СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ПЕРВИЧНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИДЕТЕЙ С ОВЗ
Аннотация. В данной статьепредставлена практика натему «Социальное проектирование, как средство первичной профориентации детейс ОВЗ». Ключевой идей практикиявляется вовлечение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивногообразования, в реализацию социальных проектов с целью формирования профессиональногосамоопределения адекватного трудовымвозможностям.
Ключевыеслова: социальноепроектирование, профориентация, ограниченные возможности здоровья.
Основнаячасть. Проблема в выборе профессии возникает у всех школьников,в том числе и у ребят с ОВЗ. Формирование профессионального самоопределения, адекватного трудовымвозможностям является одной изважнейших проблем профориентацииобучающихся с ОВЗ в частности с нарушениеминтеллекта. Учащиеся данной категории неимеют достаточно четких, конкретных представленийо рекомендуемых профессиях и специальностях.
Вследствие этого нередко профессиональныенамерениярасходятся с их возможностями. Ребята с ОВЗ отдают явное предпочтениетаким не доступным для нихспециальностям, как водитель, машинист,инженер и т.д. Являясь учителем-дефектологом и классным руководителемкоррекционных классов парад доступных профессий, я демонстрирую через привлечение подростков с ОВЗ к реализации социальных проектов.
На подготовительном этапе,я провожу знакомствос профессиями, которые встречаютсяв ходереализации проекта. Мы изучаемих особенности, а именноместоработы, материал длятруда, форменнуюодежду, орудиятруда, трудовыедействия. В ходе работы надпроектами участники имеютвозможность оценить свои способности, интересы к той или иной профессии, а также пройти первоначальные профессиональные пробы. Также ребята являются участниками проекта попрофориентации школьников «Билет в будущее», который помогает подросткамрешить сложную профориентационную задачу.
Я всегда учитываюиндивидуальные особенностикаждого ученика, он получаеттакое задание,с которымон справится. Это помогает ему самоутвердиться, поднятьсвой авторитет в глазахсверстников, быть успешным.
Одним из положительных моментов данного подхода,является также заинтересованностьи вовлечение родителей в процесс реализации проектов. В ходе совместной деятельности каждый родительотмечает особенности,склонности и возможностисвоегоребенка, что повысит уровень компетенции по вопросамсамоопределения и профориентации подростков.
Впервые с социальнымпроектированием мы столкнулись, когда наш проект стал победителемВсероссийскогоконкурса общественно-полезныхинициатив «100классных проектов».Ключевойидеей проекта , являлась механическаяочистка и углублениеместного озера, закрепление дамбы и запускрыбы.
Затем нам удалось одержать победу в Краевой грантовой программе«Социальное партнерство во имя развития».Мы с ребятами изучили историюсвоего села и организовали работупо созданию музея подоткрытым небом «Сельский дворик» какнаглядный пример деревенского быта. В 2011 году проект «Местовстречи» получил районную финансовуюподдержку, и на территории школыпоявилась окультуренная зонаотдыха.
Также мы реализовали проектына уровне школы «Цветочнаякорзина» и «Цветочныйфонтан» и др. В основе этих проектов лежитоформление оригинальныхклумб и цветников, с применениемприродныхматериалов. Ребята собственноручно выращиваютрассаду цветочных и овощных культур. Основная частьиспользуетсядля оформления цветников,а излишки реализуются местным жителям. Эта работа направлена формирование жизненныхи социально значимых компетенции, а также финансовой грамотности обучающихся.
Для измерения результатов поставленной цели былаиспользована адаптированная анкета Л.М. Фридмана, Т.А. Пушкиной и И.Я. Каплуновича «Изучениепрофессиональных намерений выпускников специальной коррекционной школы VIIIвида». Интерпретация данных, показывает положительные изменения профессиональных приоритетов выпускников, большая часть обучающихся проявила желание продолжить учёбу, отмечается более адекватныйвыбор специальностей в соответствии с возможностями.
Таким образом, даннаяпрактикаявляется эффективным методом первичнойпрофориентациидетей с ОВЗ. Социальноепроектированиезнакомитс многообразиеммира профессий, содержаниемтруда и приобщаетшкольников к трудув процессе совершенияпрофессиональныхпроб.
