9.1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖЕРА
Важнейшее значение в работе менеджера имеет умение плодотворно воздействовать на подчиненных, управлять ими.
Менеджер должен организовывать и направлять работу, но насколько возможно, держаться в тени, дать своим подчиненным право ощутить себя полноценными участниками производственного процесса. Нужно уступать как можно больше прав непосредственно исполнителям. Именно тогда большинство людей работает весьма успешно. Опытный менеджер многие текущие дела перепоручает подчиненным, чтобы выполнять свои непосредственные обязанности: планировать, направлять, организовывать работу коллектива в целом.
Многие менеджеры переоценивают собственные возможности и оставляют слишком много дел за собой. Исследование рабочего дня директоров ряда предприятий показало, что только 25% своего рабочего времени они посвящают действительно важным вопросам. Остальное время они тратят на мелочи, которые мог бы сделать кто-либо из подчиненных. Преуспевающий же руководитель умеет сосредоточить внимание на тех немногих основных направлениях деятельности, которые могут принести ощутимую прибыль. Менеджер должен основное внимание уделять итогам работы, а не процессу.
|
|
Большинство же менеджеров тонут в бумагах, кроме текущей работы, ничего не видят и не знают, всегда так заняты, что не успевают задумать-Ся о том, чего же они добились и добиваются. Многие менеджеры забывают о настоящей причине существования предприятия и думают, «как», аНе «что» они делают. Редко кто из управленцев отвечает правильно, за
Глава 9. Содержание деятельности менеджера
что ему на самом деле платят. А платят ему не за то, что он возглавляет цех или отдел, а за вклад его подразделения в результаты работы. Например, на этот же вопрос начальник планово-экономического отдела предприятия отвечает, что его задача — представить директору данные об экономической стороне деятельности, причем такие, которые облегчают ему принятие решения. Выслушав такого руководителя, можно сделать вывод о хорошей организации деятельности всего предприятия.
Чем больше люди посвящают себя настоящему делу, тем меньше отвлекаются на внутренние проблемы, которые могут отнимать значительную часть рабочего времени. Опытный и энергичный менеджер постоянно занят поиском оригинальных решений или помогает тем, кто способен что-то новое и интересное предложить. Он не боится нововведений, потому что знает, что никогда нельзя успокаиваться, никто и ничто в жизни не стоит на месте. Если же предприятие не старается идти в ногу со временем, оно рано или поздно отстанет. Вот почему руководителю важно быть в курсе основных открытий и изменений.
|
|
Дальновидный менеджер, заботясь о завтрашнем дне, старается все делать без излишней спешки, так как знает, что неожиданный срыв отбросит его назад. Такой менеджер всегда планирует запас времени — на всякий случай. Менеджеру необходимо научиться следить за тем, как он распоряжается рабочим временем, иначе он не сделает ничего стоящего. И иногда следует спрашивать себя «Что я сделал?» или «Не занимаюсь ли я тем, что могут сделать мои подчиненные?»
Менеджеру необходимо строго следить за распорядком дня, уметь отличать существенное от второстепенного. Некоторые из менеджеров заблуждаются, полагая, что обязаны присутствовать на всех без исключения переговорах, обсуждениях и торжествах. Многие мероприятия могут успешно проводить заместители, а сам менеджер может в это время заниматься выполнением таких работ, которые он никому поручить не может. Необходимое время и спокойная обстановка крайне желательны менеджеру для решения большинства проблем.
Решая серьезные дела, менеджер не должен отвлекаться на телефонные разговоры, беседы с секретарем и т.п. Нельзя важную работу делать урывками. Менеджер не может надеяться только на удачу, не беспокоясь о будущем. Он должен владеть ситуацией.
Преуспевающий менеджер не позволяет событиям развиваться самим по себе, он организует дела так, чтобы добиваться нужных ему результатов. 376
9.1. Управленческие функции менеджера
Менеджеру мало владеть знаниями, нужно уметь их применять, причем вовремя. Избежать неприятностей, срывов и кризисов трудно. Но именно переходя через такие испытания, формируется настоящий менеджер.
Конечно, ему следует изначально быть внимательным, предвидеть развитие событий и стараться избежать неприятностей. Но если уж кризис наступил — надо бить тревогу и действовать, а не сидеть сложа руки, ожидая помощи от руководства.
Раньше наука об управлении особое значение придавала менеджеру, который должен был направлять и контролировать людей. За последнее время представление об этом в корне изменилось: человека в большей степени должно направлять желание хорошо делать свое дело.
Необходимо развивать «человеческий фактор»: создавать у людей деловой настрой, вдохновлять на результативную работу, ставить перед ними большие цели и настраивать на их достижение, т.е. строить новые принципы управления, управления целями, намерениями людей. Только при новом подходе можно сплотить коллектив — ведь каждый осознает цели и работает на них. Внедрение нового подхода, делающего человека активным участником всего производственного процесса, особенно важно для вспомогательных служб, так как мешает сосредоточиваться им только на собственных заботах, и они начинают трудиться в интересах всего предприятия.
Там, где господствует новая философия управления и по-новому распределяются обязанности, молодежь может проявлять себя быстрее. Это прекрасный способ вырастить энергичных менеджеров, способных принимать решения и брать ответственность на себя — дать им в руки настоящее дело и затем спросить с них. Возможно, величайшая заслуга подхода, ориентированного на человека, состоит в том, что побуждает каждого делать все, на что он способен, а не работать так, как придется.
Этот способ дает менеджеру возможность почувствовать себя настоящим лидером коллектива.
Сосредоточьте свое внимание на сильных сторонах человека и забудьте о его недостатках. Каждый знает их сам и старается сдерживать. Настоящий менеджер не берет в расчет человеческие слабости. Если у человека нет недостатков, талантов, вероятно, у него тоже нет — перед нами посредственность.
|
|
Полицейские методы (различные выговоры, взыскания, лишение премии) стоит применять крайне редко: от них больше вреда, чем пользы.
Глава 9. Содержание деятельности менеджера
Менеджер должен уметь добиваться полного взаимопонимания со своими подчиненными.
Менеджеру не следует бояться покинуть свой кабинет и пойти поговорить с тем, кто в данный момент ему нужен. Всегда хорошо действует на сотрудников, если начальство заходит к ним обсудить кое-какие вопросы.
Следует помнить, что и у руководителей бывает плохое настроение, минуты гнева. Лучше ничего не делать, подождать, пока придешь в себя, сможешь улыбнуться, вспоминая свои проблемы.
Если кто-то из подчиненных допускает оплошность, обычно следует разнос, и человек покидает кабинет менеджера обиженным или сердитым. А нужно было поговорить с ним так, чтобы он вышел с желанием не допускать подобных ошибок. Только в этом случае он через некоторое время не расстроит своего менеджера снова.
Менеджер должен отучить подчиненных прибегать к нему с каждой своей проблемой и научить приходить с уже готовыми решениями, предложениями и советами. Такой подход не только сбережет время менеджера, но и будет стимулировать творческие возможности работников. Менеджер всегда должен помнить, что работников должно быть не больше, чем требуется для определенного дела, так как при переизбытке рабочей силы результаты всегда хуже. Менеджер должен иногда спрашивать подчиненных, где и чем он может им помочь.
Некоторые организации и предприятия поощряют письма подчиненных менеджерам, в которых подчиненные рассказывают о трудностях и проблемах, дают предложения об улучшении работы.
Необходимо беречь время своих подчиненных. Ведь если директор не жалеет времени менеджеров подразделений, они тоже не беспокоятся о времени своих подчиненных.
Опытный менеджер не торопится поскорее завершить разговор с подчиненным. Иногда он просит не соединять его ни с кем по телефону. В спокойной обстановке о многом можно поговорить. А посетитель после такого разговора выходит воодушевленным.
|
|
Кадровые вопросы относятся к наиболее актуальным, так как от людей больше всего зависит успех предприятия. Поиск знающих и энергичных работников — одна из основных задач менеджера. При приеме нового сотрудника рекомендуется не забывать, что нет человека, который бы подошел предприятию на все 100%. Чтобы сделать наиболее удачный 378
9.1. Управленческие функции менеджера
ъгбор, необходимо время, но менеджер должен правильно оценить перспективы того или иного работника на данном предприятии.
Быть лидером — значит, уметь воздействовать на лучшие стороны личности другого человека, развивать их. У каждого человека есть способности к чему-либо. Желательно сосредоточиться на этих возможностях и постараться забыть о недостатках, поскольку можно пройти мимо сильной личности, так как большие люди имеют и большие недостатки.
Главное достоинство знатока тонкостей человеческих взаимоотношений Дейла Карнеги в том, что он знал, как составить мнение о людях и как их использовать. На его могиле следовало бы написать: «Здесь лежит человек, который умел заставить людей трудиться с наибольшей отдачей». Карнеги прекрасно умел использовать умственные и профессиональные способности людей.
На каждом предприятии есть люди, которые любят вводить в заблуждение других или, не зная всего, делают совершенно неверные выводы, а все свои замечания высказывают очень эмоционально. Нередко необоснованные слухи распространяются гораздо быстрее точной информации. Менеджеры должны научиться предупреждать расползание слухов, предлагая собственную и логически обоснованную точку зрения на эти же события.
Людей, которые рождаются лидерами, мало. Но тем не менее воспитать таких людей и сделать их хорошими менеджерами можно. Это не так сложно — познать азы менеджмента и, наблюдая за другими, овладеть практическими навыками, сформулировать соответствующее мышление и привычки.
Наиболее важная задача для менеджера — помогать людям совершенствоваться и расти. Никто не развивается быстрее человека, который занимается тем, что способствует развитию других людей.
Даже более того: не помогая другим совершенствоваться, человек не способен развиваться сам. Многие менеджеры очень гордятся людьми, становлению которых в свое время помогли.
вопросы для проверки
1 • В чем состоит сущность рационального разделения функций между менеджером и его подчиненными?
2. Каково соотношение текущих и перспективных вопросов в деятельности менеджера?
3. Каково значение четкого учета и контроля использования рабочего времени менеджера и его подчиненных?
Глава 9. Содержание деятельности менеджера
4. Перечислите основные методы воспитания, а также роль и значение лидерских качеств менеджера.
5. Каково значение соблюдения распорядка рабочего дня менеджера?
6. В чем состоит суть решения кадровых вопросов менеджером?
7. Каково значение сосредоточенности внимания менеджера на итогах работы?
9.2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖЕРА
Воспитание имеет дело с развитием вполне определенных личностных качеств человека, обусловленных требованиями общества. Воспитание нацелено на формирование только такой личности, которая необходима цивилизованному обществу.
В практической воспитательной деятельности менеджер может воспользоваться целым рядом методов педагогического воздействия.
Все методы воспитания можно подразделить на две категории:
• методы, оценивающие деятельность подчиненных .
• методы, побуждающие их к вполне определенным действиям.
К первой группе относятся поощрение и порицание, ко второй — убеждение и побуждение.
МЕТОД ПООЩРЕНИЯ
Поощрение выступает в разных формах: от одобрительного взгляда и искреннего пожатия руки до премии и награды. В поощрении отражается положительная оценка деятельности подчиненных. Такая оценка становится стимулом поведения. Однако таковым поощрение становится лишь при соблюдении ряда педагогических требований:
а) тот, кто поощряется, должен четко понимать, за что он поощряется .
коллектив, в котором работает поощряемый, должен представлять, в
чем состоят заслуги того человека, который поощряется .
б) нельзя превращать поощрение в «плату» за работу, за соблюдение
обычных норм поведения .
в) поощрение должно быть своевременным, его нельзя откладывать .
г) поощрение должно быть гласным.
380
9.2. Воспитательная функция менеджера