X-PDF

Семинар-практикум по профилактике эмоционального выгорания. Тема: С радостью на работу!

Поделиться статьей

 Семинар-практикумпо профилактике эмоционального выгорания педагогов.

Тема:«С радостью на работу!»

 

Цель семинара — практикума: создать условия для профилактики синдромаэмоционального выгорания и поддержки психического здоровья учителей.

Задачи семинара-практикума: 

1.Актуализироватьпроцесс самоанализа сотрудников.

2.Познакомитьс приемами саморегуляции.

3.Научитьпсихотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния.

4.Оптимизироватьсамооценку педагогов.

5.Снятьэмоциональное напряжение.

6.Сформироватьпозитивное мышление учителей (самовосприятие  и восприятие окружающейдействительности).

Условия для реализации: специально оборудованный кабинет психолога сприглушенным  освещением, мягкими стульями.  

Время проведения:   1,5 часа.  

Участники: педагоги  

Актуальность. Одной из серьезных проблемсовременной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которомуподвержены чаще всего люди старше 35-40 лет.

Даннаяпроблема является актуальной и для нашей школы. Это связано с тем, что даннаяшкола одна из больших школ города и коллектив ее насчитывает 75 учителей,ввозрасте от 30 до 55 лет, из которых имеют стаж от 10-15 лет(19 человек),более20 лет (39 человек),все они попадают в группу «риска» по проявлениямэмоционального выгорания.

Изучаемаяв работе проблема, на наш взгляд, представляется очень важной, т.к.эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самихпедагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядомс ними. К ним относятся педколлектив и обучающиеся, которые попросту вынужденынаходиться рядом и поэтому становятся заложниками синдрома.

          Исследование даннойпроблемы мы решили начать с опроса педагогического коллектива школы.  Понашим наблюдениям и исследованиям, учителя зачастую склонны отдаватьпредпочтение интеллектуальным достижениям школьников, а внутреннему мируученика уделяется недостаточно внимания. К примеру, существующая система оценкизнаний учащихся, его достижений и успехов формирует неадекватную самооценку учащихся. 

          В целях выявления таких трудностей в работепедагогов был проведен опрос с помощью анкеты, инструкция которой быласледующей: «С  какими трудностями  педагогическойдеятельности вы наиболее часто сталкиваетесь в своей работе (выберите из списканесколько вариантов?)»   

Основными трудностями в работе педагогов являются:

1.Неорганизованность учащихсякотораямешает работе  58 % опрошенных учителей.

2.Неадекватное поведение учащихся (агрессивность, тревожность, вспыльчивость,болтливость)  является проблемой для  49% опрошенных педагогов.

3.Низкая учебная мотивация –  35%.

Кроме этого,  28% учителей младших и старших классовсчитают, что слабые знания по предмету являются проблемой в педагогическойдеятельности. Интересно, что ни один из преподавателей не отметил трудным длясебя, наличие каких-то личных проблем ученика, связанных с  кризисными,возрастными моментами развития личности школьника.

Таким образом,  мы видим, что и по сей день большееколичество педагогов школы придают значение именно организационным,поведенческим и интеллектуальным характеристикам учащихся. И мало придаютзначения истинным причинам неуспеваемости учеников. Завышенные требования кспособностям учеников, игнорирование возрастных особенностей формируют зачастуюу учеников негативное отношение к учебе,  к школе, негативное мышление вцелом к себе  как к ученику.

 Итак, что такое эмоциональное выгорание?

СЭВ- это состояние физического, эмоционального и умственного истощения.

Распространенность и причина СЭВ

Наукойдоказано, (в частности, данная проблема изучается психологией труда) чтоСиндром профессионального выгорания самая опасная профессиональная болезнь тех,кто работает  с людьми и чья деятельность невозможна без общения.

Работас педагогами является одним из важнейших аспектов работы школьнойпсихологической службы, направленной на сохранение психологического здоровья впедагогическом коллективе.

Дляреализации целей психолого-педагогического сопровождения проводится работа последующим направлениям:

1.Консультирование

2.Анкетирование

3.Информационно-просветительская и развивающая работа.

Внашей школе за период с 2020-2022 года за психологической помощью обратилось42% учителей. Беседа с педагогами позволила выявить основные проблемы,способствующие повышению уровня эмоционального выгорания.

 

Рис.1.Проблематика обращения к психологу

Прианализе заявленной проблематики выявлены наиболее актуальные причины повышенияэмоционального выгорания педагогов:

-на первом месте – это напряженные отношения на работе и дома;

-на втором месте – депрессия, чувство вины;

-на третьем – безразличие, усталость.

Дляпредупреждения риска эмоционального выгорания необходимо выявить степеньсформированности и область (причину) появления риска. В этом случае большуюроль играет правильность выбора диагностического материала. Перечислимнекоторые из них (слайд 6):

Опросникнервно–психического напряжения Т.А.Немчина.

Цель. Измерение степени выраженности состояниянервно-психического напряжения.

Методикаопределения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге

Цель: определение уровня стрессоустойчивости и социальной адаптации.

— Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко

Цель. Диагностика уровня эмоционального выгорания.

— Методика определения психического «выгорания» А.А.Рукавишникова.

Цель. Определение уровня «психического» выгорания.

Все эти методики позволяют выявить причинувозникновения риска эмоционального выгорания. В своей практике я используюметодику В.В. Бойко.

Наэкране представлены результаты по этой методике которая проводилась спедколлективом нашей школы. На рис. 2 показана динамика развития синдромаэмоционального выгорания по отдельным фазам  педагогов с различным стажемработы.

 

Рис. 2. Динамика развитиясиндрома эмоционального выгорания по отдельным фазам у педагогов с различнымстажем работы.

 

Анализируяпоказатели фаз на графиках, можно заметить, что в фазе «напряжения» наиболеевысокие показатели, имеют педагоги со стажем работы: от 0 до 5 лет; от 10 до 15лет и более 20 лет. В группах от 5 до 10 лет и от 15 до 20 показатели имеютболее низкий уровень.

В фазе «резистенции»,на графике мы видим постепенное возрастание уровня сопротивления от первой ктретьей группе (от 0 до 15 лет), затем спад в группе педагогов со стажем работыот 15 до 20 лет и у педагогов со стажем работы более 20 лет этот уровень сноваповышается.

Фаза «истощения»наиболее ярко выражена у педагогов со стажем работы от 10 до 15 лет; затем упедагогов со стажем работы свыше 20 лет. И менее выражена, у педагогов состажем работы от 5 до 10 лет и от 15 до 20.

Вашему вниманиюна экране показаны средние значения развития синдрома эмоциональноговыгорания у педагогов с различным стажем работы.

 

Рис.3. Средниезначения развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов с различнымстажем работы

 

Таким образом,наиболее высокие показатели имеют педагоги со стажем работы от 10 до 15 лет. Наиболее устойчивой к синдрому оказаласьгруппа педагогов со стажем работы от 15 до 20 лет.

Данные свидетельствуют онеобходимости более детального изучения факторов, влияющих на формированиесиндрома «эмоционального выгорания».

Обсудив на педагогическом советерезультаты диагностик, было решено апробировать программу психологическойпомощи педагогам в снятии психоэмоционального напряжения.

 

Результативность опыта

Мониторинг эффективности реализации программыпоказал – у педагогов, прошедших курс практических занятий наблюдаютсяследующие позитивные изменения (по сравнению с контрольной группой):

-снижается эмоциональная нестабильность,уровень тревожности и нервно-психического напряжения

-уменьшается общая неудовлетворенность

-педагоги видят смысл в том, что делают иценят работу

Можно сделать вывод, что профилактикойэмоционального выгорания будут не только специальные занятия, но и усилия самихпедагогов.

 

Внашей школе нами проводятся занятия для педагогов по профилактике СЭВ.

Проведениеинформационно-просветительской и развивающей работы позволит снизить рискпроявления синдрома эмоционального выгорания. Один из способов – этосаморегуляция.

Чтотакое саморегуляция?

Саморегуляция- это управление своим психоэмоциональным  состоянием, которое достигаетсяпутем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов,управления мышечным тонусом и дыханием

Какиеспособы саморегуляции вы знаете?

Способысаморегуляции:

-смех,улыбка, юмор;

-размышленияо хорошем, приятном;

-различныедвижения типа потягивания, расслабления мышц;

-вдыханиесвежего воздуха.

Задание.Ответьте на вопросы:

1.Чтопомогает вам поднять настроение, переключиться?

Вашемувниманию хочу предоставить  упражнения  (по профилактике СЭВ с целью снятияэмоционального напряжения).

1.     Упражнение «Радуга»

Цель:снятие эмоционального напряжения.

Инструкция

1.Закройтеглаза. Представьте, что перед вами находится экран. На экране вы видите радугу- цвета, которые вам нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство.Вы видите то, что описываю я, или то, что захотите сами.

2.Первыйцвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода.Голубой приятно ласкает глаз в жару. Он освежает вас, как купание в озере. Чтовы видите, когда думаете о голубом?

3.Следующийцвет-красный. Красный дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когдахолодно. Иногда слишком много красного нас злит. Иногда он напоминает нам олюбви. Что вы думаете, когда смотрите на красный цвет?

4.Желтый цвет приносит нам радость. Он согревает как солнце, и мы улыбаемся. Еслинам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Что вы думаете, когда смотритена желтый цвет?

5.Зеленый цвет. Если мы больны или нам не по себе, зеленый помогает намчувствовать себя лучше. Что вы думаете, когда смотрите на него?

Замечаетели вы как разные цвета влияют на настроение и даже самочувствие?

Попробуйтетакже увидеть другие цвета?

Анализ

Каковыбыли ваши ощущения во время выполнения этого упражнения?

Какойцвет наиболее эффективно повлиял на ваше самочувствие и настроение?

Ожидаемый результат: снятие психоэмоционального напряжения.

 

2. Работа в группах. Упражнение «Калошисчастья» (10 минут).

Цель: Развитие позитивного мышления педагогов.

Задачи:

·       Развитие навыков самопознания.

·       Формирование навыков позитивного восприятия мира.

·       Развитие позитивной Я – концепции.

·       Развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы и оборудование: Калоши счастья (игровой элемент,обычные резиновые колоши, желательно большого размера, с веселым дизайном),карточки с ситуациями, рефлексивный кубик. 

Инструкция: «Я хочу предложить вам поиграть в игру,которая называется «Калоши счастья». У Ганса Христиана  Андерсена естьсказка с таким названием. Согласно этой сказке камеристке фее счастья подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям,чтобы они помогли им стать счастливее. Человек, который надевал эти калоши,становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он могперенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю Вам обуть эти калоши истать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, аваша задача состоит в том, чтобы надев эти калоши найти в ситуации,предложенной Вам позитивные стороны. Другими словами, посмотреть на ситуациюглазами счастливого человека-оптимиста».

Ожидаемый результат: Участники игры надев  «калошисчастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе.  Тому, ктозатрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают,предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивныйнастрой.

 

3.Упражнение «Плюс-минус» (10 минут).

Цель: помочь педагогам осознать позитивные моментыпедагогической деятельности.

Задачи:

·       Вербализовать негативные и позитивные моменты своей педагогическойдеятельности.

1.Сплочение группы.

Материалы и оборудование: ватман с заранее нарисованнымдеревом, которое крепится на доску. Самоклеющиеся стикеры в форме листочков.Ручки на каждого участника.

Инструкция: участникам раздаются стикеры и ручки и даетсяследующая инструкция: «Вам нужно написать на листочках одного цветаминусы вашей работы, а на листочках другого цвета – плюсы своей работы». Участникипишут, а потом им предлагается по-очереди прикрепить свои листочки с плюсами иминусами на дерево. Каждый участник озвучивает то что написал. Затем проводитсярефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось и почему –плюсов педагогической деятельности или минусов.

Ожидаемыйрезультат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе всё-таки больше, иприйти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть всестороны педагогической деятельности, осознать единство затруднений педагогов.

 

4.Упражнение «Моя аффирамация».

Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивногосамовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления.

Материалы и оборудование: карточки спозитивными утверждениями – аффирмации.

Инструкция: «Я Вам предлагаю вытянуть ту карточки спозитивными утверждениями- аффирмациями, если вам она не нравится, то можетевытянуть другую, которая Вам близка».  Участники тянуть по-очередикарточки с аффирмациями и зачитывают их. После завершения упражнения можнозадать следующие вопросы: какие у Вас ощущения от этого упражнения? Трудно былоли прочитать фразу? И т.п. участники делятся впечатлениями.

Ожидаемый результат: закрепление позитивного опыта. Положительныйнастрой.

 

5.Упражнение «Откровенно говоря» (5- 7 мин).

Цель: Вербализация и осознание проблемы педагогов.

Материалы: карточки с незаконченными фразами.

Инструкция: «Вам нужно вытянуть любую каточку снезаконченным предложением и попытаться закончить фразу, откровенно и честно».

Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемыпедагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы увсех педагогов похожи.

 

 

Подведение итогов семинара.

Цель: Шерринг — вербальная рефлексия семинара, завершение,подведение итогов.

Материалы и оборудование: По  окончании семинараучастникам раздаются анкеты «Обратная связь».

Инструкция: «Наш семинар подошел к концу  иВам предлагается в завершение заполнить небольшие  анкеты, в которых Выможете написать свои впечатления от семинара. Ваше мнение для нас очень важно.После того как вы напишите ваши впечатления, по — очереди расскажите о них».

Ожидаемый результат: педагоги заполняют анкеты, говорят,что им понравилось, а что нет, и свои пожелания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Анкетадля педагогов

С  какими трудностями  педагогическойдеятельности вы наиболее часто сталкиваетесь в своей работе (выберите из списканесколько вариантов):

1.                             Плохой контакт с некоторыми изродителей или законных представителей учащихся

2.                             Неадекватное поведение(агрессивность, тревожность, вспыльчивость, болтливость) и т.п.

3.                             Организация внимания детей,поддержание интереса к материалу урока или к предмету в целом

4.                             Конфликты с родителями учащихсяпо поводу успеваемости

5.                             Конфликты с учащимися

6.                             Недостаточное владениепредметом

7.                             Недостаточное владение приемамиумственной деятельности учащихся

8.                             Низкая учебная мотивация

9.                             Несерьёзное отношение кпредмету

10.                         Частые пропуски

11.                         Неорганизованность учащихся (приходятне подготовленные к уроку, забывают тетрадь, учебник и т.п.)

12.                          Частые опоздания на урок

13.                         Слабые знания по предмету

14.                         Неряшливый, неопрятный видученика

15.                         Запах табака на уроке отучащихся

16.                         Замкнутость, необщительностьученика

17.                          Игнорирование замечанийпедагога

18.                         Проблемы личного характера

19.                          Плохое самочувствие,проблемы со здоровьем, усталость

20.                         Плохое настроение

21.                         Свой вариант:

22.                          

 

 

Карточкис предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Колошисчастья»

Директор отчитал Вас за плохо выполненную работу.

·                                Я сделаю соответствующие выводыи постараюсь не допускать ошибок.

·                                В следующий раз постараюсьвыполнять свою работу лучше.

Вамдали классное руководство над слабыми детьми.

·                                Есть возможность попробоватьсвои силы в работе с такими учениками.

·                                Это хорошая возможность освоитьновые методы работы с классом.

Наработе задержали зарплату.

·                                Можно сэкономить на чем-то.

·                                Можно теперь сесть на диету.

Подороге на работу Вы сломали каблук.

·                                Хороший повод купить новыесапоги.

БольшинствоВаших учеников написали контрольную  очень слабо.

·                                Хорошая возможностьпроанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Вывнезапно заболели.

·                                Хороший повод отдохнуть.

·                                Заняться наконец-то своимздоровьем.

Васбросил муж.

·                                Теперь не нужно тратить времяна стирку, глажку, готовку, а  тратить свое  время на себя.

·                                Больше времени на хобби.

Выпопали под сокращение.

·                                Хорошая возможность занятьсячем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

·                                Новый коллектив, новыеперспективы.

 

Карточкик упражнению «Моя аффирмация» (позитивные утверждения)

 

УМЕНЯ СКАЗОЧНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ!

ЯОЧЕНЬ УМНАЯ!

УМЕНЯ ВЫДАЮЩИЕСЯ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ!

ЯМОГУ СДЕЛАТЬ ВСЕ К ЧЕМУ ПРИЛОЖУ МОЗГИ!

ЯУВЕРЕНА В СЕБЕ – Я СПРАВЛЮСЬ!

ЯВЕРЮ В СЕБЯ!

МНЕВСЕГДА И ВО ВСЕМ ВЕЗЕТ!

ЯВСЕГДА ОКАЗЫВАЮСЬ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ!

ЯСЧАСТЛИВА!

ЯВСЕГДА ДЕЛАЮ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!

СОМНОЙ ВСЕГДА СЛУЧАЕТСЯ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ!

МНЕХОРОШО БЫТЬ С САМОЙ СОБОЮ!

ЛЮДИРАДЫ ВИДЕТЬ МЕНЯ!

ЯЛЮБЛЮ СВОЮ ЖИЗНЬ, И ОНА ОЧЕНЬ ИТЕРЕСНАЯ!

ЯВСЕГДА СТАРАЮСЬ!

ЯУНИКАЛЬНАЯ И ОСОБЕННАЯ!

ЯЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!

ЯВ ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!

ЯСПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!

ЯЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!

ЯСАМАЯ ОБОЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!

КАЖДЫЙДЕНЬ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ Я СТАНОВЛЮСЬ ВСЕ ЛУЧШЕ И ЛУЧШЕ!

ЯЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ – У НИХ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ!

ЯСАМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!

ЯТАЛАНТЛИВАЯ  И СПОСОБНАЯ!

ЯГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ!

ЯВЕРЮ ТОЛЬКО В ЛУЧШЕЕ!

УМЕНЯ ВСЕГДА ЕСТЬ ВЫБОР!

МОИМЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!

ЯЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ РАБОТУ!

ЯЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!

ЯВ ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!

МОЕТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!

ЯЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!

ЯСПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!

ЯЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!

ЯСАМАЯ ОБОЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!

ЯЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ – У НИХ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ!

 

 

Вопросы рефлексии

·                                Трудно ли Вам было отвечать?

·                                Было ли для Вас что- тоновое?

·                                Считаете ли Вы полезнымупражнение?

·                                Открыли ли Вы что — то новоедля себя?

·                                Как Вы себя сейчасчувствуете?

·                                Какие у Вас сейчас ощущения?

 

 

 

Карточкис неоконченными предложениями к упражнению «Откровенно говоря»

·                                Откровенно говоря, когда ядумаю о предстоящем уроке…

·                                Откровенно говоря, когда яготовлюсь к урокам…

·                                Откровенно говоря, когда яприхожу домой после работы…

·                                Откровенно говоря, когда яволнуюсь..

·                                Откровенно говоря, когда япроверяю тетради…

·                                Откровенно говоря, когда яприхожу на урок…

·                                Откровенно говоря, когда яразговариваю с родителями…

·                                Откровенно говоря, когда ко мнена урок приходят родители…

·                                Откровенно говоря, когда ко мне на урок приходят завучи или методисты…

·                                Откровенно говоря, когда япровожу родительское собрание…

·                                Откровенно говоря, когда мойрабочий день…

·                                Откровенно говоря, когда япровожу свой урок…

·                                Откровенно говоря, когда работас детьми…

·                                Откровенно говоря, моя работа…

·                                Откровенно говоря, когда ядумаю о работе…

·                                Откровенно говоря, моездоровье…

·                                Откровенно говоря, когда яразговариваю с директором…

·                                Откровенно говоря, когда я вижуребенка…

·                                Откровенно говоря, послерабочего дня…

·                                Откровенно говоря, когда язаполняю журнал…

·                                Откровенно говоря, когда явыставляю оценки…

·                                Откровенно говоря, когданаступает пора каникул…

·                                Откровенно говоря, когдая  слышу звонок на урок…

·                                Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…

·                                Откровенно говоря, когда ясобираюсь на работу…

·                                Откровенно говоря, неприятностина работе…

·                                Откровенно говоря, успехи наработе…

 

Анкета«Обратная связь»

ЧтоВам понравилось, было интересно?

ЧтоВам не понравилось, не вызвало интереса?

Вашипожелания

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет