В соответствии со ст. 23 Трудового кодекса социальное партнерство в сфере труда — это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Система социального партнерства включает в себя несколько уровней:
■ Федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в РФ .
■ Региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ .
■ Отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли .
■ Территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании .
Уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
Социальное партнерство в сфере труда осуществляется в следующих формах:
■ Коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению .
■ Взаимных консультаций по вопросам регулирования трудовых отношений .
■ Участия работников в управлении организацией .
■ Участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые создаются на равноправной основе по решению сторон из их представителей, наделенных необходимыми полномочиями. На федеральном уровне образуется постоянно действующая трехсторонняя комиссия из представителей общероссийских объединений работников, работодателей и Правительства РФ. Трехсторонние комиссии могут образовываться на региональном и территориальном уровнях. Отраслевые комиссии могут создаваться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта федерации. На уровне организации образуется двухсторонняя комиссия из представителей работников и работодателя.
Представителями работников в социальном партнерстве являются, в первую очередь, профессиональные союзы и их объединения. На уровне организации, если в ней отсутствует профсоюзная организация, или она объединяет менее половины работников, работники на общем собрании (конференции) могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю. Представителями работодателя в социальном партнерстве является руководитель организации или уполномоченные им лица, объединения работодателей — некоммерческие организации, объединяющие на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и местного самоуправления
.Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения. Право на инициативу по проведению таких переговоров имеют обе стороны. Они свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Однако при этом должны соблюдаться следующие принципы:
1. Равноправие сторон .
2. Уважение и учет интересов сторон .
3. Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях .
4. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе .
5. Соблюдение сторонами законов и иных нормативных правовых актов .
6. Полномочность представителей сторон .
7. Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда .
8. Добровольность принятия сторонами на себя обязательств .
9. Реальность обязательств .
10. Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений .
11. Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений .
12. Ответственность сторон за невыполнение по их вине коллективных договоров и соглашений.
Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации (филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении) и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В него включаются взаимные обязательства сторон по таким вопросам, как: формы, системы и размеры оплаты труда . выплата пособий и компенсаций . механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен и т.п. . занятость работников, условия их высвобождения, переобучения . рабочее время и время отдыха . улучшение условий и охраны труда . соблюдение интересов работников при приватизации . охрана здоровья работников и экологическая безопасность . льготы работникам, совмещающим работу с обучением . отдых работников и членов их семей . контроль за выполнением колдоговора . отказ работников от забастовок при выполнении его условий и т.п.
Коллективный договор заключается на срок до трех лет и может быть продлен на срок до трех лет. Действие колдоговора распространяется на всех работников организации
Соглашение — это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений. Виды соглашений:
1. Генеральное — устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне .
2. Региональное — устанавливает принципы регулирования социально-трудовых отношений в субъекте РФ .
3. Отраслевое — определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли .
4. Территориальное — устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на уровне муниципального образования.
Соглашения заключаются на срок не более трех лет и могут быть продлены на срок не более трех лет. Действие соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили своих представителей на его заключение, на органы государственной власти и местного самоуправления (в пределах взятых ими на себя обязательств), а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения. Если работодатели в течение 30 дней со дня опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти по труду свой мотивированный отказ, то соглашение считается распространенным на этих работодателей.
За уклонение сторон от участия в коллективных переговорах, непредоставление необходимой информации, а также за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения установлена ответственность в виде штрафа.
