Якубовская Т.Г., учитель физики МБОУ СОШ№40
Социальное проектирование в школе какфактор социализации учащихся
Внастоящее время проектная деятельность является актуальной, так как даннаятехнология развивает детей, дети учатся сами добывать знания, им интереснеесамим узнавать что-то новое, чем получать готовые знания, и не менееувлекательно самим что-то создавать.
Социальноепроектирование несет в себе большую воспитательную значимость. Работа по методупроектов – это относительно высокий уровень сложности педагогическойдеятельности, который предполагает высокую квалификацию педагога.
Результатыанкетирования школы показали, что 80% педагогам известен метод проектирования,который они считают актуальным, указывая на его положительные стороны, такиекак: возможность использовать разнообразные методы и приемы, формирует важныесоциальные навыки, учит детей самостоятельности и инициативности, даетвозможность практически применить полученные знания, умения, навыки, позволяетразвивать творческие способности детей.
Термин«проектирование» происходит от лат. «projectus» — брошенный вперед; это— процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта,состояния, специфическая деятельность, результатом которой являетсянаучно-теоретически и практически обоснованное определение вариантовпрогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.
Коснемсяистории социального проектирования.
Историяметода проектов начинается во второй половине XIX века в США. Основателемявляется американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859- 1952). Философ считалистинным и ценным только то, что полезно людям, что дает практический результати направлено на благо всего общества. Идеи Джона Дьюи достаточно широкореализовались в 1884-1916 годах в различных учебных заведениях его учениками ипоследователями — американскими педагогами Еленой Пархерст и Уильямом ХердКильпатриком.
«Методпроектов» и его вариант «Дальтон-план» стали известны и в России, гдеиспользовались в школьном и вузовском обучении в 20-х годах XX века. Их изучалиизвестные ученые и педагоги Станислав Теофилович Шацкий, Антон СеменовичМакаренко и многие другие. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы впедагогической практике А.С. Макаренко.
С1931 года в отечественной педагогике метод проектов не практиковался.
Методпроектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютернойтелекоммуникации в нашу страну в 80-е годы.
Современноепереосмысление проектирования предполагает:
· связь с жизнью;
· развитие социальной активности детей ввоспитательном процессе;
· развитие умения адаптироваться кдействительности;
· умение общаться, сотрудничать с людьми вразличных видах деятельности.
Что такое социальный проект вшколе?
Социальное проектирование – технология социального воспитанияучащихся в образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этойтехнологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальноепроектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации:формировать своё Я — концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способысоциального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектированием понимается деятельность:
1)социально значимая, имеющая социальный эффект, результатом которой являетсясоздание реального «продукта», имеющего для подростка практическое значение ипринципиально нового в его личном опыте;
2)задуманная, продуманная и осуществленная подростком; в ходе которой подростоквступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, ссоциумом; через которую формируются социальные навыки подростка.
Отличиясоциального проекта от других видов проектов:
· направленность проекта на решение остро-значимыхсоциальных проблем
· осуществление в процессе проектнойдеятельности перехода от глобального уровня постановки проблемы(общегосударственного, мирового) к локальному (на уровне школы, микрорайона,города
· предложение и обоснование реальныхпутей решения рассматриваемой проблемы и попытка их полной или частичнойреализации;
· командный характер работынад проектом;
· проведение в рамках работы над проектом социологическогоисследования в том или ином виде;
· осуществление взаимодействия собщественностью и властными структурами, направленного на достижение целейпроекта.
Субъектамисоциального проектирования (т. е. тем, кто осуществляет проектирование) могутбыть как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальныеинституты, специально созданные проектные группы и т. п. Необходимая чертасубъекта проектирования — его социальная активность.
Объектами,на преобразование которых направлен социальный проект, могут выступать:
· социальные явления(например, алкоголизм, курение, игромания, интернет-зависимость, агрессивностьв подростковой среде, гражданская пассивность и т.д.);
· социальные отношения(например, отношение к инвалидам, к старикам, детям; кпотребителю; взаимоотношения между участниками образовательного процесса ит.д.);
· социальные институты, их деятельность(различные органы власти и управления; школа; магазин;больница и т.д.);
· социальная среда(места отдыха, уличная реклама, игровые площадки,остановки, школьный двор и т.д.).
Гипотеза социального проекта — это модель, образ того, с помощью чегоможно создать проект как продукт реальной деятельности. Формулируя гипотезу,разработчик проекта описывает свое предположение — за счет чего может бытьразрешена социальная проблема; придумывает основную, базовую идею, на основекоторой можно построить лестницу конкретных шагов, действий, направленных надостижение цели.
Основнымипринципами социального проектирования являются:
· добровольность;
· учет возрастных, психологических,творческих особенностей;
· учет региональных особенностей;
· системность;
· интеграция учебной и внекласснойдеятельности.
Видысоциальных проектов воспитанников,реализуемых в образовательных учреждениях:
· прикладные— результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован впрактике; например, обустройство близлежащего озера или аллеи.
· информационные— предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении,событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкойаудитории; например, изучение влияния автомобилей на жизнь людей.
· ролевые и игровые— участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленныесодержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации; например, проект«Детское самоуправление» или «Выборы».
· Исследовательские— результат связан с решением творческой исследовательской задачи сзаранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерныхдля научного исследования: гипотеза, задача и др.;
· поисковые –проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.
Цель социальногопроектирования:
· привлечение внимания воспитанников кактуальным социальным проблемам местного сообщества;
· включение школьников в реальнуюпрактическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самихучащихся.
Основные задачи социальногопроектирования:
· повысить общий уровень культуры детей иподростков за счет получения дополнительной информации;
· формировать социально-личностные компетенции:навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствовать полезныесоциальные навыки и умения (планирование предстоящей деятельности, расчетнеобходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.),социальную мобильность и т.д.;
· закреплять навыки командной работы.
Типысоциальных проектов по различным основаниям
Похарактеру проектируемых изменений:
1. Инновационные.Задача — внедрение новых разработок.
2. Реставрационныеили поддерживающиепроекты решают задачи экологического характера, могут быть направлены насохранение и использование культурного наследия.
Понаправлению деятельности:
1. Образовательныепроекты. Задача которых – представлениеобразовательных услуг. Цель – приобретение знаний, умений, навыков.
2. Научно-техническиепроекты также могут выступать как проекты социальные, если своимипоследствиями непосредственно затрагивают общественную жизнь.Научно-технические проекты могут иметь поисковый, экспериментальный характер ичерез представление результатов общественному мнению приобретать социальнуюфункцию (вызывать общественный интерес, содействовать образованию ассоциаций иклубов, придавать качества публичных деятелей лицам, участвовавшим в проекте ит.д.);
3. Культурные проектымогут по основной своей направленности выступать как проекты художественные,символические, экзотические и др. Их общая черта как социальных проектовсостоит в том, что они оказываются вплетенными в ткань социальной жизни, т.е.люди в этом случае обращают внимание не на эстетические стороны проекта, а наего социальную функцию.
Помасштабам:
1. Микропроекты. На уроке, на внеклассном мероприятии.
2. Малыепроекты. На уровне района, школы, города. Например, создание телефона«Доверие».
3. Мегапроекты, в качестве которых обычновыступают целевые программы, состоящие из взаимосвязанных проектов. Ихспецифика состоит в необходимости масштабной координации исполнителей;
Посрокам реализации:
1. Краткосрочные(проект может быть рассчитан на месяц, неделю, день, урок).
2. Среднесрочные(до 1 года).
3. Долгосрочные(от 1 года и более).
Так как же создаетсясоциальный проект? Как грамотно его оформить?
Алгоритмсоздания социального проекта
Проект представляет собойописание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретныхметодов и шагов по реализации ее улучшения.
Структура проекта:
1. Введение (анализ, разъяснение актуальностии новизны по сравнению с аналогами, указание сфер применения, функциональногоназначения, выявление конкретной проблемы).
2. Постановка цели деятельности и конкретныхзадач.
3. Управленческо-кадровый аспект (механизмуправления, квалификация персонала).
4. Содержание и механизм реализации (модули,этапы, формы и методы, организационная структура, план конкретных действий).
5. Характеристика и способ оценки планируемыхрезультатов.
6. Бюджет. Материально-техническоеобеспечение.
Основные требования кпроекту:
1. Ограниченность (по времени, целям изадачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющаяконтролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основаниирезультатов каждого этапа.
2. Целостность – общий смысл проекта очевидени ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемомурезультату.
3. Последовательность и связанность – логикапостроения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачинапрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описаниересурсов и сочетается с планом.
4. Объективность и обоснованность –доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились неслучайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуациии оценки возможностей воздействия на нее.
5. Компетентность авторов и персонала –адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах ивозможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами,формами и методами реализации проекта.
6. Жизнеспособность – определение перспективразвития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях,как и чем он может быть продолжен.
Выделяется несколькоступеней работы над социальным проектом.
Сначала – это разработкасоциального проекта, его подготовка к реализации силами самих детей. Она начинаетсяс изучения общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местномсообществе в данное время. После этого формулируется социальная проблема – 1шаг – постановка проблемы.
Важно показать актуальность, новизну, масштабность проекта, егосоциальную значимость.
Раздел «постановка проблемы»:
§ он раскрывает необходимостьвыполнения проекта;
§ в нем описаны обстоятельства, побудившие написать проект;
§ проблема выглядит значимойдля вашей территории, в целом для общества;
§ масштабы проекта разумны, онне делает попытки решить все мировые проблемы сразу;
§ проблема сформулирована сточки зрения того, чьим нуждам служит проект;
§ нет голословных утверждений;написан кратко и интересно;
§ четко определен способ решенияпроблемы.
После того как четко определили проблему ставятся цели иразрабатываются задачи проекта – это 2 ступень работы над социальнымпроектом – Проектирование (планирование)
Раздел «Цели и задачи»:
§ описывает предполагаемые итогивыполнения проекта, поддающиеся оценке;
§ цель является общим итогомпроекта, а задачи — промежуточными, частными результатами;
§ из раздела ясно, какиепроизойдут изменения в социальной ситуации;
§ цели в принципе достижимы, арезультаты поддаются измерению;
§ постановку целей и задачавторы не путают с методами их решения;
§ язык ясен и четок, нет лишних, ненужных пояснений и ссылок
При разработке проекта обязательноизучение реальных возможностей своей проектной группы, составление детальногоплана работы, рабочего графика по реализации всех пунктов плана, а такжеопределение обязанностей и их распределение в проектной группе.
План в проекте требует установления перечня и порядка действий пореализации. Мероприятия логически выстраиваются в соответствии с задачами понаправлениям, этапам, модулям и др. Все виды работ увязываются с ресурсами, устанавливаютсясроки, ответственные исполнители.
План долженбыть последователен и убедителен, в нем ясен состав ответственных,исполнителей, средств. Мероприятия плана логически связаны, понятны причинывыбора именно этих форм работы.
На стадии разработкипроекта определяются необходимые ресурсы и источники их финансирования,составляется бюджет проекта, разрабатывается система оценки эффективностиработы над проектом.
Далее идет – Поискинформации – это 3 ступень работы над социальным проектом.
На этом этапесоставляются деловые предложения по разработанному проекту, происходит поискделового партнера для реализации проекта, проводятся официальные переговоры среальными партнерами и получение необходимых ресурсов.
Далееидет создание реального «продукта», имеющего для подростка практическоезначение и принципиально нового в его личном опыте– это 4 ступень работы над социальным проектом.
Каждый проект должен пройти количественные показатели (востребованностьпроекта, охват общественности,количество конкретных дел: акций, мероприятий и др.). К ним относятся:
Показатели социального развития личности (динамика уровня развитияличности: не умел — научился, не знал — узнал, не имел — приобрел и т.п.,качество продуктов социально-творческой деятельности (поделок, рисунков,походов, акций), характер реализованных инициатив и др.).
Показатели социальной адаптации личности (повышение уровнясоциальной успешности участников, активность).
Показатели общественного мнения (популярность проекта, социально-профилактическийэффект, заинтересованность социальных партнеров, отклик в средствах массовойинформации).
Технологические показатели (уровень организации вцелом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационнаякультура участников).
Экономические показатели (соотношение затрат ссоциально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительныхматериально-технических ресурсов).
Далее обязательна Презентацияпроекта – это 5 ступень (это устная защитапроекта, где ребята представляют и обосновывают логику и эффективность своегопроекта) и Рефлексия (Главная цель этого этапа – анализ самимидетьми стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе). Приподдержке педагога проходит разбор проделанной работы, отмечаются встретившиесятрудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников,выявляются слабые и сильные стороны проекта, оформляется портфолио,где собраны все рабочие материалы проекта. – это 6 ступень работы надсоциальным проектом.
То есть проект – это«пять П»
Проблема – Проектирование(планирование) — Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое П проекта – егопортфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.
Приложение
Памяткидля реализации социального проектирования
1.Памятка руководителю (организатору) проекта
1. Предложите темы проектов сразличными доминирующими методами (научно-исследовательский, социальный,творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и т.п.).Обоснуйте их актуальность. Укажите возраст школьников, на который рассчитаноданное проектное задание.
2. Охарактеризуйте и дополнитепроекты по другим признакам (характер контактов, характер координации проектов,продолжительность, число участников). Выберите один наиболее актуальный (порезультатам обсуждения в группе слушателей курсов).
3. Укажите проблему, сформулируйтецели и задачи проекта, учебный материал по предмету и межпредметные связи (вформе дидактических единиц), которые должны быть задействованы в ходевыполнения проекта.
4. Продумайте практическую/теоретическую значимость проекта.
5. Укажите, какие развивающие цели выставите (интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся).
6. Перечислите, какие методытворчества будут использованы при выполнении проекта.
7. Укажите, как данный проектвписывается в классно-урочную и внеурочную деятельность.
8. Подумайте, как могут бытьоформлены результаты проекта.
9. Обозначьте формы контроля этаповвыполнения проекта.
10. Предложите критерии оценкиуспешности проекта.
11. Продумайте, как данный проект можетвлиять на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение подростка, намотивацию к труду в избранной сфере (только для старшеклассников).
12. Продумайте, какойпсихолого-педагогический эффект возможен в результате выполнения данногопроекта.
2.Общие правила для руководителя проекта
1. Подходите к проведению этой работытворчески.
2. Не сдерживайте инициативуучащихся.
3. Поощряйте самостоятельность,избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно.
4. Помните о главном «педагогическом»результате – не делайте за школьника то, что он может сделать (или можетнаучиться делать) самостоятельно.
5. Не спешите с вынесением оценочныхсуждений.
6. Оценивая, помните: лучше десятьраз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.
7. Обратите внимание на основныесоставляющие процесса усвоения знаний:
– учите прослеживать связи междупредметами, событиями и явлениями;
– старайтесь формировать навыкисамостоятельного решения проблем исследования;
– старайтесь обучать школьника уменияманализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию.
8. В процессе работы не забывайте овоспитании.
3.Диагностики учащихся
(выявлениесклонности к исследовательской
иобщественной деятельности)
1. Какая область человеческих знанийвам наиболее интересна?
2. Какой школьный предмет вамнаиболее интересен?
3. По каким предметам вам интересночитать дополнительную литературу?
4. Какую познавательную литературу выпрочитали за последний год? Назовите ее.
5. Занимаетесь ли вы в кружках,секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где?
6. Какая из научных проблемсовременности вам представляется наиболее актуальной (значимой)?
7. Хотели бы вы участвовать висследовании какой-нибудь проблемы?
8. Какое реальное общественноемероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамкахшколы, округа, города?
9. Входите ли вы в какие-либообщественные объединения молодежи? Назовите их.
10. Кто из учителей школы мог бы статьвашим консультантом, советчиком при организации и проведении проекта?
11. Хотели бы вы привлечь к своейработе родителей? (Да/ Нет).
4.Анкета для учащихся
1. Расположите следующие источникиучебной информации по уменьшению их значимости для вас: учителя, учебники,родители, друзья, телевидение, радио, книги, газеты, журналы, Интернет
2. Напишите названия пяти вашихлюбимых газет и журналов по уменьшению их значимости для вас.
3. Как часто вы пользуетесь школьнымучебником для подготовки домашних заданий по …?
Часто Иногда Никогда
4. Оцените по пятибалльной шкале вашишкольные учебники по…
5. При несовпадении информации,полученной вами от учителя или из учебника и других источников, какой вариантвызывает у вас больше доверия?
Учебник Учитель Другой источник
6. У вас есть дома компьютер?
Да Нет
7. Где вы можете пользоватьсякомпьютером?
Дом Школа Другое (вписать)
8. Есть ли у вас доступ к сетиИнтернет?
Да Нет
9. Как часто вы пользуетесьинформацией сети Интернет для подготовки домашних заданий?
Часто Иногда Никогда
10. По каким учебным предметам?(указать каким ____________)
5.Паспортисследовательского проекта
(Заполняется авторами и научным руководителемпроекта. Представляется в экспертную комиссию вместе с проектом)
1. Название проекта.
2. Цели проекта.
3. Авторы проекта (школа, класс,количество участников).
4. Научный руководитель(и) проекта(специальность, педагогический стаж, звание, ученая степень)
5. Консультант(ы) (специальность,звание, ученая степень).
6. Тип проекта.
6.1. По доминирующей в проектедеятельности: исследовательский, творческий, игровой, информационно-поисковый,практико-ориентированный (учитывает социальные интересы участников, четкоориентируется на результат).
6.2. По предметно-содержательной области:культурологический (литературный, музыкальный, лингвистический),естественно-научный, экологический, спортивный, географический, исторический.
6.3. По характеру координации проекта: соткрытой координацией (жесткий), со скрытой координацией (гибкий).
6.4. По количеству участников проекта:личностный, парный, групповой.
6.5. По широте охвата содержания:монопредметный, межпредметный, внепредметный.
6.6. По времени проведения:непродолжительный, продолжительный.
6.7. По характеру контактов (степениохвата): в рамках класса, в рамках школы, в рамках района, в масштабе города, вмасштабе региона, в масштабе страны.
7. Образовательная область, в рамкахкоторой выполнен учебный проект: филология, обществознание, математика,информатика, естествознание, искусство, технология, основы безопасностижизнедеятельности, физическая культура.
8. Учебный предмет, в рамках котороговыполнен учебный проект: русский язык, литература, иностранный язык,математика, информатика и ИКТ, история, обществознание, география, экономика,право, физика, химия, биология, естествознание, музыка, изобразительноеискусство, технология, физическая культура, основы безопасностижизнедеятельности.
9. Методы, использованные в работенад проектом.
10. Форма представления проекта:постер, альбом, видеофильм, буклет, реферат, макет, другое (вписать).
11. Образовательные икультурно-просветительские учреждения, на базе которых выполнялся проект: базашколы, библиотека(и), музей(и), высшее учебное заведение (кафедра),научно-исследовательский институт (лаборатория), зоопарк, планетарий,технический центр, другое (указать).
12. Источники информации,использованные авторами в процессе выполнения проекта: научно-популярныежурналы, академические журналы,, бюллетени, учебники и учебные пособия,научно-популярные книги, научные издания, монографии, диссертации,авторефераты, депонированные рукописи, словари, справочники, энциклопедии,иностранные книги (английский, немецкий, французский, испанский язык), Интернет(сайт).
13. Словарь исследователя (понятийныйаппарат).
6.Паспорт социального проекта
(Заполняется авторами и научнымруководителем проекта. Представляется в экспертную комиссию вместе с проектом)
1. Название проекта.
2. Цели проекта.
3. Авторы проекта (школа, класс,количество участников).
4. руководитель(и) проекта(специальность, педагогический стаж, звание, ученая степень).
5. Консультант(ы) (специальность,звание, ученая степень).
6. Тип проекта.
6.1. По доминирующей в проектедеятельности: исследовательский, творческий, игровой, информационно-поисковый,практико-ориентированный (учитывает социальные интересы участников, четкоориентируется на результат).
6.2. По предметно-содержательной области:культурологический (литературный, музыкальный, лингвистический), естественно-научный, экологический, спортивный, географический, исторический.
6.3. По характеру координации проекта: соткрытой координацией (жесткий), со скрытой координацией (гибкий).
6.4. По количеству участников проекта:личностный, парный, групповой.
6.5. По широте охвата содержания:монопредметный, межпредметный, внепредметный.
6.6. По времени проведения:непродолжительный, продолжительный.
6.7. По характеру контактов (степениохвата): в рамках класса, в рамках школы, в рамках района, в масштабе города, вмасштабе региона, в масштабе страны.
7. Область социального исследования.
8. Образовательная область, с которойсвязано содержание проекта: филология, обществознание, математика, информатика,естествознание, искусство, технология, основы безопасности жизнедеятельности,физическая культура.
9. Методы, использованные в работенад проектом.
10. Форма представления проекта:постер, альбом, видеофильм, буклет, реферат, макет, другое (вписать).
11. Образовательные икультурно-просветительские учреждения, на базе которых выполнялся проект: базашколы, библиотека(и), музей(и), высшее учебное заведение (кафедра),научно-исследовательский институт (лаборатория), зоопарк, планетарий,технический центр, другое (указать).
12. Источники информации,использованные авторами в процессе выполнения проекта: научно-популярныежурналы, академические журналы, бюллетени, учебники и учебные пособия,научно-популярные книги, научные издания, монографии, диссертации,авторефераты, депонированные рукописи, словари, справочники, энциклопедии,иностранные книги (английский, немецкий, французский, испанский язык).
13. Словарь исследователя (понятийныйаппарат).