Проблемный семинар
Заседание №2
Тема: Повышение качества воспитательной работы в нравственномсовершенствовании личности дошкольника в условиях преемственности реализациипрограмм воспитания
Цель: способствоватьактивизации работы по решению проблем преемственности дошкольного и начальногообразования, выявить эффективные механизмы сотрудничества.
Задачи:
1)раскрыть теоретические аспекты нравственного развития и воспитания личности;
2)актуализировать знания по методам, формам работы в педагогической деятельностипо нравственному развитию и воспитанию (практическая часть);
3)обобщить продуктивный опыт педагогических работников ДОУ и школы поорганизации, реализации и формированию нравственной культуры воспитанников;
4)укреплятьсотрудничество воспитателей, учителей; способствовать взаимному эмоциональномурасположению между участниками семинара, зарождению доверия.
Формапроведения: аукцион педагогических идей.
Участники: воспитателимикрорайона ДОУ, учителя начальных классов.
Ход семинара:
1.Игровой энергизатор.
-Добрыйдень, уважаемые коллеги! Приятно Вас видеть в нашем зале. Семинар будет вестиБеспалова Н.Е., учитель начальных классов школы №12 и Боева С.А., воспитательДОУ №1.
Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.
— Упражнение«Подари улыбку». Чтобы у нас у всех сегодня было хорошее настроение,давайте подарим друг другу улыбки. На цветной бумаги нарисованы красивые улыбающиесямордашки. Выберите один смайлик себе, другой подари коллеге.
-Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, необедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памятиостается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферудоброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.
Улыбка универсальный знакдоброты, начинай и заканчивай день улыбкой!
2.Основная часть. Аукцион «Повышение качества воспитательной работы внравственном совершенствовании личности дошкольника в условиях преемственностиреализации программ воспитания».
1)Введение в проблему семинара. Просмотр и обсуждение отрывка из кинофильма«Игрушка».
— Уважаемые коллеги, Вы просмотрели отрывок из кинофильма«Игрушка». О чем этот фрагмент?
— Как Вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем семинаре?
— Верно. Мы сегодня поговорим о нравственном воспитании детей,поделимся опытом по формированию у воспитанников нравственной культуры.
2)Теоретическая часть.
— Антон Семенович Макаренко говорил: «Воспитывать… самая труднаявещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!»
— Упражнение «Чаша». Какими мы хотим видеть души нашихвоспитанников? Какими бы качествами хотели бы их наделить? У каждого из Васесть сердечко, напишите на нем 1 качество, каким вы хотите наделить своихвоспитанников. (Педагоги пишут качества, их размещаем в виде фигуры (сердце,цветочек).
— Посмотрите какую яркую, красивую душу мы хотимвидеть у своих воспитанников (Озвучивание качеств). Дети приразговорах всегда наделяют себя положительными качествами. Как мы видим, мытоже хотим наделить их только хорошими качествами. Тогда возникает противоречие:почему же в наших детях часто наблюдаем такого негатива, как агрессия, злость,жатность и т.п.? Чем вы можете это объяснить? (дискуссия)
— Благодарим за Ваши суждения. Нам, взрослым, есть над чем задуматься иизменить отношения к решению данной проблемы. В новом федеральномгосударственном образовательном стандарте общего образования процессобразования понимается не толькокак процесс усвоения обучающимися системы знаний, умений и компетенций,составляющих инструментальную основу учебнойдеятельности обучающегося, но и как процесс развития личности, принятиядуховно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
— Поэтомупервоочередной задачей обучения ивоспитания в детском саду и школе является духовно-нравственное развитие ивоспитание обучающихся, становление гражданской идентичности школьников какосновы гражданского общества.
-Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересахчеловека, общества, государства.
— В детских садах…….
3)Практическая часть.
-Атеперь познакомимся с опытом работы по формированию нравственного воспитаниявоспитателей детских садов и педагогов начальной школы.
а)Выступление воспитателя МБДОУ № 53 Гусевой Натальи Анатольевны по теме«Реализация регионального компонента в образовательном процессе».
б)Выступление воспитателя МБДОУ № 14 комбинированного вида Соколовой НатальиСергеевны по теме «Интерактивные формы работы с родителями подуховно-нравственному воспитанию».
в)Выступление учителей начальных классов МБОУ ООШ №12 Афанасьевой О.Н. ИБеспаловой Н.Е.
— С 1сентября 2022 года Минпросвещения России запустило в российских школахмасштабный проект – цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». Теперь вовсех школах страны учебная неделя начинается с классного часа «Разговоры оважном», посвященного самым различным темам, волнующим современных ребят. Следует отметить,что внеурочные занятиявходят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержаниедолжны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяютсянравственные ценности, которые являются предметом обсуждения. Основныеценности характеризуются следующимобразом.
— Центральные темы«Разговоров о важном» — патриотизм и гражданское воспитание, историческоепросвещение, нравственность, экология. Темы занятий приурочены кгосударственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам,годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственныхдеятелей и деятелей культуры. ( раздатка « Тематика занятий», 1-2 класс, 3-4класс)
— Основной форматданного внеурочного занятия — разговор, или беседа с обучающимися, дискуссия.
— Для удобства педагогов ФГБНУ «Институт стратегии развитияобразования Российской академии образования» по поручению Минпросвещения Россииразработал комплект материалов, которые содержат все необходимое для подготовкии проведения такого внеурочного занятия – сценарий внеурочного занятия,методические рекомендации, а также набор визуального контента (видео,презентации, интерактивные материалы). Все материалы разработаны с учетомвозрастных и психологических особенностей школьников и имеют особую,постоянную структуру (мотивационная часть, основная и заключительная, включающаяв себя рефлексию).
-Приоритет отдается формам работы, в которых ребенок занимает активную позицию(обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, решения кейсов, конкурсы,коммуникативные, деловые, интеллектуальные игры и т.п.).
— Поитогам каждого занятия формулируются вопросы и задания для обсуждения дома сродителями.
— Внеурочное занятиепроходит каждый понедельник. Оно начинается поднятиемГосударственного флага Российской Федерации, слушанием (исполнением) Государственного гимнаРоссийской Федерации. Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале.Затем участники расходятся по своим классам, где проходит тематическая часть занятия. Сценарий рассчитан на 30 минут общения сучащимися. В методических рекомендациях, которыеданы к каждомусценарию, учителю даются советы, как в случае необходимости расширить или сократить содержаниезанятия.
-Приглашаем Вас сегодня на «Разговор о важном», а Вы, уважаемые коллеги, примерите на себя роль учеников 1-2 классов.
Фрагментзанятия « Прорыв блокады Ленинграда».
3. Подведение итогов.
— Нравственность педагогов, моральные нормы, которыми онируководствуются в своей профессиональной деятельности и жизни, их отношение ксвоему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеетпервостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитанияподрастающего поколения. Никакие воспитательные программы не будут эффективны,если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся примернравственного и гражданского личностного поведения.
— Михаил Пришвин сказал:«Доброта – это солнце, которое согревает душу».
— Призываю вас всех бытьвсегда добрыми и человечными.
4. Рефлексия.
— Мыпредлагаем оценить сегодня работу нашего семинара. На столах у Вас лежатшаблоны смайликов. Нарисуйте свое настроение мордочке, выразив отношение кнашему семинару: была ли информация полезной, пригодится ли данный материал вработе, или Вам было не интересно и информация была бесполезной.
5. Домашнеезадание.
— «Современные подходы в развитии детско-технического творчества вдошкольном образовании. Растим инженеров с ранних лет».
