаписей,
-экскурсии .
Организация индивидуального обучения(на дому) лиц с ОВЗ.
В нашей школе 7 учеников находятся на индивидуальном обучение: 4ученика-5класса
3 ученика -8класса.
Детис особыми потребностями могут обучаться на дому, для них организовано домашнееобучение, но по заявлению они обучаются в школе.Основание для обучения на домуявляется медицинское заключение.
Детизадействованы во внеклассной и внешкольной работе: поют в хоре, танцуют,участвуют в инсценировках. Таким, образом созданные условия Школой даютвозможность учащимся социализироваться в обществе.
Врезультате коррекционной работы у учащихся формируются обобщенные учебные итрудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся прирешении новых учебных и учебно-трудовых задач. Только вместе, общими усилиями,педагоги школы могут дать детям дорогу в большую жизнь!
Работа с родителями
Детис особыми образовательными потребностями больше других детейнуждаются в такой помощи. Большинство родителей таких учеников весьма низкооценивают их способности и демонстрируют это негативными отзывами. Для помощиродителям оформляем требования к выполнению домашней работы в виде памятки:
1. Атмосферапри выполнении домашних заданий должна отличаться от школьной. Так, еслиребёнок устал сидеть, он может встать и подвигаться. Родителям стоит исключитьиз своей речи негативные оценочные высказывания. («пишешь, как курица лапой»).Такие фразы не стимулируют умственную деятельность ребёнка, зато значительноухудшают его эмоциональное состояние.
2. Родителидолжны выполнять домашние задания вместе с ребёнком, а не вместо него. Стоитпериодически подчёркивать, что ответственность за качество выполненной работы влюбом случае остаётся на ученике, а не на взрослых. Дома можно выяснить то, очём не удалось выяснить в школе и без стеснения потренироваться в том, что покане получается.
3. Необходимоограничить время на приготовление уроков в целом и время совместной работы совзрослым. Например, можно договориться с ребёнком, что он постарается выполнитьдомашнее задание до начала любимой телепередачи, но родители будутприсутствовать только во время чтения и записи условия задачи, пересказа текстаили проверки упражнения по русскому языку. Такое распределение функцийпозволяет приучить ребёнка к самостоятельной работе и самоконтролю.
4. Еслиребёнок сделал ошибку, взрослый должен помочь найти её и исправить.
5. Выполняядомашнее задание с ребёнком, следует придерживаться удобного для него темпа.Необходимо учитывать индивидуальные психофизиологические возрастные особенностишкольника. Родители должны исходя из этого определять количество и длительностьперерывов.
6. Не следуетставить перед ребёнком несколько разноплановых задач одновременно. Например,требуя сидеть прямо, писать красиво, думать быстро, родитель добиваетсяпротивоположного результата. Ребёнок отвлекается на многочисленные замечания иему трудно вновь сосредоточиться. Взрослый должен выделить главную задачу вданный момент, а остальные требования предъявлять после её выполнения.
Длязакрепления навыков, полученных обучающимся на коррекционных занятиях,необходима их регулярная тренировка дома под руководством родителей. Системныйподход к обучению подразумевает не только получение тех или иных знаний, но иповышение учебной мотивации ребёнка. Вот почему важно настроить родителей напартнёрские отношения с ребёнком во время выполнения домашнего задания, научитьих пользоваться следующими приёмами.
Предлагаемродителям использовать лёгкие задания для того, чтобы ребёнок получилпозитивный опыт достижения успеха. Даже небольшие удачи, отмеченные вниманием иодобрением взрослых, окрыляют школьника и порождают желания решать болеесложные задачи.
Необходимоуделять большое внимание чтению, особенно в начальной школе. Эффективностьвыполнения значительной части заданий по самым разным учебным дисциплинамсвязана со скоростью чтения и понимания прочитанного. Чтобы ребёнок сталсчитать чтение жизненно необходимым навыком, можно оставлять ему короткиезаписки, отправлять СМС-сообщения, составлять список покупок, составитьрасписание дня и т.д. Радость от узнавания, написанного – прекрасная помощницав процессе улучшения техники чтения. Также используются и многие другиеприёмы: отражённое чтение (повторение интонации за учителем), сопряжённоечтение (чтение в парах; –чтение по цепочке; – чтение за учителем (чтениехором); – самостоятельное чтение (жужжащее чтение вполголоса) и т.д.
Выполнятькоррекционные упражнения рекомендуем в игровой форме и поиграть в слова илиповторить наперегонки таблицу сложения. При этом родитель не должен выступать вроли проверяющего знания. Он такой же участник игры, как и ребёнок, поэтомуможет допускать ошибки, проигрывать, что делает соревнование захватывающим исоздаёт высокую мотивацию к победе.
Важнообъяснять родителям, что наглядно-образное мышление является ведущим типоммыслительной деятельности в младшем школьном возрасте и сохраняет своё значениедаже у взрослых людей. Поэтому необходимо использовать схемы и рисунки,таблицы, алгоритмы в качестве вспомогательного средства при выполнении самыхразных заданий: решения арифметических и логических задач, заучивания стихов,пересказа текстов. Если схематическое изображение не облегчает пониманиесодержания задания, стоит разыграть его с помощью игрушек и других предметов.
Чтобыребёнку было проще справляться с учебными заданиями, стоит чаще предлагать емуаналогичные повседневные, бытовые ситуации. Дети с удовольствием решают задачи,в которых оказываются в роли покупателя, например, «Сколько груш нужно купитьна 2 дня, если каждый из нас будет съедать по 1 груше в день?». Для примеровлучше использовать эмоционально насыщенный материал – допустим, складыватьигрушечных солдатиков, кубиков и т.д.
Качественноеусвоение учебного материала невозможно без навыков самоконтроля. Для того,чтобы научиться замечать свои ошибки, полезно потренироваться в проверке чужойработы. Так, взрослый может написать столбик примеров, в которых правильныеответы чередуются с неправильными, а ребёнок должен найти ошибки и исправить ихт.е создать атмосферу игры «в школу».
Школьнаянеуспеваемость нередко становится причиной ухудшения родительско — детскихотношений, приводя взрослых к разочарованию, потере веры в возможности своегоребёнка и его успешное будущее. Совместное выполнение коррекционных заданий иупражнений, выполнение рекомендаций специалистов позволяют восстановитьблагоприятный психологический климат в семье.
Основнойцелью деятельности образовательной организации является характеристика уровняотклонений, продуктивное взаимодействие с детьми и их родителями, комплексныйподход в психологической помощи семьям.
Важнейшимзвеном психолого-педагогического сопровождения является психолого-медико-педагогическийконсилиум образовательной организации. Консилиум несет ответственность засоздание и реализацию необходимых условий, которые «прописаны» в заключенииРПМПК. В то же время, консилиум несет исключительно рекомендательную функцию потактическим вопросам реализации рекомендаций ПМПК. Он также выполняет функциювыявления детей с ОВЗ и функцию объективной «углубленной» оценки состоянияребенка (детей).
Всвоей работе школьный консилиум МКОУ Петровская СОШ руководствуетсяследующими принципами работы:
1. Приоритетинтересов сопровождаемого («на стороне ребенка»): специалист системысопровождения призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию смаксимальной пользой для ребенка.
2. Непрерывностьсопровождения: специалисты службы сопровождения прекращают поддержку ребенкатолько тогда, когда проблема решена или подход к решению очевиден.
3. Мультидисциплинарность(комплексный подход) сопровождения: обеспечивается согласованной работойкоманды специалистов, включенных в единую организационную модель.
Участвуя в сопровождении ребенка, каждый из специалистов хотя и в разнойстепени, но в полной ответственности за усвоение ребенком объема программыобучения. Для успешного решения этих задач выработаны следующие направлениядеятельности консилиума.
Диагностическийблок включает: обследование по запросу специалистов, учителей, родителей(законных представителей); диагностику, динамическое наблюдение.
Блоканализа и планирования предполагает анализ результатов диагностики, выборспособа организации коррекционно-развивающего процесса, планирование работы,статистический учет.
Коррекционно-развивающаяработа предусматривает проведение коррекционно-развивающих занятий собучающимся: с педагогом-психологом — по развитию психических процессов, сучителем — дефектологом — по развитию познавательных процессов, сучителем-логопедом — по совершенствованию различных сторон речи, с музыкальнымруководителем — по развитию темпа и ритма, с учителем по физической культуре -по развитию общей моторики.
Блокпрофилактической и консультативной работы включает углублённые диагностическиеобследования, консультации для педагогов и родителей детей с ограниченнымивозможностями здоровья.
Блокконтроля включает предоставление информации о работе ПМПК на педагогическихсоветах, на родительских собраниях, подведение итогов за учебный год.
Всоответствии с планом работы на учебный год планируется 4 заседания ПМПК -плановые, внеплановые по запросам участников образовательного процесса.
Цельплановых заседаний:
· оценкадинамики обучения и коррекции, внесение коррективов в работу специалистов,корректировка формы, режима обучения и назначение новых обследований.
Деятельность планового консилиума ориентирована на решение следующих задач:
· определениепутей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами вразвитии;
· выработкасогласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающегомаршрута воспитанника;
· динамическаяоценка состояния ребёнка и коррекция ранее намеченной программы.
Внеплановыезаседания проводятся по запросам специалистов, организующихкоррекционно-развивающее обучение с детьми, а также по запросам родителей(законных представителей) . Поводом для внепланового ПМПК являетсяотрицательная динамика развития ребенка и необходимость изменения ранеепроводимой коррекционной работы.
Задачамивнепланового консилиума являются:
· решениевопроса о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
· изменениеранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае еёнеэффективности.
Алгоритмработы ПМПк включает следующие направления работы:
· выявлениепроблемы у ребёнка;
· беседас педагогами, родителями (законными представителями);
· диагностика;
· заседаниеконсилиума, выработка индивидуальной программы сопровождения ребёнка;
· реализациянамеченной программы, при необходимости внесение изменений в индивидуальнуюпрограмму развития воспитанника
Впериод адаптации с обучающимся ОВЗ работал школьный психолог, учитель логопед,социальный педагог, даны рекомендации педагогам и родителям. В конце годаконсилиум совместно с педагогами подвел итоги работы: сопровождение ребенка,динамика, охват внеурочной деятельностью, составлена психолого-педагогическаяхарактеристика на ребенка. Все материалы по году зафиксированы в картеразвития. Родителей проинформировали как прошел год, что достигли и над чемнадо поработать.
Толькочёткая и слаженная работа всего педагогического коллектива способствуетсвоевременному выявлению проблем и оказанию помощи с ОВЗ.
Обучение детей с особыми потребностями вмассовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантногоотношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школадолжна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможетнайти свое место и раскрыть свои способности.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ:
создание необходимых условий для адаптации,обучения, воспитания и развития личности учащегося; вовлечение в социальнуюжизнь детей с особыми образовательными потребностями и их возрастными ииндивидуальными особенностями, уровнем развития, состоянием здоровья; созданиекомфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовыевозможности; формирование у обучающихся положительного отношения к учению какфактору личного роста, преодоление негативных особенностейэмоционально-личностной сферы; сохранение и укрепление здоровья школьников;влияние на изменение общественного сознания по отношению к людям с особымиобразовательными потребностями и особенностями в развитии.