Принципы Школы самоопределения.
Личностный смысл учебы. Каждый учитель раскрывает свой собственный смысл курса или предмета, свое понимание его содержания, свое представление о деятельности, в которой это содержание становится моментом образования личности.
Межпредметные «погружения». В течение нескольких дней учителя вместе с детьми работают над одними понятиями или универсальными умениями. Вместо «правильного» вывода в конце «погружения» организуется рефлексия: что понял ученик про себя и про то, чем занимались на уроке.
Рефлексия позволяет учителям осмысленно, вместе с детьми проектировать и осуществлять образовательный процесс.
Творческий экзамен является той образовательной ситуацией, когда возможно накопление опыта самоопределения, создается своеобразное поле для сопоставления своих представлений с представлениями других людей.
Разновозрастное взаимодействие и самоуправление учеников. Старшеклассники проводят уроки в младших классах.
Совокупность образовательных пространств: учебного, игрового, трудового, художественно-творческого, в которых ребенок приобретает опыт жизни. Предполагается взамен классно-урочной системы создать насыщенную среду — пространство, наполненное людьми, различными материальными объектами для пробы сил, вещами и символами, имеющими культурный смысл. В свободном взаимодействии со всем этим ребенок сможет образовывать себя.
|
|
Педагогическая деятельность как искусство и исследование. Большинство учителей школы вовлечены в поисковую педагогическую работу. Достигается это путем создания образовательных ситуаций для профессионально-личностного развития учителя.
Структура школы.
В начальной школе освоение общекультурных навыков чтения, письма, счета ведется в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов понимания и рефлексии, умения выстраивать собственную деятельность. Содержание уроков определяется учителем вместе с детьми в процессе коллективного обсуждения целей, смысла и хода предстоящей работы.
В основной школе главная задача состоит в обеспечении «пробы сил» подростка в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурно-спортивной деятельности. Кроме обязательных предметов выделяется время для уроков по выбору, а также для занятий в кабинетах-лабораториях для работы над самостоятельно выбранными темами и проектами.
В старшей школе, за исключением нескольких обязательных предметов, обучение ведется по индивидуальным учебным планам, которые составляет сам ученик. Основная форма учебного процесса — мастерская, которой руководит учитель или приглашенный специалист. В таких мастерских преимущественно осуществляется передача способов научной, трудовой, художественно-творческой и другой деятельности от мастера к ученику. Для желающих освоить все курсы базисного учебного плана введены «интенсивы», где за короткое время можно освоить государственный образовательный минимум.
|
|
Учебный год завершается творческими экзаменами, на которых проводится защита самостоятельной работы, готовящейся в течение года. Такая защита, проводимая открыто в присутствии приглашенных учениками родителей и товарищей, является демонстрацией и показателем индивидуального продвижения детей.
Ш кола Е.А. Ямбурга.
Адаптивная школа – школа, где должно быть место каждому вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей.
Т.е это когда школа приспосабливается к каждому ребёнку, а не наоборот.
При сохранении классно-урочной системы учебно-воспитательный процесс организуется в зависимости от: способностей детей, уровня их интеллекта, развития и подготовленности.
В школе обучаются дети всех возрастов и разных способностей, начиная с детского сада и до лицейских классов:физико-математических, гуманитарных, медицинских.
Цели данной воспитательной системы:
Формировать положительную «Я-концепцию» учащихся.
Создавать системы адаптированной педагогики.
Создавать системы разноуровневого, дифференцированного обучения.
Т.о. обеспечивается индивидуальность обучения, личностно-ориентированный подход к детям, медико-психологическая и педагогическая помощь дезадоптированным и ослабленным детям, удержание каждого трудного ребёнка в сфере воспитательного влияния школы.
Адаптированная школа – оказывает взаимодействие и взаимопомощь сильным и слабым и осуществляет компенсацию отставания слабым учащимся.
Если ребёнок нуждается в помощи, то вокруг него создаётся реабилитирующее пространство, в котором компенсируются все недостатки школьного образования, компенсируется семейное воспитание, повышается работоспособность школьника, а так же охраняется и укрепляется физическое здоровье детей.
К компенсирующим средствам реабилитирующего пространства относится:
Педагогическая любовь к ребёнку.
Понимание детских трудностей и проблем.
Принятие ребёнка таким, какой он есть.
Сострадание, сочувствие и необходимая помощь детям.
Обучение элементарной саморегуляции.
В этой авторской школе выделяют виды индивидуальной помощи:
Опоры различного типа (плакаты, конспекты, таблицы, схемы).
Алгоритмы решения задач или выполнения заданий.
Разделение сложных задач на составляющие.
Предупреждение о возможной ошибке.
В процессе воспитания и обучения школьников реализуется ГОСТ, используются как традиционные так и не традиционные программы.
Данный центр образования можно с полным правом назвать воспитательной системой, т.к присутствуют все компоненты при тесной их взаимосвязи и взаимодействии.
Это способствует рассмотрению видов педагогической поддержки в усвоении знаний:
Обучение без принуждения,
Урок, как система реабилитации,
Взаимообучение,
Оптимальный темп с позиции полного усвоения,
Одновременное подключение всех органов чувств, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала.
Концепция – это система взглядов отдельного учёного или группы исследователей на воспитательный процесс (любой другой процесс).
Его сущность, цель, принципы, содержание, способы организации, критерии и показатели его эффективности.
