X-PDF

Системный и личностно- деятельностный подходы к осуществлению воспитательной работы

Поделиться статьей

Длительное время основной целью образования вРФ было овладение системой знаний, составляющих основу наук. По уровню и багажуфактических знаний российские выпускники заметно опережают своих сверстников избольшинства стран, потому что в период обучения их память загружаетсязначительным объемом информации: факты, понятия, имен, хронология и т.д. И безсомнения наши школьники отлично выполняют задания репродуктивногохарактера.Однако как только возникает потребность в решении нестандартных ситуаций,проведении анализа данных или их интерпретации, формулировке выводов,российские школьники выпускники сталкиваются с трудностями. Низкие результатынашей молодежи отмечается и при выполнении заданий, связанных с использованиемнаучных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез ивыводов, планирования эксперимента. И ценность знаний как таковых в современноммире снижается из-за быстрого устаревания любой информации.

Именно по этим причинам ФедеральныйГосударственный Образовательный Стандарт установил новые требования крезультатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должнасформировать у ученика не только предметные и фактические знания, но иуниверсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолженияобразования в основной школе; развить способность к самоорганизации с цельюрешения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферахличностного развития.

Вместе с потребностью изменить векторобразования с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способамивзаимодействия с миром (результат – умения) пришло осознание необходимостиизменить характер обучения и способы деятельности учащихся, что привело квведению деятельностного подхода обучения.

Особую актуальность этот подход имеет,конечно, в начальной школе, где закладываются «кирпичики» всейобразовательной деятельности отдельной личности.

 

1. Деятельностный подход: понятие, цель,специфика и особенности применения в начальной школе.

 

Деятельностный подход в обучении – это такаяорганизация учебного процесса, при которой центральное место занимаетмаксимально самостоятельная, активная и разносторонняя познавательнаядеятельность учащихся. Формирование личности ученика и продвижение его вразвитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде,а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие новогознания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю,я делаю – я усваиваю». Деятельностные способности школьниковформируются в тот момент, когда они не пассивно воспринимают задания, авключены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Ключевая идеясостоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «добывают»и «открывают» их сами в процессе исследований; ученики «превращаются» вмаленьких ученых с собственными открытиями. Поэтому работа учителя не в том,чтобы объяснить, рассказать, показать, а в том, чтобы организоватьисследовательскую деятельность учеников с целью доведения их до решенияпроблемы урока и составления алгоритмов действий при возникновении новых задач.

Это диктует необходимость овладеватьпедагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новыетребования федеральных государственных образовательных стандартов. Одной из нихявляется технология деятельностного метода обучения, разработаннаяпедагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук,профессора Л.Г. Петерсон.

 

В чём сущность деятельностного метода,являющегося ядром системно-деятельностного подхода? Деятельностный подход – этоподход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходитпроблема самоопределения ребенка в учебном процессе. Целью деятельностногоподхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Всамом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности,своей жизни. Он (ребенок):

ставит цели,

решает задачи,

отвечает за результаты.

 

Главное средство субъекта – умение учиться,т.е. учить себя. Именно поэтому учебная деятельность является универсальныминструментом развития. Основные характеристики деятельности:

целеустремленная система;

наличие обратная связь;

всегда имеет генетически развивающийся плананализа.

 

Принцип деятельности заключается в том, что технологиядеятельностного метода предполагает создание учителем специальных условий, вкоторых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживаюти осмысливают учебную проблему.

 

В методологии образования существует такжекомпетентностный подход, не отрицающий значения знаний, но акцентирующийвнимание на способности использовать полученные знания с помощью ключевыхкомпетенций. Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно –деятельностный подход.

 

Системно-деятельностный подход являетсяметодологической основой Федерального государственного образовательногостандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), который нацелен наразвитие личности и формирование гражданской идентичности. Понятие системно-деятельностногоподхода было введено в 1985 году вследствие объединения системного идеятельностного подходов.

 

Системно-деятельностный подход предполагает:

воспитание и развитие качеств личности,отвечающих требованиям современного информационного общества;

переход к стратегии социального проектированияи конструирования;

ориентацию на федеральные государственныеобразовательные стандарты;

признание решающей роли содержания образованияи способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества вдостижении целей личностного, социального и познавательного развитияобучающихся;

учет индивидуальных возрастных,психологических и физиологических особенностей обучающихся;- обеспечениепреемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного)общего образования;

 разнообразие индивидуальныхобразовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащениеформ учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Актуальность изучения и применения впедагогической практике элементов и технологий системно-деятельностного подходаобъясняется постепенным введением ФГОС, отличительной особенностью которыхявляется ориентация на результаты образования, рассматривающиеся на основесистемно-деятельностного подхода. Это означает, что на всех этапах – отпланирования до контроля – учебный процесс должен ориентироваться на развитиеличности обучающихся, которое происходит на основе овладения учащимисяобобщенными способами деятельности (универсальными учебными действиями).

Таким образом, суть традиционного подхода вобразовании заключается в ориентации на объём знаний, т.е. чем больше знанийприобретает обучающийся, тем выше уровень его образованности. Значениедеятельностного подхода, являющегося центром системно-деятельностного методаобучения – в формировании знаний через самостоятельную познавательную деятельность.

 

2. Реализация подхода через дидактическиепринципы и типологию уроков.

 

Процесс обучения должен быть организован так,чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Результатами освоения основнойобразовательной программы ФГОС НОО являются предметные, метапредметные иличностные результаты:

Предметные результаты – освоенный опытспецифической для данной предметной области деятельности по получению новогознания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементовнаучного знания, лежащая в основе научной картины мира;

Метапредметные результаты – освоенныеуниверсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевымикомпетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия.

Личностные результаты – готовность испособность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению ипознанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностныекачества.

Основной формой организации процесса обученияв российских школах является урок, поэтому в рамках системно-деятельностногоподхода педагог должен знать и владеть принципами построения урока,ориентироваться в примерной типологии уроков и критериях оценивания. Реализациятехнологии этого подхода предполагает соблюдение следующей системыдидактических принципов:

1. принцип деятельности – ученик, знанияполучает не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание иформы своей деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активноучаствует в их совершенствовании, что способствует активному успешномуформированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебныхумений;

2. принцип непрерывности означаетпреемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии,содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развитиядетей;

​​​​​​​3. принцип целостностипредполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления омире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности,о роли и месте каждой науки в системе наук);

​​​​​​​4. принцип минимакса состоит вследующем: образовательная организация должна предложить ученику возможностьосвоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемомзоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоениена уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);

​​​​​​​5. принцип психологическойкомфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебногопроцесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы,ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитиедиалоговых форм общения;

​​​​​​​6. принцип вариативностиспособствует формированию обучающимися способностей систематическому переборувариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;

​​​​​​​7. принцип творчества максимальноориентирует на творческое начало в образовательном процессе, приобретениесобственного опыта творческой деятельности.

 

Представленная информация была полезной?
ДА
61.15%
НЕТ
38.85%
Проголосовало: 1524

Организация деятельности ученика происходитчерез следующие этапы: постановка цели деятельности; планирование своихдействий по реализации поставленной цели; сама деятельность; рефлексияполученных результатов.

Новый образовательный результат обеспечиваетсяи через определенную последовательность этапов работы процесса обучения –изменение структуры урока. В типологии уроков в дидактической системедеятельностного метода уроки деятельностной направленности по целеполаганиюможно классифицировать в четыре группы:

1. Урок «открытия» нового знания – гдедеятельностной целью является формирование способности учащихся к новомуспособу действия, а образовательной – расширение понятийной базы за счетвключения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии, в котором деятельностнаяцель – формирование у учащихся способностей к рефлексиикоррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксированиесобственных затруднений в деятельности, выявление ихпричин, ​​​​​​​построение и реализация проекта выхода из затруднения ит.д.); образовательная цель – коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмови т.д.

​​​​​​​3. Урок общеметодологическойнаправленности. Деятельностной целью этого урока выступает формированиеспособности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структурыизученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель – выявление теоретическихоснов построения содержательно-методических линий.

​​​​​​​4. Урок развивающего контроля,ставящий деятельностной целью формирование способности учащихся к осуществлениюконтрольной функции, а образовательной – контроль и самоконтрольизученных понятий и алгоритмов.

Учебная деятельность в разрезесистемно-деятельностного подхода включает в себя следующие компоненты: учебнаязадача; учебные действия; действия самоконтроля и самооценки. Обычноеозвучивание темы урока не является постановкой учебной задачи, так как при этомпознавательные мотивы не становятся личностно значимыми для учащихся. Длявозникновения познавательного интереса надо столкнуть ученика с «преодолимойтрудностью» — предложить ему такое задание, которое он не может решитьтрадиционными способами, и вынужден «открыть» новый способ действия. Цельучителя через систему специальных вопросов и заданий подвести ученика коткрытию. Отвечая на вопросы учителя, ученик выполняет предметные ивычислительные действия, направленные на разрешение учебной задачи, которыеназываются учебными действиями. Третьим компонентом учебной деятельностиявляются самоконтроль и самооценка, при которых ребенок сам оцениваетрезультаты своей деятельности и осознает свое движение вперед. На этом этапеважно обеспечить каждому ребенку ситуацию успеха, которая становится стимуломдля дальнейшего продвижения на пути познания и исследования. Все три этапаучебной деятельности необходимо проводить в системе, в комплексе. Основныеэтапы данного метода представлены следующей комплексной схемой:

Постановка учебной задачи → «Открытие» детьминового знания → Первичное закрепление (комментирование) → Самостоятельнаяработа с проверкой в классе → Решение тренировочных упражнений → Контроль(принцип минимакса) → Решение задач на повторение.

 

3. Основные технологиисистемно-деятельностного подхода.

 

Деятельностный подход эффективно сочетается сразличными современными образовательными технологиями, такими как ИКТ, игровыетехнологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры),технология критического мышления, технология исследовательской и проектнойдеятельности, проблемного обучения. Названные технологии способствуетформированию у обучающихся универсальных учебных действий.

 

Для понимания используемых всистемно-деятельностном подходе технологий рассмотрим особенности структурыурока введения нового знания, которая имеет следующий вид:

 

1. Мотивирование к учебной деятельности длится1-2 минуты с целью включения обучающихся в деятельность на личностно-значимомуровне. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождениеучащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапеорганизуется мотивирование к учебной деятельности, а именно:

актуализируются требования к ребенку состороны учебной деятельности (“надо”);

создаются условия для возникновения внутреннейпотребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

устанавливаются тематические рамки (“могу”).

 

В качестве приёмов работы на этом этапеучитель:

в начале урока высказывает добрые истимулирующие пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи;

предлагает детям подумать, что пригодится дляуспешной работы и слушает варианты детей;

использует девизы или крылатые выражения.

2. Актуализация и фиксирование индивидуальногозатруднения в пробном учебном действии, занимающие 4-5 минут. Цель: повторениеизученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявлениезатруднений в индивидуальной деятельности каждого ребенка. На этом этапевозникает проблемная ситуация и используются методы постановки учебнойпроблемы: побуждающий, подводящий диалоги; мотивирующий приём «яркое пятно»(сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории,науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)

3. Постановка учебной задачи длится 4-5 минут.Основной целью этого этапа является получение ответов на вопросы «почемувозникли затруднения?», «чего мы ещё не знаем?».

Учитель организует выявление причинзатруднения. Для этого ученик должен восстановить выполненные операции изафиксировать место затруднения; соотнести свои действия с используемымспособом действий (алгоритмом, понятием и т.д.); выявить и зафиксировать вовнешней речи причину затруднения каких знаний, умений или способностейнедостаточно для решения поставленной задачи в частности и задач такого типавообще.

4. Открытие нового знания (построение проектавыхода из затруднения), на что отводится 7-8 минут. На данном этапе ученик вкоммуникативной форме обдумывает проект будущих учебных действий: ставит цель(целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывает темуурока, выбирает способ, строит план достижения цели и определяет средства. Этимпроцессом руководит учитель сначала с помощью подводящего диалога, затем –побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Первичное закрепление продолжается 4-5минут. Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала). Наэтом этапе используется фронтальная работа, ​​​​​​​работа в парах, а такжекомментирование, обозначение знаковыми символами.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой пообразцу длится 4-5 минут. Каждый должен для себя сделать вывод о том, чтоон уже имеет. Необходимо письменно выполнить самостоятельную работу (2-3типовые задания) и провести самоконтроль и самопроверку.

7. Включение нового знания в систему знаний иповторение длится 7-8 минут. Ученику предлагаются задания, которыесодержат новый алгоритм, новое понятие, далее решаются задания, в которыхновое знание используется вместе с изученными ранее.

8. Рефлексия учебной деятельности занимает 2-3минуты. Особенность метода – самостоятельное «открытие» детьми нового знания впроцессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания иучебные умения приобретают для учеников личную значимость.

Таким образом, деятельностный метод являетсятем универсальным средством, которое дает учителю инструменты подготовки ипроведения уроков в соответствии с новыми целями образования, определенными внормативных и правовых документах.

Он позволяет педагогу использовать в своейпрактике разнообразные способы и технологии организации учебного процесса.Эффективной является проектная технология в начальной школе, состоящая изэлементов «замысел-реализация-продукт» и включающая такие этапы, как решение,цель, задачи, план и программа, проверка на реализуемость, выполнение,презентация.

К базовым образовательным технологиям следуеттакже отнести обучение на основе «учебных ситуаций», при которомобразовательная задача заключается в организации условий провоцирования детскихдействий.

Следует также выделить такую образовательнуютехнологию, как «уровневая дифференциация», в основе которой лежитдифференциация требований к уровню освоения, явное выделение повышенного ибазового уровней. Для успешности этой технологии следует соблюсти следующиеосновные принципы: открытость, предъявление образцов деятельности, «ножницы»между уровнями образования, посильность и обязательность усвоения всемибазового уровня, добровольность в освоении повышенных требований, работа сгруппами «подвижного» состава, накопительная система оценивания.

Конечно, в группу образовательных технологий системно-деятельностногоподхода нельзя не включить информационные и коммуникационные технологии,предполагающие открытое и контролируемое пространство информационныхисточников, среду информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписаниезанятий и современные системы управления учебным процессом.

Большие возможности для организацииэффективной учебной деятельности даёт также групповая форма работы.Психологи доказали, что человек лучше усваивает то, что обсуждает с другими, алучше всего помнит то, что объясняет другим. Групповая работа предоставляетименно такие возможности.

Самый доступный вид групповой работы – работав парах. На этапе закрепления новой темы, можно предложить ученику придуматьдля соседа по парте задание по закрепляемой теме. Необходимость прослушать нетолько полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. В случаеразногласий допускается задать вопрос учителю или одноклассникам с соседнейпарты. На выполнение этого задания достаточно 5 минут. В течение этого временикаждый ученик получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либоуточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получитьразъяснение. Каждый при этом еще и сыграет роль эксперта. Эта технология имеетвысокую эффективность и может быть применена при изучении самых разных тем.Использовать ее можно в различное время – сразу после объяснения учителя ирассмотрения нескольких примеров, или на следующий день, по результатамвыполнения домашнего задания. В это время осуществляется включённый контроль,т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парныхгруппах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данныймомент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения,оценивает не только отвечающего, но и качественную работу «учителя».Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половинаучащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать,исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.

 

Когда ученик становится носителем функцииучителя, его активность на уроке заметно возрастает. В традиционной формеобучения большая часть учеников в течение урока чаще всего так и остаютсянаблюдателями. Работа в парах или группах при непосредственном общении ссоседом или одноклассниками формирует и позитивное отношение к предмету, инавыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается,процесс обучения становится более успешным.

 

Таким образом, использование приёмов проблемногообучения, проектных методик, групповых форм и других технологий работы даётучителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младшихшкольников.

У учеников начальной школы формируютсяосновные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школеи продолжить предметное обучение.

 

Ведущими характеристиками выпускника начальнойшколы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умениестроить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения;наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемомувопросу. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли – не просто и не только«зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позицияопределяет заинтересованность младших школьников процессом познания.

 

Воспитание ученика-исследователя – этопроцесс, который открывает широкие возможности для развития активной итворческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делатьсобственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нестиответственность за них.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.15%
НЕТ
38.85%
Проголосовало: 1524

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет