Социометрия является одной из наиболее распространенных психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений. С момента своего создания, метод социометрии получил свое развитие в различных модификациях, претерпел изменение процедур обсчета данных, интерпретации полученных результатов.
Популярность социометрии в том, что она позволяет изучать структуру межличностных отношений в группе, допускает совместное использование с другими методами социально-психологического исследования, уточняя и обогащая данные, полученные с их помощью.
Метод социометрии используется для изучения:
· социально-психологических отношений в группе .
· статуса людей в группе .
· психологической совместимости и сплоченности в группе.
Предметом социометрического анализа являются не только внутригрупповые процессы, параметры групповых отношений. Нередко, социометрия позволяет оценить свойства личности участников группы, показывая стиль их взаимодействия с окружающими, меру социальной компетентности, способности оказывать влияние на других.
Термин «Социометрия» был предложен Я.Морено в конце XIX в. Он предложил теоретическое обоснование, а также способ измерения внутригрупповых отношений, воплощенный в трех возможных значениях этого понятия. В рамках его представлений, социометрия – это общая теория социальных групп . способ измерения социальных отношений, и, наконец, под социометрией может пониматься процедура и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода измерения взаимоотношений людей.
Объектом социометрического измерения выступают реально существующие малые социальные группы. Предметная область социометрии — эмоциональные отношения людей в группах.
Я. Морено считал, что совокупность межличностных отношений в группе составляет первичную социально-психологическую структуру, сущность которой не только характеризует группу, но и влияет на психологическое состояние ее участников.
Разновидности социометрии
Социометрия может проводится в двух вариантах, различающихся по способу ограничения выборов, которые может выполнить обследуемый. Рассмотрим данные варианты подробно.
Непараметрическая процедура социометрии. В ходе непараметрической процедуры проведения опрашиваемым предлагают выразить свое отношение к участникам малой группы без ограничения количества выборов. Другими словами, участник может выбрать всех участников группы, за исключением себя.
Преимуществами непараметрической социометрии являются:
· эмоциональная экспансивность (выразительность) каждого обследуемого участника малой группы .
· получение значительного объема информации об эмоциональном отношении каждого участника группы к его коллегам.
Недостатками непараметрической процедуры выступают:
· трудоемкость обработки результатов обследования в больших группах. Так, при обследовании коллектива из 15 человек, необходимо проанализировать 210 выборов .
· недостаточная мотивированность участников опроса приводит к риску получения ошибочных, фальшивых результатов, а также случайных выборов. Обследуемые могут исказить свое настоящее отношение к окружающим под влиянием настроения, стремления оказать влияние на окружающих и пр.
Параметрическая процедура является развитием непараметрической. Она позволяет снизить вероятность случайного или ложного выбора. Суть процедуры состоит в ограничении количества выборов каждого их участников (обычно, для групп в 22-25 участников минимальная величина социометрического ограничения должна выбираться в пределах 4-5 выборов).
Величина ограничения «d» обозначает лимит выборов. Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора.
Достоинства параметрической процедуры:
· увеличивает стабильность и точность получаемых выборов .
· позволяет стандартизировать результаты измерения вне зависимости от численности группы .
· обеспечивает сопоставление уровня взаимоотношений в группах
Недостатки непараметрической процедуры определяются ограничением количества допустимых выборов:
— не отражает эмоциональную экспансивность участников группы .
— не раскрывает эмоционального отношения между участниками группы.
Выбор вида социометрии определяется исследователем исходя из целей социально-психологического исследования, возможностей и ограничений, присущих данным процедурам.