Социальный эксперимент — это способ получения информации, в процессе которого создаются условия, необходимые для проявления и измерения причинно-следственных связей между явлениями.
Эксперимент является методом углубленного аналитического исследования, который позволяется исследовать не только факторы воздействия на объект, но и степень эффективности этого воздействия. Суть социологического эксперимента заключается в том, чтобы проследить как изменяются некоторые контрольные характеристики под воздействием тех или иных обстоятельств.
Факторные характеристики группы — это характеристики, которые вводятся или изменяются в процессе эксперимента.
Нейтральные характеристики — это характеристики, которые не участвуют в эксперименте.
Виды социологического эксперимента:
По характеру экспериментальной ситуации:
1) Лабораторный эксперимент (истинный эксперимент) (проводится в искусственно созданных условиях. Цель — проверка научной гипотезы) .
2) Полевой эксперимент (проводится в естественных условиях. Цель — оценка степени эффективности тех или иных программ, методов воздействия, методик. Экспериментальная группа может быть не осведомлена о том, что участвует в социологическом эксперименте).
По логической структуре доказательства гипотез:
1) Линейный эксперимент (одна и та же группа является и экспериментальной, и контрольной. До начала эксперимента фиксируются все контрольные, факторные и нейтральные характеристики объекта. Затем изменяется фактор, характеристики групп и по истечении определённого времени вновь изменяется состояние объекта и его контрольные характеристики. Очень важно, чтобы в процессе линейного эксперимента было исключено воздействие анализа решающих факторов).
2) Параллельный эксперимент (одновременное участие двух разных, но идентичных по своим характеристикам групп: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным характеристикам, а также по тем нейтральным, которые могут повлиять на исход эксперимента. Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего эксперимента, а характеристики экспериментальной группы изменяются. По итогам эксперимента контрольные характеристики двух групп сравниваются и делается вывод о причинах и масштабах произошедших изменений) .
По характеру ситуации:
1) контролируемый эксперимент (выравнивание всех условий в экспериментальной и контрольной группах, кроме экспериментального фактора) .
2) неконтролируемый эксперимент (на результаты могут оказывать воздействие нейтральные факторы).
Преимущества | Недостатки |
Возможность наблюдения социальных переменных | Трудности с обеспечением условий проведения |
Контроль исследовательской ситуации | Трудности с различением факторов |
Возможные сочетания с другими методами |
Требования к эксперименту
1) Описание объекта наблюдения в системе факторов, его составляющих .
2) Описание условий существования объекта исследования .
3) Формулирование гипотезы .
4) Определение понятий сформулированной гипотезы .
5) Выделение независимой переменной .
6) Выделение зависимой переменной .
7) Описание условий времени и места проведения эксперимента
Экспериментальная переменная, вводимая исследователем в определенных программой параметрах (количество, направленность) и контролируемая им, называется независимой, (экспериментальный фактор).
Фактор, изменение которого определяется независимой переменной, называется зависимой переменной.
Подготовка и проведение эксперимента.
Выделяют три основных фазы эксперимента:
1) Подготовительная фаза (определение единиц и признаков исследования, анализ исходной ситуации, установление перечня изменяемых и неизменяемых условий) .
2) Экспериментальная фаза (создание положительной установки участников, разъяснение цели, задач и правил проведения эксперимента . при необходимости — тренировочного этапа)
3) Заключительная фаза (проведение систематизации полученных данных, их описания с точки зрения программы и гипотез исследования)
Понятие гипотезы исследования. Виды гипотез. Требования к формулировке гипотез.
Гипотеза исследования — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений или процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть. Она не должна:
*содержать понятий, которые не находят своего места в данном исследовании
*противоречить ранее установленным научным фактам
*быть слишком простой и банальной
Гипотеза должна быть проверяемой в ходе проведения исследования при существующем уровне теоретических знаний и методических возможностях.
Тема | Жилищные проблемы молодых семей в условиях небольшого города |
Основная гипотеза | Большинство молодых семей предпочитают сначала решить свои жилищные проблемы, и только после этого официально зарегистрировать брак |
Вспомогательные гипотезы | 1) Для решения жилищного вопроса практически все молодые семьи обращаются за материальной поддержкой к родителям 2) Нерешённый жилищный вопрос в основном отрицательно сказывается на взаимоотношениях между молодыми супругами, между молодым и старшими поколениями 3) Нерешённый жилищный вопрос преимущественно негативно отражается на планах деторождения 4) При решении жилищного вопроса молодые семьи как правило не рассчитывают на поддержку со стороны государства |