Первым в ряду нормативных тестов умственного развития был Школьный тест умственного развития (ШТУР),предназначенный для учащихся VII-X классов [72]. Его первая редакция появилась в 1986 г. Он состоял из 6 субтестов:
♦ 1-й и 2-й — общая осведомленность .
♦ 3-й — аналогии .
♦ 4-й — классификации .
♦ 5-й — обобщения .
♦ 6-й — числовые ряды.
Тест является групповым и удобен тем, что за короткий срок позволяет получить информацию об умственном развитии целого класса.
В 1997 г. была подготовлена новая редакция теста (ШТУР-2). В нее помимо ряда пересмотренных заданий перечисленных субтестов вошли два субтеста на пространственное мышление. Авторы теста: М. К. Акимова, Е. М. Борисова, К. М. Гуревич, В. Г. Зархин, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова, А. М. Раевский.
Психометрические характеристики теста таковы: эквивалентность параллельных форм по общему баллу 0,83 . гомогенность 0,96-0,98 . рете-стовая надежность по общему баллу формы А = 0,93 . формы Б = 0,90. Коэффициенты валидности при сопоставлении с результатами теста Амтхауера 0,75, при сопоставлении со школьной успеваемостью 0,57 (форма А) и 0,54 (форма Б).
Приведем примеры заданий ШТУР-2.
Осведомленность. От испытуемого требуется правильно дополнить предложение, выбрав один ответ из пяти предложенных вариантов.
Начальные буквы имени и отчества называются…?
а) вензель . б) инициалы . в) автограф . г) индекс . д) анаграмма.
Осведомленность. Требуется подобрать к данному слову синоним из четырех вариантов.
Аргумент — а) довод . б) согласие . в) спор . г) фраза.
Аналогии. Следует определить характер логико-функциональной связи между парой понятий, а затем к третьему слову подобрать такое, чтобы логико-функциональное отношение между ними было аналогичным использованному в паре.
Числительное: количество — глагол:?
а) идти . б) действие . в) причастие . г) часть речи . д) спрягать.
Классификации. Из пяти слов следует найти одно, которое не подходит к остальным.
5-1168
а) параллель . б) карта . в) меридиан . г) экватор . д) полюс.
Обобщения. Испытуемому нужно для каждой пары слов подобрать
обобщающие слова, определив, что между ними общего.
Сердце — артерия
Числовые ряды. Для каждого ряда чисел нужно найти следующий член ряда, поняв закономерность его построения.
2 35 689…?
Пространственные представления. Требуется определить, из какого сочетания частей можно собрать заданную геометрическую фигуру.
Пространственные представления. Требуется определить, какую объемную фигуру из четырех предложенных можно сделать из развертки.
Показатели теста подвергаются количественно-качественной обработке. При этом возможны как индивидуальный, так и групповой анализ. Помимо общего балла, сопоставляемого с заложенным в тесте нормативом и образовательно-возрастными нормами, авторы теста предлагают:
♦ способы анализа индивидуальной структуры умственного развития, отражающей разную сформированность заложенных в субтестах умственных действий .
♦ выявление предпочтения при работе с определенным содержанием заданий.
Эти же направления анализа применяются и при работе с другими тестами, которые будут описаны ниже.