«Социально-педагогическиепроблемы преемственности проблемы преемственности
между начальным иосновным общим образованием в условиях ФГОС»
Социальный педагог: М.М.Соболевская
Период адаптации в 5-м классе – один изтруднейших периодов школьного обучения.
Поэтому , в данный адаптационный период , вусловиях введения ФГОС возникает много серьезных педагогических проблем. Основанийдля такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период спедагогической точкизрения характеризуется низкой организованностью, недисциплинированностью,снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижениемсамооценки, высоким уровнем ситуативной , тревожности.
Это значит, что увеличивается число детей,испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условияморганизации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организацияадаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.
Важной социально-педагогической проблемой на данном этапе , которую я хотела сегодня затронуть, с чемсталкивается практически каждый педагог в школе — это проблема дисциплины при переходе изначальной школы в среднее звено.
Слайд
Адаптационный периодхарактеризуется внутренними и внешними изменениями в жизни каждого ребенка.
Слайд 2.
Внешниеизменения в жизни 5-классников:
- НОВЫЕ УЧИТЕЛЯ
- НОВЫЙ РЕЖИМ
- НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
- НОВЫЕ ПРАВИЛА
Слайд 5.
Признакитрудности в период адаптации:
1. Усталый,утомленный внешний вид ребенка.
2. Нежеланиеребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
3. Стремлениеотвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
4. Нежеланиевыполнять домашние задания.
5. Негативныехарактеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
6. Жалобы на теили иные события, связанные со школой.
7. Беспокойныйсон.
8. Трудностиутреннего пробуждения, вялость.
9. Постоянныежалобы на плохое самочувствие.
Слайд 8.
Дисциплина-наличие в порядка, твердо установленных определенных правил школе и требований,соблюдение которых является обязательным для всех членов детского коллектива.
Нарушениедисциплины в школе затрудняет учебные занятия и мешает подготовке школьников вусвоении учебного материала. Недисциплинированные ученики нередко и послеокончания школы нарушают трудовую дисциплину, становятся на путь противоправных действий.
Слайд 10
Причинынарушения дисциплины
· низкий уровень самодисциплины — отсутствиевнутренней мотивации
· — неумение контролировать свои эмоции
· неготовность к урокам детей
1.Основнойопасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения,постепенное снижение интереса к учебной деятельности.
Плохаядисциплина на уроке- зависит от ряда причин-пятиклассники входят в подростковый возраст, у них наблюдается резкая сменанастроений, дети еще не адаптировались к новым для них условиям: обезличиваниеотношений с педагогами, отсутствие привычных условий, новые требования,ослабление контроля за поведением на перемене и на уроке приводят к нарушениямразличного рода: прогулы, опаздывания, порча имущества, невыполнениедом.заданий, обзывания, разговоры, игры на уроках, невнимание, не слушаютучителя. т.д.
УЧИТЕЛЬДОЛЖЕН ХОРОШО ЗНАТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПРОИСХОДЯТ СПЯТИКЛАССНИКАМИ. Ученики выбирают определенное поведение в определенныхобстоятельствах: у опытных, хорошо знающих свой предмет учителей на уроках небывает нарушений дисциплины. И, наоборот, плохо подготовленный урок учителемнасыщен разговорами школьников, играми на телефонах, смехом, различными другиминарушениями.
Слайд 11
методы решения проблемы школьнойдисциплины:
Классическое решение проблемы:
Повышение голоса
записи в дневниках,
вызов родителей,
помощь социального педагога,
помощь директора.
Профессиональныйподход:
Увлекательное изложение материала,
Разнообразные виды деятельности на уроках,
Разноуровневые задания,
Энергичный темп ведения урока,
Дружелюбное отношение у ученикам.
Слайд 19
• Слова,которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя:
Словаподдержки:
• Знаятебя, я уверен, что вы все сделали хорошо.
• Тыделаешь это очень хорошо.
• Утебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
• Этосерьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.
Словаразочарования:
• Знаятебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
• Этаидея никогда не сможет быть реализована.
• Этодля тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Слайд 20.
Комфортобразовательного пространства- условие успешной адаптации:
• индивидуальные, групповые формы работы
• нестандартная ситуация на уроке
• пик умственной активности – втораяполовина урока
• оптимальный темп и ритм урока
• нет — шумовым раздражителям
• динамические паузы
• атмосфера доброжелательности, искренности
• своевременное окончание урока
Слайд 12
Работаяс пятиклассниками, мы должны их учить:
• умению бесконфликтно общаться содноклассникам, сверстниками;
• проявлять самостоятельность в своих делахи в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
• заниматься самостоятельно;
• дружить, иметь постоянного друга,общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающиеконфликты;
• предвидеть последствия своих действий,делать безопасный, правильный выбор
• добиваться успеха и правильно относиться куспехам и неудачам, развивать уверенности в себе, чувства собственногодостоинства.
Рекомендации КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ 5-го класса
1. Ознакомьтесь с характеристикой классногоколлектива и его списочным составом заблаговременно.
2. С первых дней обучения в 5-ом классеорганизовать работу ученического актива.
3. Продумать, какие коллективно творческиедела смогут увлечь, сплотить детский коллектив, составлять план воспитательнойработы с учетом направлений в начальных классах.
4. Последовательно и целенаправленнореализовывать в плане работы с родителями вопросы адаптации учащихся.
5. Поддерживать тесную связь сучителями-предметниками, учителями начальных классов, оказывать своевременную иэффективную помощь в учении каждому ученику.
6. Вселяйте в каждого ученика уверенность впреодолении трудностей, всячески повышайте социальный статус ребенка и семьи,поддерживайте здоровый эмоционально-психологический климат в классномколлективе.
РЕКОМЕНДАЦИИУЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ
1. Необходимосогласовать требования всех учителей-предметников.
2. Сделатьнормой единые дисциплинарные требования:
§ начинатьуроки со звонком;
§ готовитьсяк уроку на перемене;
§ прививатькультуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;
§ поднятаярука – это сигнал вопроса или ответа;
§ отвечаем,выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.
3. Урокзаканчивается со звонком, не задерживаем детей.
4. Учащиесядолжны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правилапо технике безопасности, правила дежурных. Классный руководитель долженпериодически повторять их с учащимися, убеждать в целесообразности.
5. Неиспользуйте дневник для записи дисциплинарных замечаний (найдите индивидуальныеформы работы с ребенком и семьей), контролируйте своевременность записей,заполняйте дневники вместе на классном часе, ежедневно в конце учебного дня вконце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.
6. Введитеправило среди учащихся помогать больным, приносить им домашнее задание,оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.
7. Задачаучителя – знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийтина помощь.
Дляподдержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничествашкольников на уроке, поддерживать авторитет в классе. При организациивоспитательной работы использовать возможности включения 5-классников вподготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий,праздников, спортивных соревнований, ученикам, имеющим низкую самооценку,проблемы в учебе давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо быимели успех.
Личность учителяявляется основой и залогом дисциплины на уроках: требовательность, яркий образучителя-все это несет воспитывающую функцию и формирует мотивацию к предмету,который ведет этот учитель. Учитель должен всегда быть интересен для учениковкак личность. Мы не должны забывать, что «Ученик и учитель – союзники.Обучение должно быть бесконфликтным».
