Семинар -практикум
«Современные подходы корганизации формирований математических представлений дошкольников»
(для воспитателей)
ВоспитательСтребкова Т.Н.
Цель семинара: повышение уровня компетентности дошкольныхработников МДОУ в вопросах по формированию математических способностей детей спомощью развивающих игр В.В. Воскобовича.
Задачи:
1.Познакомить педагогов с нетрадиционной игровой развивающей технологией В.В. Воскобовича
2.Представить комплекс дидактических игр и материалов В.В. Воскобовича по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста, развиватьтворческий познавательный интерес к играм В. В.Воскобовича
3 Способствовать приобретению педагогамипрактических навыков опыта проведения математических игр В.В.Воскобовича поформированию математических способностей в работе с детьми . Развивать творческийинтерес к примению полученных знаний всвоей педагогической деятельности.
План
1. история создания методики В.В. Воскобовича
2. Эффективность игр и пособий
3.Обзор развивающих игр В.В. Воскобовича
4. Практическая работа педагогов с играми В. В. Воскобовичас элементами мастер-класса
1.Добрый день, уважаемые коллеги!
Наиболее эффективным средством развития математическихспособностей детей дошкольного возраста является игровая технология, созданная В.В.Воскобовичем.
Как возникла методика Воскобовича?
В семье автора, Вячеслава Вадимовича,физика по образованию. Детство его собственных детей пришлось 90-е гг. Магазиныне баловали разнообразием полезных игрушек. Но развивать ребят хотелось –интеллектуально и творчески. Предприимчивый отец заинтересовался альтернативнойпедагогикой. Смотрел лекции, курсы и занятия. Захотел не просто скопироватьчужой опыт, а создать свое. И создал – дело, которое помогло вырастить своихдетей, а сейчас помогает развиваться ребятам по всей России
Игры Вячеслава Владимировича Воскобовича–это уникальный
материал для всестороннего развития ребенка.
2.Чем методика Воскобовича выделяется среди остальных?
1.Многофункциональностью.
В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач Комплексный-решение несколько задач из одной области , интегративный подходы- решаются задачи изразных областей. Незаметно для себя малыш осваивает цифры ; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствуетречь, мышление, внимание, память, воображение.
2. Широким возрастным диапазономучастников игр.
Одна и та же игра привлекает детей и трех,и семи лет. Каждая игра много вариативная, т.е планируются задачи на усложнене
3. Сказочная «огранка»
Игры сопровождаются специальнымиметодическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты синтеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями.
Сказочный сюжет для детей –это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с
разноцветными паутинками , не осваиваютотношения целого и части,
а разгадывают вместе секреты Чудо-Цветика.
.
4. Творческий потенциал игры.Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное вдействительность и детям и взрослым.
5. Конструктивные элементы.
Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте» -это динамичная «резинка», в«Игровом квадрате» -жесткость и гибкость одновременно.
3.. Приведу примеры самых известных игр на развитие логико- математических способностей Целью всехигр, объединенных в эту группу, является развитие мыслительных операций. Входе игры дети манипулируют свойствами предметов, геометрическими фигурам ицифрами
Игровой квадрат 2-х цветный/4-х цветный.Змейка
Для чего: моделированиеобъемных фигур, логика, пространственное мышление, мелкая моторика.
Что это: Натканевый белый квадрат на одинаковом расстоянии приклеено 16 треугольников. Содной стороны они выкрашены в красный цвет, а с другой – в зеленый. Благодарятканевой основе и промежуткам между треугольниками, вся конструкция легкогнется. Игровой квадрат чем-то это напоминает оригами. Из него дети складываютобъемные фигурки по схемам из сказки .Дети с легкостью сделают домик с зеленой крышей иликонфетку в красной обертке, дети постарше смогут различить спрятанные в домикегеометрические фигуры.Вариантов сложения – 1.000.000 (!).
Для чего: навыкиконструирования фигур на плоскости, мелкая моторика, фантазия, логика.
Что это: Наборчастично-окрашенных прозрачных пластинок. Окрашенные части представляют собойпростые и сложные геометрические формы. Соединяя пластинки, можно получитьразные фигурки. Складывать их можно по альбому и по своему желанию.
Счетовозик — это яркий паровозик,который везет сказочного Магнолика из Фиолетового леса. Во время этогопутешествия ребенку откроются увлекательные приключения в стране Арифметики. Спомощью этой игры ребенок познакомится с порядковым и количественным счетом,научится составлять и решать примеры.
Для чего: количественный/порядковыйсчет, состав числа, сложение/вычитание.
Что это: Пожалуй,самый наглядный дидактический материал для обучения составу числа. Планшеты свкладышами в виде корзинок с грибами. Каждая корзинка – это число. Играя сгрибочками в корзинах, ребята получают наглядное представление о составе числа,знакомятся с азами арифметики.
Кораблик Плюх-Плюх — игра для самыхмаленьких. Это яркая игрушка — макет пятимачтового кораблика. На каждую мачтунанизаны яркие флажки, которые малыш может с легкостью снимать и одеватьобратно. Флажки сделаны из материала с шероховатой поверхностью, что создаетдополнительное сенсорное и тактильное воздействие на пальчики ребенка. С этойигрушкой малыш познакомится с началами простейшей математики, научитсясортировать флажки по цвету, количеству. Нанизывает флажки на шнурок, как гирлянды. Ребенокузнает, что значит высокий и низкий, определяет, где флажков на мачтах много,мало, поровну
Кораблик брызг-брызг
Игра учит различать цвета,знакомит с порядковом и количественном счетом, с высотой предмета, помогает понять, как решать логико-математические задачи. Палубы выстроенысогласно цветам радуги. Ребенок должен правильно прикрепить флажки. Усложнитьзадачу можно, попросив ребенка выстроить палубу по цветам радуги в диагональномили горизонтальном направлении.
Для чего. Манипуляция с резинками и точкамикоординат знакомит малыша с начальными геометрическими знаниями, развиваетсенсорные и познавательные способности. Учит называть отрезки, простейшиегеометрические фигуры, давая каждому гвоздику свое имя, трансформироватьсложные геометрические фигуры.
Что это: Выглядит как доска с пластиковыми «гвоздиками» ирезиночками. Резиночки натягиваются на «гвоздики». Так можно формироватьгеометрические формы и сложные фигуры. Пособие представляетсобой игровое поле, на которое нанесены лучи-оси и геометрические фигуры,имеющие буквенные обозначения. В точках их пересечений закреплены специальныепластмассовые гвоздики с номерами. Таким образом, каждая точка этой уникальнойкоординатной сетки имеет свой буквенно-цифровой адрес.
. Заданияразличаются в зависимости от возраста детей:
· маленькие просто выдумывают свою геометрическую фигуру,
· дошкольники постарше – «натягивают» фигуру по шаблону,
· старшие составляют настоящие геометрические городки,может экспериментировать, создавая всевозможные пространственные фигуры исилуэты
«Чудо – Крестики».Представляют собой игру с вкладышами. Вкладыши сделаны из кругов и крестиков.Крестики разрезаны на части в виде геометрических фигур. На начальном этапедети учатся собирать разрезанные фигуры в единое целое. Далее заданиеусложняется: по схемам ребенок собирает сначала дорожки, башни, а затемдраконов, человечков, солдатиков, насекомых и многое другое. Игра способствует:развитию внимания, памяти, воображения, творческих способностей, различениюцветов радуги, геометрических фигур, их размера, развивает умение «читать»схемы, сравнивать и составлять целое из частей.
4.Задача очень непростая-
Обучатьдетей играя.
Воскобович- педагог
Обучатьдетей помог.
Онпридумал много разных
Игрумных и прекрасных.
Игрыэстетичные,
Яркие,практичные.
Таки тянет в руки взять,
Обучатьсяи играть.
Игртакого педагога
Вгруппе должнобыть много.
Этиигры, без сомненья,
Помогаютв обучении:
Детиучатся читать,
Думать,сравнивать, считать,
Развиваютлогику,
Терпение,моторику.
Итак, давайте поиграем.Я хочу вас познакомить с игрой Высоковича «Геоконт».
Цель: развивать сенсорные способности ;совершенствовать интеллект (внимания мышления, воображения, речи); тренировать мелкую моторику кистей и пальцев); осваивать геометрические представления, пространственныхотношения, творческие способности. Создать фигуры по примеру взрослого или пособственному замыслу, а дети старшего возраста — по схеме-образцу и словесноймодели.
Содержание
Посмотрите перед нами Чудесная ПолянкаЗолотых плодов. На ней живет паучок Юк. Посмотрите какую он свил паутинку. Накакую фигуру она похожа? (квадрат, прямоугольник, треугольник). А теперьдавайте и мы сплетем паутинку, как у паучка Юка. Эта игра для детей 3-4 лет.
Теперь паучек хочет чтобы на ЧудеснойПоляне Золотых плодов появилась паутинка необычной формы, предложить сплестидругой формы На что же она похожа? (——-).Эта игра для детей 4-5 лет.
Старшим ребятам можно предложить узнать,какую паутинку сплел паучок Юк , используя схему. Однажды утром паучок Юк решилудивить друзей необычной паутинкой. Давайте поможем ему ее сплести .Ребенокможет создавать фигуры по шифру. Для этого, записываете на листочке егобуквенно-цифровое обозначение. А ребенок, должен будет, ориентируясь по вашимкоординатам, воссоздать задуманное вами изображение.
Еще одна игра «КвадратВоскобовича»
Для детей ввозрастной категории от 2 до 5 лет предлагается для игр двухцветный квадрат, адля старших детей разработан четырехцветный квадрат.
Цель : развиватьмелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности,мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.
Содержание
Предлагаюпоиграть и рассказываю историю, используя двухцветный квадрат Воскобовича. «Жилибыли дедушка и бабушка в домике (делаем из квадрата дом по показу). Однажды кнем пришло письмо в конверте (делаем конверт), а в конверте лежало письмо , вкотором говориться, что к ним на в гости едет внучка Маша .Бабушка и дедушкаочень обрадовались и решили угостить машу конфетой(делаем конфету). Приехала кним Маша и все пили сок из стаканчика двух цветного (делаем стаканчик ).
А на чудаке жила летучаямышь (делаем из квадрата мышь по показу). Что бы Маша ее не боялась, мышьрешила превратиться в ежика(делаем ежика) . а потом решила что ежик можетпоранить машу и она превратилась в красивую туфельку ( делаем туфельку) Машаочень обрадовалась очень подарок, мы сделали много туфелек ,какому сказочномугерою ты подаришь туфельку(ответы ).
Народная мудрость гласит: «Дайтеребенку что- нибудь в руки, чтобы он начал думать». Так давайте дадимребенку в руки не просто «что-нибудь», а пособия Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
