Римляне были равны в своей ответственности перед законом, но равенства в политической и социальной сфере не было. Обладатели богатства и более высокой степени общественного признания имели монополию на права, но зато они же в большей степени несли обязанности, поставив на службу обществу в военное и мирное время свои состояния и дарования. Да, народное собрание было высшим избирательным и законодательным органом, но простые люди не могли рассчитывать на высокие должности (в отличие от греков).
Прагматичный характер римской культуры
Научные и философские идеи, мифологические и художественные образы, — все переосмысливается с точки зрения доминанты римского сознания – “ Рим – центр мира”.
Важную роль в этом процессе играет фигура оратора. В отличие от афинских софистов, обучавших демос (народ) красноречию, римский ритор — учитель будущих государственных чиновников, несущих блага римской цивилизации в самые отдаленные уголки римских владений. Науки, ставшие популярными в Риме, определились этими, образовательными целями. Они были приспособлены к практической, политико-правовой, торговой, военной и строительной деятельности.
Вклад римлян в мировую культуру
Отрицать цивилизующую миссию Рима невозможно. Римляне были не только народом солдат, но и народом строителей и устроителей – архитекторов, инженеров, администраторов, юристов – и вместе с властью Рима к диким народам Западной Европы приходил порядок акведуков (водопроводов), дорог, латинской школы и римского права.
Из всех искусств наиболее важным для Рима было зодчество, а в зодчестве — на основе греческих и этрусских достижений – масштаб сооружений, не сопоставимый, как у греков, с человеком, а подавляющий его, олицетворяющий мощь и силу Римского государства. Пафос полезности во имя государства был реализован в строительстве городов, форумов (площадей), триумфальных арок (для торжественного въезда победителей), храмов (богам – покровителям Рима), общественных бань (мест для светского общения), цирков и амфитеатров (для развлечения публики) и т.д.
Причины кризиса Рима
Однако, внешнее величие Рима, обожествляемые императоры (восточное влияние), — все, что так впечатляло покоренные народы, имело и теневую сторону, которая оказалась очень чувствительной для самих римлян. Путь простого римлянина от “гражданина” к “подданному” был легче, чем путь грека. Еще, будучи гражданами, римляне психологически были более готовы к подчинению.
