В современной России социальный институт образования функционирует в рамках образовательных учреждений следующих типов:
1) дошкольные . 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) . 3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования . 4) учреждения дополнительного образования взрослых . 5) специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии . 6) учреждения дополнительного образования . 7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) . 8) учреждения дополнительного образования детей.
Институт образования в России действует в рамках концепции непрерывного образования, который все ступени и виды образования объединяет в целостную систему, обеспечивающую возможность обновления и пополнения знаний, умений и навыков на протяжении всей жизни человека.
Первичным уровнем образовательной системы России является дошкольное образование. Воспитание и обучение, осуществляемое в них, являются подготовительным этапом начального образования.
Основу системы образования в России составляет общее образование, которое призвано обеспечивать каждому человеку такие знания, умения и навыки, которые являются необходимыми ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специально-профессионального образования.
Общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней, которые соответствуют трем этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.
I ступень — начальная школа (нормативный срок освоения 3-4 года) призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее способностей.
II ступень — основная школа (5 лет) закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования.
III ступень — среднее (полное) общее образование (2-3 года). Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создает условия для активного их включения в жизнь общества.
Для более глубокой дифференциации вводятся в школе профили обучения (гуманитарный, физико-математический, химико-биологический, технический, сельскохозяйственный, экономический и др.).
Для обучающихся с отклонениями в развитии создаются коррекционные образовательные учреждения, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию.
Для подростков с девиантным поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста создаются специальные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.
Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, а также самообразования.
Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно-лесных школах. Вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе школ третьей ступени. В этих школах учащиеся могут получить профильно-дифференцированное среднее образование.
Вариативная система образования реализуется в определенных организационных формах: гимназии, лицеи, колледжи.
В системе общего образования России преобладают различные формы государственных общеобразовательных учреждений. Вместе с тем определенное распространение получили частные и альтернативные общеобразовательные учреждения, которые функционируют на основе государственного лицензирования и последующей государственной аккредитации.
Подготовка человека к определенному виду профессиональной деятельности осуществляется в различных видах и формах профессионального образования: профессиональной подготовки, начального, среднего и высшего образования, а также через формы переподготовки и повышения квалификации.
Начальное профессиональное образование (НПО) имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем направлениям общественно-полезной деятельности. Среднее профессиональное образование (СПО) имеет целью подготовку специалистов среднего звена и может быть получено в средних специальных учебных заведениях, училищах, колледжах, техникумах или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Высшее профессиональное образование (ВПО) имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Высшее профессиональное образование может быть получено в высших учебных заведениях. В настоящее время в России действуют следующие виды высших учебных заведений: классические и специализированные университеты, академии, институты, консерватории, высшие профессиональные школы.
Существует сеть послевузовского образования: институты и курсы повышения квалификации, аспирантура, ординатура, адъюнктура.