Методы,формы организации учащихся
Основные методы, используемые на уроках физическойкультуры:
1.Фронтальный;
2.Поточный;
3.Посменный;
4.Групповой;
5.Индивидуальный.
Прифронтальном методе упражнения выполняются одновременно всеми учащимися, егопреимущество – большой охват учащихся, достижение высокой плотности и большойнагрузки.
Поточныйметод это когда учащиеся выполняют одно и то же упражнения по очереди один задругим без перерыва. Этот метод удобен при выполнении акробатическихупражнений, лазания, прыжков.
Посменныйметод — учащиеся распределяются на смены, на очереди для выполнения упражнения(одни выполняют, другие наблюдают).
Групповойметод – учащиеся по заданию работают самостоятельно, выполняя в порядкеочередности различные виды упражнений, группы меняются местами.
Индивидуальныметод — чаще всего используется в зачётных уроках, после выполнения упражненияучеником можно подвести итог, обратить внимание на все недостатки и ошибкикаждого учащегося.
Методы,направленные на совершенствование и развитие физических способностей учащихся:
Равномерныйметод занимающиеся выполняют физическое упражнение непрерывно сотносительно постоянной интенсивностью, стремясь, к примеру, сохранитьнеизменную скорость передвижения, темп работы, величину и амплитуду движений.
Этотметод используется в основном в циклических видах спорта (бег, ходьба,плавание), хотя не исключено применение его в упражнениях ациклическогохарактера (гимнастика).
Переменныйметод характеризуется последовательным варьированием нагрузки входе непрерывного изменения скорости передвижения, темпа, длительности ритма,амплитуды движений, величины усилий, смены техники движений и т.п.
Существуетнесколько вариантов переменного метода:
· с ритмичным колебанием интенсивности;
· с неритмичным колебанием интенсивности и длительности мышечнойработы;
· с неритмичным колебанием интенсивности.
Данныйметод используется в циклических и в ациклических видах спорта.
Повторныйметод- это многократное выполнение упражнений через интервал отдыха, втечение которого происходит полное восстановление работоспособности. Приприменении этого метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается нетолько в период выполнения упражнения, но и благодаря суммации утомленияорганизма от каждого повторенного задания.
Данныйметод используется в циклических и ациклических видах спорта.
Впрактике повторный метод используется в нескольких вариантах:
· повторная работа с равномерной непредельной интенсивностью;
· повторная работа с равномерной предельной интенсивностью;
Интервальныйметод внешне похож на повторный. Но если при повторном методехарактер воздействия на организм определяется исключительно самим упражнением,то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладают такжеинтервалы отдыха.
Внастоящее время в большинстве физических упражнениях используется интервальныйметод.
По интенсивностинагрузки интервальный метод делится:
· экстенсивно-интервальный метод;
· интенсивно-интервальный метод.
Приочередном повторении упражнения можно выделить следующие варианты интервальногометода зависящие от длительности физической нагрузки
· с постепенным увеличением длительности работы;
· с постепенным уменьшением длительности выполнения физических упражнения;
· с чередованием длительности работы в каждой серии.
Похарактеру интервалов отдыха между очередным выполнением физического упражненияможно выделить:
· «облегченный» интервальный метод;
· «жесткий» интервальный метод.
Игровойметод. Этого метод составляется определенным образом на игровойдвигательной деятельности в соответствии с образным или условным «сюжетом», вкотором предусматривается достижение цели многими способами, в условияхпостоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации.
Игровойметод может быть применен на материале любых физических упражнений: бега,прыжков, метаний и т.д.
Соревновательныйметод — это один из методов стимулирования интереса деятельностизанимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата вфизическом упражнении при соблюдении определенных правил соревнования.
Круговойметод — это организационно-методическая форма работы, предусматривающаяпоточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физическихупражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости,скоростной выносливости и скоростной силы. Занимающиеся переходят от одного упражненияк выполнению другого, от снаряда к снаряду, от одного места к другому,передвигаясь как бы по кругу. Закончив выполнение последнего упражнения онивновь возвращаются к первому ,и таким образом выполняется несколько серий ,по кругу.
Методы,направленные на овладение двигательными умениями и навыками.
Методы подразделяют на:
— методырасчлененного упражнения;
-методы целостного упражнения.
Методырасчлененного упражнения предполагают разучивание упражнения по частям споследовательным их объединением по мере освоения в целостное действие. Этотметод применяется в следующих случаях:
-при обучении координационно-сложным двигательным действиям, когда нетвозможности изучить их целостно;
-если упражнение состоит из большого числа элементов, органически мало связанныхмежду собой;
-если упражнение производится так быстро, что при целостном выполнении нельзяизучить и усовершенствовать его отдельные части;
-когда целостное выполнение действия может быть опасным, если предварительно неизучить его элементы;
-когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, чтобы поддержатьинтерес к учебной деятельности, особенно в работе с детьми-подростками,сформировать уверенность в своих силах.
Задачапостроения обучения технике двигательным действиям методом расчленения сводитсяк решению вопросов о числе упражнений и их выборе. Необходимо придерживатьсяследующих правил:
а)при расчленении упражнений следует учитывать особенности структуры изучаемогодействия, двигательный опыт обучаемых и условия обучения;
б)расчленение не должно вызывать принципиального изменения структуры данногодействия;
в)при расчленении упражнения должны быть охвачены все фазы целевого упражнения;
г)для отдельного разучивания следует выбирать только те фазы упражнения, которыемогут эффективно контролироваться либо самим обучаемым, либо извне, с помощьюпреподавателя или обучающих устройств; фазы движения, плохо поддающиесяконтролю, вычленять не следует;
д)упражнение должно содержать, возможно меньше посторонней двигательнойинформации, не связанной с предметом обучения.
Основныеразновидности метода расчлененного упражнения:
Методсобственно расчлененного упражнения, который предусматривает использованиеотносительно крупных заданий, каждое из которых охватывает одну или несколькофаз целевого упражнения.
Методрешения узких двигательных задач, который предполагает вычленение отдельныххарактеристик движений, и действий внутри фаз целевого упражнения. С помощьюнего можно решать разнообразные задачи. Сформировать более точные представленияо движении у обучаемых, совершенствовать отдельные характеристики техникидвижений, исправлять ошибки, возникающие в процессе обучения.
Существуетмножество приемов расчлененного разучивания двигательных действий. К основнымследует отнести освоение ключевых положений тела и его частей, временнаяфиксация положения тела в той или иной фазе упражнения, «проводка» в изучаемойфазе движения, имитация движения, изменение исходных и конечных условийдвижения и т.д.
Методцелостного упражнения основывается на том, что с самого начала движенияосваиваются занимающимися в составе той целостной структуры, которая типичнадля данного действия (прыжки, метания и др.). Данный метод используется:
· при разучивании простыхупражнений;
· при изучении сложных действий,которые с методической точки зрения нецелесообразно изучать по частям;
· при совершенствовании изакреплении двигательных навыков.
Благоприятныеусловия для применения целостных методов имеются тогда , когда обучаемый ипедагог располагают эффективными средствами и приемами помощи и страховки. Этохарактерно для таких видов спорта, как спортивная гимнастика, акробатика,прыжки в воду, прыжки с трамплина на лыжах и другие, в которых освоениедействий связаны с элементами риска, страха, преодолением отрицательных эмоций.
Внастоящее время все более широкое применение в физическом воспитании и спортенаходят тренажерные устройства, берущие на себя функции обучения техникедвижений и контроля за действиями занимающихся. Естественно, применение такихтренажеров и других технических устройств делает возможным целостное разучиваниедаже довольно сложных двигательных действий.
Разновидностицелостных методов:
Собственноцелостный метод, который подразумевает прямое применение в качестве обучающегоупражнения целевое движение, т.е. то действие, которое является объектомизучения.
Методцелостного упражнения с постановкой частных задач.
Методцелостного упражнения с развертыванием обучения от ведущего звена.
Методподводящих упражнений, который основан на применении в качестве обучающихупражнений действий структурно-родственных целевому упражнению, но болеедоступных в освоении.
Приразучивании и совершенствовании упражнений этим методом могут использоватьсятакие методические приемы, как:
-самостоятельное выполнение упражнения при наличие гарантированной безопасности(применяется непосредственная страховка преподавателем, партнером,вспомогательными средствами и др.);
-выполнение упражнений с направляющей помощью;
— натренажере;
-применение проводки и т.д.
Основнойформой организации учебной работыпо физическому воспитанию является учебное занятие (урок). Урок физическойкультуры является для всех учащихся обязательной формой занятий, обеспечивающийнеобходимый минимум знаний, умений, навыков, предусмотренных программой. Науроках учащиеся разучивают комплекс утренней гимнастики, комплекс гимнастики дозанятий, физкультминутки, различные физические упражнения, приобщаются кэлементам спортивных соревнований.
Урокифизической культуры имеют свои специфические особенности. Они проводятся вспортивном зале, на открытых площадках, стадионах. Уроки физической культурыотличаются большим многообразием двигательных ощущений, воздействующих наорганизм учащихся, что обязывает учителя осуществлять индивидуальный подход кучащимся.
1.Урокифизической культуры.
2.Физкультурныемероприятия в режиме дня: гимнастика до занятий, физкультминутки,организованные перемены (игры, конкурсы).
3.Внекласснаяи внешкольная работа (кружки, секции, дворовые соревнования)
4.Занятияфизическими упражнениями дома.
Большоезначение имеет внеклассная и внешкольная работа, она содействует углублению ирасширению учебной работы по физическому воспитанию и проводится в виде игр,прогулок, экскурсий, походов, занятий в кружках, в форме спортивныхразвлечений, выступлений и праздников. Особое значение имеют различные формызанятий физическими упражнениями дома, в семье. Это гимнастика по радио,телевидению, видео фильмы, подвижные игры на воздухе, катание на санках,коньках, лыжах, велосипеде и т.д., а также домашних заданий, которые даются науроках физической культуры.
Средства применяемые на уроках физической культуры в школе.
К средствам физического воспитания относят физическиеупражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.
Физическое упражнение — это основное и специфическоесредство физического воспитания, особый вид двигательной деятельности, припомощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающихся.
Физические упражнения — двигательные действия, с помощьюкоторых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физическогоразвития. Многократное выполнение двигательных действий образует двигательнуюдеятельность.
Естественные силы природы и факторы гигиены являютсявспомогательными средствами. С помощью их лучше используется основное средство,создаются условия для эффективного влияния физических упражнений на учащихся,успешной организации и проведение занятий. Основные и вспомогательные средствадолжны применяться в единстве.
При выполнении отдельно взятого физического упражненияпрактически невозможно достичь педагогических целей и задач формированияфизической культуры личности. Необходимо многократное выполнение физическогоупражнения (наличие двигательной деятельности) с тем, чтобы усовершенствоватьдвижение или развить физические качества. При этом двигательная деятельностьсопровождается целым рядом происходящих в организме процессов и явлений(биохимических, физиологических, психических, интеллектуальных и др.).
Выполнение физических упражнений активизирует деятельностьразличных систем и функций организма. В процессе многократного выполнениядействий «следовые» двигательные эффекты по открытому Ж.Б. Ламарком законуупражнений — «работа строит орган в меру его употребления» накапливается испособствует процессу морфологического, функционального, социально-психологическогоразвития личности занимающихся. Однако воздействие движения на организм неограничивается развитием его телесных и духовных способностей.
Одновременно физические упражнения рассматриваются и какметод обучения и воспитания. Важнейший признак физического упражнения какметода — повторяемость их применения, что позволяет педагогу оказыватьнеобходимое воздействие на занимающихся. С помощью физических упражненийосуществляется биологическое воздействие на организм человека, изменяется егофизическое состояние.
Характерной чертой физических упражнений является то, чтоони связаны с активной двигательной деятельностью людей. Физические упражненияпредставляют собой целенаправленные и сознательные действия, они связаны сцелым рядом психических процессов, с представлением о движениях, мыслительнойработой, переживаниями и т.п., развивают интересы и чувства, волю , характер иявляются одним из средств духовного развития человека. Они влияют на организм ина личность занимающихся.
Кроме физических упражнений, которые исторически выделилисьиз трудовой, боевой и бытовой деятельности (ходьба, бег, прыжки, лазания,метания, переноска тяжестей, плавание и т.п.) и условно называютсяестественными. Существуют упражнения специально созданные в процессе развитиятеории и практики физического воспитания -это так называемые движения развитияосновных физических качеств, решения специальных педагогических задач. Такжесюда относят упражнения на большинстве гимнастических снарядов, упражнения сразнообразными снарядами и предметами и др. Характерной особенностью физическихупражнений данной группы является их значительная отвлеченность от движений идействий, встречающихся в практической повседневной жизни.
Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода)являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособностиученика.
В процессе физического воспитания естественные силы природыприменяются в сочетании с движениями (занятия физическими упражнениями навоздухе, при облучении солнечными лучами в воде и т.п.), а также в видеспециальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.). Они могутбыть использованы:
-для создания условий успешной организации и проведенияуроков по физической культуре;
-для закаливания организма занимающихся;
Благоприятные условия внешней среды усиливают положительноевлияние физических упражнений, позволяют применить значительную нагрузку,организовать рациональный отдых, вызывают у занимающихся положительные эмоции,бодрость, жизнерадостность.
Большое значение в процессе физического воспитания имеетзакаливание, т.е. создание устойчивости организма к действию неблагоприятныхприродных факторов: холода, жары, повышенной солнечной радиации. Закаливаниедает возможность сохранять здоровье и работоспособность. Поэтому его необходимопроводить с самого раннего возраста. Для разностороннего закаливания нужноприменять средства, по-разному воздействующие на организм (вода и воздухразличной температуры, пребывание под солнечными лучами и т.п.). Выполнение приэтом физических упражнений усиливает закаливающее воздействие естественных силприроды. Закаливание помогает проявлению волевых качеств учащихся, особенно принеблагоприятных внешних условиях занятий.
К гигиеническим факторам относятся мероприятия по личной иобщественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.д. Впроцессе выполнения физических упражнений, оказывающих разностороннее влияниена организм и личность занимающихся, соблюдение гигиенических норм и правилявляется обязательным, это повышает эффект воздействия упражнений.
Большое значение в создании необходимых гигиеническихусловий имеет состояние материально-технической базы, спортивного оборудования,инвентаря и одежды. Большую роль в процессе систематических занятий физическимиупражнениями играет также научно обоснованный режим.
Педагогически правильное применение физических упражнений,естественных сил природы и гигиенических факторов позволяет успешно развиватьфизические и духовные способности людей, подготавливая их к общественнополезной деятельности.
Педагогические/образовательныетехнологии
· Здоровье сберегающие технологии
· Игровые и соревновательные
· Информационно-коммуникативныетехнологии
· Технология дифференцированногофизкультурного образования
· Блочно -модульная технология
Здоровье сберегающие технологии
Учитель физической культуры – профессия особенная. Избравеё, педагог становится в ответе за здоровье детей, их физическое, психическое,нравственное и социальное развитие. Учитель отводит важное место здоровье сберегающимтехнологиям, цель которых, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровьяв школе, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образужизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровье сберегающиеобразовательные технологии являются самыми значимыми из всех технологий, по степени влияния на здоровье учащихся, так как основаны на возрастныхособенностях познавательной деятельности детей, оптимальном сочетаниидвигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использованиинаглядности и сочетании различных форм предоставления информации.
Педагогическая технология здоровье сбережения включает всебя: знакомство с результатами медицинских осмотров детей; их учёт в учебно-воспитательнойработе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся исемьи в целом; создание условий для заинтересованного отношения к учёбе. Однимиз главных направлений является создание здорового психологического климата на уроках.Такая ситуация успеха способствует формированию положительной мотивации кпроцессу обучения в целом ,снижая эмоциональную напряженность, улучшаякомфортность взаимоотношений всех участников образовательногопроцесса. Контрольные тестирование дают учителю исходную (и текущую)информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых – учащийсядолжен продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если этогоне произошло, то учитель вносит в индивидуальные задания соответствующие коррективы.Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими, асравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсьстать лучше, чем сегодня. Для этого необходимо стимулировать учащихся кактивной работе. Большое значение, имеет и эмоциональный климат на уроке:«хороший смех дарит здоровье», эмоциональная мотивация в начале урока, созданиеситуации успеха.
При выборе форм, содержания и методов работы учитыватьвозраст, пол учащихся, состояние здоровья, уровень их развития иподготовленности. Необходимо обеспечить условия в соответствии ссанитарно-гигиеническими нормами (освещение, характеристика воздуха,температурный режим), занятия проводить преимущественно на свежем воздухе.
Игровая технология
Они являются проверенным средством активизации двигательнойдеятельности на уроке физической культуры, за счёт подключения эмоций учащихся.Важным достоинством является возможность введения и применение с одинаковымуспехом в не игровых видах физической подготовки. Применение игрового метода вучебном процессе по физическому воспитанию помогает сделать занятия болееинтересными. Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижныхигр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационныхспособностей.
Применения игровых технологий на уроках физической культурыимеет особое отношения к предмету у учащихся.
Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярноиспользую подвижные игры, посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием,а также самостоятельно с товарищами играют в свободное время.
Играя занимающиеся естественно и непринужденно учатсябыстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель,дальше бросать мяч, уверенно передвигаться на лыжах, ловко и эффективнодействовать в командных состязаниях.
Активнаядвигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительныеэмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всехорганов и систем. Укрепляя здоровье.
Использованныеисточники:
1. Лях В. И, Зданевич А. А.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. — М.:Просвещение, 2011.
2. Водянкин Е. Г. – Рейтинговаясистема получения отметки по физкультуре. – «Спорт в школе», № 18 (349),сентябрь 2004. – с. 14-15
3. Верхлина Г. А., Верхлин В. Н. –Не ставьте мне отметку. Лучше не оцените меня – «Спорт в школе», № 3 (358),февраль 2005. – с. 10-15
4. Машковцев А. И. Критериальноеоценивание на уроках физической культуры — М.: Чистые пруды, 2015. — 32с.
5. Теория и методика физическойкультуры. Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. М.: 2004.
6. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.Теория и методика физического воспитания и спорта. М.:2001.