X-PDF

«Школьный военно-исторический музей как центр патриотического воспитания»

Поделиться статьей

 ШКОЛЬНЫЙ ВОЕННО – ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ  

КАК ЦЕНТР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Г.М. Колобова

Смоленская область  

МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа

 

Патриотизм — это синтез духовно-нравственных, гражданских имировоззренческих качеств личности, которые проявляются в чувстве любви,гордости и преданности своему Отечеству, в осознании своего нравственного долгаперед ним и готовности к защите его интересов, в стремлении и умении беречь иприумножать лучшие традиции, ценности своего народа, его историю и культуру, вуважении к другим народам.  

Патриотическое воспитание представляет собой комплекс мердуховно нравственного, социально-политического, психолого-педагогического,военнотехнического и иного характера, реализация которых способствуетформированию у подрастающего поколения патриотического самосознания, готовностик выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защитеинтересов Отечества, стремления участвовать в деятельности, направленной напроцветание Родины, сохранение национальнокультурных традиций.  

Патриотическое воспитаниенаправлено на формирование и развитие личности гражданина-патриота Отечества,которая характеризуется самостоятельностью мышления, важнейшими духовными инравственными качествами, чувством гражданского долга, веротерпимостью,чувством любви к Родине, родному краю, языку, традициям и обычаям своегонарода, к родным и близким, толерантным отношением к другим народам икультурам, гордости за свое Отечество, за его историю и достижения, почитаниемнациональных святынь и символов, уважением к Конституции страны, правовымосновам государства.  

Гражданственность, чувство верности своему Отечеству,стремление к духовному и физическому совершенствованию, возрождение, сохранениекультурных и духовных ценностей нашего края; знакомство с историческимнаследием родного края, привитие любви и бережного отношения к историческимценностям — вот главные цели и задачи патриотического воспитания. Перед педагогамистоит задача воспитать в нелёгкое, кризисное время, время культа денег, культаматериального благополучия, время осуждения настоящих культурных и духовныхценностей гражданина, имеющего твёрдую моральную позицию в обществе; воспитатькультурного, образованного человека, интересующегося прошлым и настоящим своейРодины, неравнодушного к будущему своей страны.  

Педагогическая наука в любом своём процессе,образовательном или воспитательном, на первое место выдвигает мотивационныйэтап. Уверена, что при формировании патриотического сознания необходима опорана близкие и родные для каждого человека понятия: почитание места своегорождения и места постоянного проживания, любовь и забота о данномтерриториальном формировании, уважение местных традиций.

В содержании патриотического воспитания важное местозанимает пропаганда боевых традиций. Освоение этих высоких духовных ценностей,вопервых, обеспечивает преемственность в работе по формированию у обучающихся,особенно юношей, высоких морально-боевых качеств защитников Родины, чтоспособствует глубокому осознанию ими своих гражданских обязанностей. Во-вторых,это могучее средство воздействия на умы и сердца подростков активноспособствует восприятию ими героических дел, свершенных российскими людьми вбоях за Родину, за дело своих предков как примеров для повседневногоподражания. Боевые традиции, в-третьих, рассматриваются как конкретный итог и,следовательно, в известном смысле средоточие опыта воспитания в духе верностисвоей Родине, военной присяге, высокой дисциплинированности, готовности кгероическим подвигам.  

Сам воспитатель должен бытьискренним и убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, аувлекательно исповедовать и доказывать ее своими делами, полными энергии ипреданности. Любовь к Родине — чувство во многом, как говорил русский философИван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в молодом человекедремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни полюбить, ниразлюбить Родину по приказу невозможно.

Россия — страна, сотканная изпротиворечий. В ней много прекрасного и немало безобразного. Но Родину, как иродителей, не выбирают. Отсюда следует всегда помнить мысль: хороша ли, плоха,но это моя Родина. И другой у меня не будет.  

Академик Д. С. Лихачев писал: «Патриотизм — этоблагороднейшее чувство. Это даже не чувство — это важнейшая сторона и личной, иобщественной культуры духа…». Иными словами, между культурой и патриотизмоместь диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы формируем культурного человека.Чем выше культурный уровень, тем богаче чувство патриотизма. Большая роль ворганизации патриотического воспитания отводится образовательным учреждениям.

На базе нашей школы ужедлительное время ведёт свою деятельность военно-исторический музей. Считаю, чтошкольный музей является той первичной структурой, которая способствуетформирование и развитие личности гражданина-патриота Отечества.

Школьный музей является систематизированным, тематическимсобранием подлинных памятников культуры, истории и природы, комплектуемым,сохраняемым и экспонируемым в соответствии с действующими правилами. В основепоисковой и собирательской деятельности лежит краеведческий принцип.

Школьный музей является одной изформ работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активностиучащихся в процессе сбора, исследования, обработки материалов.  

Школьный музей способствует:

                    расширению общеобразовательного кругозора учащихся;

                    воспитанию у учащихся патриотизма, гражданственности, бережногоотношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;

                    воспитанию познавательных интересов и способностей учащихся;

                    развитию общественно-практической активности учащихся, овладениюими практическими навыками поисковой, исследовательской работы;

                    приобщению детей и подростков к историческому и духовномунаследию через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении иблагоустройстве памятников города;

                    совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе.

Задачами школьного музея являются:

                    использование культурных и исторических ценностей города дляразвития детей и подростков;

                    охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природыродного края; активная экскурсионно-массоваяработа с учащимися, с населением, тесная связь с ветеранами и общественнымиобъединениями;

                    комплектование фонда школьного музея и обеспечение егосохранности; -содействие организации и проведению учебно-воспитательного процесса в школе.

Школьный музей ведёт свою работу по трём направлениям:  

                    документально- оформительская работа;  

                    экскурсионно- просветительская работа; — трудовая деятельность.

В основе деятельности школьноговоенно-исторического музея лежит Программа гражданско – патриотическоговоспитания школьников посредством музейной педагогики «Поиск».  

Постоянный актив клуба «Поиск» в зависимости от планаработы пополняет фонды музея путем организации походов, исследований учащихся,налаживает переписки и личные контакты с различными организациями и лицами,устанавливает связи с другими клубами. Он проводит сбор необходимых материаловна основании предварительного изучения литературы и других источников посоответствующей тематике, изучает собранный материал и обеспечивает его учет ихранение, осуществляет создание экспозиций, стационарных и передвижныхвыставок, проводит экскурсии для учащихся и родителей, оказывает содействиеучителям в использовании музейных материалов в учебном процессе.  

С чего начинается Родина? Сулицы, на которой ты живёшь. С небольшого парка, мимо которого проходишь каждыйдень. С людей, которых ты каждый день встречаешь на улице. Как важно научитьребёнка замечать всё это. Важно не только научить замечать, но и гордитьсяэтим. Гордиться улицей, потому что она имеет свою историю, восхищаться парком,потому что его создал человек и просто уважать человека только потому, что онЧеловек. Человек великой России.

 Есть нравственные очаги, откуда идёт возрождение России–это малая родина– место, где ты появился на свет. История своего города ирайона –это богатый материал для реализации государственной программы попатриотическому воспитанию граждан РФ. Музеи и созданные на их базе объединенияподростков (клубы), являются первичной ячейкой на трудном пути становлениячеловека как патриота своей Земли.  

Характеристика экспозиций.

В 1976 году на базе средней школы №2 города Велижа былсоздан музей. Инициатором его создания выступила директор школы Мелющенко МарияТимофеевна. Круг интересов инициаторов создания музея и характер документов,материалов определили военно–исторический профиль экспозиции. Музей создавалсясилами всей школы и ветеранами 4-ой Ударной Армии.

Экспозиция музея посвященаучастникам Великой Отечественной войны, почетным гражданам г. Велижа, историишколы, боевому пути 4-ой Ударной Армии. Именно эта армия приняла активноеучастие в освобождении г. Велижа от немецко–фашистских захватчиков.

Экспозиция состоит из двух ярусов. Верхний ярус действуетпостоянно и не обновляется.

Стенд верхнего яруса посвященучастникам Великой Отечественной войны:

    «Мы вбитвах решали судьбу поколений» (488 артиллерийский полк —  фотографии;боевой путь 17 гвардейского минометного полка).

    «21истребительный авиационный полк» (фотографии, газетные статьи).

    «Памятьо павших героях храните» (стенд, посвященный В. Куриленко, который учился вшколе №2 г. Велижа, был партизаном,  — 332 стрелковая дивизия: фотографии.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.13%
НЕТ
38.87%
Проголосовало: 1518

    «Великиеподвиги ваши бессмертны» (Велижане – герои Советского Союза; почетныеграждане г. Велижа: фотографии).

    «Опрошлом ради будущего» (Велижане – ветераны войны; ветераны 332 стрелковойдивизии: фотографии).

    «Ихимена в названии улиц» (улицы, названия которых связаны с 4 УдарнойАрмией).

    Калининскийфронт (схема – чертеж). Этот фронт образован 19 октября 1941 года наосновании директивы Ставки ВГК от 17 октября 1941 года и в соединении правогокрыла Западного фронта. В его состав входили: 22, 29, 30, 41 общевойсковыеармии. В дальнейшем в состав фронта входили: 3, 4 Ударные Армии, 20, 31, 39,41, 43, 58 общевойсковые армии, 3 Воздушная Армия. Фронт участвовал воборонительных боях в районе Калинина, в контрнаступлениях под Москвой, в ходенаступлений зимы-весны 1942 года. Войска фронта освободили значительную частьКалининской области. В ходе ряда наступательных операций в 1942-1943 годах былиосвобождены: Калининская область, большая часть Смоленской области, города:Великие Луки, Белый, Духовщина, Демидов, Рудня, Невель, вышли к границеБелоруссии. 20 октября 1943 года на основании приказов Ставки ВГК от 16 октября1943 года был переименован в 1-ый Прибалтийский фронт.

Нижний ярус – этопостоянно меняющаяся экспозиция, но она имеет свою структуру. Здесь находятсяматериалы, относящиеся к частям и соединениям 4ой Ударной Армии, участвующим восвобождении г. Велижа от немецко– фашистских захватчиков. Он включает следующиеразделы:

    334, 360,332,334, 249 стрелковые дивизии, 17 гвардейский минометный полк;

    «Онизащищали Велижское небо»;

    «Память овойне»;

    «Боевыенаграды Родины»;

    Клуб«Воин» (материалы, собранные в ходе поисково–краеведческой работы);

    Клуб«Поиск» (материалы, собранные членами клуба)

В музее имеется экспозиция боевыхснарядов и оружия времен Великой Отечественной войны.

    Надополнительных стеллажах находятся материалы, относящиеся к летописи школы№2 г. Велижа:

    «Медалисты»;

    «Династии»;

    «Онивернулись учителями»;

    «Сердце,отданное детям»;

    «Это былонедавно, это было давно…»;     -«О нас пишут».

Объединение «Красная гвоздика» при школьном музее.

Краеведческое объединениевыполняет следующие функции:

 -проводит поиск сведений,фактов, материалов, предметов о жизни нашего края, представляющих историческийкультурный или художественный интерес; -проводит просветительскую работу по материалам музея. Эта работаосуществляется путем экскурсий по музею, временных выставок, бесед, предметныхуроков, конференций, олимпиад;

-проводит воспитательную работуна материалах музея путем организации и проведения классных часов, встреч светеранами, праздников, викторин, конкурсов, игр;

-проводит научно – исследовательскую работу на материалахмузея: разработка отдельных тем, обобщение собранных материалов, составление наих основе истории населенных мест, составление рефератов, докладов, статей,участие в научных конференциях, олимпиадах, составление методических разработокпо вопросам музееведения.

Клуб «Воин» является общественнымхранителем собранного материала, ответственным перед обществом за сохранность.Непосредственную ответственность несет директоршколы.                                            

Обязанности членов объединения «Красная гвоздика»:

     повышать свой образовательный уровень; изучать прошлое своегокрая и всей земли Русской;

      знатьвнешнюю и внутреннюю политику страны;

      беречьи умножать традиции объединения;

      проявлятьвысокое чувство ответственности за порученное дело, добиваться единства слова идела.

Права членов объединения «Красная гвоздика»:

     член объединения может выбрать формы индивидуальной деятельностив объединении: праздники, экскурсии, различные акции;

      приглашаетна встречи людей, вызвавших интерес членов объединения; Использование музея в культурно -образовательном процессе

и краеведческой работе.

Музей является активнымучастником воспитательного процесса. На базе музея проводятся:

  уроки по краеведению и истории России;

   викториныи тематические вечера;

   встречис ветеранами войны и труда;

   урокиМужества и музейные уроки; -ознакомительные и тематические экскурсии; — выставки.

Участие в работе музея организуетшкольников, воспитывает социально значимые качества личности. Моя цель какруководителя музея, заключается в том, чтобы научить школьниковсамостоятельности, заинтересовать,  отвлечь от вредных привычек. Можно знатьисторию страны, можно изучить ее этапы, основные события и их итоги. Ноосновнаяцель музея — достучаться до сердца каждого.  

 Школьный музей – это первая ступень на сложном путиформирования личности будущего Гражданина.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.13%
НЕТ
38.87%
Проголосовало: 1518

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет