X-PDF

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультации дляпедагогов

Тема:«Сенсорное развитие детей

дошкольноговозраста»

 

 

 

 

                                                                                 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

                                                               Воспитатель I кв.категории

                                                                Пехтерева Елена Витальевна

 

 

 

 

г.Челябинск, 2023г.

 

http://skazka-buzuluk.ucoz.ru/konsultazii/rebenok2.png

На втором году жизни,если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивноеразвитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия.Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов. Действенноезнакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образоввосприятия. В начале второго года жизни точность и осмысленность восприятияневелики. Ребенок, действуя с предметами, зачастую ориентируется на отдельные,бросающиеся в глаза признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик (так ипушистый воротник, и меховую шапку он называет «киской» и т.п.). На первом годужизни наиболее интенсивно формируется восприятие величины и формы предметов.Что же касается цвета, то несмотря на свою эмоциональную привлекательность, еговосприятие наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий сцветом.

К двум годам восприятиестановится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями,как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития таков, что у ребёнкаоказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов иузнавать предметы по сочетанию свойств. Характерной чертой сенсорного развития,особенно в период от полутора до двух лет, является опредмеченность восприятия.Так, ребёнок ориентируется в форме предметов, когда в качестве образцавыступают «опредмеченные» слова-названия. Например, предметы круглой формы –это и мячик, и шарик, и колесо. Характерным является выделение свойств знакомыхконкретных предметов, а не ряды основных сенсорных эталонов.
Наиболее характерны для ребёнка этого возраста способы восприятия, позволяющиесравнивать свойства предметов при выполнении действий с ними. Особо ярко этопроявляется при действиях ребёнка со сборно-разборными игрушками – пирамидками,матрёшками, грибочками. Именно многократные сравнения позволяют ребёнкудостигать практических результатов (берёт свою чашку, обувь и т.д.).

Первоначально сравнениеявляется приблизительным: ребёнок примеривается, пробует и через ошибки и ихисправление достигает результата. Однако после полутора лет, в возрасте 1 годаи 9 месяцев, число проб и предварительных примерок быстро сокращается ипереходит переход к зрительному восприятию. Это новый этап сенсорного развития,который свидетельствует о переходе внешних действий во внутренний психическийплан.

На втором году жизниинтенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенноважное значение имеет развитие речевого, фонематического слуха, осуществляемогов процессе речевого общения с окружающими. Совершенствование осязательноговосприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движенийруки, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление.Основной задачей сенсорного развития является создание условий дляформирования восприятия как начальной ступени познания окружающейдействительности.
     Специально созданные условия – в процессе проведениязанятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразныхзрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарныепредставления об основных разновидностях величины (большой — маленький), формы(круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), цвета (красный, оранжевый,жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный, белый). В результате становитсявозможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов,ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т.п.

Ребёнок ещё не владеетречью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувствявляются непосредственные действия.
Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем илииным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленнымиз дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски сотверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики сгрибочками и мозаика – к концу второго года жизни).Именно деревянные игрушкиважны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании,выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми раннеговозраста.

Наиболее удобны длязахватывания вкладыши и другие детали дидактических пособий размером не менее 3и не более 4,5 см, что соответствует размерам ладони малыша, Разница междубольшими и маленькими предметами в 1,5 см вполне достаточна для ориентировки вих величине. Оптимальная толщина (высота) предметов – 1 см. При большей толщинеконтуры предметов «деформируются»: так, треугольная призма при определённомракурсе может смотреться как прямоугольник или квадрат т и.п.

Правильно подобранныепо цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональныйзаряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета. В повседневнойжизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциямипредметов, явлений. Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастномэтапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстройориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости,способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорныхсистем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценногоразвития. Использование «опредмеченных» слов-названий обусловлено тем, чторебёнку бесполезно говорить о прямоугольнике, квадрате, овале, круге итреугольнике, хотя они их различают уже в первые 2-3 месяца. На втором годужизни дети усваивают форму как признак предметов: они легко выбираютнеобходимые детали для строительного набора для «крыши» и т.д.

Словарный запас весьмаограничен и очень сильно отстаёт от развития восприятия, поэтому наряду с«опредмеченными» словами-названиями форм дети легко усваивают слова,способствующие развитию восприятия типа «такой», «разные», «не такой».Запоминание и правильное употребление слов, обозначающих цвет, — очень сложныйи трудный процесс, формирование его заканчивается только к пяти годам.

К концу второго годажизни дети начинают повторять за взрослым названия отдельных цветов. Произносятакие слова как «белый», «синий» или «голубой», малыш не в состоянии соотнестиэти слова с цветом конкретных предметов. Слово-название существует само посебе, а конкретная цветовая характеристика – сама по себе. В лучшем случаеребёнок механически запоминает и в конкретной ситуации после длительныхупражнений может иногда им воспользоваться. Случайное употребление слова,названия цвета или формы, ещё не значит, что ребёнок понимает суть этих слов.

Распределение вниманияу ребёнка второго года жизни между зрительным, слуховым, осязательным восприятиеми памятью – сложный процесс. Дети с рождения различают все цвета спектра и даженекоторые оттенки, но учитывать цветовую характеристику предметов при действияхс ними ему сложнее: цвет нельзя пощупать, он доступен только визуальномунаблюдению.

При подборедидактических материалов необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета.Если красный цвет яркий, то такими же насыщенными, яркими должны быть иоранжевый, жёлтый, и зелёный и другие цвета. В противном случае ребёнок снарушением цветового восприятия может ориентироваться не на сам цвет, а на егоинтенсивность.

Постепенность,последовательность в усложнении заданий, направленных на сенсорное развитие,значима как для детей указанного возраста, так и для более старших. В течениевторого года жизни при целенаправленном сенсорном воспитании у ребёнканаблюдается положительное отношение к действиям с предметами разной величины,формы, цвета. Он подолгу манипулирует ими, рассматривает, ощупывает,перекладывает их с места на место, обнаруживая новые параметры предметногомира. В процессе игр-занятий по сенсорному воспитанию у ребёнка оказываютсясформированными приёмы прикладывания, сравнивания, сопоставления цвета, формы,величины. К 2 годам эти процессы осуществляются без предварительных примериваний,переходя из внешнего лана во внутренний.

Для детей третьего годажизни – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темпсенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является,с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, а с другой стороны,все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. Познавательнаяпотребность, в той или иной мере сформированная у ребёнка третьего года жизни,в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры предметов,издаваемых ими звуков, соотнесения частей.

У ребёнка на третьемгоду жизни появляется стремление более чётко следовать образцу, который заданвзрослым. Теперь малыш при предъявлении дидактического материала судовольствием рассматривает его, слушает пояснения взрослого, понимает, что отнего хотят, и только потом начинает действовать, следуя инструкциивзрослого. 
Более свершенной становится координация движений руки под контролем глаза, чтопозволяет справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительныминаборами, рисование кистью и карандашом.

На третьем году жизнизадачи сенсорного развития существенно усложняются, что связанно с общимпсихофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видовдеятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.). В связи с этимнеобходимо создавать условия для интенсивного накопления разнообразныхпредставлений о цвете, форме, величине, фактуре, удалённости предметов иявлений как в процессе специально организованных игр-занятий, так и вповседневной жизни. При этом важно, чтобы представления о сенсорных свойствах икачествах предметов были не только широкими, но и систематизированными. После3-х лет основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей собщепринятыми сенсорными эталонами и способами их потребления. Учитывая резкийскачок в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению– вслед за взрослым – слов-названий формы, цвета и самостоятельному ихупотреблению.

В результате систематическойработы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказываетсясформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровнеразвития восприятия:

·               Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру идругие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.

·               Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме,величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей в период от 2до 2 лет 3 месяцев и старше.

·               Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактурепри выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либочетыре разновидности формы и т.п.).

·               Узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления,имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.п.) в пятнахразной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка (с 2 лет – 2 лет 3месяцев).

·               Обозначают различные предметы в соответствии с их характернымисенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т.п. (с 2,5 лет).

·               Активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначенияформы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор,цыплёнок, небо и др.) (с 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев).

·               Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развитиясамостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-«кирпичики» или кубикиопределённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветомих одежды).

·               Начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиямицвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть ижёлтый, и зелёный предмет) (с 2 лет 9 месяцев – 3 лет).

 

«Зачемнужно развивать мелкую моторику?»

 

Ученые — нейробиологи ипсихологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развитиядетей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети,у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг,особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучшеразвиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Поэтому очень важно ужес самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делатьупражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.

Мелкая моторика рук -это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика — движениявсей рукой и всем телом.

Наряду с развитиеммелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашегомалыша.

Сегодня у большинствасовременных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детейгородских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь налипучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязыватьшнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось большеделать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же накаждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и вчастности — руки, общая неготовность большинства современных детей к письму илипроблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки иречи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее — и Сегеном,т. е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это навернякапроблемы с моторикой.

Однако даже если речьребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своимируками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенказатруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в6 лет пришивание настоящей пуговицы — невыполнимая и опасная задача — значит, иваш ребенок не исключение.

Родители должны понять:чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужнопревратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, незабывать хвалить ребенка.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.19%
НЕТ
39.81%
Проголосовало: 1251

К сожалению, опроблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителейузнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка:кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать внепослушных пальцах карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточнохорошее развитие тонкой моторики? Во-первых, надо набратьсятерпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых ,заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день.Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы ипособия. А ведь можно сделать все намного проще!

·               Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.

·               Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

·               Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.

·               Заводить будильник, игрушки ключиком.

·               Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.

·               Резать ножницами (желательно небольшого размера).

·               Конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать,вязать.

·               Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

·               Заниматься на домашних снарядах, где требуется захватпальцами (кольца, перекладина).

·               Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

·               Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

·               Делать пальчиковую гимнастику

Можно использовать дляэтого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки.Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытиратьего полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.

Если у вас есть дача иприусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод.Когда вы готовите, например, пельмени или равиоли, пусть и ребенок вместе свами лепит их, польза будет безусловная. Очень полезно умение вдевать нитку виголку — попробуй, попади с первого раза, ведь дырочка такая маленькая, а ниткатакая непослушная!

Хорошо, если ребенокучится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это,конечно, больше подходит девочкам), застегивать и расстегивать пуговицы,даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и оченьпригодится в дальнейшем.

Конечно, существуют испециальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Некоторые изних известны вам давно. Помните игру в тени, когда, строя комбинации изпальцев, можно показывать различные теневые фигуры — собачку, зайчика, оленя,человечка. Эта игра — как раз то, что вам нужно. Наверняка вы помните и другуюраспространенную игру: на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов,ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.

В детских журналахсейчас можно найти очень много развлекательно — развивающих заданий, например,когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится. Кзаданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок,раскрашивание картинок и т. д. Важно приучать ребенка стремиться все делатьаккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить.Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что унего все получится. Надо только постараться.

 

«Сенсорноевоспитание – как основа умственного развития

детейдошкольного возраста»

   Сенсорное развитие (от лат. sensus –чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия ипредставлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человекрождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишьпредпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорноеразвитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детейцеленаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, опризнаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении впространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладываетсяоснова для развития умственной деятельности.

Значение сенсорного развития в раннем идошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинствомисследователей считается наиболее благоприятным для совершенствованиядеятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М.Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественнойдошкольной педагогики и психологии: Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П.Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечениеполноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторондошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны,составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны,имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и дляуспешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовойдеятельности.

С восприятия предметов и явленийокружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание,мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являютсярезультатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитиеневозможно без опоры на полноценное восприятие.

В сенсорном воспитании детей раннего идошкольного возраста дидактические игры и игрушки являются ведущимисредствами обучения. Дидактическая игра характеризуется определеннойструктурой: наличием дидактических задач, без чего она теряет свой обучающийхарактер и целенаправленность, наличием игрового действия, которое и ведетребенка, заинтересовывает, дает возможность обучаться, играя, и, конечно,правилами игры, которые направляют игру ребенка по заданному пути. Надидактическую игру возлагается задача формировать сенсорику ребенка, ей первойпредоставлено право, познакомить его с формой, величиной, цветом, звуком,пространственными признаками. Ребенка знакомят с фиксированными сенсорнымиэталонами, затем, сопоставляя с ними предметы, он получает первичные обобщенныезнания об общих признаках формы, цвета и т.д. Поэтому важно определить, скакими сенсорными эталонами и как знакомить ребенка.

Кроме дидактических игр с геометрическимифигурами (круг, квадрат, прямоугольник и т.д.) и телами (шар, куб, цилиндр ит.д.) рекомендуется вводить игры с естественным дидактическим материалом -листьями, цветами, камнями, шишками и т.д.; по признакам формы, величины,цвета.

 На основе накопленного сенсорного опытамногие дети начинают понимать, что геометрические фигуры что-то отличное отобычных предметов и вещей, видят сходство и различие между реальными предметамии геометрическими фигурами. Большинство дидактических игр для маленьких детейявляется именно игровыми упражнениями с различными геометрическими телами (шар,куб и т.д.) и геометрическими фигурами (круг, квадрат и т.д.). Практическидействуя с ними, дети сенсорно познают их, учатся различать, узнавать и т.д.Вполне понятно, сколько пользы могут принести хорошо подобранные и правильноорганизованные игры на называние цветов, геометрических фигур, пространственныхпризнаков.

 Под влиянием практики дидактических игр,направленных на формирование общих представлений об эталонах, происходитзначительное совершенствование сенсорных ориентировок детей. Возрастает нетолько точность различения, называния форм, цвета и т.д., но и увеличиваетсяобъем сенсорной памяти. Это выражается, например, в способности восприниматьбольшее количество объектов и запоминать их сенсорно воспринимаемые качества(форму, величину, цвет). Заметно увеличивается быстрота детских реакций. Однойиз причин этого является совершенствование способов определения формы, которыезаметно становятся иными.

 Усвоение сенсорных эталонов —длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства иимеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значитнаучиться правильно, называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметьчеткие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметьпользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самыхразнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоениесенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единицизмерения” при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорнымвоспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорнойкультуры.

Такимобразом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детейот рождения до 6 лет:

• На первом году жизни это обогащениеребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следитьза движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

 • На втором-третьем году жизни детидолжны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов,накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и оботношении между двумя предметами по величине.

• Начиная, с четвертого года жизни у детейформируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления оцветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькимипредметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантамигеометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементамиряда, состоящего из большего количества предметов.

• Одновременно с формированием эталоновнеобходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цветуи форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы,выполнению все более сложных глазомерных действий.

• Наконец, в качестве особой задачивыступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умениеразбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельныеизмерения величины.

«Дидактическиеигры на развитие сенсорики у

детейдошкольного возраста»

 

Сенсорное развитие ребенка— это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения,слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы иметодики.

С их помощью нужно развивать ребенка донужного уровня. Ведь это подготовит его сначала к детскому саду, а потом и кшколе. Поможет ему совсем без трудностей наладить общение с новыми людьми.

На втором — третьем году жизнидети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признакипредметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы иоб отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизниу детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речипредставления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине междунесколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, свариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими междуэлементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталоновнеобходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цветуи форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы,выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачивыступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умениеразбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельныеизмерения величины.

 Проанализировав задачи сенсорноговоспитания, мы пришли к выводу, что основная его задача в том, чтобыформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы иявления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования,конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т. д.

Таким образом, мы осознали, что сенсорноевоспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразнойдеятельностью.

При развитии детей дошкольного возраста,главной становится игровая деятельность. Она является и самой занимательнойдеятельностью детей и, как следствие, самой эффективной.

Для этого мы использовали дидактическиеигры, направленные на сенсорное воспитание, которые помогают развивать удетей восприятие, формировать представления о внешних свойствах предметов: ихформе, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именноэтот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органовчувств.

С целью сенсорного развития применяемдидактические пособия:                    «Цветные мячики», «Разноцветныекоробочки», «Цветы и бабочки», «Чудесный мешочек», «Рамка-вкладыш»,«Геометрические фигуры», «Объемные фигуры», «Коробочка ощущений», «Сенсорныеладошки», «Тактильный мешочек», «Рисуем пальцем на песке и манке»,«Дидактическая черепаха», «Дидактический коврик», «Дидактическая гусеница»,«Наборы тематических картин для игр», лото, домино, трафареты, шнуровки,бизиборды настенный и напольный, фланелеграф с геометрическими фигурами длясоставления узоров, разрезные картинки, пазлы, пирамидки, лабиринты, которыеявляются многофункциональным и очень нравятся детям. Данные дидактическиепособия мы используем при реализации образовательных областей«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическоеразвитие».

Дидактические игры, направленные насенсорное развитие детей, являются эффективными в накоплении представлений обокружающем мире.

Мы используем различные вариантыдидактических игр, такие как: «Разложи мячики в свои домики» «Разложи жёлтыемячики в зелёные домики» «Продолжи ряд» «Найди лишний мячик» «Что сначала, чтопотом» «Веселые прищепки» «Цветные крышки» «Определи на ощупь» «Одежда длякукол Кати и Саши» «Найди пару» «Собери бусы» «Определи на вкус» «Тонет – не тонет»«Цветные ежики и карандаши» «Собери животных» «Семья» «Посели зверушек» «Кто вдомике живет?» «Волшебный домик» «Подбери ключи» «Овощи и фрукты» «Подбери поформе» «Какое время года?» «Что это за зверь? «Четвертый – лишний» «У менязазвонил телефон» «Волшебный комод» «Спрячь мышку» «Разложи фигуры» «Волшебныйквадрат» (по Никитину) .

Для обогащения чувственного опыта детей иумения фиксировать его в речи, совершенствуя навыки установления тождества иразличия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету мы разработалиследующие дидактические игры:

Спаси Зайчонка.                                                                                               Цель:продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз споследующей проверкой (приложение, наложение) закреплять умение правильноназывать красный, синий, жёлтый, зелёный цвета.

«Цветное лото»                                                                                                             Цель:развивать у детей умение различать 4 оттенка одного цвета, называть предметыодного

«Поезд»                                                                                                                            Цель:соотносить цвета, закрепить знания о цветах.

«Длинный — короткий»                                                                                                       Цель:продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы подлине, употреблять в речи «длинный — короткий», «длиннее — короче», развиватьвоображение, мышление.

«Какого цвета не хватает?»                                                                                         Цель:развивать наблюдательность, внимание, память и сенсорные способности, умениесказать, какого цвета отсутствует диск.

«Найди такой же цветочек»                                                                                        Цель:продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета,умение по показу назвать цветы.

«Один – много»                                                                                                          Цель:развивать первые математические способности, развивать внимание мышление,умение различать цвет предметов.

«Разноцветные клубочки и прищепки»                                                                    Цель:продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета,развивать внимание, воображение.

«Большой, поменьше, маленький»                                                                            Цель: продолжатьразвивать умение различать геометрические фигуры по величине, развиватьразговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета. Такимобразом, при систематическом использовании в работе с детьми младшегодошкольного возраста дидактических игр, направленных на сенсорное развитие, удетей поэтапно моделируются и апробируются основополагающие свойствапространства внешнего мира, происходит эмоциональное развитие, взаимосвязьмежду психическим и моторным развитием. С развитием высшей нервнойдеятельности, произвольная двигательная деятельность, в целом, приобретает всебольшее значение в поведении ребенка.

Литература:

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М., «Просвещение», 2008

2. Сенсомоторное развитие дошкольников назанятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений.– М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2010.

3. От рождения до школы. Примернаяосновная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Веркасы, Комаровой, М.А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.19%
НЕТ
39.81%
Проголосовало: 1251

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет