Системный подход Г.Спенсера
Социология Г. Спенсера еще в большеймере базировалась на системном подходе к изучению социальных реалий, так какон, следуя концепции органицизма, представлял общество в виде живойорганической системы. Люди, вступающие в отношения друг с другом, живые, следовательно,и общество можно понять, лишь мысля его как живой организм.
Организм является системой, изкоторой нельзя произвольно изъять ни один орган без пагубных последствий дляего жизнедеятельности. Точно так же и в обществе все структурные элементынеобходимы для нормального функционирования всего социального организма.
Он акцентировал внимание на системномхарактере работы органов отдельного тела и социума. Общество, по его мнению,состоит из трех подсистем — сфер производства, распределения и управления. Системныйподход к обществу заключался в рассмотрении его как целостной системы,состоящей из элементов, выполняющих определенные функции.
Г. Спенсера по праву можно назватьодним из основоположников структурного функционализма. Системный подход ониспользовал при анализе всех социальных явлений, и религия не является здесьисключением.
Общество – это социальный организм(целостность). Сходства между биологическим и социальным организмом:
Рост, увеличение в объеме
Усложнение структуры
Дифференциация структурысопровождается дифференциацией функций.
Отличия:
Биологический организм – этоконкретное целое, где все элементы связаны неразрывно
Общество – это дискретное целое,элементы которого более или менее свободны и рассеяны.
Биологический организм – частисуществуют ради целого
Общество – целое ради частей.Первичен индивид, общество существует ради него.
Системы органов в социальноморганизме:
Питание – земледелие и промышленность
Распределительная (функциякровообращения)– транспорт, торговля
Регулятивная – управление.
Своеобразный кожный покров, функциязащиты – армия.
При этом в обществе, как и в живом организме,существует разделение труда.
Общество существует ради блага своихчленов. Удовлетворению этих потребностей должна служит, в первую очередь,политическая организация.
Идеи Г. Спенсера оказали большоезначение на общественно-политическую мысль своего времени, несмотря на то, чтоэто влияние не было однозначным. Своей уникальной научной эрудицией,убежденностью в непреодолимости закономерностей социальной эволюции иисторическом возвышении гражданского статуса человека, нравственной личности,разработкой конкретных поисковых социологических технологий.
Эволюционная теория социума ГербертаСпенсера — одна из популярнейших
Внес существенный вклад в становлениеи развитие социологии. Его теоретические построения, обобщения, выводы иподходы в области анализа форм, механизмов и направлений эволюции общественныхсистем, не утратили своих конструктивных потенций в наше время.
Герберт Спенсер был не первым, ктососредоточил своё внимание на проблемах социальной эволюции. Многие ученыестремились установить общие законы эволюции. Таковыми, в частности, являются,Льюис Г. Морган, Эдвард Б. Тайлор, Джеймс Фрезер.
Каждое общество соответствует своемувремени, но позднее неизбежно вытесняется более высокими формами развития. Сименем Г. Спенсера связывают два подхода к рассмотрению общественных явлений:
1) понимание общества как организма,подобного биологическим существам и подчиняющегося тем же законам организации,функционирования и развития;
2) учение о всеобщей эволюции,распространяющееся на любые явления неорганического, органического и надорганического(социального) мира.
Г. Спенсер первым в развернутой форместал разрабатывать подход, получивший впоследствии название общей теориисистем, и применять его к человеческому обществу. В своих исследованиях онсочетал структурно-функциональный и эволюционный анализ общества. Он вместесчитал общество особой реальностью, возникшей в результате возникновенияиндивидов и зависящей от них.
Наиболее полно и широко идеи,связанные с натуралистической (органической) концепции представлены и развиты втрудах английского социолога Герберта Спенсера.
Г. Спенсер является одним изкрупнейших представителей позитивистской социологической мысли XIX века. Онотличался необыкновенной эрудицией и работоспособностью. Оставленное имнаследие огромно.
Теоретические взгляды Спенсераформировались под влиянием достижений естественных, все чаще обращавшихся кидее эволюции. Большое влияние на Герберт Спенсера, наряду с учением Ч.Дарвина, оказали идеи А. Смита и Т.Р. Мальтуса, английских утилитаристов,стоявших на позициях радикального буржуазного либерализма и индивидуализма.Герберт Спенсер разделял представления Т. Гоббса о том, что человек вестественном состоянии антисоциален. Главным фактом социогенеза он считал ростпопуляции, потребовавшийся для выживания и приспособления социальнойорганизации, которая в свою очередь способствовала выработке и развитиюсоциальных чувств, интеллекта, трудовых навыков. Суть и содержание этойестественной эволюции — социализация человека, т. е. превращение его всущество, способное к коллективным действиям. Решающую роль в данном процессеиграют механизмы организации совместной жизни людей — социальные институты,возникающие естественным путём в связи с ростом численности человеческойпопуляции и с усложнением её организации.
Проблема взаимовлияния индивида иобщества не решалась Спенсером однозначно. По его мнению, на ранних стадияхэволюции природа человека определяет свойства социального агрегата. Однако помере эволюции социальной организации решающую роль в дальнейшем развитиичеловека играют свойства общего как целого, а в мотивации человеческогоповедения начинают брать верх приобретенные им социальные качества. Средиэволюционистов лишь Г. Спенсер предпринял попытку создания всеохватывающейфилософской системы. Фундаментальные положения он формулирует в терминах:вещество, движение, сила. Из этих абсолютно всеобщих положений (законапостоянства вещества и силы) выводится закон эволюции. Идея всеобщей эволюции -центральный пункт мировоззрения Г. Спенсера. Все его усилия были направлены наобоснование этой идеи.
Но его философская система оказаласьслишком тесно связанной с духовной и интеллектуальной атмосферой той эпохи.Другой причиной падения популярности Г. Спенсера явилось то, что созданная иминтеллектуальная конструкция была последней попыткой создания всеохватывающейфилософской системы. Эта форма интеллектуального творчества окончательно изжиласебя к концу 19 века.
Г. Спенсер опирался на огромныйфактический материал, большая часть которого быстро устаревала. Тем не менее,стремление Г. Спенсера выйти за рамки абстрактных рассуждений по поводуобщества, широко использовать данные общественных и естественных наукспособствовали формированию новых стандартов научной деятельности в социологии.
Большое значение имели разработанныеим принципы системного анализа общества, несмотря на несовершенный понятийныйаппарат. Спенсер способствовал росту интереса к исследованиям первобытногообщества, исследованию истории социальных институтов и развития культуры. Всовременной западной социологии отношение к Спенсеру неоднозначное. В основномпринципы классического эволюционизма оцениваются отрицательно. Но с ростоминтереса к проблемам социального развития возрождается интерес и к самой идеесоциальной эволюции, к творческому наследию Спенсера.
Идеи Спенсера были и остаютсянебезупречными. Но они существенно обогащают наши представления и взгляды напроцессы современного развития общества, — особенно те из них, которые касаютсяустановления равновесия в обществе и постепенного перехода его на качественноновый более уровень социального и политического развития по мере вызреваниясоответствующих предпосылок.
