X-PDF

Семья как фактор социализации личности школьника

Поделиться статьей

Введение

В настоящее время проблемы семьи исемейного воспитания приобрели особую актуальность. Произошедшие не так давно вРоссии социальный и экономический кризисы заметно ухудшили демографическуюситуацию. Семья, традиционно очень уважаемый в нашей стране социальныйинститут, в значительной мере утратила свою ценность.

Однако сейчас важность семьипостепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения -ведь именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни, поэтому оченьмногое зависит от родителей и других близких. Значение семейного воспитания дляполноценного и гармоничного развития личности ребенка, очевидно.

Актуальность исследования.Современные обстоятельства социализации требуют особого внимания педагогов иродителей. Сегодня школьник находится в огромном информационном и социальномпространстве, которое для ребенка не имеет явных внешних и внутренних границ.Изоляция детей от проблем, которые решают взрослые, мешает их социализации,нарушая процессы их взросления. Происходит подмена реальных форм социализациивиртуальными.

В законе РФ «Об образовании»,«Национальной доктрине образования РФ» (2000), в «Федеральной программеразвития образования 2020» (2015), в ФГОС НОО и других документах в качестведоминанты в образовательной политике определяется всестороннее развитиеличности ребенка, которое начинается еще в семье.

Семья – это первый коллектив, вкотором ребенок находится с момента появления на свет, первый институтсоциализации. Именно поэтому очень важно то, какое внимание семья уделяетсоциальному воспитанию ребенка.

В России в настоящее время происходятсерьезные изменения условий формирования личности. Человек становится личностьюв процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальныеотношения.

 «Под социализацией принято пониматьпроцесс овладения человеком социальными ценностями и нормами, социальным опытоми знаниями, благодаря чему он становится полноправным членом общества».Практически все, что происходит в жизни школьника можно рассматривать какфактор социализации, обусловливающий усвоение тех или иных норм поведения.

Над проблемой семейного воспитанияработали многие ученые: Азаров Ю.П., Байков Ф.Я., Васильева Э.В., Гуров В.Н.,Каган Е.В., Куликова Т.А., Лесгафт П.Ф., Харчев А.Г. и другие.

Актуальна проблема семьи и длягосударства, общества, школы. На государственном уровне для помощи семьесоздаются различные программы, например, национальный проект «Российская семья»по поддержке семьи, материнства и детства. Говоря о помощи общества, можнопривести в пример различные социальные организации и общественные объединения,такие как служба социальной защиты, служба психологической помощи,муниципальные центры работы с детьми и так далее. Взаимодействие школы и семьи очевидно,ведь учеба и школьная жизнь продолжаются обычно не менее 8-9 лет и все этовремя осуществляется их влияние на ребенка в сочетании с воспитанием в семье.Поэтому так сильна потребность в объединении усилий школы и семьи для социализациидетей.

Сегодня, говоря о семейном счастье,мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами, основанные навзаимной любви. Но прежде чем говорить о воспитании новой гармоничной личности,следует задуматься, можно ли воспитать такую личность вне атмосферы любви,доверия, взаимопонимания и благополучия.

В своей работе я хотела бы осветитьнекоторые аспекты этого вопроса, считая, что создание гармоничных отношений,благополучного психологически комфортного климата в семье должно стать первойзадачей супругов и родителей, так как без этого невозможно формированиездоровой полноценной личности ребенка. Влияние семьи на формирование личностиребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами,психоневрологами.

В изменившихся социально-экономическихусловиях проблема влияния семьи на процесс становления личности в школьномвозрасте носит актуальный характер. Именно поэтому  с учётом выше сказанногонами была выбрана тема курсовой работы: «Семья как фактор социализации личностишкольника».

Цель исследования:изучение роли семьи в социализации личности школьника.

Объект исследования— семья как фактор формирования личности школьника.

Предмет исследования— процесс социализации личности школьника в семье.

Задачиисследования были сформулированы следующим образом:

1. Изучить методическую ипсихолого-педагогическую литературу по проблеме.

2. Определить роль семьи всоциализации школьника.

3. Изучить особенности влияния семьина социализацию школьника.

4.Охарактеризовать семью как факторсоциализации ребенка школьного возраста.

5.Разработать методическиерекомендации для классных руководителей по работе с родителями.

Гипотеза исследования:семья, возможно, станет благоприятным условием социализации ребенка школьноговозраста, если:

— сформировать у родителейпредставление о правильном сочетании стилей воспитания в различных социальныхситуациях;

— научить родителей создавать доброжелательныеотношения в семье.

Решение вышеуказанных задачпредусматривает использование следующих методов педагогического исследования:

теоретические: анализ методической, психолого-педагогическойлитературы, сравнение,  обобщение.

эмпирические: наблюдение,анкетирование, тестирование, беседы.

Научная новизна состоитв том, что в работе представлены материалы по работе с родителями для классногоруководителя.

Теоретическая значимость заключаетсяв том, что теоретически обоснованы и  раскрыты особенности взаимодействия семьии школы при социализации школьников.

Практическая значимостьзаключается в том, что разработанная нами программа может быть использована вдеятельности педагога по работе с родителями для успешной социализациишкольника.

Наша работа состоит из введения, двухглав: теоретической и практической, выводов по главам, заключения ибиблиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ

1.1. Характеристика семьи как условиясоциализации школьника

Проблема социализации ребенкамладшего школьного возраста в современной педагогике и социологии постепенновыходит на первый план, так как целью образования, в соответствии с новымиФГОСами, становится всесторонне развитая личность [2].

На сегодняшний день разработанныйновый федеральный государственный образовательный стандарт начальногообразования (ФГОС НОО), отвечающий новым социальным запросам, уделяетзначительное внимание семье и работе с родителями и контролирует действия школы[2]. Во ФГОС НОО говорится о том, что работа с семьями детей должна иметьстрого дифференцированный подход, учитывая микроклимат и социальный статуссемьи, обращая внимание на степень заинтересованности родителей деятельностьюОУ, на повышение педагогической культуры и грамотности семьи для болееуспешного достижения цели образования [2].

Кроме того, очевидно, что действияродителей по отношению к собственным детям регламентируются и контролируютсякак международными, так и российскими нормативно-правовыми актами. Намеждународном уровне права детей охраняются Всеобщей декларацией прав человека,Международным пактом по экономическим, культурным и социальным правам человека,Европейской социальной хартией и, конечно же, Конвенций ООН о правах ребенка, вкоторой говорится о том, что «дети имеют право на особую заботу и помощь всемье как основной ячейке общества» [3].

Семья — это особая социальная среда.В ней действуют правила и нормы поведения, может существовать своя иерархия,именно в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит первуюреакцию людей на свои поступки. Не имея ни социального, ни личного опыта,ребёнок не может оценить ни своё поведение, ни проявления личностных качествдругих людей. Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности,духовно — нравственные ценности, нормы морали останутся. Именно ими будетруководствоваться взрослый человек, проходя свой жизненный путь, делая поройнелегкий выбор. Впечатления, полученные в детстве, подчас определяют дальнейшуюработу человека, его жизненный уклад — ведь семья передает и культурныетрадиции, опыт предшественников, который складывался на протяжении многих лет.

Проблемы семьи и семейного воспитанияволновали людей уже с древнейших времен. В сочинениях великих мыслителейпрошлого: Платона, Аристотеля, Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо — мы находим ихотношение к семье как фактору воспитания, оценку её роли в становлении идальнейшей жизни каждого человека. В России изучением этой проблемы занималисьтакие выдающиеся ученые как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, А.И.Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Т.Ф. Лесгафт, Л.Н.Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Отклонения в семейных отношенияхнегативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки идругих психических качеств личности; у этих детей могут возникать различныепроблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе,трудности в общении и многие другие.

За последнее время в отечественнойпедагогике наблюдается тенденция в сторону более пристального внимания кисследованию проблем семьи и семейного воспитания для успешного развития детейв обществе. П.Ф.Дементьева, М.Л.Гурьянова, С.В.Дармодехин исследуютперспективные направления социальной политики государства в отношении детей исемьи.

Т.В. Лодкина, Т.А. Флоренская, С.А.Козлова pacсматривают формирование психолого-педагогической культуры семьи какфактор повышения ее социально-воспитательного потенциала [10].

В.А. Вершинин рассматривает жизньребенка в семье и школе, анализирует различные типы поведения детей, а такжепредлагает оригинальные методы семейного и школьного воспитания [4, с. 105].

И.В. Крупина рассуждает о родителях,которые придерживаются принципа свободного воспитания, считая, что ребенокразвиваться должен без ограничений и обязанностей. Автор пишет об условияхвседозволенности, когда формируется личность ребенка, не умеющего и нежелающего сдерживать свои желания, принимать интересы и права других людей вовнимание [9, с. 186].

В то же время анализ работ последнихлет по проблеме воспитания детей в семье и школе (Т.Н. Ушенина, Н.М. Ахмерова,Е.В. Борисова, М.М. Прокопьева, О.А. Шостакович, Т.М. Э.Л. Азарова, Н.П.Рассказова, Ф.Т. Кущетерова. О А. Золотарева и др.) показал, что эта проблемаостается по-прежнему недостаточно изученной.

Определяющая роль семьи и школыобусловлена их глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизнирастущего человека. Семья и школа для ребенка является одновременно и средойобитания, и воспитательной средой.

Семья — это первая общественнаяступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю,чувства детей. Семья – колыбель духовного рождения человека, важный и во многомнезаменимый этап в развитии каждой личности. Она является тем ядром, котороезакладывает основание в развитии и воспитании школьника. Семья открывает,расширяет возможности, потенциал школьника [11].

Велика роль семьи в формированииоснов мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определенииотношения к людям, их делам и поступкам. Главная особенность семейноговоспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовьродителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнегомикроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка квоспитанию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений.

Среди различных социальных факторов,влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. То, чточеловек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течениезначительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности. Впроцессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками,бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинаетформироваться структура личности [1].

В семье формируется личность нетолько ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личностьвзрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит уродителей бессознательно, но в последнее время стали встречаться молодыеродители, сознательно воспитывающие также и себя. К сожалению, эта позицияродителей не стала популярной, несмотря на то, что она заслуживает самогопристального внимания. В жизни каждого человека родители играют большую иответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью онпознает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденциявсе более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка сродителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родителиосознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависитформирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки иповедение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такогопонимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.

Одной из основных функций семьиявляется социализация подрастающего поколения. Социализация — это процесс,посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности,убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимым ижелательным. Агентами социализации выступают люди и социальные институты,включенные в этот процесс, — родители,  сверстники, учителя, телевидение идругие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка большое влияние, семья являетсянаиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычнорассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющийключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководствесоциальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных даннойкультуре.

Мудрик А.В. рассматривает семью какважнейший институт социализации подрастающих поколений, которая являет собойперсональную среду жизни и развития детей, ее качество определяется рядомпараметров конкретной семьи (демографический — структура семьи;социально-культурный — образовательный уровень родителей, их участие в жизниобщества; социально-экономический — имущественные характеристики и занятостьродителей на работе; технико-гигиенический — условия проживания,оборудованность жилища, особенности образа жизни) [12].

Социализация — это процесс усвоенияиндивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей тогообщества, к которому он принадлежит. В содержание понятия «социализация»входит:

— усвоение социальных норм, умений,стереотипов;

— формирование социальных установок иубеждений;

— вхождение индивида в социальнуюсреду;

— приобщение индивида к системесоциальных связей;

— самоактуализация Я личности;

— усвоение индивидом социальныхвлияний;

— социальное обучение принятым вобществе формам поведения и общения.

Цель социализации есть личностныекачества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое ондолжен усвоить.

Надо сказать, что от того, в какой степенисемья социально благополучна, от того, в какой степени семья занималасьребенком, зависит будущая личность человека, а значит его будущая жизнь.

Семья имеет огромное значение дляразвития личности. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянноучаствовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей,многое теряют. Особенно это заметно у маленьких детей, живущих вне семьи — вдетдомах и других учреждениях этого типа.

Семья имеет свою структуру,определенную социальными ролями ее членов: мужа и жены, отца и матери, сына идочери, сестры и брата, дедушки и бабушки. На основе этих ролей складываютсямежличностные отношения в семье.

Семья играет колоссальную роль вжизни и деятельности общества. Функции семьи можно рассматривать как с позицииреализации целей общества, так и с позиции выполнения своих обязанностей поотношению к обществу. Она как микроструктура удовлетворяет важные социальныепотребности и выполняет важные социальные функции.

Благодаря своей репродуктивнойфункции семья является источником продолжения человеческой жизни. Это тасоциальная группа, которая изначально формирует личность человека. Семьяспособствует увеличению созидательных и производительных сил общества. Семьявводит в общество его новых членов, передавая им язык, нравы и обычаи, основныеобразцы поведения, обязательные в данном обществе, вводит человека в мирдуховных ценностей общества, контролирует поведение своих членов.

Социальные функции семьи проявляютсяне только в отношении детей, но и в отношении супругов, т.к. жизнь в бракеявляется процессом, играющим большую роль в жизни общества. Одна из главнейшихфункций семьи — создание условий для развития личности всех своих членов. Семьяудовлетворяет различные потребности человека.

Однако удовлетворение своихпотребностей связано с выполнением определенных функций семьи. К сожалению,семьи не всегда выполняют свои функции. В таких случаях возникает проблемаасоциальной роли семьи. Не выполняют своих функций семьи, которые не всостоянии обеспечить своим членам безопасность, необходимые условия быта ивзаимопомощь, если в семье неправильно преподнесены некоторые ценности. Крометого, когда семья воспитывает эмоционально незрелых людей с ослабленнымчувством опасности, с человеческими качествами, далекими от общественных норм,она наносит вред своему народу.

Рассматривая роль семьи в жизникаждого человека, необходимо также отметить ее психологическую функцию, т.к.именно в семье формируются все те качества личности, которые представляютценность для общества. Каждый человек на протяжении своей жизни, как правило,является членом двух семей: родительской, из которой он происходит, и семьи,которую он создает сам. На жизнь в семье родителей приходятся периодыприблизительно до юношеского возраста. В период возмужания человек постепеннообретает самостоятельность. Чем дальше, тем больше жизненного,профессионального и социального опыта накапливает человек, и все большую рольдля него начинает играть семья.

Основы семьи формируются социальнымипозициями супругов по отношению друг к другу. Роли родителей всеобъемлющи имногогранны. Родители несут ответственность за выбор ребенком жизненнойпозиции. Рождение ребенка и необходимость обеспечения ему условий для развитиявлекут за собой определенную реорганизацию домашней жизни. Но кроме заботы одетях, роли родителей распространяются и на формирование личности ребенка, мираего мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я».

Для ребенка особенно важно понимать,как взрослые относятся к нему. Характер эмоционального отношения родителей кребенку можно назвать родительской позицией. Это один из важнейших факторов,формирующих личность ребенка.

Существует несколько вариаций этогофактора, от доминирования до полного безразличия. И постоянное навязываниеконтактов, и полное их отсутствие вредно ребенку. Очень важно наладить контактс ребенком, чтобы впоследствии можно было говорить об отдаче со стороныребенка. К ребенку, прежде всего, нужно подходить без преувеличеннойсосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, т.е.необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный.

Благодаря личностным образцам,каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другимчленам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, с кем болееили менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию, когдасдерживать свои реакции.

Направляющие, согласованныевоспитательные методы родителей учат ребенка раскованности, в то же время онучится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. Уребенка формируется мир ценностей.

Ребенок, воспитывающийся в семье, гделичностными образцами для него являются родители, получает подготовку кпоследующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери илиотца. Кроме того, довольно сильным является социальное давление. Детей обычнохвалят за поведение, соответствующее их полу, и порицают за действия, присущиепротивоположному полу. Правильное половое воспитание ребенка, формированиечувства принадлежности к своему полу составляют одну из основ дальнейшегоразвития их личности.

В каждой семье объективноскладывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания.Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учеттого, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Могут быть выделены 4 тактикивоспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиесяпредпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека,«невмешательство» и сотрудничество.

Диктатв семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы ичувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители могут и должныпредъявлять требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали,конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственнооправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видамвоздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, которыйотвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости,а иногда и откровенной ненавистью.

Но даже если сопротивление оказываетсясломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности:самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера всебя и свои возможности, все это — гарантия неудачного формирования личности.

Опека всемье — система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудомудовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот,усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формированииличности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезнойподготовки их детей к реальности за порогом родного дома.

Такая чрезмерная забота о ребенке,чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональномконтакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности,несамостоятельности, трудностям в общении.

Система межличностных отношений всемье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимогосуществования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства».При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, ини тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чащевсего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей каквоспитателей.

Сотрудничество кактип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностныхотношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ееорганизацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуациипреодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типомвзаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становитсягруппой высокого уровня развития — коллективом.

Существует 3 стиля родительскогоповедения — авторитарный, демократический и попустительский.

1.При авторитарном стилежелание родителя — закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Онитребуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснятьему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизниподростка, причем делают это не всегда корректно. Дети в таких семьях обычнозамыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет наконфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилюсемейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

2. Демократичный стильсемейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Демократичныеродители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплину. Онисами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях егожизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; ониуважают его мнение и советуются с ним.

Контроль, основанный на теплыхчувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает подростка; он частоприслушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделатьдругое. Формирование взрослости при таких обстоятельствах происходит без особыхпереживаний и конфликтов.

3.При попустительском стилеродители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их неограничивают, ничего не запрещают. Подростки из таких семей часто попадают подплохое влияние, могут поднять руку на своих родителей, у них почти нетценностей. Как бы гладко ни проходил подростковый период, конфликтов не избежать.Конфликты чаще всего возникают при отношении родителей к подростку как кмаленькому ребенку, а также любая мелочь — от манеры подростка одеваться довопроса о часе, до которого ему позволительно находиться вне дома. Для того,чтобы найти общий язык с подростком, нужно постараться воспринимать его какравноправного партнера, который просто пока обладает меньшим жизненным опытом,интересоваться его проблемами, вникать во все возникающие в его жизни сложностии помогать ему. В таком случае подросток обязательно отплатит своим родителямвниманием и заботой со своей стороны.

Еще более тяжелый случай -равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям сдоверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильнуюпотребность в любви.

Сочетаниебезразличного родительского отношения с отсутствием контроля — гиперопека -тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все,что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становитсянеконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителяхкак в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, накоторый можно было бы ориентироваться.

 

1.2 Условия социализации школьников всемье

В социализации личности участвуетбольшое число институтов, однако центральное место в этом процессе, безусловно,занимает семья. Именно в семье осуществляется первичная социализация индивида,закладываются основы его формирования как личности.

С точки зрения Т. Парсонса, семья -основной орган социализации, мать и отец — главные творцы личности, ребенок -пустой сосуд, который надо наполнить культурой. Главным способом семейнойсоциализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

Трудности социализации возникают втом случае, если ребенок ориентируется на неудачные, антисоциальные образцыповедения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что он видит вдругих семьях. Усваиваемая в семье информация может отличаться от принятых вобществе ценностей и норм и даже противоречить им. Семья, как правило,формирует собственную социально-ценностную направленность, которую и передаетдетям.

Ослаблению воспитательной роли семьиспособствуют следующие факторы:

а) чрезмерная занятость родителей;

б) довольно высокий процентнеблагополучных семей;

в) национальный вопрос (религия,традиции) не позволяет полноценно социализироваться;

г) уровень образованности родителей;

д) авторитаризм либо детоцентризмродителей по отношению к детям;

е) состав семьи (неполные семьи,повторные браки, отсутствие сестер либо братьев);

ж) недостаточная организациядосуговой деятельности;

з) компьютеризация детства;

и) недостаточная критичностьродителей к себе, как к воспитателям.

Процесс формирования личностипротекает бесконфликтно в том случае, когда семейные образцы поведения иобщественные нормативы не вступают в противоречие. Семья в силу своегопостоянного и концентрированного воздействия на индивида способна сформироватьу него устойчивые ценностные ориентации. Поэтому господствующая общественнаямораль сохраняла свою власть, только если ей удавалось взять под свой контрольсемью.

Важнейшая социальная функция семьи -воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматриваетсякак институт первичной социализации ребенка. Главными задачами семьи являютсяформирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальномконтакте, базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт)в младенчестве. Формирование предметно-орудийной компетентности в раннемвозрасте и социальной компетентности в дошкольном [5].

В каждой семье объективноскладывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания.Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, иболее или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учеттого, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

М.И. Лисина проследила развитиесамосознания школьников в зависимости от особенностей семейного воспитания.

Дети с точным представлением о себевоспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени;положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровеньих развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошуюуспеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, восновном, отказом от общения.

Дети с заниженным представлением осебе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания;низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда — при посторонних; неожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье зависитадекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых заниженасамооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постояннопорицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует,что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также можетпроявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка частохвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает кматериальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, систематребования очень мягкая.

Первый вариант — адекватноепредставление — здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключаетсявосхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Неиспользуются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой, ноне с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам,вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью.Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок тогозаслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой)пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность,следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Родители задают и исходный уровеньпритязаний ребенка — то, на что он претендует в учебной деятельности иотношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой ипрестижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущемстоль же оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой непретендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собойвысоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются стем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Представленная информация была полезной?
ДА
57.91%
НЕТ
42.09%
Проголосовало: 891

Второй вариант — демонстративность— особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и вниманиик себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостатоквнимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными,«недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, аоно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональныхконтактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, анаоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиватьсявнимания, даже нарушая правила поведения. («Лучше пусть ругают, чем незамечают»). Задача взрослых — обходиться без нотаций и назиданий, как можноменее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки инаказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Этозначительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокойтревожностью основная проблема — постоянное неодобрение взрослых, то длядемонстративного ребенка — недостаток похвалы.

Третий вариант — «уход отреальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративностьсочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во вниманиик себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они малозаметны,опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнениютребований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит кнарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и такнедостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлениивнимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческойсамореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Крайние, самые неблагоприятные дляразвития ребенка случаи — жесткий, тотальный контроль при авторитарномвоспитании и почти полное отсутствие контроля, когда ребенок оказываетсяпредоставленным самому себе, безнадзорным.

Выводы по I главе

Мы выяснили, что главный фактор,определяющий воспитательную неполноценность неполной семьи —морально-психологический. В неполной семье значительно чаще оказываютсяограниченными отношения между матерями и детьми-подростками. Детям обычноодинаково дороги оба родителя, они испытывают потребность в любви к ним и вравной степени нуждаются в ней и с их стороны. С точки зрения воспитания чувстви их закрепления в личности это чрезвычайно важно.

Правильно выбранный стиль общения всемье будет способствовать более успешной социализации школьника.

Сегодня наиболее активный периодсоциализации подрастающего поколения протекает в сложных условиях экономическойи политической нестабильности, ломке традиционных ценностей.

Семья остается ведущим социальныминститутом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установокличности школьника, его социализации.

Ведущим социальным институтом длясоциализации личности ребёнка является семья. Семья это «дом», объединяющийлюдей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализацияличности. Семья — важнейший институт социализации подрастающих поколений. Этоперсональная среда жизни и развития ребёнка, качество которой определяетсярядом параметров. Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегдаокажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играетсемья.

Семья вводит ребёнка в общество,именно в семье ребёнок получает социальное воспитание, становится личностью. Вмладенчестве его кормят, за ним ухаживают, в младшем возрасте с ним занимаются,а в дошкольном ему открывают мир. Младшему школьнику, помогают в учении, аподростку и юноше правильно выбрать жизненный путь. В семье укрепляют здоровьедетей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитииума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее. В семье закладываютсягуманные черты характера, доброта и сердечность ребёнка, он учится отвечать засвои поступки, приучается трудиться и выбирает профессию. Семейная жизнь дляребёнка то же, что для нас общественная. Семейная обстановка и опыт, полученныйв семье, способствуют степени когнитивного, эмоционального и социальногоразвития, компетентности и благополучию.

Таким образом, семья – это внешний ивнутренний фактор воспитания ребёнка, движущая сила развития, социальныйинститут, микроколлектив, благодаря которому младший школьник дальшевоспитывает в себе, в том числе и родители, различные качества. Итак, семья выступаетважнейшим кислородом в воспитании ребёнка, её роль значима, неотделима инезаменима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЛИЯНИЮ СЕМЬИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ РЕБЕНКА

2.1 Результаты исследования влияния семьи на социализациюребенка

В ходе написания курсовой работы, дляпроверки выдвигаемой гипотезы, было проведено исследование. Цель исследования -выявить влияние семьи на социализацию ребенка школьного возраста.

Исследование проводилось в МОУ СОШ №5п.Береговой  Каслинского района. Нами были отобраны 15 семей.

При исследовании были использованы следующиеметодики:

1. Опрос и анкетирование по выяснениюсостава семьи (многодетная, малодетная, неполная семья и т.д.),интеллектуальный уровень общения членов семьи, хозяйственно — бытовое состояниев семье.

2. Тест — опросник родительскогоотношения А.Я. Варга, В.В. Столин — направлен на изучение стиля воспитанияребенка родителями.

Во всех семьях в анкетированиипринимали участие женщины – мамы в возрасте от 25 до 44 лет. Среди них семьи,имеющие двух детей в возрасте от 3 до 16 лет, составляют 60%, одного ребенка7-11 лет -13,33 %, трех детей 0-10 лет – 26,67%.

Семейное положение опрошенных: 67% вбраке, 33% одинокие матери. Вывод:воспитание детей осуществляется в основном в полной семье, 33% детейвоспитываются в неполной семье.

Образование: 53% респондентов имеют среднеепрофессиональное образование, 13% высшее образование. Такимобразом, большинство родителей имеют средний уровень образованности.

Жилищно-бытовые условия семьи: у 86%семей отдельная квартира, 6,6% семей живут в своем доме, и 6,6% арендуют жилье.Проанализировав полученные результаты, мы можем сказать, что большинство семейимеют хорошие жилищно-бытовые условия. Это предполагает высокий материальныйуровень благополучия семьи.

Также было проведено исследование спомощью теста — опросника А.Я. Варга, В.В. Столина «Стиль родительскогоотношения к ребенку». Данное исследование показало:

— 100% семей принимают своего ребенкав семью;

— 100% семей используют кооперацию,как один из видов воспитания школьника;

— у 27% семей присутствуетавторитарная гиперсоциализация, как способ взаимодействия с ребенком;

— 80% семей используют стильсимбиоза;

Таким образом, мы имеем дело ссемьями с благоприятным климатом.

2.2 Методическиерекомендации для классных руководителей по организации взаимодействия родителейи детей

По результатам проведенногоисследования был разработан классный час и памятка родителям, направленные наулучшение детско-родительских отношений в семье.

Родительское собрание

Тема:«Разрешение конфликтных ситуаций»

Целисобрания:

1)              объединить и скоординировать усилия всехучастников собрания и включить их в активную творческую работу по воспитаниюдетей;

2)              создать в рамках педагогического процессаобстановку психологически бережного отношения к личности ребенка;

3)              предпринять совместный поиск мер по выходуиз проблемной ситуации;

4)              организовать психолого-педагогическоепросвещение родителей;

5)              создать психологически благоприятныйклимат для родителей;

6)              продолжить обучение общению в группах.

Принцип проведения собрания: сотрудничество.

Материалы: выставкарисунков учащихся «Моя родословная», видеосъемка, толковые словари, тесты,памятки для родителей, ватман, фломастеры для пресс-центра.

                                   План  проведения:

1.Информационный этап. Обсуждение вопросов по темам:

              —  воспитание – это …

              —  Какой он – воспитанный человек?

2.Тест для родителей «Я и мой ребенок».

3.Обсуждение вопроса «Что же такое конфликт?»

4.Обмен мнениями и обсуждение результатов родительского собрания.

       Педагог:

       — Добрый вечер! Я очень рада встрече с вами. Сегодня нам предстоит поговоритьна очень важную тему.

       — На собрании работает аналитическая группа, которая будет слушать,анализировать, делать выводы и в конце собрания подведет итог нашей беседе.Также работает пресс-центр, итоги деятельности которого мы увидим в концесобрания.

       — Работать будем в группах.

       — Сегодня мы поговорим о воспитании детей. Наши заботы о детях касаются, преждевсего, их здоровья и воспитания, потому что именно дети приносят нам самыебольшие радости и самые большие тревоги. От того, какими они вырастут, какоеполучат воспитание, зависит наше будущее, наконец, наша старость.

       — Что же такое, по-вашему, воспитание? Если вы затрудняетесь с ответом, заглянитев толковые словари, которые лежат у вас на столах. Посоветовавшись друг сдругом в своей группе, попробуйте дать ответ на этот вопрос. Я включаю музыку,и вы можете приступать к работе. У вас в запасе 2-3 минуты, сразу подумайте,кто будет выступать. (Выступления родителей).

       — Итак, вот как толкует словарь значение этого слова:

        Воспитание– процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное ифизическое развитие личности, привитие навыков поведения семьей, школой, средой.

       — Наши дети тоже готовились к этому собранию: они рисовали свою семью,воссоздали свою родословную. Спасибо, что вы помогали им.

       Ваша родословная – это не только протяженность вашего рода во времени, этотрадиция. Работы детей к вам вернутся, сохраните их в семейных архивах.

       — Мы также разговаривали с детьми на тему: «Какой он – воспитанный человек?» Предлагаем вашему вниманию видеосъемку этой беседы.

       — А какой он, по-вашему, — воспитанный человек? Нарисуйте, пожалуйста, солнцедуши мудрого воспитателя. Вдоль лучей напишите те качества, которыми он долженобладать, чтобы его дети были счастливы.

       — А теперь предлагаю вам выполнить тест.

     Я и мой ребенок (тестдля родителей)  см. Приложения    

Роль родителей в воспитании ребенканезаменима. Они – главные «проектировщики», «конструкторы» и «строители»детской личности. Предлагаемый нами тест дополнит ваше представление о себе како родителях, поможет сделать определенные выводы.

Раньше, если дети вели себя плохо,считалось, что они такими родились. Сегодня накопленный педагогический опытпозволяет утверждать, что нет проблемы детей, а существуют лишь проблемыродителей. Воспитание ребенка начинается, как известно, с самого рождения, сэтого момента его должна окружать родительская любовь. А родители иногда дажене подозревают, какая это огромная, могучая и действенная сила – их любовь.Главное, чтобы ребенок чувствовал, что его любят. А сейчас напишите,пожалуйста, три фразы:

1.     Слова,которые я произнесу, когда буду будить ребенка.

2.     Слова,которые я произнесу, когда буду провожать его в школу.

3.     Слова,которые я произнесу, когда мы встретимся вечером.         

    Сегодня общество переживает кризисный момент. Среда, которая окружает детей,преподносит различные конфликтные ситуации, проблемы, и детям очень труднобывает найти из них выход. Сегодня мы обязаны помогать им, но для этого мыдолжны знать, как это грамотно сделать. Будем вместе, в сотрудничестве находитьвыход из конфликтных ситуаций.

Что же такое конфликт? Давайтеразберемся в этом с помощью ситуации. Представьте себе, что открывается дверь ина пороге дома появляется ваш ребенок с котенком на руках. «Он потерялся», -жалобно объявляет ребенок. Каковы будут ваши действия в роли детей? Ародителей?              

Ответ вы будете искать всвоей группе, обсуждая его вместе.  Поставьте себяна место ребенка и попробуйте посмотреть на конфликт его глазами. Или жепоставьте ребенка в позицию взрослого и попробуйте разрешить эту конфликтнуюситуацию. Какие еще могут быть конфликты? Психологи считают, что мы должныподниматься до уровня ребенка, потому что ребенок чище нас. Природа не терпитпустоты. Если мы не заполним душу ребенка чем-то добрым, найдется кто-то другой,который заполнит ее дурным. Какой можно сделать вывод? Нужно больше общаться сдетьми, постараться объединиться с ними, понять друг друга и зажить в добре исогласии. А чтобы это получилось, попробуйте следовать некоторым советам дляродителей. Эти памятки находятся на ваших столах. (см.Приложения)

Выводы по II главе

Целью данного исследования быловыявления огромного влияния семьи на социализацию личности школьника. В нашемисследовании принимали участие семьи п. Береговой в количестве 15 человек.

Для исследования мы выбрали двеметодики, которые соответствуют заявленной цели исследования: опрос ианкетирование по выяснению состава семьи и  тест — опросник родительского отношенияА.Я. Варга, В.В. Столин.

Для улучшения детско-родительскихотношений и повышения качества воспитания в целом мы предложили классный час повопросу воспитания личности школьника, взаимодействия семьи и детей присоциализации школьников.

Многие родители зачастую не владеютнеобходимыми знаниями и практическими умениями для успешной социализации школьников.Благодаря данной программе педагоги и родители могут самостоятельноразнообразить деятельность, направленную на социализацию школьников. Родителисмогут найти и открыть что-то новое для себя в воспитании своего ребенка, чтоулучшит их взаимоотношения, а значит и отношения ребенка в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В социализации личности участвуетбольшое число институтов. Однако приоритетное место в осуществлении первичной иглавной социализации ребенка отводится семье как институту, который располагаетуникальными средствами, самым широким диапазоном влияния на социальноеформирование и развитие личности. У ребенка происходит накопление элементовсистемы ценностных ориентации в сфере общественных отношений, характеризуемоевыделением личных ценностей, их эмоциональным освоением, закреплением вдеятельности, постепенно находящее адекватно мотивированное выражение.

Современные семьи весьмаразнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в нихсоциализация, каковы ее результаты.

Гипотеза, выдвинутая нами, былаподтверждена тем, что развитие школьника, формирование его личностных качествопределяется уровнем воспитания в семье, то есть семья является важнейшимфактором в воспитании ребёнка школьного возраста.

Роль семьи в становлении ребенкаочевидна. Семья является важным фактором социализации детей. Именно в семье впервую очередь дети усваивают жизненные ценности, социальные ожидания и моделиповедения. Благополучные семейные отношения формируют у ребенка чувствособственного достоинства и самоуважения, которые в свою очередь способствуютповышению популярности ребенка в кругу сверстников.

Семья обеспечивает физическое иэмоциональное развитие ребенка, играет ведущую роль в умственном развитии,имеет важное значение в процессе овладения ребенком социальных норм — это всевлияет на учебную деятельность ребенка, на его поведение.

В практической части нашегоисследования мы так же убедились в том, что стиль, который выбирают родители ввоспитании своих детей, так же влияет на социализацию ребенка, а именно на егоэмоциональную активность, на его уровень тревожности и самооценку.

Как активный участник родитель влияетна воспитательный процесс, а значит и на личность ребенка такими своимихарактеристиками как мировоззрением, стилем воспитания, который отражаетличностные качества родителя и систему его убеждений.

Поэтому, чтобы понять индивидуальноеразвитие и личность ребенка, необходимо проанализировать и исследовать всюсистему семьи и ее подсистемы.

Родители имеют преимущественные правав воспитании детей перед любыми другими взрослыми и общественнымиорганизациями, поэтому вся ответственность за воспитание лежит также на них.Какой впоследствии сформируется личность ребенка, каким образом он будетвзаимодействовать с социумом в основе всего этого стоит семья. Семья дляребенка является первым коллективом, в котором он может себя проявить иполучить оценку своего поведения, поэтому на семье лежит большаяответственность — как перед самим ребенком, так и перед обществом — завоспитание гармоничной личности, для того, чтобы в последующих социальныхколлективах, а именно в школе, он мог проявить себя в полной мере.

Таким образом, мы пришли кзаключению, что какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, решающую роль вего эффективности играет семья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
57.91%
НЕТ
42.09%
Проголосовало: 891

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет