X-PDF

Северного района Новосибирской области.

Поделиться статьей

История формирования традиции

Первые упоминания о селе Бергуль, как о старообрядческом поселении относятся к 1903 году, когда старообрядцы-ходоки из белорусской деревни Ластовичи Витебской области выбрали часть земель на берегу реки Тары. Само село образовано раньше, ещё в 1898 (1900) году. На территории, теперь относящейся к Бергульскому сельсовету, ещё в XIX веке проживали мордва – мокшане, которые, со временем, переселились в другие места.

В те времена, Новосибирской области ещё, как таковой не было, а земли её относились к Томской губернии, которая сформировалась в 1808 году, небольшими поселениями переселенцев из средней части России и купцами Томской губернии. Начало формирования района можно отнести к 1685 году, когда была основана деревня Тахтаметьево. Кроме него, самыми первыми поселениями также были деревня Дорофеево (ныне Северное) 1727 год, село Верх-Красноярка 1727 год, деревня Большие Кулики 1767 год, Аул Сургуты 1805 год, деревня Весёлая 1826 год, деревня Чебаки 1829 год, село Биаза 1878 год и деревня Бергуль.

Название села пошло от татарских слов «бир» — один, и «гуль» — озеро, так как село находится на болотистых, влажных землях.

Старообрядцы прошли долгий путь, прежде чем добрались до недружелюбных Васюганских болот. Неблагоприятный климат не позволял заниматься сельским хозяйством в той мере, к которой они привыкли на тёплых землях Белоруссии, особенно донимал гнус. Но даже в таких условиях, привыкшие к лишениям и гонениям, уже в 1907 году, бергульцы поставили крепкую старообрядческую общину. В 1926 году, в ней насчитывалось 101 хозяйство, с основным населением – русские. Первыми переселенцами были три брата Хохловых: Константин, Андрей и Емельян . братья: Старков Макар и Ивановы Авдей и Савелий . Гнутовы Антон и Астрат . Трофимов Фёдор – все со своими семьями. Заселяли бергульские земли до 1914 года. Одним из первых бергульцев был Старков Макар Ефимович, который съездив на территорию современного Бергуля, вернулся и рассказал своим родичам в Белоруссии, что в Сибири дают много хорошей земли. Также, для желающих переселиться на Сибирские земли был бесплатный проезд до места проживания, бывало, даже давали корову.

Русский и советский писатель, фольклорист Павел Петрович Бажов зимой 1918-1919 года жил и работал учителем в селе Бергуль. Он так описывает жителей Бергуля: «На взгорок над Тарой у устья быстроструйного холодного Бергулька пришли три бородатых мужика. Осенив себя двоеперстием, присели. Помолчали, усталые. Правый берег Тары сплошь зарос кустарником. Из-за него видно всё то же смешанное редколесье – урман. Попечитель указывает рукой на восток: “Так пойдёшь – у Томск выбегишь. Триста вёрст. Там вон (северо-запад) Киштовка будить. Ича. Остяцкое. Ежели прямо – ни одного жила не будеть. По край света живём”, – хохочет Андрей»[1].

Новопоселенцы занимались рыбной ловлей, охотой, собиранием ягод и орехов, тем и кормились, с «мирскими» дел не вели, старались избегать даже хозяйственных отношений. «Религиозное сознание как бы напрочь откинуло национальное. Сватов засылали только в кержацкие деревни. На что уж худое дело девка-перестарок, и ту не отдавали в мирскую деревню»[2]. Места специально выбирались удалённые от скоплений старожильческих, украинских и белорусских селений, ограждённые болотами и тайгой. «”Кажись, по край света зашли: дальше итить некуда”, – изрёк старший.

“По всему видать, некуда”, – согласился другой. Самый младший, брат приходского священника, погладил широкой ладонью клинышек бороды: “И незачем”, – подтвердил-затвердил. – “Сколь болот одолели, пока добрались. Тут можно души свои спасать от мирской скверны”»[3].

В годы гражданской войны подвергались наездам «карателей» и много от них пострадали. Хорошо, что их предупреждал писарь из села Биазы: Шилов Авдей Терентьевич.

Постепенно старообрядчество сходило на нет. В постреволюционное время это было обычное советское село. Только бабушки иногда по церковному календарю вспоминали в пост духовные стихи, а на праздники – кандаки с тропарями, уже не неся в них той серьёзной строгости, присущей верующим старообрядцам.

В 1930 году образовался бергульский колхоз «Первое Мая», в 1931 его переименовали в: колхоз «им. Карла Маркса», который в начале 90-х перешёл в новый статус: сельскохозяйственный производственный кооператив, который распался в 2013 году. Первым председателем был Старков Сергей Макарьевич.

В 1946 году в селе была зажжена первая лампочка Ильича, в 1952 – была проведена первая радиопередача.

Бегульцы называли себя «кержаками». Такое название происходит от реки Кержец Семёновского уезда Нижегородской губернии, на которой стояли большие поселения старообрядцев. «”Пусть хоть горшком назовут, только в печку не ставят!” – отбивается Дарья Амбросимовна Молокова. – “Старики сказывали, в Расее нас кацапами дражнили”»[4].

Сейчас село Бергуль является административным центром Бергульского сельсовета, в котором состоят 3 села: Бергуль, Ичкала Малокарагаевка. Через село Бергуль проходит самая широкая дорога Северного района. От сёл Биаза и Северное (являющегося административным центром и находящегося в расстоянии 42 километра от села Бергуль) до Верх-Тарского нефтяного месторождения. Население сельсовета на 2017 год составляло 419 человек.

Несмотря на то, что все бергульцы себя считают белорусами, и не помнят иной Родины до неё, по говору, тематическому содержанию песен можно судить о северно-русском происхождении данной традиции.

В своих воспоминаниях и очерках из путешествий по Сибирской земле П.П. Бажов утверждает, что бергульцы – выходцы из Новгородской губернии, перекочевавшие в Польшу, а затем в Белоруссию, откуда уже в XIX веке отправились в Сибирь.

 

Певческие группы

Первые экспедиции в селе Бергуль провёл Михаил Никифорович Мельников в 70-х годах, вместе со своими студентами от Новосибирского государственного педагогического университета. В то время в селе Бергуль была уже хорошо слаженная певческая группа под руководством Анны Максимовны Беловой. Собирателям удалось записать большое количество песен, описаний быта, обрядов и праздников от разных информаторов.

Один из самых примечательных исполнителей села Бергуль, это Девятников Семен Кузьмич. Семён Кузьмич родом из Белоруссии, родился в 1902 году. Отец был участником Первой мировой войны. Детей было четыре сына и три дочери. Семья переехала в Бергуль в 1910 г. На долю Семёна Кузьмича пришлось несколько войн: Монгольская, Финская и Великая Отечественная. Во всех он воевал геройски. С ним вместе служил братья Леонид и Гавриил. Леонид славился среди полковых товарищей красивым голосом и весёлым нравом, пел даже во время боя. Погиб в 1942 году. Гавриил прошёл все войны, вернулся, женился, растил детей, был мастером на все руки, строил дома с резными украшениями, мастерски рассказывал сказки и истории. Во время последней войны в 1943 году Семён Кузьмич получил тяжёлое ранение в ногу, после чего он не смог продолжить службу и вернулся в домой. За добрую службу ему были выданы медали: «50 лет вооруженных сил», «20 лет победы в ВОВ».

Семён Кузьмич один из самых виртуозных исполнителей села Бергуль. В этом селе мужчин записывали мало, большинство к моменту записи не сохранили певческой традиции, но Семён Кузьмич был одарён удивительной музыкальной памятью и большим певческим талантом, он передал экспедиторам очень много интереснейших песенных образцов. Благодаря большому диапазону, пластичности голоса, Семён Кузьмич мог петь вместе с высокими женскими голосами. Богатая мелизматика, свобода мелодического варьирования, приятный тембр, обширность знаний и огромное количество хранящихся в его памяти песен – вот отличительная черта этого удивительного исполнителя. От него были записаны песни самых разнообразных жанров: свадебные, лирические, хороводные, вечёрошные, романсы, баллады, солдатские и песни военного времени. Ни одна экспедиция 70-х годов не обходилась без Семёна Кузьмича, как солиста, в дуэте, или же в большом женском ансамбле. 30 песен, записанных от него, напечатаны в сборнике мужской песни и хранятся в Бергульском доме культуры и в доме-музее им. П.П. Бажова.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 1033

Савастеева Васcа Ивановна родилась в 1904 году. Родители Вассы Ивановны среди прочих первых старообрядческих семей перебрались из Белоруссии на Сибирские земли, образовав большую династию Ивановых. Семья была большая, много детей, и Васса Макарьевна с детства была приучена к тяжёлому труду, и не смотря на выпавшее несчастье – смерть матери, сама на дому обучилась грамоте. Вышла замуж за Савастеева Елисея Федоровича, с которым вместе работали в колхозе, а на работе неизменно пели. Песня была с нею с рождения, помогала и в труде, и на отдыхе. Одна из первых и постоянных исполнительниц ансамбля традиционной песни села Бергуль, она съездила с коллективом и в Новосибирск, и в Москву, участвовала в записи пластинок, и, несмотря на то, что в песне, в основном, имела не ведущую роль, но умело создавала необходимую основу песни.

Степанова Татьяна Пиманова, Иванова Лукерья Ионовна 1905 г.р., Клещенко Ульяна Маркеловна, 1906 г.р. Про последнюю исполнительницу у нас мало сведений, но на собственном исследовательском опыте, мы можем сделать вывод, что она является одной из самых виртуозных песенниц села Бергуль. Ульяна Маркеловна обладает очень мягким и пластичным голосом, свободой мелодического варьирования и лёгкостью голосоведения. Её манеру пения можно сравнить с не малоизвестной Аграфеной Ивановной Глинкиной, она как будто воркующая, насыщенная мелкой мелизматикой и украшениями. У неё большой голосовой диапазон, она передала экспедиторам значительное количество песен, записанных сольно, несколько дуэтов и ансамблей, в которых она часто выполняла функции запевалы.

Молокова Дарья Абросимовна родилась в 1909 году. Петь любила всегда. По праздникам, когда собирались гости, в доме Молоковых неизменно звучали протяжные бергульские песни. На божественные праздники пели с Семёном Кузьмичём и Евдокией Даниловной. Несколько песен, спетых ею в дуэте с Семёном Кузьмичём, напечатаны в упомянутом выше мужском сборнике. Была замужем за героем Великой Отечественной войны Молоковым Иннокентием Семёновичем, родившимся в 1909 году в Бергуле. За свою службу он был награждён двумя орденами «Красной звезды», медалью «За отвагу». Родили они семь детей.

Степанова Устинья Андреевна, 1909 г.р. дочь медвижатника Андрея, о котором много пишет П.П. Бажёв в своей повести «За советскую правду». Устинья Андреевна одна из самых значимых исполнительниц села Бергуль, многое она знала и о вечёрках, весенних хороводах. От неё записано не мало сольных вариантов песен, которые восхищают своей виртуозностью.

Руткина (Трухина) Ульяна Еремеевна, 1907 г.р. Егоров Олимпий Федорович, ок. 1908 г.р., был старожилом села Бергуль, одним из первых учеников Бажова П.П., отучился три класса, освоил грамоту. Как и все, рано начал работать на земле, пас скот, потом работал на заводе «Сибсельмаш». Вошёл в колхоз, и был в 1935 году призван в армию, служил в Забайкалье. С 1938 года работал заведующим молочно — товарной фермы. Был много лет депутатом сельсовета (с 1939 года по 1973 год, кроме лет ВОВ). С 1940 участвовал в Финской войне. Воевал в Великой Отечественной войны, был ранен и контужен. Сражался геройски. Получил награды: орден Отечественной войны 1 степени, медаль «За отвагу», медаль «За оборону Заполярья», медаль «За Победу над Германией», знак «Ветеран Карельского фронта 1941-1945 гг.» и юбилейные медали ко всем памятным датам. После войны работал заместителем председателя по животноводству. За свои трудовые заслуги получил много наград, самой важной из которых стала: медаль «Ветеран труда». Прожил на свете 102 года. Егорова Елизавета Константиновна, 1908 г.р., была женою Олимпия Фёдоровича, у них родилось четверо детей, десять внуков, и растут правнуки.

Осипова Секлетинья (Ксения) Ефимовна была очень умелой работницей, родила и воспитала семерых детей, была депутатом сельского совета, первая в своём районе побывала в Москве, на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, была строгой и любила порядок. 20 лет своей жизни она отдала ансамблю села Бергуль. Сын Сергей тоже пел в коллективе.

Старкова Евдокия Даниловна родилась в Бергуле в 1915 году, у Трофимова Данилы, одного из братьев, которые первыми заселили Бергуль. Муж – Старков Авраам Сергеевич (1910 г.р.), с которым до войны они родили сына. На войне был ранен, и не на долго вернулся домой, в 1944 снова попросился на фронт. Евдокия Даниловна тогда была беременна уже вторым ребёнком. Провожали его всей общиной. Он не вернулся с фронта, погиб в Латвии в 1945 году. Замуж она больше не выходила, работала всю жизнь с песней. Славилась как обладательница удивительно красивого голоса. Ценила и старалась сохранить традиционную певческую культуру, была искренне верующим человеком. В коллективе часто запевала, ездила и в Новосибирск, и в Москву.

Лапаева (Трофимова) Ульяна Романовна, 1915 г.р. Отец был Трофимов Роман Федорович, в семье было четверо детей. Вышла замуж за Иванова Петра Ивановича, родили двух детей: Дусю и Семёна, но Петра Ивановича репрессировали и расстреляли. Тяжело им пришлось сначала. Но потом стало легче. Снова вышла замуж за Лапаева Николая Васильевича, родили ещё двоих детей: Надежду и Иосифа. Ульяна Романовна ушла из жизни в 1987 году. Анна Максимовна Белова рассказывала об ней, что та прекрасно танцевала, и учила в клубе кадрили, танцы с коллективом и молодёжью.

Голубцова Татьяна Филаретовн а, 1916 г.р. Родилась в селе Заимка, недалеко от Бергуля, в большой семье, как и Васса Ивановна, но грамоте научится не было возможности. Семья была крепкая, но на их долю свалилось много лишений. Их раскулачивали, отца ссылали, Татьяну Филаретовну, как и всех её родных многого лишили, как родных «врага народа». Но всё она пережила, и работать умела. Вырастила двух сыновей, пела в коллективе с самого его начала, и пока хватало сил. Была награждена медалью «За доблестный и самоотверженный труд в годы ВОВ 1941-1945 гг.», «Ветеран труда».

Голубцова Христинья Филаретовна, Голубцова Капиталина Филаретовна была одним из лидеров в колхозной жизни.

Голубцова Христинья (Фетинья/Харитинья/Кристина) Савельевна родилась в Бергуле в 1919 году, там и прожила свою жизнь. Вся семья пела, и родители, и дети. Было их семь дочерей. Училась в школе год, с 11 лет работала в колхозе, вышла замуж за брата Татьяны Филаретовны, Голубцова Ефрема Филаретовича, с которым у них появилось трое детей: Домна и Матвей, ещё до начала Великой Отечественной войны. Но муж ушёл от неё к другой женщине. Когда же началась война, и он пошёл служить, то раскаялся, и переписал всё на Христинью Савельевну, которой выплачивалось пособие, как жене служащего красной армии, что помогло им пережить то нелёгкое время. Но не дожил он до конца войны. Многое тогда натерпелась его семья. Но всё они пережили трудолюбием и с песней. В коллективе Христинья Савельевна часто бывала запевалой и была одной из первых исполнительниц коллектива.

Савастеева (Федосеева) Степанида Кузьмовна,1917 г.р. Савастеева (Тимофеева) Клавдия Макаровна родилась в Бергуле, отец, Старков Макар Якимович, был родом из Белоруссии и одним из первых переехал с семьёй в Бергуль в 1903 году. На матери Клавдии Макаровны женился уже в 70 лет, когда она в 109 году приехала в Бергуль. В 1918 году 27 сентября родилась Клавдия, и отец умер, когда ей было всего 8-9 лет. Вышла замуж за Савастеева Ивана Федоровича, родили сына Михаила. Когда началась война, Иван Фёдорович ущёл на фронт, и погиб в 1942 году. У Клавдии Макаровны родилось ещё двое детей: Иван и Евдокия. Младшие, со временем уехали в село Северное, а Михаил остался с матерью и помогал ей. Клавдия Макаровна была бессменным участником бергульского ансамбля. У неё пела мама, и Клавдия Макаровна пела с детства. Старков Савелий Макарьевич (прожил 102г) брат Клавдии Макаровны.

Белова Анна Максимовна была руководительницей фольклорной группы села Бергуль всё время её существования. Именно она собрала бабушек, организовывала встречи и поездки. Около сорока лет жизни она посвятила культурно-массовой работе в селе. Родилась в Бергуле, уезжала, когда вернулась с мужем, приняла под руководство избу-читальню. Начала поднимать информацию по П.П. Бажову, что стало причиной создания дома-музея им. П.П. Бажова – гордости села. Благодаря ей, у местных появился интерес к своей истории, к жившему с ними какое-то время писателю, к традиционной культуре. Анна Максимовна занималась просветительской и общественной деятельностью, организовывала культурный досуг односельчан. Она и сама хорошо пела и участвовала почти во всех выступлениях бергульских песенниц.

Из интервью с Анной Максимовной Беловой следует, что в число бергульских исполнителей кроме указанных выше входили ещё: Степанов Денис Пиманович, Столетов Савастей Антипович, Столетов Степан Яковлевич 1926 г.р. Степан Яковлевич был сыном Столетова Якова Федоровича, который послужил на фронте, а, вернувшись, не смог кормить семью. По этому жене, Анне Савельевне (Михайловой) пришлось самой поднимать детей, но она была раньше в селе попадьёй, знала грамоту и церковные обряды, что помогло им прокормиться. 

А также: Скороходов Анатолий Иванович, Смертин Степан Поликарпович, Молоков Леонид Инокентьевич, Подрядчикова Фёкла Никифоровна, Подрядчикова Катерина Степановна, Подрядчиков Степан Никифорович (любитель драматического искусства), Девятникова Степанида Кузьминична, Щезуброва Феодосья Никандровна, Смертиева Васта Макарьевна, Белова Ксения Винальевна, Подрядчикова Павлина Лукьяновна, Гайдукова Мария Тимофеевна, Степаш Т.П., Халява Е.И.

Сидорова Зоя Ивановна не была урождённой жительницей Бергуля, родилась она в селе Верх-Красноярка в 1918 году, потом работала в селе Баиза, а затем уже и в Бергуле. А когда Анна Максимовна Белова позвала её, одной из первых, участвовать в творческом коллективе, Зоя Ивановна согласилась. Жизнь у неё, как и у многих в то время, не была гладкой, терпела она и голод, и лишения, но во всём с ней была русская песня и, такие же, как и она, творческие люди рядом. Зоя Ивановну мы часто можем услышать запевающей в песнях, так же она мастерски играла на ложках и бубне.

Чалкова Ксения Васильевна и Большакова (Голубцова) Тамара Ефремовна, прекрасно пели под гармонь знаменитого в то время в селе Бергуль гармониста Леонида Григорьевича Щая-Зуброва (1920 г.р.). С ним они ездили выступать в Москву, там и остались жить. Леонид Григорьевич был не коренным бергульцем, его семья была сослана как раскулаченные в Сибирские болота, отец был священником, Леонид Григорьевич тоже. Был талантливым музыкантом, во многом зародил начало фольклорному движению в селе Бергуль, был трудолюбивым работником, добрым человеком и крепким семьянином. Прожил 71 год.

В 1975 году была выпущена первая пластинка с песенными образцами из села Бергуль. В певческую группу входили: Белова Анна Максимовна, Голубцова Т.Ф., Старкова Е.Д., Подрядчикова П.Л., Голубцова Х.С., Белова К.Т., Трофимова У.Р., Гайдукова М.Т., Савастеева К.М., Савастеева В.И., Халява Е.И., Осипова С.Е., Сидорова З.И., Осипов Сергей (исполнил с женщинами плясовую песню «Чижик»). 7 апреля 1981 года в Москве была записана 2-я пластинка (В институте имени Гнесиных).

Про многих исполнителей села Бергуль нет ни каких сведений в следствии того, что не вилось ни каких систематичных опросов всех участников во время экспедиции, у некоторых известно только имя.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 1033

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет