X-PDF

Семинар-практикум в городском педагогическом клубе «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение учащихся через реализацию дополнительных общеразвивающих программ»

Поделиться статьей

Семинар-практикумв городском педагогическом клубе педагогов дополнительного образования «Диалог»

17.02.2023

Выберите себе работу по душе,

 и вам не придетсяработать 

ни одного дня в своей жизни

Конфуций

Тема: «Профессиональнаяориентация  и профессиональное самоопределение учащихся  через реализациюдополнительных общеразвивающих программ»

Категорияслушателей:педагоги дополнительного образования, методисты.

Цельсеминара –практикума – повышение профессионального мастерства педагогов дополнительногообразования  в процессе активного обмена опытом итогами работы  по  раннейпрофориентации и профессиональному самоопределению  учащихся при освоении дополнительных общеразвивающих программ.

Мысобрались, чтобы поговорить о профориентации и профессиональном самоопределенииобучающихся в дополнительном образовании через реализацию ДОП.

Коллеги,прежде чем мы начнем работать, хочу предложить вам  игру «Узнай друг другалучше»

            Педагогамраздаются карточки, на которых написаны вопросы, необходимо  ответить на этотвопрос и рассказать своему соседу.

Профессиональноесамоопределение, выбор профессии становится особенно актуальной проблемой вэпоху перемен, кризисных моментов, развития быстроменяющихся общественныхотношений.

Бесспорно, школа дает общее образование, важное изначимое; но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, раннейпрофориентации способствует именно дополнительное образование. Специфическиеусловия допобразования заключаются в высокой степени его вариативности, гдекаждый может выбрать круг общения и деятельности, образовательное направление,отвечающее его интересам и склонностям.

Система допобразования  предоставляет детям широкиевозможности для профессионального определения, в числе которых:

–наличие условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области,профиля программы и времени их освоения;

–многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы ипотребности;

–личностно-деятельностый характер образовательного процесса, способствующийразвитию мотивации учащегося  к познанию и творчеству, его профессиональномусамоопределению;

–дифференцированный  подход в работе педагогов дополнительного образования.

Как показывает практика, очень часто именно педагогдополнительного образования оказывает решающую роль в выборе профессииучащимся. Как  правило, дети, занимающиеся в ДТО  на протяжении нескольких лет,так или иначе, связывают свою дальнейшую судьбу в соответствии с видомдеятельности, выбранным в системе дополнительного образования детей.

Педагогдополнительного образования помогает  детям  выявить склонности и способности,направляет развитие их профессиональных интересов. Педагог дополнительногообразования должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своихсобственных возможностей, интересов и способностей учащихся подобрать комплекспедагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь целипрофориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодогопоколения к выбору профессии.

ВЫСТУПЛЕНИЯПЕДАГОГОВ.

1.                Проведениемуниципального этапа  конкурса  «Юный мастер»- Алалыкина О.А.

2.                Возможностиранней профориентации младших школьников в условиях реализации дополнительнойобщеразвивающей программы «Эко-творчество» — Тархова Л.Д.

3.                Профориентация детей и подростков  в рамках  дополнительной общеразвивающей программы ЧОУНПГ,ЦДНВ «Юный фермер» – Билоус Л.А.

4.                Формированиенавыков музейной культуры через освоение дополнительной общеразвивающейпрограммы «Моя Родина» — Белоусова. И.Я.

5.                Профориентацияучащихся в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программвокально-хоровой направленности. – Флик Е.Г.

6.                Профессиональноориентационная   деятельность   в школьном театре «Перекрёсток». — Наку Л.А.

7.                Рольдополнительной общеобразовательной программы хореографической направленности впрофориентационной   работе.  – Зайцук В.А.

8.                Формыработы по ранней профориетации  дошкольников в рамках ДОП «Развивай-ка»-Лоточко Н.В.

9.                Профориентацияшкольников  в рамках реализации  дополнительной общеразвивающей программы «Воспитание модой» -Фахретдинова И.А.

Цельпрофориентации в объединении ДО — помочь ребенку выбрать сферу деятельности, ас ней профессию, отвечающую его способностям и возможностям, содействоватьразвитию профессиональных склонностей и интересов.

            Профессиональнаяориентация – это государственная по масштабам, экономическая по результатам,социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многограннаяпроблема.

Традиционнопрофессиональная ориентация строится на основе триады:

— «хочу» (желаниеподростка);

— «могу» (егоспособности, знания, умения, полученное обучение);

-«надо»(потребности общества, возможности региональной системы занятости населения).

Выборпрофессии обусловлен не только ориентацией на ту или иную профессию, но ивыбором желаемого для себя социального положения в обществе, стиля жизни,планами в других сферах жизни — как подросток собирается распределять времямежду работой, семьей, друзьями, увлечениями; какой уровень дохода хочет иметь;насколько спокойной или рискованной должна быть работа и т.д.

Работапо профориентации учащихся включает в себя диагностическую, организационную, информационнуюи профилактическую функции.

Диагностическаяфункция  СЛАЙД

·                  Выявляетспособности и склонности человека к тем или иным видам деятельности

·                  Находитположительные качества личности

Организационная функция

·                  Организуеткультурно-досуговую и социально-значимую деятельность,  передачу опыта ивпечатлений от работающих специалистов.

·                  Знакомитс многогранным и разнообразным миром профессий.

·                  Проводитразнообразные мероприятия по профориентации (знакомство с профессиями,экскурсии на предприятия, конкурсы и так далее)

Информационнаяфункция

·                  Проводитинформационные мероприятия и кампании по вопросам получения образования,имеющихся специальностях в учебных учреждениях, информирует о текущей ситуациина рынке труда и планируемых переменах

Профилактическаяфункция

·                  Уменьшаетколичество ошибок при выборе профессии

·                  Предупреждаетнеправильное восприятие имеющихся на рынке труда профессий

Системапрофориентационной работы включает в себя деятельность по следующимнаправлениям:

Профессиональноепросвещение

Профессиональнаядиагностика

Профессиональнаяконсультация

Профессиональныйотбор

Профессиональнаяадаптация

Профессиональноевоспитание

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Получитьинформацию можно из книг, справочников, энциклопедий, СМИ.

Формыработы: по профориентации

— беседа;

— экскурсия;

— встречи спредставителями различных профессий;

— круглые столы;

— родительскиесобрания;

— выпуск газет,бюллетеней;

— праздникпрофессий;

— викторина «Всеработы хороши»;

— Праздник «Всесумею сделать сам»;

— игроваяпрограмма «Калейдоскоп профессий», «Все профессии нужны, все профессии важны»;

— КВН «Когда тыстанешь взрослым»;

— игровыяпрограмма « Юный пожарный», «Папа, мама, я – туристская семья»;

— устный журнал«В мире профессий» и др.

АРТ — челлендж«Профессия моего папы», посвященная 23 февраля.

Целесообразноприглашать для встреч с детьми представителей профессий из различныхпредприятий, из организаций. Информация, полученная в разговорах с людьми, можетоказаться самой действенной

Несомненно и  сам педагог должен суметьзаинтересовать  детей,  построить работу таким образом, чтобы она не была рутинной, скучной, неинтересной.  Предлагаем  вам тренинг  по выявлениюкреативности. Слайд.

            Каждыйпедагог  на своих занятиях ведет работу по профориентации, но чаще всего по своему виду деятельности. Можно использовать виды заданий,которые могут применять все педагоги, независимо от направления ДООП.

1.                «Анаграммы» – игра на знание профессий   Слайд

Задание: Переставить буквы впредложенных словах так, чтобы получились названия профессий. Время выполнения-3 мин 

2.    Игра на изучение новых профессий «Что это за профессия?» СЛАЙД

Участники делятся на 2 команды. Каждаякоманда  имеет карточки: 1, 2,3. По сигналу «Время» (10сек.) поднимаетсоответствующую карточку. Помните: Только один ответ из предложенных являетсяправильным

1.PR- агент-…

1) связан с политикой

2)специалист по связям собщественностью

3)выполняет посреднические услугимежду организациями и людьми

2.Имиджмейкер-…

1)философ

2)парикмахер

3)имидж – консультант

3. Риггер-…

1)укладывает парашюты
2) разрабатывает дизайн сценических  костюмов
3) разрабатывает сайты

Коммнтарий: Риггер— специалист, прошедшийспециальный курс обучения по укладке, обслуживанию и ремонту парашютнойтехники. Как правило, риггеры предоставляют услуги по укладке запасныхпарашютов, мелкому ремонту ранцев и основных куполов

4. Постижёр –

1)создает посты в соцсетях;

2)создает искусственные парики, бороды, усы;

3)оказывает квалифицированную помощь на выборах в  депутатское собрание.;

Комментарий:  Этот специалист создаёт искусственные парики,усы и бороды. Чтобы стать профессиональным постижёром, человеку необходимынавыки парикмахера и визажиста.
5. Стример-

1)              Измеряет уровеньрадиации;

2)              Записывает речь в режимереального времени

3)              Организует онлайн-трансляции.

Комментарий: стримерорганизатор и ведущийонлайн-трансляций. Стримеры создают сценарии, проводят онлайн-трансляции иполучают прибыль, большая часть которой формируется за счет донатов(добровольные пожертвования от зрителей).

Ознакомление сПриказом о конкурсе ДОО программ, новых НПА.  СЛАЙД

Вывод.

1.    Система профориентации школьников – этоорганизованная, управляемая деятельность различных государственных иобщественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи,направленная на совершенствование процесса профессионального и социальногосамоопределения школьников в интересах личности и общества.

2.     Актуальностьпрофориентационной деятельности в учреждениях дополнительного образования, и вчастности педагога ДО,  очевидна, так как она существенно расширяет знанияо творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых, онаобеспечивает возможность успеха в избранной сфере и тем самым способствуетразвитию качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности.

3.     Система профессиональной ориентации  выполняетдиагностическую, организационную, информационную и профилактическую функции.

4.     Педагог дополнительного образования помогаетшкольникам осознать им склонности и способности, направляет развитие ихпрофессиональных интересов. Педагог дополнительного образования должен уметь взависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей,интересов и способностей школьников подобрать комплекс педагогических средств,методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации.

5.     И в то же время профессиональная ориентациясодействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствиис интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народногохозяйства в кадрах определенных профессий.

6.    Профессиональная ориентация – это государственнаяпо масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию,педагогическая по методам сложная многогранная проблема.

Рефлексия.

Педагоги пантомимойдолжны показать результаты проведения мастер-класса. Руки вверх – довольны,голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

Уважаемыеколлеги! Спасибо за внимание и активное участие.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет