Прежде чем рассматривать многообразие классификаций угроз экономической безопасности, следует развести понятия «опасность» и «угроза».
Опасность выражается в понесении определенных экономических потерь, то есть опасность следует рассматривать как сигнал возможного появления угроз безопасности и ущерба экономике, таким образом, опасность означает лишь потенциальную угрозу экономике страны, которая в случае непринятия соответствующих адекватных мер, превращается в реальную угрозу и потери для экономики.
Угрозой экономической безопасности следует считать наступление такого состояния экономики, которое препятствует нормальному развитию общества и государства, приводит к их дестабилизации и наносит им существенный ущерб.
Многие современные экономисты схожи во мнении, что угрозы проявляются в нарушении предельных значений индикаторов экономической безопасности.
Многообразие видов угроз экономической безопасности в современных условиях, в свою очередь, обуславливает целесообразность их группировки (классификации по различным признакам).
|
|
1. По вероятности возникновения угрозы подразделяю на:
– потенциальные .
– реальные.
2. По причинам возникновения угрозы подразделяю на:
– объективные .
– субъективные.
3. По реальности возникновения угрозы подразделяю на:
– скрытые .
– явные.
4. По объектам (сферам) угрозы подразделяют на:
– угрозы в финансовой сфере .
– угрозы в социальной сфере .
– внешнеэкономические угрозы .
– энергетические угрозы .
– экологические угрозы .
– продовольственные угрозы.
5. По масштабам возникновения угрозы подразделяются на:
– глобальные .
– общефедеральные .
– региональные .
– локальные.
6. По величине ущерба:
– сильные .
– слабые.
7. По характеру угрозы подразделяются на:
– прямые .
– косвенные .
– первичные .
– вторичные.
8. По природе возникновения:
– внутренние .
– внешние.
Внутренние угрозы –обусловленные возникновением дестабилизирующих факторов внутри страны таких, как:
– неспособность к самосохранению и саморазвитию .
–слабость инновационного начала в развитии .
– неэффективность системы государственного регулирования экономики .
– неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества и др.
Внешние угрозы – обусловленные общемировыми тенденциями такими, как:
– изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли .
– резкие колебания курса национальной валюты .
– превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции) .
|
Представленная информация была полезной? ДА 58.71% НЕТ 41.29% Проголосовало: 1039 |
– большой внешний государственный долг и увеличение корпоративного долга .
– чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами.
Проведенные исследования внутренних и внешних угроз показали, что наибольшую опасность для нового российского государства представляют ее внутренние угрозы.
Позднее выяснилось, что длительное сохранение внутренних угроз без проведения эффективной экономической политики делает страну более уязвимой для внешних угроз. Во-первых, это связано с тем, что внутренние угрозы, ослабляя экономическую и особенно финансовую силу государства, мешают поддерживать и модернизировать армию с учетом структуры новых угроз. Очевидным это стало при агрессии НАТО против Югославии и вооруженном противостоянии Чечни федеральному центру РФ. Во-вторых, экономическая слабость государства превращает нацию в заложницу международных финансовых организаций, поскольку бюджетные ресурсы страны не позволяют государству эффективно функционировать, выполнять даже минимальные социальные обязательства, например, выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы, пенсии, пособия. Залезание в долги не только не решает проблемы бюджета, его дефицита, но и, напротив, ведет к увеличению его расходов на обслуживание внешнего долга. В-третьих, неспособность отечественного товарного производства удовлетворять внутренний спрос, что ведет к большей зависимости экономики от импорта, конъюнктуры внешнего рынка на его товарном и финансовом сегментах, прежде всего в части продовольствия, машин и оборудования, международных кредитов. В-четвертых, не справляясь с внутренними угрозами, государство лишено возможности проводить активную внешнюю политику, защищать интересы отечественных товаропроизводителей, способствовать экспорту конкурентоспособной продукции, завоевывать новые товарные рынки.
Таким образом, государство при ослабленной экономике и несовершенной финансовой системе лишено возможности влиять на политику международных финансовых организаций.
В Государственной стратегии экономической безопасности РФ выделены наиболее вероятные угрозы экономической безопасности, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти:
1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:
– расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей .
– увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений – наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного .
– рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам . задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.
2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:
– усиление топливно-сырьевой направленности экономики .
– отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи .
– низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий .
– свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении .
– снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России .
|
|
– завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления .
– приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка .
– рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.
3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. Важнейшими факторами этой угрозы являются:
– объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей .
– нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России .
– увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.
4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:
– рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода .
– сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры .
– ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.
Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, сохранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.
|
|
Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.
Рассмотрим некоторые современные теоретические концепции, характеризующие угрозы экономической безопасности. Так, концепция академика РАН Л.И. Абалкина в числе наиболее опасных современных угроз экономической безопасности называет:
– нарастающий спад производства и потерю рынков .
– разрушение научно-технического потенциала и деиндустриализацию экономики .
– возможность утраты продовольственной независимости страны .
– рост безработицы и ослабление трудовой мотивации .
– существенное увеличение внешнего долга .
– криминализацию экономики.
По мнению В.К. Сенчагова к наиболее опасным угрозам экономической безопасности Российской Федерации, следует отнести.
1. Потеря производственного потенциала из-за высокого износа основныхфондов. Износ машин и оборудования хотя и сократился после финансовогокризиса 1998 г., но находится на критической отметке, составляя более 60%.В настоящее время коэффициент обновления основных фондов в 5-6 разменьше, чем в 1980-х гг. Возобновление воспроизводства основных фондов впрежнем отраслевом и видовом составе вряд ли возможно и целесообразно.Поэтому нужна принципиально иная стратегия воспроизводства основногокапитала на базе качественной структуры инвестиций с приоритетным развитием инновационных технологий и обрабатывающих отраслей.
2.Внешний долг, опасность обострения финансового кризиса. Общая суммавнешнего долга, по данным платежного баланса, составила в 2003 г. 182,4 млрддолл. Его погашение за последние годы составило примерно треть всего федерального бюджета. В 2003 г. расходы на погашение и обслуживание внешнегодолга составили 17 млрд долл., в 2004 г. – 16,3 млрд долл., в 2005 г. – предположительно 18,9, в 2007 г. – 14,9 млрд долл.
3. Нестабильная инвестиционная активность. В 2000 г. впервые произошелсущественный прирост инвестиций – 17,4%. Однако в 2001 г. темпы резкоснизились до 10%, в 2002 г. –до 2,6%, а в 2003 г. – вновь повысились до 12,5%.
4.Низкая конкурентоспособность продукции. Известно, что после резкойдевальвации рубля начал существенно снижаться импорт и отечественные товары нашли свою нишу на внутреннем рынке. Доля импорта в ресурсах розничного товарооборота снизилась с 48-52% в 1994-1998 гг. до 35% к началу2000 г. Однако в дальнейшем эффект импортозамещения был исчерпан. Отечественная продукция вновь перестала быть конкурентоспособной. В 2001г.доля импорта в ресурсах розничного товарооборота вновь составила 41%, в2002 г.– 43, в 2003 г.– 44%.
5.Высокий уровень бедности населения и низкое качество жизни большейчасти российского народа. Доля населения с доходами ниже прожиточногоминимума существенно снизилась в 2003 г. по сравнению с 2000 г. (36%),однако все еще составляет более 20% и выше порогового значения более чемв 2 раза. Отношение доходов 10% наиболее обеспеченных к доходам 10% наименее обеспеченных слоев населения сохраняется в течение последних летна уровне 14.
6. Утечка капитала. По экспертным оценкам, нелицензируемый вывоз капитала в 1992-2000 гг. составил более 200 млрд долл., в том числе в 2000 г.примерно 25 млрд долл., и, по расчетам на основе платежного баланса, в последние годы сохраняется на уровне более 20 млрд долл. в год.