Дальнейшее объединение Германии шло по «правилам», установленным Пруссией. После победоносных войн с Данией, Австрией, Пруссия юридически закрепила свое верховенство в Конституции 1867 г., принятой в рамках только что созданного Северо-Германского союза.
В Северо-Германский союз вошли 28 немецких государств. Исполнительная власть по Конституции вручалась президенту – прусскому королю. Фактически правил Бисмарк, бывший канцлером.
На основе всеобщего избирательного права создавался Общесоюзный рейхстаг, которому было предоставлено исключительное право утверждать налоги. Однако Бисмарк обходил нежелание Парламента утверждать новые налоги, утверждая их самостоятельно.
Одновременно с объединением в Германии происходит консолидация сил пролетариата. В начале 60-х гг. был создан Всеобщий германский рабочий союз. В конце 60-х гг. XIX в. была создана социал-демократическая партия, идейными вдохновителями которой были К. Маркс и Ф. Энгельс.
Победа в войне с Францией в 1871 г. окончательно закрепило господство Пруссии в Германии. В 1871 Северо-Германский союз преобразовался в Германскую империю на основе принятой 16 апреля 1871 г. Конституции.
Конституция наделяла императора огромными полномочиями. Императором становился король Пруссии, получив титул кайзера. Кайзер был носителем верховной власти в государстве:
— назначал канцлера, высших чиновников, офицеров,
— был главнокомандующим вооруженными силами,
— объявлял военное положение в любой части империи,
— с согласия бундесрата объявлял войну и др.
Второе место по объему полномочий в Германской империи отводилось Союзному Совету (Бундесрату) — верхняя палата Парламента. Ему принадлежали законодательные и некоторые административные полномочия. Это был орган представительства немецких государств, входивших в империю. Число голосов от каждого государства зависело от его величины. Так, Бавария имела 6 голосов, Пруссия – 17 и т.д. Председателем Бундесрата являлся имперский канцлер.
Бундесрату также принадлежали судебные функции: право толковать Конституцию, высказывать суждения о недостатках законодательства, разбирал споры между членами Союза.
Нижняя палата (рейхстаг) формировался путем всеобщих выборов из лиц, достигших 25 лет. Депутат рейхстага в отличие от члена бундесрата не был связан наказами избирателей, то есть обладал свободным мандатом.
В полномочия рейхстага входило утверждение бюджета, но под давлением Бисмарка депутаты разрешили правительству самостоятельно определять смету расходов. Таким образом, фактически рейхстаг не играл существенной роли в механизме государственной власти империи, так как не обладал правом контроля над исполнительной властью. Глава правительства также не был ответственен перед ним. За свои действия он отвечал только перед кайзером.
Потребность капиталистического развития диктовали необходимость отказа от партикуляризма, установления единообразной правовой системы. В период наполеоновских войн в некоторых частях Германии официальным источником права стал Гражданский кодекс Франции 1804 г.
Однако Кодекс почти не регулировал статус юридических лиц. Между тем, в Германии стали возникать монополии, концерны.
Германское гражданское уложение 1900 г. устранило многие пробелы в праве.
Уложение состояло из 5 книг:
1-ая содержала положения о лицах, вещах, сделках .
2-ая – положения об обязательствах,
3-тья регулировала вещное право,
4-ая – брачно-семейные отношения,
5–я — вопросы наследования.
Уложение подробно регламентировало отношения собственности. Оно ввело письменную форму заключения сделок.
Уложение закрепило гражданскую форму заключения брака. Брачный возраст устанавливался для мужчин — с 21 года, для женщин – 16 лет.