Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.
Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся 1) быстрота реакции . 2) скорость одиночного движения (например, удар в боксе) . 3) частота (темп) движений — это число движений в единицу времени.
Простая двигательная реакция- ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) (например, команды: «На старт! Внимание! Марш!), Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции — временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения.
Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (например, на мяч, шайбу и т.п.).
Задачи развития скоростных способностей: 1) разностороннее развития скоростных способностей в сочетании с приобретенными двигательными умениями и навыками . 2) максимальное развитие скоростных способностей при специализации в видах спорта . 3) совершенствование видов скоростных способностей в трудовой деятельности.
К комплексным проявлениям формам проявления скоростных способностей относят выполнение целостного двигательного действия (например, бег, прыжки, метания и т.д.).
Факторы проявление форм быстроты: состояние центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека . 2) морфологические особенности мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон) . 3) сила мышц . 4) способность мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное .5) энергетические запасы в мышце (аденозинтрифосфорная кислота — АТФ и креатинфосфат — КТФ) . 6) амплитуда движений, т.е. степень подвижности в суставах . 7) способность к координации движений при скоростной работе . 8) биологический ритм жизнедеятельности организма . 9) возраст и пол . 10) скоростные природные способности человека.