X-PDF

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО КУЛЬТУРНО — НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Поделиться статьей

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО культурно — НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯДОШКОЛЬНИКА

Содержание

Введение

Глава1. Сказка, как средство нравственного воспитания дошкольника

1.1Нравственно-этические достоинства сказки в воспитание дошкольников

1.2Воспитательная ценность русских народных сказок

Глава2. Система работы с дошкольниками по русским народным сказкам

2.1Эмоциональное погружение детей в сказку

2.2Использование сказки в воспитательной работе с детьми

Заключение

Списоклитературы

Введение

Внравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного измощных средств — сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннеговозраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и можетоставаться с ним на всю жизнь.

Сказка,ее композиции яркое противопоставление добра и зла, фантастические иопределенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особыепричинно-следственные связи и явления — все это делает сказку особеннойинтересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом нравственно здоровойличности ребенка.

Дошкольноедетство — небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенокприобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужнозабывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живетребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказкарассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям — Слушайсяродителей, уважай старших, Не уходи из дома без разрешения, но в еесодержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают,многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказки содержитсявсе самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.

Сказкавходит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжениивсего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинаетсяего знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всемокружающим миром в целом.

Сказкипреподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя приэтом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образахгероев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми,превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступкиребенка.

Сказка,ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические иопределенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамикасобытий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманиюдошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей,незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Проблема состоит в том, что в нашвек духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры,утрачивает свое высокое предназначение.

Актуальность  данного исследования видится втом, что современный мир требует от воспитателя формирования личностидошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основнаячасть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, гдеребенок получает первые знания о «большом» мире посредствомсказки.

В настоящее время мы все чаще наблюдаемпримеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношениюк близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детейискажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии,справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаем,что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственнуюсуть каждого поступка. Детям сложно самостоятельно разобраться в миречеловеческих отношений, освоить язык чувств, быть добрым, внимательным,справедливым. Много еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленныенормы общества. Мои наблюдения за детьми убедили меня в том, что именновзрослым очень важно найти пути воспитания у детей миролюбия идоброжелательного поведения, сформировать у них гуманное отношение ксверстникам, взрослым людям, а также природе и животным. Зная тот факт, чтоименно художественная литература активно воздействует на чувства и разумребенка – дошкольника, развивает его восприимчивость, эмоциональность, я считаюработу со сказкой – наиболее доступным средством нравственного воспитания. Ведьсодержание сказок показывает примеры дружбы и честности, трудолюбия итоварищества. Характерно и для сказки торжество справедливости, победа добранад злом, счастливый конец для доброго героя. Поэтому, на мой взгляд, сказкипомогают ребенку выработать то или иное отношение к окружающейдействительности, к поступкам людей, вызывают стремление подражать хорошему ипротивиться плохому.

  Нравственное воспитание всегдарассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньеввсестороннего формирования личности.

     Основой нравственностиявляются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик,делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах егообщественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним изсущественных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора,определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственнойкультуры.

Теоретическая значимость: заключается вразработке содержания и форм работы с детьми 1-ой младшей группы по изучениюнравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапнуюорганизацию воспитательного процесса, участие педагога, детей и их родителей, аиной раз и привлечения психологов в решении проблемы.

Практическая значимость: заключаетсяв повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственныхоснов, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых,эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

 

Объект — нравственное воспитаниедетей старшего дошкольного возраста.

Предмет — влияние сказки на нравственноевоспитание старших дошкольников.

Целью работы является изучениесказки, как средство нравственного воспитания дошкольника. Сделать жизнь нашихвоспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями,интересными делами, радостью творчества.

 

Задачи.

1.Рассмотретьнравственно-этические достоинства сказки в воспитание дошкольников;

2.Раскрытьвоспитательную ценность русских народных сказок;

3.Рассмотретьэмоциональное погружение детей в сказку;

4.Рассмотретьиспользование сказки в воспитательной работе с детьми.

 

1.    Нравственно-этическиедостоинства сказки в воспитание дошкольников

Духовно-нравственное воспитание — это формирование ценностногоотношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека,включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности идругих качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любоеобщество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначеневозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этогоопыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в своюочередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения исоциально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственноестановление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельнойжизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственноговоспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления ужеизвестных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольниковявляется сказка.

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказкахне только как о воспитательном и образовательном материале, но и как опедагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал длянравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, накоторых дети постигают многообразие мира.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетическихчувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость кчеловеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мирне только умом, но и сердцем. Сказка благодатный и ничем не заменимый источниквоспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданиюкомнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать,воплощая в ней свои детские мечты.

Духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служитьчеловечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать истанет еще более могучим. В этом — бессмертие человечества. В этом — вечностьвоспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному инравственному прогрессу.

Таким образом, сказка жила, несмотря на гонения и игралаогромную воспитательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце,о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить изтрудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя сотрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.

Сказка вызывает протест против существующей действительности,учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества.Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, нагляднойсхемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самойдействительности.

Чтобы ребенок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал вэтом большом мире, необходимо вооружить его социальными умениями. Важно,чтобы ребенок мог управлять своим поведением, умел выбрать по отношению кдругому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним,проявлял гибкость и творчество в выборе коммуникативных средств в процесседиалога с другими.

Необходимо научить ребенка умению видеть и понимать другогочеловека, развивать способность поставить себя на место другого и переживать сним его чувства, умение действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого.В сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми. Именнонародные сказки сохранили ту общую человеческую мораль, которую, увы, сегоднямногие растеряли.

В народных сказках отражены «уникальные традиции и опыттворчества». Во всех народных сказках есть нравственно — этические принципы.Сказка учит жить. А иначе, зачем бы наши предки тратили драгоценное время наних? Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются всежелания. Сказка позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать. Кто есть я?Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало,позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы ясделал, обладай волшебством? Через сказку ребенок может понять законы мира, вкотором он родился и живет.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды,победе добра над злом. Основу для правильного общения со сверстниками ивзрослыми нужно закладывать в детстве сказки же учат нас не только житейскоймудрости, но и смелости, мужеству, умению устанавливать контакты.

Сочувствуют различные мнения по поводу влияния сказок наребенка. Воспитываю в нем такие важные качества, как смелость, храбрость,решительность, мы должны опираться на многовековой опыт предшествующихпоколений в использовании сказки педагогических целях. Ребенка нужно приучать кпреодолению трудностей: оберегая его от реальности, которая далеко не идеал, мытолько создадим ему лишние проблемы. Вырастая, он не сможет объективновоспринимать события, решать последовательно возникающие задачи, будет нерешительным, робким или погруженным в себя человеком. Всего этого не трудноизбежать, если на раннем этапе развития анализировать сказочные произведениявмести с ним, с каждым новым прочтением все, более усложняя задачу. Практикуяразличные методы объяснения смысла сказки, можно добиться её полного пониманияи сознания малышом. А это значит, что в трудной ситуации она послужит емухорошей опорой в жизни.

Немаловажным обстоятельством в развитии ребенка являетсяповторное прочтение сказки. Не стоит отказывать в этом малышу на том основании,что перечисление пятьдесят первый раз обстоятельств, при которых Конек -Горбунок вытаскивает Ивана из нищеты и неизвестности, утомляет и раздражает.Для ребенка эта новая ступенька, по которой он поднимается на более высокийуровень духовного и интеллектуального развития. Да, дети, слушая сказку изо дняв день, переживают за героев снова и снова. Но теперь им важны не столькоположительные моменты сказки, сколько упущенные при первом прочтении некоторыеподробности сюжета и особенности характеров персонажей.

Таким образом, ребенок учиться акцентировать внимание надеталях, а образы сказочных героев при этом наполняются новым содержанием,которое с каждым разом усложняется и приобретает черты действительности. Еслималыш просит ещё раз перечитать понравившуюся ему сказку, не препятствуйте,видимо, он что-то недостаточно хорошо понял и ему хочется разобраться в этом.Надо пояснить этот момент.

Сказка как средство эстетического и познавательного воздействиягармонично вписывается в процесс игры. Для малыша является главным развитиесюжета, ситуации которого не использует, или присутствие героев, определяющихеё характер. Возможно, в этом случае сказку надо будет прочитать ещё раз, болееподробно проанализировав трудные моменты, научить малыша понимать, зачемчеловеку нужен сильный и благородный характер .

Привлекают ребенка в сказках и волшебные способности главныхгероев: умение летать, быстро перемещаться, перевоплощаться. Конечно, в 1,5 – 3года невозможно объяснить природу волшебства, на данном этапе можно просто датьему понять, что это- реализация мечты на рода. Со временим волшебство должнопревратиться в сознательное стремление достичь желаемой цели или уникальное развитиеличных способностей. Дети должны усвоить: чтобы добиться каких-то результатов вжизни, надо обладать не просто определенными свойствами характера, нужноразвивать их до совершенства. Этот процесс не должен носить приземленныйхарактер, действовать надо по обстоятельствам, принимая во внимание реакциюмалыша.

Видимо, с этой же точки зрения не следует ограждать ребенка и отпугающих описаний страшных веществ, явлений, злодеев. Он должен знать, чтопревосходной степени зла может противостоять только более изощренная формадобра. Лишь в таком случае происходит битва на равных межу отрицательными иположительными персонажами в сказке и естественная победа последнего.

В каждом человеке, ребенке и в взрослом на уровне подсознаниязаложена стремление отвечать обще принятым, установленным веками, способом имышления и поведения. Поэтому чувства и поступки положительного героя малышсразу же проецирует на себя. Проявляется это обычно сначала внешне: он начинаетиспользовать определенные речевые обороты, характерные для этих героев, затемпоступки этого персонажа превращаются в особенности поведения ребенка,постепенно становятся его собственными поступками. Малыш начинает сознавать ихнеобходимость, он уже не может на добро ответить злом, обидеть младших и слабых,вырабатываются моральные критерии.

Нравственное воспитание ребенка начинается с того, что слышит,видит и что вызывает отклик в его душе.

Сказка имеет очень большую роль в формировании нравственныхкачеств ребенка. И с самого начала надо отметить гендерный подход сказки. Вгендерном отношении все сказки помогают сформировать мужские и женские чертыхарактера.

Например, сказки для формирования мужских черт характера — «Трипоросенка», «Колобок». В них показан метод борьбы для мужчины. В сказке «Трипоросенка» дается успешный сценарий победы над превосходящим по силепротивником, а в сказке «Колобок» содержится важнейшее предупреждение о том,при каких условиях можно потерпеть поражение, о выполнении правил безопасности.На этих сказках можно объяснить мальчику типологию противника, сценарии борьбыс ним и победы. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим -осторожность и предусмотрительность, с третьим — надежная команда, с четвертым- тактическая беседа. Сказки, с мужским характером, содержат три важных длямальчика идеи: во-первых — адекватное восприятие реальности, во — вторых -представление о враге и безопасности, в — третьих — желание победить врага. Онисимволически дают мальчику знания стратегии и тактики в борьбе с противником.Крепкое убежище, объединение сил, удача, знания, использование собственногопреимущества и слабые стороны противника — вот слагаемые успеха. Все, чтомальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь.Русские народные сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как умениепротивостоять трудностям, мужество, отвагу, бессмертие перед врагом, уважение илюбовь к маме (женщине).

А вот сказки — «Маша и медведь», «Хаврошечка», «Морозко», «Гусилебеди» помогают формировать женские черты характера. В этих сказкахобязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по-разному строит с нимотношения. Она либо вступает в борьбу, либо готовит себя к счастливомусупружеству, либо помогает ему. Эти сказки помогают девочке постичь смыслженственности. В этих сказках девочка принимает определенные знания о жизнигероинь. Во — первых — найти достойного партнера, то есть избрать лучшее. Авыбор связан со способностью слушать свое сердце, которое подскажет: кто -достойный, любящий, преданный, готовый всегда прийти на помощь. Приниматьпомощь с благодарностью, и то, что ты задумаешь, исполнится. Во — вторых -создать комфортную среду, где она чувствует себя спокойно и защищено, где еесила приумножается, чтобы понимать и дарить любовь, где она может расти детей -продолжение рода. Именно любовь, терпимость являются основными проявлениямиженственности в русской культуре.

Но есть сказки, с помощью которых мы можем формироватьнравственные качества и у мальчиков, и у девочек. Они имеют одинаковую концовкуи обязательно завершаются воссоединением героя и героини — свадьбой. Такимобразом, сказки являются эффективным средством формирования нравственныхкачеств личности и национальных черт характера.

Какими будут наши дети — внимательными, заботливыми, добрыми,отзывчивыми, дужными или напротив — эгоистичными, бестактными, агрессивными -зависит только от нас — родителей? Ведь именно в семье формируется у детейотношение к миру людей, вещей, к природе, развиваются и крепнут чувства.

Как же воспитать ребёнка добрым, чутким, внимательным? Каквоспитать ребёнка, чтобы он вырос счастливым человеком?

Нравственные чувства дошкольников формируются в неразрывномединстве с нравственным поведением. Не забудьте после прочтения сказки,провести небольшую беседу с ребенком. Во время, которой вы сможете раскрытьхарактер персонажей, дать оценку их действиям, поговорить о положительных инегативных его сторонах. От выбора сказок для прочтения, зависит, какиенравственные чувства вы сможете сформировать ребенку.

Развитие чувства уважения к старшим органически связано сзадачей воспитания культуры поведения детей по отношению к окружающим.Воспитывается привычка быть всегда вежливым, готовность активно проявлятьзаботу о старших и младших, бережно относиться к результатам труда взрослых, ких деятельности. Продолжается формирование культуры речи, нравственных качеств(правдивости, честности, скромности, терпение, выдержка, уступчивость).

Важной задачей воспитания поведения старшего дошкольникаявляется формирование коллективных взаимоотношений со сверстниками -общительность и гуманное отношение к сверстникам, сотрудничество и умениеколлективно планировать деятельность, организованность и культура общения.

Воспитание культуры общения включает дальнейшее освоение детьмиправил вежливости по отношению к сверстникам и формирование культуры совместнойдеятельности: игровой, трудовой, учебной.

Воспитание организованного поведения предполагает формирование удошкольников умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общимтребованиям, установленным в группе, действовать согласованно, совместнымиусилиями добиваться поставленной цели.

Воспитание самостоятельности, которая должна стать отличительнойчертой поведения ребенка 6-7 лет. Что предполагает: развитие инициативы,самоорганизации и самоконтроля, целеустремленности, произвольного, волевогоповедения детей в разных видах деятельности. Стимулом к проявлениюсамостоятельности является положительная оценка воспитателя, родителя; созданиеобщественного мнения, а также активно поддерживаемое педагогом и родителемстремление старших дошкольников стать такими же самостоятельными, как школьники.

Всеэти качества можно раскрыть и сформировать на примере сказок (событий, действийперсонажей), ведь сказка — клад знаний, в ней собрана народная мудрость.Обращая внимание на гендерные качества героев, вы сможете воспитать отважных,сильных, любящих мужчин и нежных хранительниц очага, в чьих семьях будет царитьвзаимопонимание, любовь и трудолюбие.

2.Воспитательная ценность русских народных сказок


         
Воспитательная ценностьнародных сказок заключается ещё и в том, что в них запечатлены лучшие чертырусского трудового народа: свободолюбие, природный ум, настойчивость, упорстводостижение цели.

Сказкивоспитывают у детей гордость за свой народ, любовь к родине. Народная сказка,как правило, вызывает богатые эмоции у детской аудитории, что усиливает еёвоспитательное влияние. Интенсивность переживаний детей находиться в теснойзависимости от содержания сказки, разнообразие приключений, которые испытываютеё герои.

Эмоции способствуют пониманию дошкольниками смысла, основнойидеи произведения. Перечисленные качества народной сказки характеризуют её каквысокохудожественное произведение для детей, соответствующее психологическимособенностям возраста. Сказка разговаривает с детьми языком искусства -светлого, бодрого, понятно и убедительного. Сказка для ребенка это не простовымысел, фантазия это особая реальность, реальность мира чувств. Сказкараздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной формедошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизньи смерть, любовь и независимость, гнев и сострадание, измена и коварство и томуподобное.

Форма изображения этих явлений, особая, сказочная, доступнаяпониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными«взрослыми». Те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и длябольших и для маленьких. Для детей это не с чем не сравнимые урокинравственности, для взрослых это уроки в которых сказка обнаруживает своё поройнеожиданное для взрослых воздействие на ребенка.

Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у нихпоявляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите, но эти эмоциибыстро гаснут, так как нет условий для их реализации. Правда, они какаккумулятор, заряжают душу нравственной энергией. Читая малышу сказки, сискренним интересом разглядывая вмести с ним картинки и комментируя их, понимаешь,что это, может быть, важнее и, главное, эффективнее, чем последующаямноголетняя работа с подросшими детьми. Именно и создается это богатство -естественный и стойкий интерес к книге, представление о правильной, красивойлитературной речи, вкус к родному языку, который позже назовут врожденнойграмотностью. Упустить этот момент — и понадобятся годы специальные методикипрочие педагогические премудрости, чтобы достичь того, что сейчас создается таклегко — достаточно просто читать ребёнку сказки.

Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами иволшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радость погружается в нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальнымэтот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящеев сказке, как реальность. Этого требует его внутренний мир.

Перевоплощаясь в сказочных героев, принцев и в принцесс, вколдунов и фей, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняютзадания, чем, будучи просто Петей, Мишей, Галей, Таней.

Дети очень любят сказки, потому, что в них — «естественноепространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируетсянедостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована ихвзрослая жизнь». Через сказки ребенок получает знание о мире, овзаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека вжизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход изтрудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. В сказочныхсюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизникаждый человек. Например, часто в сказках главный герой оказывается наРаспутье. Ему предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. Вреальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого -что выбрать из одежды, до жизненно важного — как жить дальше. На примере судебсказочных героев ребенок может проследить последствие того или иного жизненноговыбора человека.

Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку сцелью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенностисказки как жанра.

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победедобра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательноезначение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказкивесьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешнихстолкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательными приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что всказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивостьи подвижность их внимания.

Образность — важная особенность сказок, которая облегчает ихвосприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычновесьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближаютего с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Этичерты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественнымсредствам, например гиперболизации.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог -народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, какправило, есть не только яркие живые образы, но и юмор. У всех народов естьсказки, специальное назначение которых — позабавить слушателей. Например,сказки — «перевертыши».

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок.Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрыммолодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами иубедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподвольскладывается в сознании слушателя.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, ихпересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач,театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок,выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройствоокружающего Мира, у него возникает множество вопросов к взрослым. Многиедетские вопросы ставят взрослых в тупик. Не так-то просто объяснить ребенку,почему все происходит так, как происходит, и что такое «хорошо», а что такое «плохо».

Признак настоящей сказки — хороший конец. Это дает ребенкучувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, всезаканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выполи на долюгероям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. Сдругой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок,обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания,проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключаетсязакон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе!

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста,сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всюжизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миромчеловеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своихгероев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, яркопредставленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни ивзаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны,которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла,фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительныйязык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступныепониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующейдля детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личностиребенка.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1139

Проживаясказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать другдруга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствамсостояниям. Постоянно используемые сказкам этюды на выражения и проявлениеразличных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительныесредства общения; пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждаютфантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, даютпростор творчеству.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, открывая спрятанныеглубоко в под сознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, детистановятся мягче, добрее уверение в себе, восприимчивее к людям о окружающемумиру. У них формируется положительный образ своего тела, принятия себя таким,какой ты есть. Сказка несет в себе культуру, а так же мировоззрение своегонарода.

 

 

 

Глава2. Система работы с дошкольниками по русским народным сказкам

1.Эмоциональное погружение детей в сказку

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится всетруднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка — это сегодня, пожалуй,один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать имвозможность понять друг друга. Цель педагогов — дать ребенку необходимую гаммупереживаний, создать особенное, ни с чем

несравнимоенастроение, вызвать добрые и серьёзные чувства через восприятие сказок. Сделатьтак, что бы сказка — была средством эмоционального погружения ребенка в новуюобласть знания.

Эмоциональнопогружая ребенка в какую- либо тему, педагоги, дают общее ведение того новогознания, которым будет овладевать ребенок, постепенно шаг за шагом со своиминовыми друзьями — сказочными героями. Необходимо использовать следующие задачи:

Использоватьсказочную форму

·       дляинтеграции личности ребенка;

·       дляпсихоречевого развития;

·       длясовершенствования вербального языка;

·       для развитияумения слушать окружающий мир, людей в нём и себя;

·       для развитиясоциально-эмоционального поведения каждого ребенка;

·       для развитиякреативного мышления, фантазии, воображения эмпатии ребенка;

·       длярасширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром;

·       длясплачения группы людей, педагогов для развития сенсомоторики, как базы дляразвития речи, интеллекта;

·       для развитиятворческих способностей ребенка.

Какже читать (рассказывать) сказку детям? Одно из главных условий рассказа сказки- это эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому. При рассказе отпедагога требуется выражения подлинных эмоций и чувств, так как дети оченьтонко чувствуют преувеличение и фальшь. Педагог во время чтения или рассказадолжен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо,наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявлениячувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

Важноне читать, а рассказывать, так как необходимо видеть лицо ребенка, его жесты,мимику, как они изменяются в процессе слушания. Наблюдая за ребенком, можнозаметить, какие моменты его взволновали.

Поотношению ребенка к рассказываемому можно определить те или иныепсихологические проблемы, понять, что волнует ребенка в данный момент егожизни. По мере развития сюжета сопереживания героям у детей усиливается,появляется эмоциональная оценка событий. Этот процесс вызывает у многих детейнеобходимость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками.Не следует делать детям замечания, призывать сидеть тихо. Это может помешать имполноценно переживать события сказки и замаскирует многие эмоциональные оценки.Когда дети ведут себя активно, высказываются, радуются и предаются печали, ихэмоции и направленность чувств обычно не вызывает сомнений.

При использовании элементов кукольного театра манипуляции скуклами должны быть предварительно отработаны. Работая с куклами, звуки речидолжны направляться к зрителям, необходимо заботиться о четкой дикции, одостаточной силе голоса. Действуя с куклой, надо следит за тем, чтобы еёдвижения соответствовали содержания произносимых реплик, их интонации. Голосречь должны соответствовать внутренней характеристики персонажа.

Особый всплеск эмоции вызывает общение персонажа сказки сдетьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. От лица героя, нужнопреобразовывать сложные ситуации педагогические задачи, подводить к решениюпроблемы. Дети вместе с героем ищут альтернативные способы действия, спорят сним или соглашаются, предлагают свои решения.

Дляребенка дошкольного возраста наиболее важная информация для развития исоциализации должна быть передана через яркие образы. Лучше всего эту рольвыполняют сказочные и мифологические истории, которые использовали еще нашипредки, занимаясь воспитанием детей. Не торопясь наказать провинившегосяребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многиеобычаи предохраняли малышей от «напастей», учили их жизни. Это сегодня,опираясь на многовековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные историиявлялись не чем иным, как основой сказкотерапии. Излечивающая способностьсказки была положена в основу целого направления современной психотерапии,названного сказкотерапией.

Сказкотерапия- это система развития эмоционального интеллекта, с использованием различныхметодов развивается самосознание, саморегуляция, социальная чуткость испособность управлять отношениями.

Ктому же сказка в определенной степени удовлетворяет три естественныепсихологические потребности ребенка дошкольного возраста:

Потребностьв автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжениивсего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя,на собственные силы.

Потребностьв знаниях и опыте. Герой оказывается способным преодолевать самые невероятныепрепятствия.

Потребностьв активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-товстречает, кому-то помогает, с кем-то борется, от кого-то убегает.

Результатомудовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качествличности: малыш учится проявлению доброты, внимания, сочувствия, сопереживания;овладевает способностью замечать изменения настроения, эмоционального состояниядругого; учится выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия сдругими детьми.

Работас детьми с использованием методов сказкотерапии строится либо на основе одной сказки,которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочныймир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов исюжетов.

Присутствиеритуала входа (и выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогаетбезопасно вернуться из драматической ситуации в обыденную. Чаще всегоиспользуются манипуляции с волшебными предметами (волшебное кольцо, золотойключик), проговаривание волшебных заклинаний.

Такжедетям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника, у которого естьлегенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире.

2.2Использование сказки в воспитательной работе с детьми

Чтобыребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отраженаво всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое- то время.Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности,можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста. Сказочные образы даютопределенные сведения об окружающем мире, то есть обладают познавательнымизначениями. Нужно пробудить у детей национальное самосознание дать ощутить имнациональный идеал, почувствовать себя как бы приемниками славы русскихбогатырей. Много информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушиваниясказки, просмотра спектакля. Внимательно всматриваясь в них, анализируя ихтематику, содержание, характер изображения, средство выразительности и такдалее, можно узнать, кто из героев сказки вызвал у детей наибольшийэмоциональный отклик, понравился больше всех; каким представляют себе дети тотили иной сказочный персонаж и так далее.

Такимобразом, сказка, услышанная детьми из уст взрослых или увиденная на «театральных подмостках» детского сада, может стать сильным эмоциональнымстимулом, питающие детское творчество явиться источником новых художественныхвпечатлений детей. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие, которой сказкапроизводит на детей, тем интереснее и разнообразнее их рисунки.

Осознаниедетьми закономерностей этого жанра позволит перейти к следующему этапу работы -сочинению сказок. Педагог может рассказать, что есть не только люди, которыехорошо сказывают сказки — сказатели, но и те, кто сами их сочиняют -сказочники. Дошкольники, как правило, с удовольствием и активно откликаются напредложение воспитателя стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однакоумение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжетыформируется не сразу. Нужно учить ребенка приемам сочинения: обдумываниюзамысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его и многомудругому.

Издостаточно богатого арсенала методики обучению рассказыванию воспитатель можетотобрать то, что покажется ему наиболее интересным, целесообразным, близким егопедагогическому опыту. Итогам работы по этой теме станет праздник сказки, гдедети выступят в ролях сказителей, сказочников покажут инсценировки знакомыхсказок. Знакомство со сказками можно завершить и по-иному — «изданием» сборника« Наши сказки», куда вошли бы лучшие сказки детей и лучшие детские рисунки кним.

Вработе по ознакомлению со сказкой, нужно вовлечь и родителей. Родители вмести сдетьми придумывают сказки, рисуют к ним иллюстрации. Совместное творчествородитель с детьми, создает атмосферу доверия, свободы общения, удовлетворенности,обеспечивает максимально свободный эмоциональный контакт детей друг с другом ипедагогом их взаимное доверие, эмоциональную раскованность и так далее. Всё этов конечном итоге ведет к творческому раскрепощению, к созданию ярких, неповторимых,индивидуальных образов.

Всоответствие с работой по перспективному плану и с лексическими темамисистематически, еженедельно родителям необходимо предоставлять рекомендации попроработке, по прочтению конкретной сказки.

Особоезначение для развития процесса воображения имеют сюжетно- ролевые игры. Сказкаи игра — самый верный и короткий путь к детскому разуму и сердцу. С помощьюигры и сказки значительно легче привить ребенку определенные навыки, научитьладить с другими детьми и взрослыми.

Руководствопедагога во время игры, как правило, не носит обучающего характера. Детиактивно погружаются в игровую атмосферу, в мир сказок, где импровизационноетворчество воспитателя и ребенка неизбежно.

Анализируянынешнее состояние проблемы влияния сказки на эмоциональное развитие детейдошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяетсяразвитию одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка.

Родителиочень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его кинтеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально.Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутреннейжизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.

Великивозможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведенияребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействиена процесс формирования нравственных представлений, создает реальныепсихологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во всевремена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений,социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личностиребенка, которые определяют внутренний мир ребенка.

Сказкаявляется одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка,которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок надуховно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, чтов процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходитформирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляетсяпоследовательный переход от психофизиологического уровня их развития ксоциальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

Восприятиесказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процессознакомления со сказкой создает реальные психологические условия дляформирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствоваларазвитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыковповедения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяютего внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средствдля развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, иродители.

Внастоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметноутратила свое предназначение. Одновременно с этим в современных молодых семьяхискажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков.

Проблеманашего педагогического исследования состоит в поиске психолого-педагогическихметодов и форм использования духовно-нравственного содержания сказки каксредства коррекции эмоциональной сферы и социального поведения ребенка старшегодошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенностив себе, в своем будущем, а не пугать его. В любое время совместное чтениесказок дают много и маленькому, и взрослому человеку помогают им сблизитьсядушой.

Рольдетских сказок не ограничивается только приятным время препровождением. Сказкуможно использовать как способ снятие тревоги у ребенка. Задача воспитание детейсказками довольно сложная. Надо учесть ряд моментов, связанных с особенностямивашего ребенка. В сказке заложена многовековая народная мудрость. В сказкахвсегда побеждает добро, а зло должно погибнуть. Это очень важно в воспитаниидетей на сказках.

Моральноевоспитание ребенка возможно через все виды народных сказок, ибо нравственностьизначально заложена в их сюжетах.

Формируянравственные представления у ребёнка в старшем дошкольном возрасте, мыобеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать всебе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту.Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритетеобщечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего илюбящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любойобласти.

Пословам философа и педагога И.А. Ильина: «Сказка будит и пленяет мечту, она даетребенку первое чувство героического — чувство испытания, опасности, усилия ипобеды: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличиеправды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свойюмор и свою мудрость».

 

 

 

 

 

 

Списоклитературы:

1.Сборник научно-методических статей. Изд.Орѐл, 2015г., под ред. О.В.Бережнова.

2.    Э.И.Иванова, «Расскажи мнесказку». Изд. Москва, Просвещение,2001г.

3.Зинкевич-Евстигнеева, «Практикум по сказкотерапии», 2004 г.

4.М.Д.Маханева, «Театрализованные занятия в детском саду». Изд.Москва, ТЦ Сфера, 2003г.

5.    З.А.Гриценко,«Ты детям сказку расскажи». Изд. Москва, 2003г.

6.    Л.Б.Фесюкова,«Воспитание сказкой». Изд. Харьков, 1996г.

7.    Е.А.Ульева,«Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми». Изд. Москва, Вако,2014г.

8.    В.В.Малова,«Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Изд.центр Владос,2010г.

9.    О.А.Шиян,«Развитие творческого мышления. Работаем по сказке». Изд. Москва,Мозаика-Синтез, 2012г.

10. Изучение статей и опыта работ на сайтах«Воспитатели России» и «Мир Педагога».


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1139

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет