Социализация детей с ОВЗ.
Воспитатель Попова Марина Павловна
МБДОУ
Детский сад №7 «Золотая рыбка» г. Тамбов
Сегодня нетчеловека который остался бы равнодушным к проблемам нравственного воспитаниядетей. Воспитание и формирование нравственных и этических качеств ребенканачинается с дошкольного детства. Систематическое привитие ребенкуположительных качеств поведения с первых лет жизни обеспечивает его адекватноесоциальное развитие и гармоничное формирование личности.
Теманравственного воспитания детей актуальна и чрезвычайно трудна даже тогда, когдаречь идет о здоровых детях, разумеется все оказывается особенно сложным, еслиречь идет о воспитании нравственных качеств у детей с отклонениями в развитии.По собственному опыту знаю, что эта работа кропотлива и требует много времени,терпения, выдержки, знаний и применения особых технологий.
……В дошкольномвозрасте ребенок с отклонениями в развитии незначительно отличается своимповедением от детей с нормальным развитием, а несформированность различныхкачеств можно расценить как результат недостаточного воспитания. Важно, чтобыребенок не чувствовал себя исключительным или обделенным, так как этонеблагоприятно сказывается на его общем личностном развитии. Дети сотклонениями в развитии не должны быть изолированы от своих сверстников.Общение с ними- это одна из ступеней социальной адаптации ребенка сотклонениями в развитии. Здоровым детям это не приносит вреда, напротив онистановятся добрее, у них появляется желание оказать помощь другому человеку.
Основныезадачи нравственного воспитания дошкольников с ОВЗ заключаются в формировании удетей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, основморальных качеств.
Общеизвестно,что одним из самых важных нравственных качеств является воспитание вежливости.Мы- воспитатели, родители- постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модельповедения» , демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться нормэтикета. В детском саду дети общаются со взрослыми до 12 часов , во времяпребывания происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевогоречевого поведения. Вежливость в современном подходе к воспитанию ребенка, какк личности, очень важна. В нашей группе традицией стали такие беседы, как«Уроки этикета», «Уроки любви и доброты», изучаем вместе с детьми словарьвежливых слов и выражений, стараемся применять их в речи в течение всего дня вразных видах деятельности.
Начиная смладшей группы знакомим детей с ОВЗ с художественной литературой . Работаначинается со сказок с целью выявления способности ребенка к интерпритации иоценки поступков других( героев сказок), умения сравнивать себя с ними.Например, прочитав сказку «Лиса и заяц» ставим перед ребенком серию сюжетныхкартинок к этой сказке, комплект картинок с изображением детских лиц сразличным эмоциональным состоянием и задаем вопросы по содержанию. Дляхарактеристики героев ребенок использует карточки с изображением эмоции,которую по его мнению испытывает тот или иной герой сказки И так отпроизведения к произведению мы вместе с детьми учимся оценивать поступкигероев, их нравственные качества: добро, зло и т.д. В старшей иподготовительной группе литературные произведения становятся более серьезными.Дети любят рассказы А.П.Гайдара, В Осеевой, С.Лагерлеф. Их незабываемые «Чук иГек», мальчик Нильс, облетевший со стаей диких гусей огромные расстояния учатдетей и доброте и бережному отношению к живой и неживой природе. Поступкигероев этих книг просто кладезь для формирования нравственных качеств детейдошкольного возраста с ОВЗ.
Особой частьюнравственного становления личности являются игры . Их возможности дляформирования ребенка просто безграничны. От простейшей сюжетно-ролевой «Дочки-матери» в младшей группе до «Чудо- дерево» в подготовительной. Такие игры как«Определи настроение своих друзей», «Закончи предложение», «Художник» поднимаютнастроение, позволяют детям с ОВЗ привить социально коммуникативные умения инавыки, формируют дружеские чувства, доброту, отзывчивость. Игры хороводные«Кострома», «Ручеек», «Именины», «Каравай» и многие другие хороши дляформирования чувства коллективизма.
Невозможно несказать и о прогулках на природу, целевых экскурсиях. Наблюдения за животными,растениями, насекомыми, за трудом взрослых людей учат детей эмоциональнооткликаться, быть нетерпимыми к людям, в случае нарушения ими правил общения сприродой.
Эти виды деятельности позволяют детям добыть новые знания о окружающем, о человеке, как органичной части природы. Укрепляется желание детей охранять природу, оберегать ее. Удетей формируются проявления разумности и гуманности.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что работа по нравственному воспитанию детей-дошкольников с ОВЗ ведется ежедневно во всех видах детской деятельности и всовместной деятельности ребенка и взрослого. Результаты диагностического исследования нравственного воспитания детей нашей возрастной группы говорят о том, чтодети с ОВЗ дружелюбны к окружающим, способны контролировать свои поступки,вежливы, они принимают активное участие в своем нравственном развитии.
В практической работе по нравственному воспитанию детей сОВЗ я считаю нужно видеть прежде всего формирование общечеловеческих норм нравственности.
Используемая литература:
1. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников5-7 лет. М.: издательство Москва, 2004.
2. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду.Программа и методические рекомендации. М. : Издательство «Мозаика- синтез»,2005.
