Трудности работы учителя начальных классов с детьми, имеющимилогопедические нарушения. Взаимодействие с учителем-логопедом.
Подготовилаучитель начальных классов,
учитель-логопедМБОУ СОШ №24(корпус 2)
ШуваловаСветлана Вячеславовна
Однаиз основных задач учителя начальных классов – научить ребёнка читать и писать,то есть письменной речи. Обучениеписьменной речи – один из самых трудных для ребёнка этапов обучения в школе. Онже одновременно является и важнейшим этапом, на котором закладывается самавозможность дальнейшего обучения.
Исходя изтребований программы обучения грамоте дети должны знать:
• отличияпредложения от слова;
• признакигласных звуков;
• общеепредставление о речи письменной и устной, предложении, слове, звуке и букве.
Такжеони должны уметь:
• делитьречь на предложения, предложения на слова, слова на слоги;
• различатьна слух и при произношении гласные и согласные (твердые и мягкие, звонкие иглухие) звуки;
• выделять всловах отдельные звуки, ударные слоги;
• соотноситьслышимое и произносимое слово со слого-звуковой схемой;
• подбиратьслова с заданным звуком.
Большинстводетей выполняют требования, предъявляемые программой по технике и навыкамчтения, овладению навыками письма, но всегда есть дети (и их количество, ксожалению, в последние годы неуклонно растёт), чьи затруднения не даютвозможность утверждать, что они овладели грамотой в полном объёме. В 2015 годув 1 классе было выявлено 50% детей, имеющих логопедические нарушения различнойтяжести. В 2019 таких детей было уже 59%.
Похожаятенденция наблюдается и в других классах, исходя из ежегодного обследованияучителя-логопеда.
Поэтому,учитель начальных классов должен хорошо знать особенности речевого развитиясвоих учеников. Своевременное выявление речевых недостатков поможет емуопределить, в какой помощи они нуждаются и как оказать им эту помощь наиболееэффективно. Заметив отставание в развитии речи ребёнка, учитель долженвыяснить, в чём оно заключается: касается ли оно звуковой стороны речи илираспространяется на все компоненты речевой системы: произношение, различениеоппозиционных звуков, лексический запас, грамматический строй речи. Следуетвыяснить, насколько школьник владеет чтением и письмом, имеются ли запинки вречи, и какова их интенсивность. Необходимо иметь представления об особенностяхразвития речи учащихся, его словарном запасе, умении строить предложения играмматически верно их оформлять, об общей внятности речи. Все дети,поступающие в первый класс, по возможности должны проходить логопедическое обследование.Даже если такое обследование проводится, на логопедические занятие могут ходитьне все дети, которым необходима помощь логопеда.
Чтоже может и должен сделать учитель?
Необходимокорректировать работу на уроках обучения грамоте, исходя из особенностей детейс логопедическими нарушениями (мы видим, что количество таких ребят поройпревышает 50% от всего класса). Большое внимание на уроках обучения грамотеследует уделять различный формам языкового анализа. Так, например, при изучениибукв, обучении написанию слогов, слов и предложений с данной буквой, следуетвключать в урок следующие упражнения:
• определятьналичие или отсутствие, места данного звука в слове;
• сравниватьартикуляцию данного звука с другими звуками.
Приобучении письму:
• определятьколичество гласных в слове;
• передзаписью слов прочитывать слово, отмечая гласные точками, после записи -проверка (прочитай, ставя точки под гласными);
• передзаписью предложения обязательно посчитать количество слов, обратить внимание назаглавную букву в начале, точка в конце.
Привыполнении таких несложных упражнений ошибки на письме значительно сокращаются,т. к. большинство детей имеют, к счастью, не настолько сложные нарушения.Подобные задания исключают слепое копирование, приучают детей проверять своюработу. Работу можно проводить фронтально, индивидуально или в парах.
Важноотметить, что логопедические дети порой с трудом осваивают не только чтение иписьмо. Они испытывают трудности и в решении текстовых задач по математике.Здесь на помощь учителю придут различные формы краткой записи задач (особеннозаписи в виде схем). Рисунки, схемы и таблицы помогут на занятиях поокружающему миру.
Частонедостаточно работы учителя начальных классов. Ребёнок с логопедическиминарушениями нуждается в квалифицированной помощи учителя-логопеда. Он должендетально обследовать ученика и выявить недостатки устной или письменной речи,составить коррекционную программу и совместно с учителем осуществлять её на урокахи на логопедических занятиях. Лишь совместная работа учителя начальных классови учителя-логопеда даст положительные результаты. Представляюрезультаты данной работы.
|
2015-2019 |
2019-2023 |
1 класс |
16 чел. |
20 чел. |
2 класс |
12 чел. |
14 чел. |
3 класс |
9 чел. |
8 чел. |
4 класс |
5 чел. |
6 чел. |
Какмы видим, результаты совместной работы учителя начальных классов иучителя-логопеда позволяют значительно повысить успеваемость класса,скорректировать логопедические нарушения. (Надо отметить, что специальныелогопедические занятия посещали не все дети. 2015-2019 — 7 человек, 2019-2023год — 8 человек. Для остальных были даны рекомендации учителем-логопедом.)
Такимобразом, только совместная работа учителя начальных классов, учителя-логопеда, педагога-психологаи других педагогов, работающих с ребенком, позволяет успешно реализовыватьобразовательную программу.
