Соболевская Марина Михайловна,
социальный педагог
МАОУ«Хоринская средняя общеобразовательная школа №2 имени Ю.А.Гагарина»
РБ. Хоринский район, с.Хоринск
Социокультурная образовательная деятельность
в оценке качества образования детей с ограниченными возможностямиздоровья
( из опыта работы)
В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равногодоступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии сих интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, местапроживания и состояния здоровья.
Современная школа призвана обеспечить качественное образование, развитие учащихсяс инвалидностью, с ОВЗ, их подготовку к самостоятельной практическойдеятельности и интеграции в современное общество.
Однимиз важнейших условий развития оценки качества образования детей с ОВЗ вусловиях модернизации всей системы образования в России является формированиепредставлений о новом, современном качестве образования этой группы обучающихся. Достижение более высокого качества образования детей с ОВЗ , в рамках введенияФГОС ОВЗ, возможно при условии эффективной работы руководства школыи всего педагогического коллектива, так как основные направленияреализации политики образовательного учреждения в области качестваобразования требуют совершенствования социально-педагогических, правовых, организационно-методических условий, позволяющих успешно решать задачив области образования.
Одним изнаправлений, существенно влияющих на качество образования, процесссоциализации детей с особыми образовательными потребностями, является социокультурная(внеучебная) образовательная деятельность.
Социокультурная образовательная деятельность — этоорганизация в образовательном учреждении социокультурного пространства длядетей с особыми образовательными потребностями,обеспечивающее необходимые условия для их успешного , качественного обучения, социализации личности ребенка.
Основная цель социальной адаптации детей с ОВЗ, с инвалидностью – помочь им приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видамидеятельности, выработав у ребенка достаточный уровень самостоятельности присоциально — приемлемых выходах из экстремальных и обыденных проблемныхситуаций. Каждый воспитанник может проявить своиталанты, занимаясь в развивающейся системе социокультурной, внеурочнойдеятельности: изо-студии, музыкальной студии, кружках декоративного искусства ит.д.
Система мероприятий по созданию успешной среды даетположительный результат в обучении, а в дальнейшем обязательно отразится на егостановлении личности. Это и будет самым важным результатом образовательногопроцесса.
Содержание социокультурной деятельности – это адаптированный социальныйопыт, эмоционально пережитый и реализованный в личном опыте ребенка в ходе разнообразной деятельности: науке, искусстве, литературе, технике, т.д. Обучающая функция социокультурной деятельности заключается не в формировании системы научныхзнаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкамповедения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.
Видыи формы социокультурной деятельности, которые я использую в работе с детьми сОВЗ:
1. Игровая;
2. Познавательная;
3. Досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение);
4. Художественное творчество;
5. Трудовая деятельность;
6.Спортивно-оздоровительная деятельность и др.;
Основным преимуществом социокультурной деятельности детей с ОВЗ являетсяпредоставление им возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие их творческих способностей.
Приорганизации социокультурного пространства, стал возможным индивидуальныйподход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний иограниченными возможностями. Такая категория детей нуждается в общении,внимании, заботе. Большая ответственность возлагается на педагога, которыйпоможет ребенку с ограниченными возможностями познать мир, сложный инедоступный. Именно педагог помогает ребенку познать себя, преодолеть свою«неполноценность» и заявить всему миру: «Я такой же, как все!». Дети сограниченными возможностями, с нарушением интеллекта изолированы от общества,они живут в своем закрытом, недоступном для нас мире. Но эти дети рисуют,лепят, делают аппликации, шьют, их работы наполнены эмоциями, переживаниями,радостью, восторгом и болью. Дети с ограниченными возможностями в силу своих«ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем ихздоровые сверстники. И именно на занятиях творчеством эта категория детейнаходит отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации,оно является самовыражением и самореализацией.
Имея общий стаж педагогической работы 31 лет , из них21 лет работаю с детьми, которые имеют инвалидность, ограниченные возможностиздоровья. Работая социальным педагогом в МАОУ «Хоринская средняя общеобразовательнаяшкола №2 имени Ю.А.Гагарина» , организую целенаправленную работу по социокультурнойреабилитации детей с ОВЗ, оказывая данным детям и их родителямсоциально-педагогическую помощь и поддержку.
В основе моей социально-педагогической работы сдетьми, которые имеют ограниченные возможности здоровья, нарушения интеллекта,положена концепция благополучия ребенка, оказавшегося в трудной жизненнойситуации, его семейного и социального окружения. Она основана на идеяхгуманистического воспитания (О.С.Газман, И.П. Иванов), гуманистической педагогики (К.Роджерс, В.А.Сухомлинский), личностно-ориентированного подхода ввоспитании, социального воспитания (Б.Битинаса, В.Бочаровой). В основе даннойконцепции заложена идея развития внутреннего мира человека, идея веры ввозможности и особенности тех, кто оказался надломленным, непринятым, а поройпросто покинутым. Общение с такими детьми требует особого такта ипрофессионализма.
Педагогические поиски решения проблем детей с ОВЗ сосредоточили мое внимание на концепции личностно-ориентированного подхода в воспитании. Солидарна с В.А.Сухомлинским, который обозначил проблемыдетей, убедительно, с научной степенью обоснованности, доказал необходимостьгуманного отношения к ним. Идеи социального воспитания, которые являютсяприоритетными в моей работе с детьми данной категории, направлены на созданиеусловий для творческой самореализации учащихся, для успешного укрепления ихсоциального, психического, физического здоровья, формирования различных социально-трудовых, коммуникативных и других компетенций, необходимых длядостижения жизненного успеха, социального самоопределения, выживания вобществе.
Среди форм организации социально- педагогической работы, социокультурной деятельности детей с ОВЗ, в контексте компетентностного образования, существенное место принадлежит технологиям компетентностно-ориентированногообучения, среди которых я выделила технологию социального проектирования,которую активно использую в своей работе. Преимуществами технологиисоциального проектирования является ее универсальность, т.к. деятельностьучастников проекта может реализовываться как в рамках учебного процесса, так иво внеучебной деятельности с привлечением родителей, социальных партнеров, что дает возможность добиться более эффективных результатов в решенииразличных социальных проблем детей данной категории.
Хотелось бы поделиться опытом работы по реализации социально-значимогопроекта для детей с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью — проект «Преодоление», который в районном конкурсе социальных проектов занял в 3 место,целью которого было развитие творческого потенциала детей с ОВЗ. Финансированиепроекта осуществляло Управление соц.защиты населения Хоринского района. Целью проекта было — помочь детям с ОВЗ поверитьв себя, преодолеть свои недуги и показать, что и они могут жить полной инезависимой жизнью. Содержание социокультурной деятельности в рамках проекта было разнообразным: экотерапия, глинотерапия, гарденотерапия, игро-изотерапияи др. В ходе проекта было оздоровленоболее 50 детей в возрасте от 7 до 14 лет. Из них- дети с ослабленнымздоровьем из малообеспеченных семей, дети с инвалидностью, с ОВЗ имеющие различные заболевания: ДЦП, эпилепсия, болезнь Дауна, олигофрения, тугоухостьюи др. Для данных детей, с учетом их состояния здоровья и творческих способностей, были проведены различные мастер-классы,сочетающие комплекс валеологических,культуро-ориентированных, креативных компонентов, имеющие в своей основе работу с пластическими материалами:пластилином, соленым тестом, бумагой, растениями. Дети с удовольствиемзанимались «Оригами», «Папье-маше», «Детскими скульптурами» и т.д.
В ходе реализациипроекта с детьми проводилось множество различных интеллектуальных игр,которые позволили расширить их детский кругозор. Это : «Интеллектуальное казино», игра «Кто хочет стать миллионером», «ДеньНептуна». Большое место было отведено оздоровительной работе: 3-хразовое калорийное питание, выходы на природу, купание в реке, танцетерапия,подвижные и спортивные игры. Оказалось, что дети очень активны, подвижны. Оничувствовали себя уверенно, помогали друг другу.
Особо хотелось бы отметитьребенка с инвалидностью — Виталия Л., у которого сложный диагноз: глубокийДЦП, парализованы руки. Передвигался он наколяске. Виталий Л. не отчаивался: он прекрасно играл ногами в шашки ишахматы, пытался играть на фортепиано, пальцами ног научился рисовать красивыерисунки. В конце реализации проекта была организована его персональная выставкарисунков, которая не оставила равнодушным никого. За свои работы мальчик был награжден специальным дипломом от Заместителяглавы МО «Хоринский район» . Это событие для него было настолько трогательным ирадостным, что он начал танцевать, сидя в инвалидной коляске. Преодолеваявсе свои недуги, он научился пальцами ног работать на компьютере. Насегодняшний день, Виталий Л., участник проекта «Преодоление», уже взрослый,окончил 9 классов, получив соответствующее образование. Освоив компьютер, оннаучился пальцами ног ремонтировать компьютеры, оказывает данные услуги населению с.Хоринск. Кроме того, Виталий – очень одаренный молодой человек.Несмотря на его сложное заболевание, находясь в инвалидной коляске, он являетсямолодым, начинающим поэтом с.Хоринск. Он сочиняет замечательные стихи о любвик жизни, о смысле жизни. Неоднократно его стихи публиковались в районнойгазете «Удинская Новь». Проект «Преодоление» успешно реализуется. Залогуспеха — это социальное партнерство, объединение материальных, финансовых,интеллектуальных, организационных ресурсов школы, Управления социальной защиты населения в Хоринском районе, ТМО, Роспотребнадзора по Хоринскому районув интересах здоровья ребенка. В ходе реализации проекта дети сразличными уровнями сохранности здоровья получают навыки социализации, умение жить в обществе, во взаимодействии с другими людьми,учатся преодолевать трудности своего положения, укрепляют свое здоровье. На разных этапах реализации проекта детивключаются в продуктивную творческую деятельность, в различныесоцио-культурные мероприятия состязательного характера, которые помогают имповысить уровень самооценки, преодолеть комплекс неполноценности. Дети получаютпрактические навыки работы с натуральными материалами: глиной, соленым тестом,учатся изготавливать игрушки в технике «Папье-маше», «Мини-скульптуры»,которые они успешно используют на уроках технологии, ИЗО и др. Кроме того,детям участие в проекте помогает раскрыть свои творческие способности,поверить в себя, в свои силы, понять, что самая большая радость- это общение,творчество, дружба.
Успешноорганизованная социокультурная деятельность детей с ОВЗ является залогомуспеха в их обучении.
Работаяучителем начальных классов в Республиканском Центре дистанционного обучениядетей с ОВЗ, при индивидуальном обучении ученика с умственной отсталостью,Алексея М. (15 лет , 5 коррекционный класс) выявила большой интерес мальчика кизобразительному искусству. Алексей М. очень красиво рисует гуашевыми,акварельными красками.
Являясь одним из важных видов детской деятельности, рисование не тольковыражает определенные результаты психического развития ребёнка, но и самообеспечивает это развитие, ведёт к обогащению и перестройке психических свойстви способностей, помогает им в учебе. На занятиях по рисованию с даннымидетьми нашей основной задачей является сенсорное обучение (накопление представленийо цвете, форме и величине предметов), а также развитие мелкой моторикируки
Большое значение для его обучения, социализации Алексея М. имело участие врайонных , республиканских творческих конкурсах по изобразительному,декоративно-прикладному искусству, где он показывал хорошие результаты своейтворческой деятельности.
Таким образом, организация социокультурной деятельности для детей с ОВЗ всегдабыла и остается очень важной сферой педагогической деятельности .
Занятияс детьми помимо уроков , общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное , а нередко решающее значение для их развития, обучения, воспитания,социализации.
Таким образом, социокультурная образовательная деятельностьдетей с разными возможностями здоровья, призвана создавать условия для болееуспешного их обучения, также для того, чтобы каждый ребенок-инвалид, могполностью реализовать себя, свои индивидуальные возможности и особенности, своитворческие интересы и потребности.
В заключении, следует отметить, что проблема оценки качества образования детей с ОВЗ будет оставаться еще длительное времяоткрытой, поскольку методических и диагностических материалов, основанных надостоверных результатах опытно-экспериментальной работы практически нет,поэтому, первостепенным в оценке качества образования детей с ОВЗдолжны стать: образовательный запрос родителей на результаты образованиядетей с ОВЗ и его качественные показатели в индивидуальнойдинамике развития. Индивидуальная программа развития может стать тем самыминструментом в оценке качества образования детей с ОВЗ, но,к сожалению, на сегодняшний момент, существующая система итоговойаттестации учащихся с ОВЗ не отвечает индивидуальным возможностями способностям детей.
