X-PDF

Со мной дружить (1-4 класс)

Поделиться статьей

Муниципальноебюджетное образовательное учреждение Школа № 5, города Сарова

 

 

СОГЛАСОВАНА:                                                                               УТВЕРЖДЕНА:

на заседаниипедагогического совета                                приказом ОУ от 31.08.2022№ 207п

протокол № 1 от30.08.2022

 

 

Рабочая программа

«Со мной дружить можно»

 

                                                      Автор-составитель:

                                                    педагог-психолог 1 категории Тазина Н.С.

 

Курссоздан на основе программы «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальнойшколе» О.В. Хухлаевой

 

 

Объем:34 часа

Срокреализации: 4 года

Возрастнаякатегория: 7 – 10 лет

 

 

 

2022г.

Пояснительнаязаписка

 

        Межличностныеотношения, дружеское общение, эмоциональные контакты очень важны для детей,особенно в младшем школьном возрасте. Именно они создают то эмоциональноеблагополучие ребенка, которое, в свою очередь, во многом определяетположительный психологический климат детского коллектива в целом. Личностныеотношения играют важную роль в удовлетворении базовых потребностей ребенка: вэмоциональном контакте, в защищенности, в стремлении быть личностью. Умениеконструктивно строить отношения со взрослыми и одноклассниками и эффективнорешать спорные вопросы выступает важным показателем развития личности.Необходимость формирования позитивного опыта общения, наличие эмоциональныхпривязанностей обуславливают актуальность проблемы межличностных отношений вмладшем школьном возрасте.

      Такимспособом происходит воспитание ребенка: он приобретает опыт заботы, любви,уважения, терпимости.

      Целеваяаудитория. Программа рассчитана на детей младшегошкольного возраста (7-10 лет).

      Цель: формирование конструктивного поведения уобучающихся через понимание себя, взаимодействие со сверстниками, учителями,родителями.

     Задачи:

1.Учить детей ориентироваться в социальных ролях имежличностных отношениях.

2.Способствовать эмоциональному развитию.

3.Развивать уверенность в себе и своих возможностях.

4.Формировать у детей положительное отношение к окружающимлюдям.

5.Углублять представление детей о доброте, как о ценном,неотъемлемом качестве человека.

6.Закреплять знание правил вежливого общения.

7.Поощрять стремление детей совершать добрые поступки.

 

Принципыпостроения программы:

1.      Доступность,учет возрастных потребностей детей.

2.      Систематичностьи последовательность.

3.      Наглядность– использование иллюстраций, видеоряда.

4.      Учетиндивидуальных способностей детей.

5.      Комфортность– вера в возможности ребенка.

6.      Принциппартнерских взаимоотношений.

 

Срок реализации программы 4года.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.Продолжительность занятия 30-40 минут. 

 

Форма организации фронтальная.

 

Планируемыерезультаты освоения программы

 

К концу обучения курсаучащиеся получат возможность:

 

 

Личностные

результаты

Метапредметные

результаты

Предметные результаты

 

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

— правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;

— правила  общения, о правильном отношении к собственным ошибкам,  к победе, поражению.

— знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии;

— иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

 

-осознавать собственную полезность и ценность;

—  основные способы психологического взаимодействия между людьми;

— приемы повышения собственной самооценки;

— осознание своего места в мире и обществе;

Уметь

                  анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели

— налаживать контакт с людьми;

-соблюдать правила игры и дисциплину;

— правильно взаимодействовать с партнерами по команде

—  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой  и игровой деятельности.

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей          —   адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

 -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

 

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— находить свое место в школьной жизни;

— работать в группе, в коллективе.

-получать удовольствие от процесса познания

-преодолевать возникающие в школе трудности

—  справляться с неудачами;

-осознавать и контролировать  свое психологическое и эмоциональное состояние;

-взаимодействовать с учителем, сверcтниками

— адекватно анализировать собственные проблемы;

Применять

— быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

— знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития

— полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед неудачей;

— приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов;

— полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения;

— полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;

— через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления

 

Метапредметнымирезультатами изучения курса является формирование универсальных учебныхдействий (УУД).

1 класс

Регулятивные УУД:

1.      овладеватьнавыками самоконтроля в общении со сверстниками и

 взрослыми;

2.       извлекатьс помощью учителя необходимую информацию из литературного текста,

3.      определятьи формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя,,

4.       учитьсяосознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

5.      строитьречевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:

1.      уметьраспознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя,

2.      учитьсяисследовать свои качества и свои особенности,

3.       учитьсярассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя,

4.       учитьсянаблюдать, моделировать ситуацию с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

1.       учитьсядоверительно и открыто говорить о своих чувствах,

2.      учитьсяработать в паре и в группе,

3.       выполнятьразличные роли,

4.       слушать ипонимать речь других ребят,

5.      осознаватьособенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этойпозицией.

2 класс

Регулятивные УУД:

1.      учитьсяотреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников,

2.      учитьсяпрогнозировать последствия своих поступков,

3.       определятьи формулировать цель в совместной работе с помощью учителя,

4.      учитьсявысказывать своё предположение в ходе работы с различными источникамиинформации,

5.      строитьречевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:

1.      находитьответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок, фото),

2.      делатьвыводы в результате совместной работы в группе,

3.      учитьсяграфически оформлять изучаемый материал,

4.      моделироватьразличные жизненные и учебные ситуации,

5.      усваиватьразные способы запоминания информации.

Коммуникативные УУД:

1.      учитьсяпозитивно, проявлять себя в общении,

2.      учиться договариватьсяи приходить к общему решению,

3.      учитьсяпонимать эмоции и поступки других людей,

4.       овладеватьспособами позитивного разрешения конфликтов.

3 — 4 класс

Регулятивные УУД:

1.       осознаватьсвои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением,

2.       извлекатьнеобходимую информацию из текста,

3.      определятьи формулировать цель в совместной работе,

4.       учитьсяделать осознанный выбор в сложных ситуациях,

5.      осознаватьсвою долю ответственности за всё, что с ним происходит,

6.       реалистичностроить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми,

7.       планироватьцели и пути самоизменения с помощью взрослого,

8.      соотноситьрезультат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

1.      планироватьсвои действия в соответствии с поставленной задачей,

2.      наблюдать,сравнивать по признакам, сопоставлять,

3.       обогатитьпредставление о собственных возможностях и способностях,

4.       учитьсянаблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения,

5.      оцениватьправильность выполнения действий и корректировать при необходимости,

6.      учитьсямоделировать новый образ на основе личного жизненного опыта,

7.      находитьответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию,

8.       адекватновоспринимать оценку учителя.

Коммуникативные УУД:

1.      ориентироватьсяна позицию партнёра в общении и взаимодействии,

2.      учитьсяконтролировать свою речь и поступки,

3.       учитьсятолерантному отношению к другому мнению,

4.       учитьсясамостоятельно решать проблемы в общении,

5.       осознаватьнеобходимость признания и уважения прав других людей,

6.      формулироватьсвоё собственное мнение и позицию.

7.      учиться грамотно,задавать вопросы и участвовать в диалоге.

 

2.Содержание программы:

 

1 класс

Основнаяформа организации деятельности — групповые занятия. В групповые занятиявключаются игровые и двигательные задания. Программа уделяет серьезное вниманиеспособам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах,прежде всего в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы детиполучают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находитьпути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются нареальные  школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них состороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. Врезультате к концу первого года обучения дети привыкают адекватно анализироватьсвои проблемы. Поэтому главной задачей занятий становиться содействие развитиюрефлексии учащихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний.

2 класс

Втечение второго учебного года дети должны получить представление о своихиндивидуальных способностях и  возможностях, о собственных достоинствах инедостатках. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своихдостижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию. На занятияхбольшое внимание уделяется именно формированию взаимоотношений, основанных налюбви, сердечности и возможности не только принимать что-либо от людей, но иотдавать им. По сути, это первые шаги на пути взросления, которыйхарактеризуется наличием гармонии в стремлении принимать и отдавать.

3 класс

       В третьем классе с обучающимися изучается тема взаимоотношений со сверстниками,дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями в этот период становятсяболее значимыми, нежели в первые два школьные года, меньше зависят от оценокучителя и школьных успехов. Самооценка ребенка теперь в большей степени строитсяна  отношениях с друзьями.

 Кокончанию третьего учебного года дети способны брать на себя роль ведущего взнакомых психологических играх и упражнениях, уметь договариваться об условияхигры, давать внятные инструкции, контролировать ход выполнения заданий.Взрослый ведущий старается провести через лидерские роли как можно больше детейгруппы, чтобы каждый ощутил психологическую разницу между положениями лидера иисполнителя на самом себе.

4класс

 Вчетвертом классе продолжается работа над построением взаимоотношений сосверстниками. Кроме этого, обучающиеся закрепляют навыки конструктивногоповедения с окружающими людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическоепланирование

1класс

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Информационные ресурсы

1

Я умею управлять собой

1

Коммуникативная. Познавательная.

Игровая.

Отрывок из книги Л. Давыдычева

2

Я умею слушать других

1

Коммуникативная. Познавательная.

Игровая.

Сказка о Муравьишке Гришке. (Е.Демехина)

3

Правила общения.

1

Коммуникативная. Познавательная.

Игровая.

 

4

Я умею быть доброжелательным.

1

Коммуникативная. Познавательная.

Игровая.

https://multiurok.ru › files › ia-umeiu-upravliat-soboi

5

Я – доброжелательный.

1

Коммуникативная. Познавательная.

О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я».

6

Если с другом вышел в путь.

1

Коммуникативная.

Игровая.

 

7

В гостях у сказки.

1

Изобразительная. Коммуникативная.

 

8

Что делать с обидой.

1

Коммуникативная. Познавательная.

Игровая.

 

9

Я учусь решать конфликты.

2

Игровая.

Коммуникативная.

О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я».

10

Учимся дружить.

1

Коммуникативная. Познавательная.

Игровая.

 

11

Мои друзья в классе.

1

Игровая.

Коммуникативная.

 

12

Как сберечь дружбу.

1

Коммуникативная. Познавательная.

Игровая.

 

13

Я умею слышать мнение другого.

1

Коммуникативная. Познавательная.

Игровая.

О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я».

14

Секрет дружбы.

1

Коммуникативная. Познавательная.

Игровая.

 

15

Обобщение полученных знаний.

1

Игровая

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

 

 

 

 

Тематическоепланирование

2класс

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Информационные ресурсы

1

Введение. Рисунок радости.

1

Информационная. Творческая.

О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я».

2

Понимаем чувства другого.

1

Информационная. Коммуникативная. Познавательная.

О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я».

3

Учимся говорить так, чтобы тебя поняли.

1

Коммуникативная. Познавательная.

Игровая

О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я».

4

Люди отличаются друг от друга своими качествами.

1

Информационная. Коммуникативная. Познавательная.

О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я».

5

Мы разные.

1

Коммуникативная. Познавательная.

Игровая

Не такой как все. https://www.youtube.com › 

 

6

Какие качества мне нравятся в друг друге.

1

Информационная. Коммуникативная. Познавательная.

Терапевтические сказки О. Хухлаева.

https://rstatic.oshkole.ru editor_files

7

Мои одноклассники.

1

Информационная. Коммуникативная. Познавательная.

О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я».

8

Настоящий друг.

1

Информационная. Коммуникативная. Познавательная.

https://skazkaplus.ru/russkiye-skazki/skazka-o-malenkom-kotenke

9

Учимся выигрывать и проигрывать.

1

Информационная. Коммуникативная. Познавательная.

О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я».

10

Что такое сотрудничество.

1

Информационная. Коммуникативная. Познавательная.

О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я».

11

Учимся понимать друг друга.

1

Информационная. Коммуникативная. Познавательная.

https://skazkaplus.ru/russkiye-skazki/skazka-o-malenkom-kotenke

12

Учимся действовать сообща.

1

Информационная. Коммуникативная. Познавательная.

https://www.youtube.com › 

 

13

Обобщение полученных знаний.

1

Игровая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическоепланирование

3класс

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Информационные ресурсы

1

Я — третьеклассник.

1

Информационная. Творческая.

 

2

Фантазии и ложь.

1

Информационная

Коммуникативная.

Игровая.

Ю. Щербинина «Лживый мальчик»

3

Я и мой учитель.

2

Информационная.

Коммуникативная.

Познавательная.

https://trepsy.net/parable/stat.php?stat=4779

Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми. О.В. Хухлаева

4

«Дразнилки: вред или польза»

1

Коммуникативная. Игровая.

 

5

Как справляться с «Немогучками»?

1

Информационная

Коммуникативная.

Познавательная.

Игровая.

К. Суворов «Малыш – облачко»

6

Это дружное слово «Вместе».

1

Информационная

Коммуникативная.

Игровая.

 

7

Учимся выигрывать и проигрывать.

1

Информационная

Коммуникативная.

Игровая.

Т. Маркина «О Спиногрызкине»

8

 

Обида – прощай!

1

Коммуникативная.

Игровая.

А. Завалишина «Про маленькую Бабу Ягу»

9

Учимся сотрудничать.

1

Информационная

Коммуникативная.

Игровая.

Р. Руднев «Добрая память»

10

Способы разрешения конфликтных ситуаций.

1

Информационная

Коммуникативная.

Познавательная.

 

11

Способы разрешения конфликтных ситуаций.

1

Информационная.

Познавательная.

О. Юхман « Путевые заметки Оле-Лукойе»

12

Обобщение полученных знаний.

1

Информационная. Познавательная. Игровая.

 

 

 

 

 

 

 

Тематическоепланирование

4класс

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Информационные ресурсы

1

Кто я?.

1

Игровая.

Познавательная.

Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми. О.В. Хухлаева

2

Школа добрых чувств.

1

Информационная

Коммуникативная.

Игровая.

 

3

Расту = взрослею?

1

Информационная

Коммуникативная.

Познавательная.

Игровая.

Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми. О.В. Хухлаева

4

Мой внутренний мир и мои друзья.

1

Информационная

Коммуникативная.

Познавательная.

Игровая.

Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми. О.В. Хухлаева

5

Мои друзья – девочки и мальчики.

1

Коммуникативная.

Познавательная.

Игровая.

Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми. О.В. Хухлаева

6

Мои одноклассники.

1

Информационная

Коммуникативная.

Познавательная.

Игровая.

В. Плешаков «Друг Великана»

7

Мои одноклассники – какие они?

1

Информационная

Коммуникативная.

Игровая.

А. Кулешова «Про великана Гришку и недобрую фею»

8

Лидерство в классе.

1

Информационная. Творческая.

 

9

Конфликты в классе.

1

Информационная

Коммуникативная.

Познавательная.

 

Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми. О.В. Хухлаева

10

Взаимопомощь в классе.

1

Информационная

Коммуникативная.

Познавательная.

 

11

Взаимопомощь в классе.

1

Коммуникативная.

Коммуникативная.

Игровая.

 

12

Обобщение полученных знаний.

1

Игровая.

 

 

Списоклитературы

 

 

1.      Жизненныенавыки: уроки психологии в первом классе/ под ред. Кривцовой С.В. – М.,«Генезис», 2002 г.

2.      ВайсенР. «Обучение жизенным навыкам в школах» М., 1996

  1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. М., 2006.
  2. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2001.
  3. И.В.Стишенок. Сказка в тренинге. Коррекция, развитие, личностный рост..-Спб.:Речь,2006
  4. Н.В.Самоукина. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы.-Ярославль:Академия развития, 2004.

7.      Кравцова Е.Е Психологические особенности детеймладшего школьного возраста. Лекции 1-8/Е.Е.Кравцова – М.: Педагогическийуниверситет «Первое сентября», 2005 г.

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования

9.      ХухлаеваО.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4), 3-еиздание – М. «Генезис», 2009

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет