Ещё одним направлением философии просвещение, основа которого была заложена Гоббсом и Локком, стала социальная философия.
Шарль Луи де Секонда барон де Ла Бред и де Монтескье (1689—1755) — французский писатель, историк и философ . один из видных деятелей французского Просвещения. В центре внимания Монтескье — социально-политические проблемы, и для анализа их он использует в первую очередь экспериментальный метод.
Анализируя социальные явления, Монтескье пришел к выводу, что не Божественное провидение и не случай управляют жизнью общества, в основе человеческой истории лежат такие же объективные законы, как и законы природы: физические и социальные.
В государстве появляются три вида социальных законов: международное, политическое и гражданское право.
Географический детерминизм. Одной из центральных идей Монтескье стал тезис о том, что характер внутренних законов различных государств тесно связан с духом (ментальностью) людей, проживающих в данном государстве. А дух нации в свою очередь определяется прежде всего географической средой.
Из всех идей Монтескье наибольшее влияние на дальнейшее развитие философии оказал его «географический детерминизм». Это породило в XIX в. особую «географическую школу», на базе которой в XX в. возникла концепция геополитики.
Франсуа Мари Аруэ (1694—1778), известный под псевдонимом Вольтер, французский писатель, публицист и философ, виднейший представитель французского Просвещения.
Онтология. Вольтер был деистом и сторонником ньютоновской механистической картины мира, в которой материя понимается как состоящая из неделимых частиц (корпускул), находящихся в пустоте (пространстве) и взаимодействующих по законам механики. Мир похож на грандиозный часовой механизм.
Гносеология. Вольтер был сторонником материалистического сенсуализма Локка.
Социально-политические воззрения. Человек — это общественное существо, и жизнь в обществе соответствует природе человека.
Лучшей формой государственного правления Вольтер считал конституционную монархию . он полагал неизбежным и соответствующим природе людей расслоение общества на бедных и темных, с одной стороны, и на богатых и образованных — с другой.
Критика атеизма и религиозного фанатизма. Вольтер неоднократно выступал как против атеизма, так и религиозного фанатизма. Вольтер обрушивается на религию, которую называл на три четверти выдуманной, и на церковь, повинную во множестве преступлений . и его лозунгом стало: «Раздавить гадину!»
Судьба учения. Вольтер не создал собственного оригинального учения, но тем не менее он оказал значительное влияние на философию, в первую очередь благодаря пропаганде деизма и материалистического сенсуализма, а также своим скептицизму и вольнодумству (схема 116).
Жан Жак Руссо (1712— 1778) — французский писатель и философ, создатель новой педагогики.
Придерживаясь идей материалистического сенсуализма, Руссо считал, что познание сущности вещей для человека недоступно. Он принижал значение разума и теоретического мышления иих роль в познании мира.
Социально-политические воззрения. Основное внимание Руссо уделял социально-политической проблематике и особенно проблеме неравенства. Он различал два вида неравенства: физическое и социальное. Последнее было основано на частной собственности. Был сторонником теории договорной основы создания государственности.
Судьба учения. Многие идеи Руссо нашли дальнейшее развитие в философии XIX в.: его социально-политические — на развитие «социалистических концепций, культурологические — на становление философии культуры.