Содержание текста и его языковое изображение
Есть языковой знак, у знака есть значение. Текст состоит из знаков. У текста есть две стороны. У знака есть системность и историчность (не мы выбираем язык, мы постепенно его осваиваем, сама ситуация учит нас языку, Щерба: «Диалогу учить не надо»).
Не бывает монолога неподготовленного.
Текст составляется для выражения мысли и чувств. В словесном произведении содержится содержание текста. Системность создается автором текста: ulvno – «слово», просто в другой авторской системе.
Двуединство есть в самом знаке – план выражения и план содержания. В любом тексте есть то, что выражает, и содержание, что выражается. Лотман говорил: «Художественное произведение – настолько сложное произведение, текст может быть осмыслен как единый сложный знак». Пост-структуралисты тоже согласны: «Если бы люди пытались уточнить значение слов, они бы лучше понимали слово». Значением обладает отдельная языковая единица, изъятая из текста. В рамках текста она попадает в сеть многообразных отношений. Языковая единица, попадая в текст, порождает смысл.
Значение слова изначально обладает многозначностью вне текста, в тексте моносемизируется. В тексте оно в идеале имеет одно значение. Слово порождает со-держание. Форма – это то, что со-держит. Мамардашвили так писал вслед за Кантом. Форма обладает свойством держать всё в единстве.
Текст, обладая единством, может иметь единое значение. Сложность художественного произведения служит познанию изучения языка и слова. Слово – средство изображение и выражения.
Лотман думал, что язык – это тоже содержание. Язык принадлежит содержанию – с этим многие ученые не согласны, Головин, например. Лотман, когда говорит о содержании, не хочет противопоставлять содержание и значение.
Винокур: текст – единое, качественно новое целое.