ОГКОУ «Пучежская школа-интернат»
Калейдоскоппедагогических идей
сообщение
«Мои методическиенаходки»
Подготовила
учитель физической культуры
Н.В.Кузнецова
Ноябрь 2022г.
— Уважаемые педагоги, всем нам хорошо известнонасколько актуальны сегодня вопросы ЗОЖ для всех: для взрослых и детей.
Педагоги, пожалуйста, дайте ответ,скажите «Да» или «Нет»
— До ночи в компьютере, силушки нет, нужнали такая привычка?
— Скажите дружно, хором друзья нужен спортв нашей жизни?
— С работы пришли, съели сытный обед,скорей на диван и планшет?
— Я вас понимаю, но как быть господа, всеза здоровый образ жизни?
Так вот, что бы вырастить здорового ученика,ученика который стремится к ЗОЖ, который ценит и бережет своё здоровье, боретсяс вредными привычками, несомненно, я считаю, что именно все педагоги школыдолжны показывать пример в этом.
Поэтому я стремлюсь привлечь педагогов кзанятию физкультурой и спортом, принимая участие в спортивных мероприятияхразного уровня, педагоги, несомненно, несут положительный пример детям. Хочетсясказать спасибо за участие педагогов в сдаче ГТО (Т.А.Луконина, С.Н.Огнева,Н.В.Кузнецова), где мы заняли 1 место по району и принимали участие в области, Всероссийский конкурс «Производственная гимнастика», Всероссийский конкурс«Человек идущий»( М.Г.Пестова, Н.Б. Баженова, Н.Н.Пантелеева, И.В.Кузьмичева,А.В.Старикова, И.В. Левщанова, Е.В.Смирнова., Ю.О.Кузнецова, Н.В.Кузнецова. )
Один мудрец сказал: «Помни:ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь»,а я добавлю, если педагог горит, а не тлеет, то и ребята загораются рядом сним.
Каждый мой рабочий день начинается с построения ребят на уроке, каждый день янаблюдаю и пытаюсь понять с каким настроением пришли ко мне ученики, что ихтревожит, чем они озабочены. Вот они стоят передо мной все такие разные: тихиеи шумные, смешливые и серьезные, смотрят и ждут моей команды: «Направо, шагоммарш!» И урок начался!
За каждые 40 минутя должна дать что-то новое, чем-то удивить, чему-то научить. Но прежде всего ястараюсь каждый урок показать ценность здоровья. За последние годы состояниездоровья детей ухудшается. Растёт количество детей, страдающихсердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи,координации движения. Одна из причин ухудшение здоровья – снижение двигательнойактивности. Несмотря на большую популярность физической культуры, её поканельзя назвать образом жизни каждого человека. Понимаю, как важно сохранить иукрепить здоровье моих воспитанников, поэтому постоянно спрашиваю себя: «Каксформировать у детей потребность в двигательной активности, как интересно иувлекательно организовать образовательную деятельность?».
Да, ребята у нас разные, сложные, но приходяв спортивный зал, каждый из них раскрывается в играх.
Самый популярный спортивный инвентарь, очём речь пойдет, узнаете, коль загадку отгадаете, что бы громко прозвучать,можно хором отвечать с ним не скучно детворе, на лужайке, во дворе по травенесется вскачь разноцветный круглый ….
Самые популярные, самые любимые спортивные гиперактивные игры проводились с мячом. Спортивные игры с мячомбыли запечатлены еще на древнеегипетских памятниках, изображающих людейбегущих, передающих друг другу круглый предмет. И действительно сутьпрактически любой спортивной игры с использованием мяча: передать, поймать,попасть в цель, осталась актуальной по сей день. Без мяча не обходиться почтине один мой урок, не одно спортивное мероприятие. С помощью мяча можно статьбыстрым, ловким, сильным.
Педагоги, назовите, пожалуйста» спортивныеигры, в которых необходим мяч.
Я открыта всему новому и сейчас внедряю всвои уроки две новых игры с мячами «Регби» и «Бочче». Лично мне больше по душе игра «Бочче», потому что она абсолютно безопасна, с которой я и хочу васпознакомить. Историябочче
Считается, что придумана эта игра когда-тобыла в Древнем Египте. В любом случае у правителей этойстраны тысячелетия назад она пользовалась большой популярностью. Позднееустраивать турниры бочче начали римляне, а затем игра распространилась повсей Европе.
Современное название этой игры произошлоот итальянского слова bottia, что в переводе на русский означает «мяч».Паралимпийским видом спорта бочче признали в 1984 г. В России первыйчемпионат по бочче был проведен в 2009 г. В этих состязаниях приняли участие63 инвалида почти из 20 регионов страны.
Правила игры Приигре в бочче важна не столько физическая выносливость, сколько ловкость иумение мыслить логически. Играют в эту игру обтянутыми кожей мячами,похожими на теннисные. Мяч можно толкать битой или рукой, а также направлять поспециальному желобу. Если говорить о правилах игры, то бочче в чем-тосхоже с боулингом или керлингом. Чтобы сделать удар как можно болеерезультативным, перед тем как нанести его, игрок должен хорошенькопоразмыслить. Играютв бочче команды, у каждой из которых имеется свой набормячиков одинакового цвета. Белый мяч в игре выполняет роль цели ирасполагается у самого края поля. В процессе матча игроки должны любымидоступными им способами кидать цветные мячи так, чтобы они ложились как можноближе к цели. Начинается игра в бочче с установки на краю поля мячика-целибелого цвета. Далее спортсмены бросают по очереди каждый по 6 мячей. В процессеигры можно кидать мячи, в том числе и так, чтобы они отталкивали подальшеот цели мячи соперников.
По результатамвыбрасывания определяются игрок или команда, набравшие больше всех баллов.За каждый мяч, расположенный к цели ближе мячей других участников, стороненачисляется одно очко. Победителем турнира объявляется та команда, которойудалось сгруппировать рядом с целью самое большое количество мячей.
Бросать мяч в процессе игры участникамразрешается как угодно. Спортсмены имеют право делать это поверх головы, надподнятой ногой, левой рукой через правый бок и т. д.
Именно поэтому игра считается подходящей втом числе, к примеру, и для людей с ДЦП. При сидячем образе жизни боччепомогает укрепить позвоночник и сделать его более гибким.
Польза бочче для инвалидов
Польза этой игры для инвалидов с ДЦП, какуже упоминалось, заключается, прежде всего, в том, что становится более гибкимпозвоночник. Также бочче помогает развить у детей и подростков:
· расчетливость и интеллект;
· концентрацию и точность;
· способность мыслить стратегически.
У больных с ДЦП бочче развивает такжемоторику, пространственное мышление и точность двигательных реакций.
Я считаю, чтоглавное — помочь ученикам выработать собственные жизненные ориентиры в выборездорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности. В связис этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию иразвитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не толькоповышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные,познавательные способности и готовить их к жизни.
Эффективность формированиядвигательных навыков школьников во многом зависит от правильного подбораметодов и приемов обучения. Предметное и знаковое (информационное) моделирование.С помощью моделирования удается свести изучение сложного к простому,незнакомого к знакомому, т. е сделать любой сложный объект или процесс (например, порядок выполнения упражнений) доступнымдля всестороннего изучения и понимания. С целью развития мышления и обогащениядвигательной сферы ребенка мной была осуществлена попытка введения моделей всодержание организованной образовательной деятельности по физическому развитию школьников. В этой связи были составлены следующие элементы моделирования: моделирующие карточки, карточки-схемы, карточки-задания илогико-смысловые модели. Метод моделирования играет важное значение в развитииребенка. Прежде всего, использование моделей ставит ребенка в активную позицию,стимулирует познавательную и умственную деятельность, вовлекает его в областьособых отношений – сопереживания, совместной творческой деятельности.Остановлюсь кратко на каждом виде используемых моделей.
Были составленыследующие элементы моделирования:
1. Схемы для перестроений;
2. Схемы исходных положений;
3. Смешанные схемы перестроений иисходных положений;
4. Схемы и символыпоследовательности выполнения упражнений;
5. Карточки тренировкиопределенного вида движений (по станциям)
6. Планы-карты.
Моделирующие карточки (предметные, сюжетные, карточки-схемы) используютсядля развития мышления и воображения школьников в процессесоотнесения моделей и собственных действий и движений; сбора и организациидетей, выполнения различных построений, упражнений, движений и пр.
Применениекарточек-схем особенно уместно на открытом воздухе, так как использованиевербальных средств общения на достаточно большом пространстве и в морозные днибывает крайне затруднено.
Очевидно, чтозанятия с использованием моделирующих карточек могут быть организованы, когда уребенка накоплен уже достаточно большой двигательный опыт. Моделирующиекарточки предназначены для использования во вводной части традиционных исенсомоторных занятий; при выполнении различных построений и основных видовдвижений.
Работа с карточкамипозволяет детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельнойдеятельности, учит организовывать соревнования со сверстниками, подчинятьсяправилам. Критерием подготовки детей к самостоятельной организациидвигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематичнообозначенные на специальных карточках
Учить работать по карточкам можноначинать с первого класса. На карточках для этой возрастной группы изображаютсяживотные или знакомые предметы домашнего обихода. Дети заранее ознакомлены сперсонажами-животными, знают какой вид движения надо выполнять. Например, изображены: лягушка — прыжки в приседе;колобок — перекатывание, мышка — ходьба на носках.
Для 4-7 классовпри проведении уроков физкультуры или спортивных мероприятий также используетсякарты-схемы. Они раздаются каждому ребёнку или капитану команды. На картесхематично изображены спортивные снаряды, вид упражнения, количество повторенийзаписывается кружками и цифрой.
Например; — работас мячом; — лазание по гимнастической лестнице; — приседания; — прыжки в длину
Дети изучают картуи по сигналу учителя идут на первый этап. Выполняют упражнение самостоятельно ипо сигналу делают переход к следующему снаряду. Учитель находится у тогоснаряда, где дети нуждаются в его страховке. Учитель, также следит заправильностью выполнения задания и при необходимости помогает ребенку действием– направляет, поддерживает.
Карточки-схемыприменяются не только на занятиях по принципу круговой тренировки, но и какприём в сюжетных, игровых занятиях, занятиях — соревнованиях.
Карточки оченьпомогают и при обучении основным видам движений. Если ребёнок плохо овладевает,например, прыжком в высоту способом перешагивания, то ему даётся карточка сизображением подводящего упражнения. Или же наоборот, сильный физически ребёнокполучает индивидуальную карточку и работает самостоятельно.
Только здесь надообязательно помнить правило, что при подборе упражнений для занятий невоздействовать на одну и ту же группу мышц, что вызывает ненужную утомляемость,а распределить нагрузку на разные группы мышц и вариативно менять виды деятельности.
В конце занятияпроводятся эстафеты, подвижные игры. Дети, соединяя карточки, составляютвариант игры-эстафеты, самостоятельно готовят эстафету, т. е. расставляютпособия. При проведении подвижных игр используется карточка -схема, где изображенаигра и ее правила.
Рассказывать о карточках и ихприменении можно очень много. Благодаря умению детей пользоваться карточками,умению «читать» их, ориентироваться поним, очень легко организовать физкультурные досуги : «Найтиклад», «Прогулка по лесу», Зарница
Опыт показывает, чтосамостоятельный вид деятельности является важным источником активности исаморазвития ребёнка. В результате последовательно проводимой работы пообучению умения «считывать» задание-рисунок,схему -, желание как можно лучше выполнить задание.
Самостоятельнаядвигательная активность является критерием степени овладения двигательнымиумениями и навыками. Дети должны самостоятельно и творчески использовать весьарсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованных видов занятий, всвоей самостоятельной деятельности.
Всякое мастерство всочетании с творчеством и фантазией, а главное -любовь к детям даст отличныйрезультат по физической культуре и здоровью ребенка в целом. Нами в системеосуществляется мониторинг физического развития детей. Использование знаков,символов и моделей в физическом воспитании развивает у детей предпосылкизнаково-символических универсальных учебных действий