Значимость проблем социальной дезадаптации детей определяется сложившейся ситуацией в социуме. Современную ситуацию, которая сложилась в обществе, следует рассматривать как критическую. Последние исследования показывают резкий рост среди детей таких негативных проявлений, как педагогическая запущенность, отсутствие желания обучаться, задержка психического развития, быстрая утомляемость, плохое настроение, истощение, чрезмерная активность и подвижность, отсутствие целенаправленности в умственной деятельности, проблемы с концентрацией внимания, ранняя наркотизация и алкоголизация.
Очевидно, что на образование перечисленных проявлений непосредственно воздействуют биологические и социальные обстоятельства, тесно взаимосвязанные и обусловленные, в первую очередь, трансформирующимися условиями жизнедеятельности детей и взрослых.
Проблемы социума непосредственно отображаются на семье в целом и детях в частности. Исходя из проведенных исследований, можно сделать вывод, что сегодня 10% детей характеризуются различными отклонениями в развитии. Большинство детей от младенчества и до подросткового возраста имеют какую-либо болезнь.
|
|
На социальную адаптацию взрослого молодого человека воздействуют условия его формирования в детском и подростковом возрастах, его социализация в социальной детской среде. Поэтому и возникает существенная проблема социальной и школьной дезадаптации ребенка. Главной ее задачей является предотвращение – профилактика, и коррекция, т.е. методы, направленные на исправление.
Дезадаптированный ребенок – это ребенок, который отличается от своих сверстников по причинам проблем с адаптацией в жизненной среде, отразившихся на его развитии, процессах социализации, способности находить решения естественным для его возраста задачам.
В принципе большинство детей довольно быстро и легко, без особых трудностей, преодолевают состояния дезадаптации, с которыми они встречаются в процессе жизнедеятельности.
Основными причинами нарушения в социальной адаптации детей, их конфликтности могут быть особенности личности или психики, такие как:
· остутсвие элементарных коммуникационных навыков .
· неадекватность в оценивании себя в процессах общения .
· завышенные требования к людям, которые их окружают. Это проявляется особенно остро в тех случаях, когда ребенок интеллектуально развит и характеризуется умственным развитием выше среднего в группе .
· эмоциональная нестабильность .
· преобладание установок, которые препятствуют коммуникативным процессам. Например, унижение собеседника, проявление своего превосходства, что превращает общение в соревновательный процесс .
|
|
· боязнь общения и тревожные состояния .
· замкнутость.
В зависимости от причин возникновения нарушений в социальной дезадаптации ребенок может или пассивно подчиняться выталкиванию сверстниками из своего круга, или сам уходить озлобленным и с желанием отомстить коллективу.
Отсутствие коммуникационных навыков является довольно значимой преградой для межличностного общения детей. Навыки можно развить при помощи поведенческих тренингов.
Социальная дезадаптация часто может проявляться в агрессии ребенка. Признаки социальной дезадаптации: заниженная самооценка наряду с завышенными требованиями к сверстникам и взрослым, отсутствие желания общаться и боязнь общения, неуравновешенность, проявляющаяся в резкой смене настроения, демонстрации эмоций «на людях», замкнутость.
Дезадаптация довольно опасна для детей, так как она может привести к следующим негативным последствиям: личностным деформациям, задержке физического и психического развития, возможным дисфункциям мозга, типичным расстройствам нервной системы (подавленности, заторможенности или возбудимости, агрессивности), одиночеству либо самоотчуждению, проблемам во взаимоотношениях со сверстниками и другими людьми, к подавлению инстинкта самосохранения, суициду.