Сложная двухчастная форма
Сложные музыкально-танцевальные формы
Сложная двухчастная форма — форма, состоящая из двух резко контрастных разделов, каждый из которых (или один из двух) изложен в форме сложнее периода.
Разделы идут в одноименных, реже параллельных тональностях:
1 раздел — в медленном темпе,
2 раздел — в быстром темпе.
Встречаетсясложная двухчастная форма в характерных танцах и вокальных произведениях с необратимым развитием сюжета.
Двойная двухчастная форма — двухчастная форма, звучащая 2 раза с какими-либо изменениями:
АВ — А1В1, или АВ — А В1.
Сложная двухчастная форма:
Минкус Л. «Баядерка» Танец со змеей, 3 акт
Чайковский П. «Спящая красавица», Па-де-катр, 3 акт, Вариация Феи Золота
Чайковский П. «Лебединое озеро», 3 акт, Венгерский танец, Русский танец, Неаполитанский танец — ноты
Шопен Ф. Ноктюрны: соч. 15, № 3 . соч. 72
2-хчастная: К.Хачатурян Вариация графинь Вишен («Чиполлино») .
__________________________________________________________________________
Сложная трехчастная форма — форма, состоящая из трех разделов, где каждый, или хотя бы один из трех изложен в форме более сложной, чем период: в простой 2-хчастной или
|
|
3-хчастной, в форме рондо или вариаций, сонатной и т.д.
Другой характерный признак этой формы — резкий образно-тематический контраст среднего раздела.
Тональность среднего раздела — субдоминантовая или одноименная, реже — далекая.
Типы середин:
- Трио (ясная, четкая форма)
- Эпизод (не имеет четкой, ясной формы, основан на сквозном развитии, может иметь внутренние кадансы)
- Контрастно-составная (несколько тем, 2 и более, слабо связанных друг с другом, имеющим как бы сюитную последовательность).
Середина может быть завершена кадансом, но чаще — доминантовым предыктом к репризе.
Иногда между серединой и репризой появляется ложная реприза не в основной тональности. Она быстро прерывается, вводится модулирующий переход в основную тональность, и начинается истинная реприза.
Реприза может быть:
- точной (тождественной) — не выписывается в нотах (ставят знак Da capo al Fine)
- cокращенной (не меньше периода)
- варьированная.
Трехчастная сложная форма может иметь развитое вступление и коду.
В ней пишется большинство маршей, вальсов, скерцо, менуэтов, других жанров, прежде всего танцевальной музыки, а также хоры, оперные арии.
Тройная трехчастная форма — 3-хчастная форма с двукратным повторением середины и репризы, каждый раз с новыми изменениями: АВА-В1А1-В2 А2.
Промежуточная 2-х -трехчастная — это форма, в которой 2-е репризное предложение 2-й части, внутренне расширяясь, по масштабам приближается к 1 части, уравновешивает её, и на слух форма может восприниматься скорее как трехчастная.
|
|
А В секвенция
|____| |____| |_-_-_| |_____|_____|
а в C (А)
Трехчастная, промежуточная между простой и сложной:
А-ВСВ-А
— крайние части в форме периода, как в простой 3-хчастной, а середина — по принципу трио — в простой 2-хчастной или 3-хчастной форме (как в сложной).
Сложная трехчастная форма:
Глинка М. Вальс и Полонез из оперы «Иван Сусанин»
Равель М. Форлана, Ригодон, Менуэт из сюиты для фортепиано «Гробница Куперена»
Чайковский П. «Времена года»: Баркарола, У камелька
Шопен Ф. Ноктюрны: соч. 2, № 1 . соч. 15, №2 . соч. 32, № 2
Моцарт В. Симфония До мажор («Юпитер»), Менуэт . Симфония соль минор, Менуэт.
Шостакович Д. Фантастические танцы
Чайковский П. «Лебединое озеро», 1 акт, Па-д`аксьон.
Чайковский П. «Щелкунчик», Трепак
Минкус Л. «Баядерка» (Па-де-катр, 3 акт) Tempo di valse brillante
Черепнин Н. Большой вальс из балета «Павильон Армиды»
