Педагог — это человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Здесь следует обратить внимание на слово «профессионально». Непрофессионально педагогической деятельностью занимаются почти все люди (занимаясь обучением и воспитанием своих детей, например), но только педагоги знают, что, где и как нужно делать, умеют действовать в соответствии с педагогическими законами, несут в установленном порядке ответственность за качественное исполнение своего профессионального долга [1].
Педагогическая деятельность относится к очень сложным видам человеческой деятельности. Но что именно делает педагог, большинство людей не совсем понимают, ограничиваясь указаниями на внешние, видимые характеристики его деятельности.
Педагог в вузе в соответствии с Законом «О высшем профессиональном образовании» (Ст. 20) имеет право определять содержание учебных курсов в соответствии с ГОС, выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие индивидуальным особенностям обучающихся и обеспечивающие высокое качество учебного процесса, а также обжаловать приказы и распоряжения администрации вуза в установленном законодательством порядке.
Положение вузовских преподавателей характеризуется такими основными негативными факторами .
— уход наиболее квалифицированных преподавателей в другие области деятельности из-за недостаточной социальной и финансовой оценки их труда .
— замедление смены поколений в профессорско-преподавательских коллективах, вызывающее их старение и неизбежное снижение общего уровня квалификации.
Это приводит к размыванию педагогического страта высшей школы. Зададимся вопросом, откуда берутся педагоги высшей школы? В своей основе – это специалист с высшим образованием, занявшийся по разным причинам педагогической деятельностью. В аудитории он начнет объяснять основы своей науки, сообразуясь со здравым смыслом. Скорее всего, он будет просто копировать своих учителей: объяснять, давать упражнения, ставить оценки. На первый взгляд создается видимость нормальной педагогической работы. Но только на первый и только видимость. От настоящего преподавательского труда она отличается так же, как детская игра «в школу» от самой школы.
Педагогическая функция – это предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Главная функция – управление процессами обучения, воспитания, развития. Еще Сократ называл профессиональных педагогов «акушерами мысли», его учение о педагогическом мастерстве носит название «майэвтика», что в переводе означает «повивальное искусство». Знающий педагог обязан не сообщать готовые истины, а помочь родиться мысли в голове ученика. Сегодня в педагогический словарь проникло понятие «менеджмент», как общее искусство управления процессами, протекающими в различных системах. То, что делает педагог, все чаще за рубежом и у нас начинают называть «педагогическим менеджментом», а самого педагога – «менеджером» (воспитания, обучения). Это, впрочем, никак не влияет на содержание его труда. Кроме своих непосредственных профессиональных функций педагог выполняет функции общественные, гражданские.
Уже в самые далекие времена обнаружилась такая закономерность: какие учителя — такое общество. Учитель (педагог) — одна из древнейших профессий на земле. Практика обучения и воспитания детей в специальных учреждениях — школах возникла в глубоком прошлом. К тому времени относится появление учительской профессии.
По мере развития и усложнения человеческого общества и связанного с этим расширения систем образования происходит неуклонный рост числа людей, занятых обучением и воспитанием подрастающих поколений — учителей, воспитателей, преподавателей. В промышленно развитых странах мира они составляют сегодня самую многочисленную категорию специалистов, занятых не физическим трудом.
На протяжении своей долгой истории учительская профессия менялась в количественном и качественном отношении. Она все более дифференцировалась, и в ней появились учителя для разных типов образовательных учреждений (дошкольных, общеобразовательных, специальных, профессиональных), различных уровней общеобразовательных школ (начальной, младшей средней), работники образования со специфическими функциями (руководители образования, учителя-терапевты, консультанты и т.д.).
Лучшие умы человечества всегда рассматривали труд учителя как самый благородный, ответственный, определяющий будущее людей и общества. Еще Сократ, открывший в Древней Греции Академию для молодежи, утверждал, что более полезен государству тот, кто сделает многих способными управлять государством, чем тот, кто управляет им сам.
В разработанной великим китайским философом Конфуцием религиозно- философской системе воспитатель относится к категории «цзянь-цзы» — совершенномудрых, благородных людей (XII в. до н.э.). Уважение того, кто воспитывает и учит, является непременным правилом поведения каждого человека. В Японии, культура которой во многом сложилась под влиянием конфуцианства, культ учителя – характерная черта общества. «Никогда не наступайте даже на тень учителя» гласит японская пословица.
Крупнейший теоретик арабского средневекового мира Ибн Халдун, подчеркивая особую важность учителя в обществе, считал, что главными качествами учителя должны быть мудрость, терпение, любовь к детям и знание их особенностей, поощрение активности и любознательности учащихся.
Ян Амос Коменский, чешский мыслитель XVII века, рассматривал школу как «основание государственности», а учителей «садовниками», «образователями» человечества. При разработке «Законов для учителей» Я. Коменский исходил из того, что учителя должны быть «живыми образцами добродетелей, которые они призваны прививать другим» [2].
