Обычно в методике преподавания русского языка все упражнения по словообразованию делят на 4 группы:
1) Морфемные упражнения развивают у учащихся умение видеть структуру слова: выделение основы и окончания . выделение суффиксов и выяснение их значения . сопоставление слов с приставками, имеющими противоположное значение . выделение в производных словах всех составных частей . подбор родственных слов . составление с анализируемыми словами словосочетаний и предложений . выполните графический диктант . найдите слова, в которых приставка не выделяется.
2) Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова: определение, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово . составить цепочку однокоренных слов . определить способ образования слова . подобрать однокоренные слова к слову . образование от данных слов новых при помощи приставок, суффиксов, соединительных гласных и др.
|
|
3)Упражнения, сочетающиеся с лексической работой, когда слово анализируется в составе предложения.
4)Упражнения, связанные с упражнениями по орфографии: словарный диктант с выборочным или полным морфемным анализом слов . выборочный диктант на какие-либо приставки или корни с чередующимися гласными и т.д.
Морфемный разбор (с.) – это выделение в слове значимых частей.
Словообразовательный (сл.) разбор – это выяснение того, как образовано данное слово.
При выполнении морфемного и словообразовательного анализа следует учитывать целый ряд сложных моментов.
1.В первую очередь нужно стараться постоянно подчёркивать детям, что в словообразовании не всегда срабатывает однотипность:
-так в словах пушка, черёмушка -к- в одном случае входит в корень, в другом – является суффиксом (это можно выяснить путём подбора родственных слов) .
-в словах плавательный и усилительный суффиксы -тельн- и -тель- и -н-, т.к. есть промежуточное звено – усилитель .
-слова вазочка, шапочка, курточка, Сонечка, дружочек, ёлочка и покупочка также по-разному членятся на морфемы (следует учитывать алломорфы –оч- и –к- (шапочка и шапка).
2.Постоянно следует акцентировать внимание детей, что при выделении окончания необходимо определить часть речи и её изменяемость. Иначе получим одно и то же окончание в словах красная и думая, небо стало голубей и стая голубей. Следует также заострять внимание на том, что у неизменяемых слов нет и не может быть окончания.
3.Нужно внимательно ознакомиться со схемами разборов. Вузовский и школьный морфемный и словообразовательный анализ имеют некоторые отличия:
|
|
-так называемые словоизменительные морфемы (суф. неопред. формы –ть-, суф. прош. вр. –л- и др.) не включаются в основу (освежить). В связи с этим перед выделением основы отделяется окончание и словоизменительный аффикс .
-постфикс имеет обозначение, обратное приставке (радоваться) .
-вторым пунктом словообразовательного анализа стоит нахождение производящей части, части, общей для производного и производящего слова. Она может совпадать и не совпадать с основой, если основа не включает словоизменительный суффикс. Производящая основа выделяется сверху (радоваться – радовать). Две основы (производная и производящая) в анализируемом слове не выделяются.
В современных учебниках все разделы, в том числе и словообразование, словообразовательные факты рассматриваются с точки зрения коммуникации. Для этого слова и их значимые части рассматриваются в единстве трёх параметров: форма (строение, структура) – значение – функция (роль, назначение в речи).
При работе над темой «Морфемы – значимые части слова» (§ 12) главное снимание следует сконцентрировать на противопоставлении словообразовательных и словоизменительных морфем. Лучше при этом всё-таки использовать термин формообразовательные морфемы, т.к. одной структуры с термином словообразовательные и указывает на назначение морфем. Теоретические сведения со стр. 50 можно свести в таблицу:
Формообразовательные морфемы
Формообразовательные морфемы | Грамматические значения | Примеры |
суффикс –л- суффикс –ть суффикс –ти окончание –а окончание -а | прошедшее время глагола неопределённая форма глагола неопределённая форма глагола ж.р., ед.ч., им.п. ж.р.,ед.ч. | положил положить нести стрекоза склонила |
При организации работы над таблицей можно реализовать индивидуальную работу. Ребята с высоким уровнем развития заполняют третью графу таблицы, с менее высоким – вторую, с низким – первую.
Работа над формообразовательными морфемами необходима для верного выделения основы.
При работе над параграфом 13 («Основа слова. Окончание») важно сконцентрировать внимание учеников на том, что формообразовательные морфемы не входят в основу изменяемых слов (-л, -ть, -ти), основу неизменяемых слов составляет всё слово в целом.
При работе над окончаниями важно предостеречь учеников от механического выделения окончаний, материально выраженных и не выраженных (упр. 85): домов, столов, носов, часов, но коров, голов, основ.
Пристального внимания требуют случаи, когда одна буква обозначает два звука, относящиеся к разным морфемам. Для чёткого обозначения звукового состава нужно использовать частичное транскрибирование: иней – ине[й – а].
При работе над корневой морфемой (§ 14) особенное внимание нужно уделить корням одинаково звучащим, но разным по значению. Корни можно разграничить путём подбора родственных слов и сочетаемости слов (примерять платье (мерить) и примирять поссорившихся (мир)).
Параграф 15 («Приставка») требует особого внимания при работе над приставками в-, вы-, у-, т.к. эти приставки имеют омонимичное значение в белорусском языке. Приставке в-, указывающей, что действие направлено внутрь предмета, в белорусском языке соответствуем префикс у-, ср.: внести – бел. унесцi, совпадающее с русским унести. Несовпадение объёма значений префикса у- в родном и изучаемом языках и отсутствие приставки в- в белорусском языке приводят к ошибочному словообразованию.
При работе над параграфом 15 («Суффикс») необходимо подчеркнуть, что суффикс, наряду с корнем, формирует лексическое значение слова.
Как уже было сказано выше, следует предостерегать учеников от механического выделения суффиксов. Так опора на лексическое значение основы обеспечит включение в группу бессуффиксных слов: ласточка (нет ласта), варежка, лепесток, байдарка, ящик, колобок (упр.127) . ср.6 норка (маленькая нора) и норка (животное).
|
|
Впервые в практику школьного преподавания русского языка введена значимая часть слова, обозначаемая термином постфикс. После того как детьми будет осмыслено понятие постфикса, формируется умение вычленять постфикс в словоформе (упр.136) и умение образовывать слова при помощи постфикса (упр. 139). Нужно подчёркивать для детей, что постфикс привносит в слово новые оттенки значений (неопределённости, направленности действия на лицо, его производящее).
Параграф 20 («Способы образования слов»).
Чтобы научить школьников правильно обнаружить производящую часть, нужно сформировать у них умение правильно определять значение производного слова.
Для этого можно использовать семантические схемы, которые разработаны, н-р, Ревзиной О.Г. (Ревзина О.Г. Структура словообразовательных полей в славянских языках. – М., 1969) и усовершенствованы для школы И.А. Ширшовым (Ширшов И.А. Приёмы поиска производящей основы // РЯШ. – 1978. — № 2. – С. 39). Так, все одушевлённые существительные имеют схему «тот, кто» (строитель – тот, кто строит), неодушевлённые существительные, выступающие только в форме единственного числа, — схему «то же, что и» (смелость – то же что и смелый) . неодушевлённые существительные, употребляющиеся в формах обоих числе, — несколько схем (мельница – «то, где мелют» . подпорка – «то, что подпирают» . росток – «то, что растёт»).
Т. е. выделение производящей части начинается с поиска лексического значения слова. Для того чтобы легче было увидеть морфему, при помощи которой образовано слово, можно предлагать детям записывать слова в столбик (упр. 154):
Бежать город мыть лес
Прибежать пригород мыться лесной
Такую же запись можно использовать и при работе над производящей частью:
читать
читатель (упр. 158).
Общее у производного и производящего и есть производящая часть. Её и отделяют вертикальными линиями:
вода борода
|
|
подводный подбородок
При работе над словообразовательными средствами нужно остановиться над нулевым суффиксом (упр.166). Это работа проходит при сопоставлении таких пар: обжигать – обжигание, вывозить – вывозка, в этих парах присоединение суффикса формирует значение отвлечённого действия. Это же происходит в словах типа выходить – выход, вырезать – вырез.
Аналогичные процессы происходят при образовании имён существительных со значением отвлечённого признака от основ имён прилагательных с помощью суффиксов: высокий – высота, тёмный – темнота, тихий – тишина . глухой – глушь, тихий – тишь, гладкий – гладь, высокий – высь.
При работе над способами словообразования особую трудность вызывает разграничение способов сложения, слияния, сложения и суффиксации, суффиксации: малоснежный, мышевидный, паровозный, домосед (сложение и нулевая суффиксация).