— писатель-этнограф (1827—1861). Литературная деятельность Ш. началась в 1846 г., когда он под псевдонимом Древлянского поместил в Журн. Мин. Народ. Просв. ряд статей по белорусской мифологии. В 1853 г. им было напечатано в Москвитянине: Исследование о вовкалаках на основании белорусских поверий, в Пантеоне — Белоруссия в характеристических описаниях и фантастических сказках и в Современнике — Путешествие по Полесью и Белорусскому краю. Наиболее крупными произведениями его являются: Описание посольства Льва Сапеги в Московию (СПб., 1850 г.), Белорусские пословицы (СПб., 1853 г.), Археологические находки (СПб., 1857 г.), Дожинка, белорусский обычай. Сценическое представление (СПб., 1857 г.). В своих произведениях Ш. проводит мысль, что белорусы — древнейшее из племен русских славян. Он более останавливается на поэтических чертах их обычаев, верований и обрядов, чем на научных этнографических данных.
Важное место в работах Шпилевского занимает описание народной поэзии, обрядности и верований.
|
|
В работах Шпилевского четко прослеживается мысль, что белорусы, полешуки и другие исследованные им народности древнейшие в славянском мире. В настоящее время академической наукой отказано в достоверности и научности фактов, приведенных в первой работе («Белорусские народные предания») Шпилевского[2]. Большая часть мифических персонажей, описанные Шпилевским, признана фантомами, никогда не существовавшими в славянском фольклоре, и являющихся плодом творчества самого автора[3].
70.
Лидия Александровна Молчанова досконально изучила историю древних поселений и усадеб, много внимания уделила традиционным орудиям земледелия, красочно описала одежду наших предков, головные уборы, украшения, много страниц посвятила пище белорусов, утвари…
И самое интересное, что это сделала не белоруска, а россиянка, бывшая жительница села Бузаново Костромской области.