Структура ГПО Белэнерго
В состав государственного производственного объединения Белэнерго входят следующие организации:
(организации, выделенные зеленым цветом, имеют свои сайты в интернете)
1. Брестское республиканское унитарное предприятие электроэнергетики (РУП «Брестэнерго»). 224600, г. Брест, ул. Воровского, 13/1.
2. Витебское республиканское унитарное предприятие электроэнергетики (РУП «Витебскэнерго»). 210601, г. Витебск, ул. Правды, 30.
3. Гомельское республиканское унитарное предприятие электроэнергетики (РУП «Гомельэнерго»). 246000, г. Гомель, ул. Фрунзе, 9.
4. Гродненское республиканское унитарное предприятие электроэнергетики (РУП «Гродноэнерго»). 230790, г. Гродно, проспект Космонавтов, 64.
5. Минское республиканское унитарное предприятие электроэнергетики (РУП «Минскэнерго»). 220033, г. Минск, ул. Аранская, 24.
6. Могилевское республиканское унитарное предприятие электроэнергетики (РУП «Могилевэнерго»). 212030, г. Могилев, ул. Бонч-Бруевича, 3.
7. Республиканское унитарное предприятие электроэнергетики (РУП «ОДУ»). 220677, г. Минск, ул. К.Маркса, 14.
|
|
8. Проектное научно-исследовательское республиканское унитарное предприятие «БелНИПИЭнергопром» (РУП «БелНИПИЭнергопром»). 220048, г. Минск, ул. Романовская Слобода, 5а.
9. Научно-исследовательское проектное республиканское унитарное предприятие «БелТЭИ» (РУП «БелТЭИ»). 220048, г. Минск, ул. Романовская Слобода, 5.
10. Научно-исследовательское и проектно-изыскательское республиканское унитарное предприятие «Белэнергосетьпроект» (РУП «Белэнергосетьпроект»). 220037, г. Минск, 1-й Твердый переулок, 5.
11. Республиканское унитарное производственное предприятие «Белоозерский энергомеханический завод» (РУП «БЭМЗ»). 225215 Брестская обл., г. Белоозерск, ул. Заводская, 24.
12. Монтажно-наладочное республиканское унитарное предприятие «Белэлектромонтажналадка» (РУП «Белэлектромонтажналадка»). 220050, г. Минск, ул. Революционная, 8.
13. Республиканское унитарное предприятие «Белэнергозащита» (РУП «Белэнергозащита»), 220021, г. Минск, пер. Бехтерева, 7.
14. Республиканское унитарное предприятие по внедрению экономических методов управления в электроэнергетике «Экономэнерго» (РУП «Экономэнерго»). 220067, г. Минск, ул. К.Маркса, 14.
15. Республиканское унитарное производственное предприятие «Витебский опытно-экспериментальный завод» (РУП «ВОЭЗ»). 210033, г. Витебск, проспект Фрунзе, д.81, к.2.
16. Производственное республиканское унитарное предприятие «Белэнергоавтоматика» (РУП «Белэнергоавтоматика»). 220021, г. Минск, ул. Омельянюка, 20.
17. Учреждение образования «Государственный учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров энергетики» (Учебный центр энергетики). 220048, г. Минск, ул. Романовская Слобода, 5.
|
|
18. Учреждение образования «Минский государственный энергетический колледж» (УО «Минский государственный энергетический колледж»). 220046, г. Минск, ул. Радиальная, 38.
19. Открытое акционерное общество «Белкотлоочистка» (ОАО «Белкотлоочистка»). 220033. г. Минск, ул. Аранская, 22а.
20. Открытое акционерное общество «Западэлектросетьстрой» (ОАО «Западэлектросетьстрой»). 220090. г. Минск, ул. Кольцова, 39/1.
21. Открытое акционерное общество «Белэнергострой» (ОАО «Белэнергострой»). 220136, г. Минск, ул. Чичерина, 19.
22. Открытое акционерное общество «Белэнергоремналадка» (ОАО «Белэнергоремналадка»). 220012, г. Минск, ул. Академическая, 18.
23. Открытое акционерное общество «Белсельэлектросетьстрой» (ОАО «Белсельэлектросетьстрой»). 220004, г. Минск, ул. Сухая, 3.
24. Открытое акционерное общество «Минскэнергострой» (ОАО «Минскэнергострой»). 220136, г. Минск. промзона Западная, ул. Монтажников, 39.
25. Открытое акционерное общество «Центрэнергомонтаж» (ОАО «Центрэнергомонтаж»). 220033, г. Минск, Велосипедный переулок, 7.
26. Открытое акционерное общество «Электроцентмонтаж» (ОАО «Электроцентмонтаж»). 220136, г. Минск, промзона ТЭЦ-4.
27. Открытое акционерное общество «Белэнергоснабкомплект» (ОАО «Белэнергоснабкомплект»). 220667, г. Минск, ул. К Маркса, 14.
28. Открытое акционерное общество «Светлогорский завод железобетонных изделий и конструкций» (ОАО «Светлогорский завод ЖБИ и К»). 247400, Гомельская обл., г. Светлогорск, ул. Мирошниченко, 25.
29. Открытое акционерное общество «Белэнергосантехмонтаж» (ОАО «Белэнергосантехмонтаж»). 222852, Минская обл., Пуховичский район. пос. Дружный, промплощадка Минской ТЭЦ-5.
30. Открытое акционерное общество «Мехколонна № 93» (ОАО «Мехколонна № 93»). 220024, г. Минск, ул. Бабушкина, 13.
31. Открытое акционерное общество «Белэнергосвязь» (ОАО «Белэнергосвязь»). 230136, г. Минск, промзона Западная, ул. №1, д.25.
32. Открытое акционерное общество «Лукомльэнергомонтаж» (ОАО «Лукомльэнергомонтаж»). 211162, Витебская обл., Чашниковский р-н, г. Новолукомль.
33. Закрытое акционерное общество «Белспецэнерго» (ЗАО «Белспецэнерго»). 220033, г. Минск, ул. Фабричная, 6.
34. Закрытое акционерное общество «Энерготеплоизоляция» (ЗАО «Энерготеплоизоляция»). 220021, г. Минск, 220021, г. Минск, ул. Омельянюка, 17.
35. Совместное открытое акционерное общество «Энерготехпром» (СОАО «Энерготехпром»). 220033, г. Минск, ул. Омельянюка, 15.
36. Закрытое акционерное общество «Белвнешэнерго» (ЗАО «Белвнешэнерго»). 220004, г.Минск, ул. Короля,2 к.406/3
ИСТОРИЯ
Минск
Начало использования электроэнергии в Минске от стационарных источников, зафиксированное историческими документами, относится к январю 1895 года, когда на электрическо-водопроводной станции — водокачальне “Эльвод”- были введены в эксплуатацию первые источники электроэнергии — паровые машины по 100 и 50 л.с. с динамомашинами 110 Вольт постоянного тока. Кроме водоподачи, электрифицированы дома губернатора и архиерея и Захарьевская улица. Реконструкция 1927 и расширение, с пуском трамвайного транспорта, 30-хгодов увеличили мощность ГЭС-1 до 6,7 МВт. В марте 1934 года пущена первая очередь Минской ГЭС-2 (впоследствии ТЭЦ-2) мощностью 6,8 МВт. В1940 году велись работы по пуску второй очереди. Годовая выработка электроэнергии двумя ГЭС составила 82,4 МВт.ч. В то время в городе были РП — 4 шт., ТП — 240, кабельные линии 6 кВ — 52 км, воздушных линий 6кВ — 115 км, ВЛ 0,22-0,4 кВ — 63 км. Сводных данных об энергетике Минской области в предвоенные годы нет. Локомобильные и дизельные установки по 54 — 167 кВт в районных центрах с малочисленными низковольтными сетями были в составе местной промышленности. Они снабжали мелкие предприятия и незначительную часть населения.
|
|
Слуцк
1916 год — первая динамомашина частного кинематографа . 20-е годы — дизель с маломощным генератором переменного тока, расположенный в бане . 1927 год — дизель с генераторами 150 и 75кВт, размещался в здании бывшей кальвинистской церкви . 1936 год — 1-ая очередь городской электростанции с двумя котлами и турбинами по 500 кВт.
Столбцы
1914 год — частная электростанция 5 кВт лесопильного завода и мельницы . 20-е годы- городская электростанция с локомобилями 60 и 230 кВт работала на торфе и с наступлением темноты.
Негорелое. 20-е годы — электростанция 60 кВт железнодорожной станции и таможни.
Несвиж. 1932 год — частная электростанция для освещения княжеского замка и костела.
Борисов. 1931 год — государственная электростанция 1 МВт спичечной фабрики. В июле 1944 года все электростанции не работали, большинство из них были разрушены.
Минское республиканское унитарное предприятие электроэнергетики «Минскэнерго» — крупнейшая областная энергосистема Республики Беларусь, которая осуществляет производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, удовлетворяя спрос потребителей белорусской столицы и области.
Минская энергосистема вырабатывает третью часть производимой в республике электроэнергии и отпускаемой в системе «Белэнерго» тепловой энергии.
В основе динамичного развития энергосистемы — увеличение спроса потребителей Минска и Минской области на энергию, которое за последнее десятилетие составило более чем 15%. Для удовлетворения этого спроса ведется строительство и реконструкция генерирующих и передающих мощностей. Повышенные требования к надежному энергообеспечению объектов государственной важности, расположенных в столице, также предполагают активное развитие генерации и сетевой инфраструктуры.
Инвестиционная деятельность предприятия проводится в рамках Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов Белорусской энергосистемы, утвержденной Президентом Республики Беларусь. Согласно этой программе до 2010 года должна быть осуществлена модернизация всех крупнейших объектов РУП «Минскэнерго» с применением современных технологий и оборудования ведущих белорусских и зарубежных компаний. По генерирующим источникам предусматривается максимально возможное использование местных и возобновляемых источников энергии. Для финансирования инвестиционных проектов активно привлекаются кредитные ресурсы, в том числе иностранные кредиты, развиваются деловые контакты с международными производственными, банковскими и консалтинговыми группами.
|
|
Осуществление масштабных задач текущего функционирования и развития энергосистемы было бы невозможным без слаженной работы 14-тысячного трудового коллектива. С целью укрепления кадрового потенциала на предприятии действует ряд социальных программ.
Единство целей, понимание направлений развития и путей решения поставленных задач позволяют РУП «Минскэнерго» удерживать по различным показателям лидирующие позиции среди предприятий энергосистемы Республики Беларусь.
Программы и концепции
Основные направления энергетической политики Республики Беларусь на период до 2020 года
Важнейшей задачей ближайшего периода является создание новых организационных и технологических основ для эффективного и экологически приемлемого развития и функционирования отраслей ТЭК в условиях формирования рыночных отношений. Основная задача — создание и обеспечение развития конкурентоспособных объектов ТЭК с учетом все более тесной взаимосвязи с мировым энергетическим хозяйством.
Энергетическая политика:
приоритетность социального аспекта развития отраслей ТЭК .
энергосбережение .
экологическая чистота объектов ТЭК .
рациональная инвестиционная политика .
диверсификация поставок энергоносителей и поставщиков .
возможность самообеспечения электроэнергией .
развитие малой и нетрадиционной энергетики.
Главным средством достижения целей энергетической политики остается формирование цивилизованного энергетического рынка и недискриминационных экономических взаимоотношений его субъектов между собой и государством. При этом государство усиливает свою роль в формировании рыночной инфраструктуры как регулятора рыночных взаимоотношений.
Программа развития малых ТЭЦ в республике в 2000-2005 годах
Настоящая Программа развития электрогенерирующих мощностей на основе паротурбинных, газотурбинных и парогазовых установок с созданием малых ТЭЦ в республике в 2000-2005 годах (далее — Программа) разработана Министерством экономики, концерном Белэнерго совместно с Госкомэнергосбережением и другими заинтересованными во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 августа 1999 года № 941 О подготовке народного хозяйства республики к работе в осенне-зимний период 1999/2000 года.
Концепция развития, реконструкции и технического перевооружения электрических сетей Белорусской энергосистемы
В работе, на основании анализа технического состояния существующих электрических сетей, с учетом результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по развитию и совершенствованию ремонтно-эксплуатационного обслуживания электрических сетей, с учетом возросших потенциальных возможностей как отраслевых, так и республиканских предприятий стройиндустрии и промышленного производства, а также с учетом накопленного за последние годы опыта эксплуатации электрических сетей в условиях хозяйственной самостоятельности производственных объединений энергетики и электрификации областей, подготовлены основные направления развития и технического перевооружения электрических сетей на перспективу.
1.2. Экономическая сущность энергетики РБ
Как известно, Беларусь не располагает значительными запасами собственных топливно-энергетических ресурсов и вынуждена импортировать более 80 % потребляемых энергоресурсов. Закупаются природный газ, нефть и нефтепродукты, уголь, электрическая энергия. Это делает нашу экономику зависимой от внешних поставщиков и уязвимой по отношению к колебаниям цен на энергоресурсы. Поэтому высшим приоритетом энергетической политики государства, наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями, является создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов.
Осуществленные за последние годы организационные, технические и экономические меры позволили реализовать ряд малозатратных, но в то же время энергоэффективных и быстроокупаемых проектов. В результате, согласно данным Международного энергетического агентства, энергоемкость ВВП в Беларуси была снижена с 800 кг нефтяного эквивалента (н. э.)/1000 долларов США в 1992 году до 430 кг н. э./1000 долларов в 2004 году (по паритету покупательной способности).
Эффективность государственной политики в сфере энергосбережения подтверждается и тем фактом, что начиная с 1996 года прирост валового внутреннего продукта обеспечивается практически без увеличения энергопотребления, при этом за последние 10 лет энергоемкость ВВП снизилась почти в 2 раза. Так, например, только в 2001-2005 годах при задании по снижению энергоемкости ВВП на 20-25 % фактическое снижение составило 25,3 %, а экономия энергоресурсов превысила 5 млн. тонн условного топлива. В 2006 году данный показатель, рассчитанный по индексу физического объема, составил 4,3 %.
Вместе с тем, несмотря на то, что энергоемкость ВВП в Беларуси ниже, чем в соседних государствах СНГ (России и Украине), она в 1,5-2 раза выше в сравнении с аналогичным показателем промышленно развитых стран Европы и Америки. Так, по данным Международного энергетического агентства, энергоемкость ВВП в 2004 году (по паритету покупательной способности) составила в Беларуси 430 кг н. э./1000 долларов . в России — 490 кг н. э., в Украине — 500 кг н. э. В то же время в промышленно развитых странах со схожими климатическими условиями этот показатель равнялся: в Канаде — 280 кг н. э./1000 долларов, в Финляндии — 260 кг н. э. По предварительной оценке, ожидается, что в Беларуси по итогам 2007 года он составит 360-370 кг н. э./1000 долларов.
Опыт показывает, что когда отечественные предприятия и организации целенаправленно занимаются энергосбережением, внедрением энергоэффективных технологий, развитием современной энергетики, в том числе на основе когенерационного оборудования, они в итоге вдвое снижают потребление топливно-энергетических ресурсов при одновременном росте производства товарной продукции. Например, в ОАО «Гродно Химволокно» за счет энергосбережения доля энергоресурсов в себестоимости продукции за последние годы была уменьшена с 30 до 5 %. А на РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» в результате реализации оптимизированной программы энергосбережения в 2006-2007 годах целевой показатель по энергосбережению будет снижен до 50 % к уровню 2005 года.
Основываясь на конкретных примерах и данных научных исследований, департамент по энергоэффективности оценивает потенциал экономии топливно-энергетических ресурсов в республике на уровне до 50 % их потребления. В целях его реализации Республиканской программой энергосбережения на 2006-2010 годы установлено задание по снижению энергоемкости ВВП в 2010 году на 31 % к уровню 2005 года, что позволит достигнуть уровня 280 кг н. э./1000 долларов.
Выполнить намеченное планируется за счет осуществления высокоэффективных быстроокупаемых мероприятий. В частности, речь идет о развитии на предприятиях республики современной энергетики с реконструкцией котельных и переводом их в электростанции на основе внедрения когенерационного оборудования (газопоршневых, газотурбинных и парогазовых установок), позволяющего обеспечить выработку электрической энергии с удельным расходом условного топлива 150-170 г/кВт.ч, а также замещающего выработку электроэнергии на Лукомльской и Березовской ГРЭС с удельным расходом условного топлива свыше 320 г/кВт.ч. Причем потери электроэнергии на транспорт в электрических сетях при этом практически исключаются.
Кроме того, планируется внедрить энергоэффективные процессы производства продукции по новым технологиям во всех отраслях экономики, которые позволят на порядок снизить удельный расход энергоресурсов на выпуск единицы продукции. В планах также утилизация тепловых и горючих вторичных энергоресурсов, прежде всего в организациях нефтехимической отрасли, для последующего их использования в технологических процессах и для производства энергии, что позволит значительно снизить долю энергоресурсов в себестоимости продукции . оптимизация схем теплоснабжения и передачи тепловых нагрузок от ведомственных котельных на ТЭЦ для увеличения объема выработки электрической энергии на тепловом потреблении . децентрализация теплоснабжения в сельской местности с ликвидацией длинных теплотрасс и установкой локальных теплоисточников, позволяющих исключить потери тепловой энергии в теплосетях, сопоставимые и даже превышающие объемы потребления тепла у конечного потребителя . широкое применение регулируемых электроприводов на механизмах с переменной нагрузкой, обеспечивающих экономию 25-40 % потребления и, следовательно, снижение выработки электроэнергии на конденсационных электростанциях, а в результате — двукратную экономию денежных средств у потребителей и т.д.
Изменение в 2007 году условий поставок импортных энергоресурсов (прежде всего природного газа) в республику потребовало принятия адекватных мер по реализации государственной политики в сфере энергосбережения, повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, совершенствованию топливно-энергетического баланса страны, увеличению объемов финансирования энергосбережения из всех источников.
В этих целях с учетом положений Директивы № 3 главы государства скорректированы Концепция энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь, Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006-2010 годах, Республиканская программа энергосбережения на 2006-2010 годы, другие нормативные акты. В соответствии с ними дополнительно предусматривается снизить энергоемкость ВВП от уровня 2005 года на 50 % к 2015 году и на 60 % — к 2020 году . оптимизировать топливно-энергетический баланс за счет увеличения использования местных видов топлива, вторичных энергоресурсов, вовлечения нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, комплексного решения вопросов заготовки, доставки и использования на энергоисточниках древесного топливного сырья . снизить зависимость республики от поставщиков энергоресурсов за счет их диверсификации . разработать и внедрить эффективные механизмы морального и материального стимулирования экономии и рационального использования топливно-энергетических и материальных ресурсов в государственных органах и иных организациях . повысить эффективность научно-технических разработок в этой области и оперативность их внедрения.
Кроме того, необходимо сконцентрировать усилия на первоочередном решении таких задач, как внедрение индивидуального приборного учета тепла, горячей и холодной воды и проведение расчетов на основании показаний приборов . развитие возобновляемых источников энергии и увеличение доли их использования в топливно-энергетическом балансе страны более чем на 10 % . преобразование в малозатратную теплоэнергетики села . создание энергосервисных компаний с использованием кредитов банков и выполнением работ «под ключ» . повышение качества проектных работ в соответствии с современными требованиями по энергоэффективности . совершенствование и корректировка СниП, СНБ, ГОСТов и другой нормативной технической документации . усиление роли науки в повышении эффективности использования энергоресурсов и решении других назревших в этой области вопросов.
Финансовый фактор
Реализация энергоэффективных мероприятий, с учетом постоянного роста цен на соответствующее оборудование и в условиях увеличения доли более затратных проектов, требует четко выстроенной системы финансирования.
Финансирование программ по энергосбережению осуществляется из 7 основных источников: за счет собственных средств предприятий, средств отраслевых инновационных фондов, средств инновационного фонда Минэнерго, направляемых на цели энергосбережения, средств республиканского и местных бюджетов, кредитных ресурсов банков, средств международных финансовых организаций.
За 2001-2005 годы объем финансирования работ по энергосбережению за счет всех источников финансирования составил около 1200 млн. долларов. При этом следует отметить тенденцию ежегодного роста объемов инвестиций в энергосбережение с 92,5 млн. долларов в 2001 году до почти 600 млн. в 2006-м.
В общем объеме финансирования энергосбережения в минувшем году доля собственных средств предприятий составила 30,9 %, инновационных фондов министерств и ведомств — 26,8 %, средств республиканского и местных бюджетов — 26 %, кредитов и займов — 8,2 %, средств инновационного фонда Минэнерго, направляемых на цели энергосбережения,-8 %.
К концу текущей пятилетки ежегодный объем финансирования энергосбережения из всех источников превысит 1 млрд. долларов, а в целом за пять лет составит более 5 млрд.
В рамках общей работы по энергосбережению в республике активно развивается сотрудничество Беларуси с международными финансовыми организациями — Международным банком реконструкции и развития, Программой развития ООН и Глобальным экологическим фондом. Благодаря этому сотрудничеству при реализации совместных проектов по повышению энергоэффективности и использованию местных видов топлива страна получает иностранные инвестиции (кредитные и грантовые средства), передовые зарубежные технологии и ценный опыт.
Причем следует отметить, что доверие международных финансовых организаций к Беларуси постоянно растет. Если для реализации в 2002-2007 годах совместного проекта «Модернизация инфраструктуры в социальной сфере Республики Беларусь» Всемирный банк предоставил республике кредит на 22,6 млн. долларов, то для реализации в 2006-2010 годах проекта «Реабилитация районов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» выделено 50 млн. долларов. Кроме того, в настоящее время рассматривается вопрос о расширении займа по первому проекту еще на 15 млн. долларов и продлении срока выполнения работ до 2010 года. Целью этих проектов является снижение энергопотребления в объектах социальной сферы (учреждения образования, здравоохранения, культуры и др.) и, как следствие, уменьшение расхода бюджетных средств на оплату потребляемых энергоресурсов с одновременным улучшением теплового комфорта и уровня освещенности помещений.
Благодаря средствам, безвозмездно выделяемым ПРООН/ГЭФ в рамках проекта «Применение биомассы для отопления и горячего водоснабжения в Республике Беларусь», осуществляется строительство ряда демонстрационных объектов, работающих на древесном топливе в энергетической отрасли республики и в организациях концерна «Беллесбумпром», а также создание в структуре Министерства лесного хозяйства предприятия по заготовке и доставке древесного топлива организациям-потребителям и формирование Оборотного финансового фонда для софинансирования проектов, позволяющих увеличить использование местных видов топлива и возобновляемых источников энергии в стране.
Проект «Устранение препятствий в повышении энергетической
эффективности предприятий государственного сектора Беларуси»
предусматривает создание Международного энергетического центра для выполнения работ по различным направлениям энергосбережения и тиражирования успешного опыта внедрения энергоэффективных мероприятий, повышения уровня информированности руководителей и специалистов в сфере энергосбережения.
В нынешних условиях работа по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов становится первоочередной в приоритетах государственного развития.
Для успешного решения поставленных задач, повышения конкурентоспособности отечественной экономики нам необходимо обеспечивать снижение энергоемкости ВВП к уровню 2005 года опережающими темпами, ориентируясь на показатель 31-34 % в 2010 году . усилить работу по оптимизации топливного баланса республики с обеспечением 25 % объема производства тепловой и электрической энергии за счет местных видов топлива к 2011 году . внедрить и обеспечить функционирование действенных экономических механизмов стимулирования энергосбережения в организациях всех форм собственности . направлять финансовые ресурсы на первоочередную реализацию высокоэффективных быстроокупаемых мероприятий по энергосбережению . перейти от «затратного» на энергоэффективный метод проектирования строительства со снижением стоимости проектных работ за счет применения типовых проектов . в значительной степени повысить уровень квалификации специалистов в сфере энергосбережения, усилить кадровый состав специалистов энергетических служб предприятий.
Выполнение этих задач республике по силам. Четкая их реализация зависит от дисциплины руководителей, грамотности специалистов предприятий и сознательности жителей республики. С учетом ответственности кадров, творческого отношения к делу и общей заинтересованности в экономической выгоде они могут быть не только выполнены, но и превзойдены.
1.3 Энергетика Беларуси в контексте мировых тенденций
отраслевого развития
Основная методологическая посылка анализа энергетической политики белорусского руководства, как на текущий момент, так и в обозримой перспективе заключена в аксиоме: энергетика Беларуси — это энергетика государства с очень высоким дефицитом собственных природных энергоресурсов. Ежегодная добыча и производство природных топливных ресурсов в Беларуси — прежде всего нефти, попутного газа, торфа, дров, находится на уровне 5,0-5.2 млн. т. у. т., что составляет около 15 % общей потребности страны в топливно-энергетических ресурсах.
Вторая аксиома, с учетом которой сформировалась энергетическая политика республики на перспективу, состоит в том, что энергетика Беларуси монозависима от поставок природных ресурсов из Российской Федерации, на территории которой сосредоточено до 70 % всех мировых природных запасов.
В-третьих, по сравнению с Западной Европой, Японией, Индией, Китаем, США и даже Канадой мы живем в стране со специфическим и достаточно суровым климатом. И дело не только и не столько в средней годовой температуре, сколько в суровости белорусского климата, которая прежде всего проявляется в значительной разности летней и зимней, ночной и дневной температур. Например, в абсолютном большинстве стран Западной Европы, включая обитаемую часть Норвегии и юг Швеции, среднегодовая температура находится выше нуля. Географы признают, что Западная Европа — уникальный, благодаря Гольфстриму, регион: на планете нет другого места, расположенного так близко к Северному полюсу и столь теплого. А та же обитаемая часть Канады по климатическим условиям опять же сравнима с Западной Европой, так как средняя годовая температура в Ванкувере плюс 9,8 градуса (как в Вене), а в Монреале — плюс 6,7 градуса (как в Варшаве).
В-четвертых, стоимость транспортировки ТЭР из России для нас есть и будет практически такой же, как и для стран Восточной Европы, так как и в Гродно, и в Варшаву российский природный газ приходит из регионов Российской Федерации, расположенных за Уральским хребтом. Даже, если мы сами будем добывать газ и нефть в России, то делать это придется в Восточной Сибири, т. е. сама транспортировка углеводородов будет идти прежними маршрутами и, соответственно, стоить столько же, как и сегодня. При этом следует помнить, что для перевозки российских ТЭР в Беларусь мы не имеем возможности использовать морской транспорт, где тарифы на порядок ниже, чем при использовании сухопутного.
Пятый фактор состоит в том, что себестоимость российского углеводородного сырья, которое мы импортируем существенно выше, чем аналогичные показатели на Ближнем и Среднем Востоке. Так, по усредненным расчетам себестоимость добычи нефти в Кувейте, Катаре, Саудовской Аравии находится в пределах 4-6 долларов за баррель, а средневзвешенная себестоимость добычи в России 16-18 долларов за баррель.
В-шестых, нефте- и газопроводы, по которым Беларусь получает ТЭР из России, построены достаточно давно, особенно первые, т. е. физическая их изношенность предельно высокая. Это означает, что в период 2011-2020 г.г проблема непрерывного и дорогого ремонта газо- и нефтепроводов, а в худшем варианте развития ситуации их замены может стать главной и потребность в капиталовложениях в инфраструктуру ТЭК может увеличиться на несколько порядков.
Наконец, в высокой энергоемкости нашей экономики есть так называемая субъективная составляющая. Экономия жесткая, последовательная, осознанная любых ТЭР и всеми субъектами хозяйствования, и населением, пока не воспринимается всерьез.
Таким образом, политика государства в энергетической отрасли на период до 2010 и 2011-2020 г.г. должна выстраиваться с учетом вышеперечисленных факторов, обусловливающих развитие и изменения в ТЭК Беларуси. В настоящее время она системно изложена в комплексе разработанных и принятых государственными органами власти и управления нормативно-прогнозных документов, к которым прежде всего относятся:
— Основные направления энергетической политики Республики Беларусь на 2001-2005 годы и на период до 2015 года, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 октября 2002 г. № 1667.
— Целевая программа обеспечения в республике не менее 25 % объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. № 1680.[1]
— Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006-2010 годах, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа № 399. [1]
— Концепция энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа № 399.[1]
— Последний документ устанавливает системные параметры развития ТЭК на период до 2020 г. в их жесткой увязке с основными направлениями социально-экономического развития республики на этот же период времени. В нем определяется, что «важнейшими факторами укрепления энергетической безопасности являются повышение уровня энергетической независимости (обеспечения потребностей в энергии за счет собственных энергоисточников), рост эффективности производства, преобразования и использования энергии, а также надежности систем энергоснабжения». Концепция включает в себя оценку состояния энергетической безопасности республики, определение целей и задач но обеспечению энергетической безопасности, основные направления укрепления энергетической безопасности, меры по реализации, описание мер государственной поддержки укрепления энергетической безопасности и основного механизма реализации концепции.
Для оценки уровня энергетической безопасности Беларуси на период до 2020 г. в концепции применен индикативный политико-экономический анализ, т. е. система оценок ситуации — индикаторов, качественно описывающих состояние и степень угроз для ТЭК страны. Используемый метод политико-экономического анализа строится на определении качественного состояния энергетической безопасности, которое может быть нормальным, предкритическим и критическим.
Таблица 1. |
Индикаторы энергетической безопасности |
|||||
Наименование индикаторов | Текущее значение индикатора в 2003 год | Предполагаемое значение индикатора на 2020 год |
Пороговые уровни |
Характер ситуации на 2003 год ПК | Предполагаемый характер ситуации на 2020 год | |
Н 30 | к 15 | |||||
1. Доля собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива государства, % | 16,7 | 25 | ПК | |||
2. Доля собственного производства в общем объеме потребления электрической энергии, % | 79,6 | 100 | 85 | 50 | ПК | н |
3. Доля потребления моторного топлива, обеспечиваемая за счет добычи нефти в стране, % | 40,7 | 35 | 35 | 15 | Н | н |
4. Доля доминирующего энергоресурса (газа) в электроэнергетике республики,% | 95,4 | 83 | 65 | 90 | К | ПК |
5. Доля доминирующего энергоресурса (газа) в потреблении КПТ, % 6. Доля доминирующего поставщика энергоре сурсов, % | 78,2 | 60-64 | 50 | 90 | ПК | ПК |
99 | 84 | 65 | 85 | к | ПК | |
7. Доля ТЭС, способных работать на двух и более взаимозаменяемых видах топлива, % | 96 | 84 | 80 | 50 | н | н |
8. Износ ОПФ предприятий ТЭК, % | 61,1 | 43 | 45 | 75 | ПК | н |
9. Обеспеченность запасами КПТ (по газу и мазуту), сут. | 21,9 | 57 | 75 | 30 | к | ПК |
10. Отношение суммарной установленной мощности электростанций к максимальной фактической нагрузке в энергосистеме (резервирование), % | 140,6 | 115 | 115 | 95 | н | н |
11. Отношение инвестиций в предприятия ТЭК к стоимости их ОПФ, % | 4,7 | 5 | 6,0 | 4,0 | к | ПК |
Из одиннадцати выделенных в проведенном анализе показателей, определенных на основе экспертных оценок (см. таблицу1) [1], четыре находятся в критической области, четыре — в предкритической и только три в нормальной, т. е. условно говоря, уровень энергетической безопасности в целом сегодня оценивается в 27-30 %. Главная причина подобной ситуации — низкая доля местных ТЭР в ПЭР и, наоборот, очень высокий удельный вес природного газа в балансе ПЭР как в электроэнергетике, так и в жилищно-коммунальном хозяйстве страны. С учетом подобной ситуации, концепция нацелена на достижение к 2020 г. уровня энергетической безопасности на уровне примерно 66 %. Среди главных направлений достижения данной цели мы бы выделили развитие атомной энергетики Беларуси, которое должно привести к вводу в период 2015-2020 г.г. атомных энергоблоков суммарной мощностью 2000 МВт. Предпочтительная мощность каждого реактора АЭС должна находиться на уровне 600 МВт. Оптимальность и обоснованность подобного шага обусловлена не только необходимостью усиления энергетической независимости Беларуси, но и доминирующими тенденциями в развитии энергетической отрасли в экономически развитых странах, в первую очередь в США.
В опубликованной в 2002 г. «Стратегии развития энергетики США» выражена ориентация на создание атомно-энергетического базиса экономики страны1 [2]. Если в середине 80-х годов строительство АЭС или ядерного энергоблока в США обходилось в 2-6 млрд. долл. (в зависимости от мощности), то сегодня капитальные затраты снизились в несколько раз, прежде всего благодаря применению информационных технологий при конструировании и испытании. По данным на август 2003 г. средняя стоимость кВтч электроэнергии, произведенной на американских АЭС, составляла 1.59 цента. Как свидетельствуют прогнозы, лишь в 2020 г. прирост продукции атомной энергетики составит 50 тыс. МВт. Хотя качественный подъем атомной отрасли начался в 2003 г., когда началось строительство первых АЭС с реакторами четвертого поколения с замкнутым ядерно-топливным циклом, т. е. без образования радиоактивных отходов. Способствовало этому то обстоятельство, что в 2002 г. индикаторы надежной и безопасной эксплуатации ядерных реакторов в среднем составили 90.8 %. Интересно, что параллельно сложилась достаточно парадоксальная ситуация. Так, в 1991 г. все действующие в США ядерные энергоблоки произвели 98,2 тыс.МВт, а в июле 2003 г. объем выработанной АЭС электроэнергии составил 98,5 тыс.МВт. Однако за эти 12 лет были досрочно выведены из эксплуатации восемь реакторов, т. е. производительность АЭС возросла на 3,7 тыс.МВт. Таким образом, при сокращении числа реакторов или даже на одних и тех же производственных мощностях показатель роста эффективности АЭС в производстве электроэнергии составляет 20 %. В дополнение к этому средний показатель эффективности теплоснабжения от АЭС вырос с 32,5 % в 1980 г. до 33,4 % в 1990 г., и 33,6 % в 1999 г.
Ориентация на дальнейшее развитие атомной энергетики в США проявилась и в том, что были выданы разрешения на строительство как минимум 30 крупных ядерных энергоблоков к 2012 г. В мае 2003 г. администрация президента США заявила о своем интересе к внедрению мини АЭС в отдаленных районах страны. В итоге все более тесным становится сотрудничество атомной отрасли с Национальной комиссией по ядерной регламентации, которая проводит сертификацию новейших моделей ядерных реакторов и технологий. На сегодняшний день три такие модели реакторов получили полное одобрение и разрешение Комиссии по эксплуатации. Они могут быть построены в любой точке страны при получении от Комиссии лишь разрешения при выборе строительной площадки. Кроме того, три одобренные модели реакторов могут без прежней бюрократической волокиты экспортироваться и за рубеж.
Из трех моделей, получивших одобрение Комиссии, одна представляет собой усовершенствованный кипящий ядерный реактор (ABWR). Две такие установки эксплуатируются в Японии. Другая модель System 80 + представляет собой ядерный реактор с водой под давлением (PWR). Восемь реакторов такой конструкции составят основу атомной отрасли Южной Кореи и будут дополнены собственно корейским ядерным реактором следующего поколения ARP-1400 в 2010 г. Модель ABWR получила одобрение и соответствующую сертификацию в Европе. Наконец, третья модель обладает особыми защитными механизмами. Они снижают возможность повреждения активной зоны реактора в 1000 раз больше тех требований, которые предъявляются Комиссией. Отметим, что, начиная с 2001 г. научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в сфере ядерной науки, техники и производства получают полную поддержку правительства США. Более того, правительство этого государства выделило 200 млн. долл. (половину этой суммы через Министерство энергетики) для обеспечения детальной информации обо всех особенностях строительства площадок для АЭС инженерных работ по установке реакторов. В результате в 2002 г. конгресс одобрил, а президент подписал закон «О захоронении ядерных отходов». А с 2003 г. в США приступили к промышленной переработке ядерных отходов вместе с изъятым оружейным плутонием в МОХ-топливо. Суть новой американской модели развития атомной энергетики — ускоренная модернизация ядерных реакторов и топлива с привлечением частных средств. Таким образом, курс на ускоренную «ядернизацию» экономики и политики США в XXI в. основан на отказе от оценок МАГАТЭ, сделанных в 90-е годы. Их суть сводилась к прогнозам в пользу развития глобального природотопливного энергетического комплекса при свертывании темпов развития атомной энергетики и даже дальнейшему отказу от ядерной энергии. А это оказалось не так, т. е. прогноз был просто ошибочным. В итоге сегодня США, Япония, Южная Корея, целый ряд стран Азии, а в 2006 году еще и Россия заявили курс на безусловную «ядернизацию» не только ТЭК, но и экономики в целом. Не видеть, не понимать и не поддерживать этого значит обрекать свою страну на неизбежную энергетическую, а, следовательно, и экономическую зависимость от других стран, так как, на наш взгляд, развитие ядерной энергетики станет одним из основных компонентов экономической глобализации в период до 2020-2030 г.г.
В качестве основного механизма своей реализации концепция рассматривает Государственную комплексную программу модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов. В целом Государственная комплексная программа включает в себя: прогноз структуры топливно-энергетического баланса страны в 2006-2010 г.г. и на период до 2020 г. . базовые направления модернизации основных производственных фондов Белорусской энергосистемы . стратегию энергосбережения на весь рассматриваемый период . принципы, тактику и механизм использования местных энергоресурсов . излагает сущность совершенствования тарифной политики в энергетической отрасли на 2006-2010 г.г. . предпосылки и задачи формирования нормативно-правовой базы ТЭК . подробный план научного обеспечения программы . описывает механизм реализации программы.
Одним из основных условий реализации Государственной программы является выполнение Целевой программы обеспечения в республике не менее 25 % объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012 года. Целевая программа — это системный документ, который: отстаивает и представляет прогноз потребности в энергоносителях и структуру топливно-энергетического баланса до 2012 г. . прогноз покрытия потребности в энергоносителях по видам топлива . дает оценку запасов и экономической целесообразности использования потенциала местных, нетрадиционных и возобновляемых энергоресурсов . выделяет приоритеты использования местных видов ТЭР и развития сырьевой базы по их добыче и производству . излагает меры и план реализации программы.
Анализируя ситуацию в отрасли, необходимо отметить, что с позиции абсолютных показателей за период с 1995 по 2002 г.г. (включительно) в стране не происходило сколь-нибудь существенного снижения уровня потребления ТЭР. Как видно из данных, представленных на рисунке 2.1., за рассматриваемый период практически сохранился один и тот же уровень потребления тепловой энергии, несколько возросло потребление электричества и котельно-печного топлива и на 28 % увеличилось потребление природного газа. Что, впрочем, вполне объяснимо, так как мировое энергообеспечение 90-х годов как раз характеризуется тем, что добыча и потребление природного газа росли быстрее, чем добыча и потребление нефти, при этом интенсивно расширялись сферы применения природного газа. Поэтому развитие систем газообеспечения в 1995-2002 г.г. стало приоритетной задачей экономической политики многих стран мира. К тому же все убедились, что расширение использования газообразного топлива и сырья снижает поступления в атмосферу парниковых газов.
Рисунок 2.1
Таким образом, отраженную на рис. 2.1. тенденцию, с позиции структуры энергетического баланса можно считать скорее как положительную, но при этом следует учитывать, что она с неизбежностью вела к усилению энергетической монозависимости Беларуси от России, или конкретнее от РАО «Газпром». Вместе с тем, нельзя не заметить, что при этом выполнение жестких требований главы государства по развитию ТЭК, привели к снижению в 2002 году по сравнению с 1999 годом расходов ТЭР на единицу произведенного ВВП на 21,4%. Как видно из данных, представленных на рис. 2.2, снижение валового потребления ТЭР в рассматриваемый период на 0,86 млн. т. у. т. привело к уменьшению на 1,81 млн. рублей удельных расходов ТЭР на единицу ВВП.
Рисунок 2.2
Все это, в конечном итоге, позволило сформировать к настоящему времени абсолютно положительную динамику экономического роста, по своим темпам, не имеющим аналогов, как на пространстве СНГ, так и на постсоветском пространстве в целом, что признано экспертами Европейского союза и Всемирного банка.
Важнейшую роль в этом сыграло, то обстоятельство, что энергетическая система Беларуси одна из самых надежных энергосистем среди постсоветских стран, а также постсоциалистических стран Европы. За все годы ее существования не было крупных аварий, подобных тем, которые систематически происходят в разных странах, в том числе имевших место в последнее время в США, России, Великобритании, Италии. Является аксиомой, что высокая живучесть любой энергосистемы, т. е. способность противостоять цепному развитию нарушений в энергоснабжении, возникающих в отдельных ее частях, является следствием высокой степени ее организации и оснащенности. Изначально в план развития энергосистемы в Беларуси были заложены механизмы и средства высокой концентрации мощностей и централизации энергоснабжения. В настоящее время протяженность электрических сетей всех напряжений Беларуси составляет свыше 260 тысяч км, в том числе напряжением 35-750 кВ более 35 тыс. к.м, протяженность тепловых сетей в однотрубном исчислении — 4,95 тысяч км. При этом следует учитывать особенности производства и транспортировки электроэнергии. Так, электричество представляет собой товар и услуги по его доставке, включающие передачу, распределение энергии и общее администрирование. Последнее выделяется особо, так как из-за невозможности хранить энергию необходимо поддерживать системную надежность, обеспечивая постоянный баланс между производством и потреблением энергии. Невозможность сохранения энергии означает, что производство и передача энергии подвержены неравномерным нагрузкам (предельным в час пик и менее сильным в периоды низкого спроса). Отметим также, что спрос на электроэнергию характеризуется периодическими колебаниями в течение года, недели, суток, не говоря уже о случайных факторах.
Потребность страны в электроэнергии удовлетворяется наличием электростанций, суммарной установленной электрической мощностью около 7800 МВт. При этом 98 % из них составляют тепловые электрические станции (ТЭС), работающие в основном на природном газе, более 1,8 % — блок-станции и почти 0.2 % гидроэлектростанции (ГЭС). В структуре электроэнергетики республики значительное место занимают теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), работающие по теплофикационному циклу (теплофикация комбинированная выработка тепловой и электрической энергии на тепловом потреблении). Установленная электрическая мощность ТЭЦ составляет более 3900 МВт, или 51.1 % от общей установленной мощности теплоэлектростанций.
В 2004 году общее потребление электроэнергии в республике составило 34.2 млрд. кВтч, в том числе выработка электроэнергии электростанциями концерна «Белэнерго» 30,37 млрд. кВтч. импорт — 4.05 млрд. кВтч. Источниками концерна «Белэнерго» отпущено 34,9 млн. Гкал тепловой энергии, с учетом покупной тепловой энергии (1 млн. Гкал) -35,9 млн. Гкал. Потери электроэнергии в сетях составили 11,14 %, тепловой энергии — 10,09 %.
Общее потребление топлива по объектам концерна «Белэнерго» в 2004 году составило 13745 тыс. т. у. т., в том числе природного газа — 13155 (95,7 %), мазута 574,1 (4,2 %), других видов топлива 12,48 тыс. т. у. т. (0,1 %).
Основными потребителями электроэнергии в стране являются:
— промышленность 60,5 %
— непромышленные потребители 10,5 %
— железнодорожный транспорт — 1,5 %
— городской транспорт — 1,2 %
— сельское хозяйство 5,9 %
— население — 20,4 %
Структура теплопотребления:
— промышленность 25,7 %
— жилищные организации — 59,3 %
— теплично-парниковое хозяйство 1,1 %
— коммунальное хозяйство — 0,8 %
— прочие потребители 13,1%
Таким образом, если оптимизация потребления электроэнергии прежде всего связана с реформированием, структурной диверсификацией промышленности, в первую очередь машиностроения, то задача снижения потерь при теплоснабжении это уже основная и наиболее острая проблема жилищно-коммунального хозяйства. По каждому из этих направлений своя специфика проблематики. Например, в энергетике основная задача это техническое перевооружение отрасли.
На 1 января 2005 г. балансовая стоимость основных фондов энергетической отрасли составляла 5,9 млрд. долларов США, остаточная — 2,4. т. е., в общем, износ составил 60,2 %, в том числе генерирующих источников — 61,4. подстанций -64.5, электрических сетей — 54,2, тепловых сетей — 77,5 %.
Одним из наиболее проблемных вопросов развития энергетики Беларуси, как, впрочем, и других стран бывшего СССР, является физический и моральный износ основного и вспомогательного оборудования, линий электропередачи и тепловых сетей. Средневзвешенный срок службы единицы мощности на генерирующих источниках энергосистемы достиг 29,7 года при нормативном — 27 лет. При этом 53 % основного оборудования генерирующих источников и 66 % общей протяженности электрических сетей эксплуатируются более 30 лет. Это означает, что поставленные задачи по энерго- и ресурсосбережению при таком уровне морально и физически устаревшего оборудования отрасли будут трудновыполнимы. Более tor о, это с неизбежностью повлечет за собой значительное отвлечение сил и средств от имеющихся возможностей в решении главной задачи — интенсивного технического перевооружения отрасли, что подтверждается реалиями ситуации по данной проблеме.
Гели КПД по выработке электроэнергии на лучших паросиловых ТЭС, работающих на газе, не превышает 39 %, то на современных парогазовых установках (ПГУ) его величина составляет 55-60 %. а выбросы в атмосферу вредных веществ, па-пример окислов азота, в расчете на 1 кВтч, на порядок ниже, чем в паросиловых установках. Основу таких ПГУ составляют газовые турбины большой мощности с КПД, приближающимся к 40 %. и температурой газа на входе до 150()°С. Ежегодный ввод ПГУ в мире в последнее десятилетие составил около 85000 МВт, а в текущем десятилетии составит 107000 МВт, или почти половину всех вводимых в мировой электроэнергетике мощностей. Это должно стать и одним из магистральных путей в развитии энергетической отрасли республики.
В соответствии с Государственной комплексной программой в стране идет модернизация существующих генерирующих мощностей, а также строительства новых. Выполнение основных задач модернизации и развития энергоисточников обеспечит в 2006-2010 годах ввод новых генерирующих мощностей в объеме 1242,9 МВт, в том числе на тепловых электростанциях — 895,4 МВт, из них парогазовых установок — 550 МВт, на гидроэлектростанциях 41.33 МВт. на местных видах топлива — 15.75 МВт. что позволит достигнуть удельных расходов условного топлива на производство электрической и тепловой энергии при прогнозируемых объемах и структуре их выработки в 2010 году соответственно 259.6 г/кВтч и 169,9 кг/Гкал. Демонтаж отработавшего срок оборудования за этот период составит 461,6 МВт.
При полной реализации Государственной программы модернизации, износ основных фондов генерирующих источников уменьшится с 61,4 % до 41,5 %, что значительно повысит надежность и эффективность энергосистемы республики.
Следует отметить, что навязываемая отрасли точка зрения, что в условиях модернизации энергетики нецелесообразно более широкое использование низкокалорийных (низкосортных) видов твердого топлива в качестве альтернативы природному газу является не совсем убедительной. Во-первых, увеличение поставок природного газа увеличивает монозависимость как отрасли, так экономики в целом. Во-вторых, стоимость природного газа для Беларуси в силу ряда политических (ВТО) и экономических (рост стоимости нефти) факторов будет существенно возрастать. Поэтому руководству отрасли, на наш взгляд, следует обратить внимание и учесть в практике работы весь спектр аргументов «за» и «против» по данной проблеме.
В настоящее время в развитых странах освоены газовые и угольные энергоблоки на давление 300 кГс/см2 и температуру 600/620°С. Их КПД 44-45 %. В ближайшие 10-12 лет в Европейском Союзе будет создан пылеугольный энергоблок с параметрами пара 350 кГс/см2 и 700-800°С. КПД таких энергоустановок составит уже 54-55 %. Сегодня в России такого оборудования нет, но завтра оно может и должно быть у Беларуси, так как в республике уже есть отдельные достаточно проработанные варианты в этом направлении.
Не менее сложны научные и технологические проблемы республики в производстве тепловой энергии. Причем, как показывает практика, эти проблемы, непосредственно отражают ся на социально-политической ситуации в стране, во многом определяют уровень социальной напряженности в обществе.
Во всех республиканских системах централизованного теплоснабжения вырабатывается около 73,0 млн. Гкал тепловой энергии в год. Более 34,7 млн. Гкал в год тепловой энергии в настоящее время производится централизованными источниками, в том числе порядка 28,5 млн. Гкал в год отпускается от теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) в теплофикационном (комбинированном) цикле на электростанциях. Протяженность трубопроводных систем — тепловых сетей составляет большую величину 4985 км в однотрубном исчислении. При этом по оценкам специалистов, за последние пять лет (2000-2004 г.г.) наблюдается отрицательная динамика изменения возрастного состояния тепловых сетей. За этот период произошло снижение с 50,5 % до 50,1 % доли тепловых сетей, со времени строительства которых прошло 15 лет, с одновременным увеличением с 29,2 % до 31,9 % доли сетей, прослуживших 15-25 лет, и сохранением доли трубопроводов, эксплуатируемых более 25 лет, на уровне 19 %. По этим причинам потери в тепловых сетях достигают более 10 %. За указанный период на цели замены трубопроводов было затрачено 152 млн. долларов США и произведена замена 617,3 км тепловых сетей различных диаметров. Тем не менее, например, в период с 2002 по 2004 год число серьезных нарушений нормального теплоснабжения потребителей увеличилось с 9 до 19 случаев, то есть более чем в 2 раза.
В Государственной программе предусмотрена модернизация и развитие тепловых сетей с ежегодным снижением общего уровня их износа на 1,0 — 1,5 % (ежегодной заменой 190-200 км трубопроводов тепловых сетей). За счет указанных мероприятий предполагается достичь снижения реального расхода тепла при его транспортировке потребителям в объеме 25,5 тыс. Гкал в год и снижение износа тепловых сетей с 77,5 % в 2005 году до 60,1 % в 2010 году. С другой стороны, достижение эффективности тепловых электростанций при применении парогазовых установок позволяет говорить о КПД, превышающем 60 % (в конденсационном) режиме, что резко снижает тепловую составляющую возможного комбинированного теплофикационного цикла. И, наконец, уровень современных технологий позволяет создавать оборудование электростанций, по эффективности в незначительной степени зависящее от величины единичной мощности этого оборудования.
В этой связи, как нам представляется, назрела необходимость пересмотра установившихся взглядов на расширение объемов теплофикации за счет строительства крупных теплоэлектроцентралей. Полагаем, что следует срочно рассмотреть вопрос о массовом строительстве малых электростанций, работающих по комбинированному циклу. На наш взгляд, это позволит получить больший объем инвестиций на массовое строительство трудно ремонтируемых и практически несменяемых (в крупных населенных пунктах) тепловых сетей, уменьшить теплопотери и потери электроэнергии в распределительных сетях.
В решении проблемы повышения энергетической безопасности, диверсификации топливно-энергетических ресурсов и надежности энергообеспечения в республике на длительную перспективу важную роль может сыграть не только планируемое увеличение до 25 % к 2012 году доли использования местных видов топлива и возобновляемых энергоресурсов, модернизация основных фондов Белорусской энергетической системы, но и атомная энергетика.
Как показывают расчеты специалистов, оптимальной для развития энергетики в Беларуси и повышение ее энергобезопасности может стать ситуация, когда к 2020г. доля АЭС в производстве электроэнергии составит примерно 27-29 %. При этом, доля природного газа в балансе котельно-печного топлива страны снизилась бы с 77,2 % в 2005 году до 62,7 в 2015 году и до 56,5 % в 2020 году. Учитывая, что себестоимость ядерной электроэнергии на 30-35 % ниже, чем для электростанций на природном газе, себестоимость производимой всей энергосистемой электроэнергии снизилась бы примерно на 20 %, что способствовало бы значительному повышению конкурентоспособности нашей продукции. В случае реализации этого оптимального сценария развития энергетической отрасли затраты на покупку природного газа снизились бы примерно на 300-400 млн. долларов США в год, что позволило бы более мягко компенсировать возможные здесь издержки затратами бюджета, связанные с неизбежным удорожанием для Беларуси поставок российского природного газа. Нет сомнений, что российское правительство установит мировые цены на природные энергоносители для всех зарубежных потребителей, включая государства, которые имеют с Российской Федерацией союзнические договоры. Кроме того, следует помнить о том, что программа развития РАО «Газпром» предусматривает повышение цены природного газа, поставляемого в Беларусь, с 2007 г. до уровня мировых. Если ситуация будет развиваться вышеуказанным образом, а вероятность этого достаточно велика, то развитие атомной энергетики становится не просто перспективным, а неизбежным шагом повышения энергетической безопасности и экономической независимости Беларуси.
Более того, трезвый анализ ситуации показывает, что возобновляемые и нетрадиционные источники энергии (ВНИЭ) — солнечная энергия, энергия ветра, энергия биомассы, включая различные отходы, геотермальная энергия, энергия малых рек, — могут рассматриваться не более чем альтернатива твердым видам топлива. В соответствии с Государственной комплексной программой общий прирост объема замещения импортируемого топлива за счет местных, нетрадиционных и возобновляемых источников должен составить 273,22 тыс. т. у. т. Потенциальные запасы и экономически целесообразные объемы использования местных энергоресурсов представлены в таблице 2.1. К данным таблицы 2.1. нужно добавить, что в последнее время в Беларуси ежегодно добывается примерно 1,8 млн. т. нефти, открыто 69 нефтяных месторождений. В целом наш ресурсный нефтяной потенциал составляет порядка 60 млн. т. Газовых месторождений у нас пока нет, идет активный поиск углей и сланцев.
Поэтому и следует помнить, что данные таблицы 2.1. носят исключительно теоретический и оценочный характер в отношении биомассы, солнечной и ветровой энергии, коммунальных отходов, этанола и биодизельного топлива. Что касается добычи разведанных уже сланцев и бурых углей, то она в ближайшей перспективе экономически неоправданна, прежде всего из-за их низкого качества и возможных экологических последствий. В силу этих причин, подход к использованию ВНИЭ должен быть исключительно избирательным, обусловленным энергетическим ландшафтом страны и отдельных территорий. В первую очередь речь может идти о малой гидроэнергетике (с гидроагрегатами мощностью от 100 кВт до 10 МВт), так как потенциальная мощность всех водотоков Беларуси составляет 850 МВт, в том числе технически доступная — 520 МВт, а экономически целесообразная на сегодня — 250 МВт. Следует ясно представить, что наши гидроресурсы достаточно специфичны. Зимой, когда расход электричества максимальный, замерзшие реки мелеют. Беларусь — равнинная страна, поэтому перепад высот на наших реках невелик и все водохранилища неглубоки.
Таблица 2.1. Потенциальные запасы и экономически целесообразные объемы использования местных энергоресурсов в Беларуси |
||||||
Вид энергоресурса | Потенциальные запасы |
Годовой объем использования (производства, добычи) |
||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Нефть, млн. т. | 58 | 1.67 | 1,65 | 1,63 | 1.60 | 1.58 |
Попутный газ, млн. м | 3430 | 241 | 236 | 230 | 225 | 220 |
Торф, млн. т. | 4000 | 2,87 | 2,98 | 3,09 | 3,20 | 3.31 |
Сланцы, млрд. т. | L | — | — | — | — | — |
Бурые угли, млн. т. | 151 | — | — | — | — | — |
Древесное топливо и отходы деревообработки, млн. т. у. т. | 6,6 | 2.08 | 2.32 | 2.57 | 2,82 | 3.06 |
Гидроресурсы, тыс. кВтч | 2270 | 36 | 120 | 227 | 327 | 390 |
Ветропотенциал, млн. кВтч | 10000 | 3,04 | 3,94 | 6,62 | 6,62 | 6.62 |
Биомасса, тыс. т. у. т. в год | 1620 | — | 6.6 | 13,2 | 19,8 | 26.4 |
Солнечная энергия, тыс. т. у. т. Коммун
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: 1
2
3
4
5
6
7
Сейчас читают про:
Классификация методов обучения
Примеры решения задач. Определите рентабельность продукции по следующим данным: количество выпущенных изделий за квартал — 1 500 штук
Виды деятельности. Существуют различные классификации видов деятельности:
Показатели движения численности работников. Пример 1,2
Технология изготовления порошков
Анализ финансового состояния предприятия
Самый сильный аргумент, почему эволюция человека не могла быть
1277
1253
Понравился сайт? Поделись им с друзьями:
|