X-PDF

Сообщение на методическом объединении Трудности работы учителя начальных классов с детьми, имеющими логопедические нарушения

Поделиться статьей

Трудности работы учителя начальных классов с детьми, имеющимилогопедические нарушения. Взаимодействие с учителем-логопедом.

Подготовилаучитель начальных классов,

учитель-логопедМБОУ СОШ №24(корпус 2)

ШуваловаСветлана Вячеславовна

 

         Однаиз основных задач учителя начальных классов – научить ребёнка читать и писать,то есть письменной речи.  Обучениеписьменной речи – один из самых трудных для ребёнка этапов обучения в школе. Онже одновременно является и важнейшим этапом, на котором закладывается самавозможность дальнейшего обучения. 

 Исходя изтребований программы обучения грамоте дети должны знать:

      отличияпредложения от слова;

      признакигласных звуков;

      общеепредставление о речи письменной и устной, предложении, слове, звуке и букве.

Такжеони должны уметь:

    делитьречь на предложения, предложения на слова, слова на слоги;

      различатьна слух и при произношении гласные и согласные (твердые и мягкие, звонкие иглухие) звуки;

      выделять всловах отдельные звуки, ударные слоги;

      соотноситьслышимое и произносимое слово со слого-звуковой схемой;

      подбиратьслова с заданным звуком.

         Большинстводетей выполняют требования, предъявляемые программой по технике и навыкамчтения, овладению навыками письма, но всегда есть дети (и их количество, ксожалению, в последние годы неуклонно растёт), чьи затруднения не даютвозможность утверждать, что они овладели грамотой в полном объёме. В 2015 годув 1 классе было выявлено 50% детей, имеющих логопедические нарушения различнойтяжести. В 2019 таких детей было уже 59%.

         Похожаятенденция наблюдается и в других классах, исходя из ежегодного обследованияучителя-логопеда.

         Поэтому,учитель начальных классов должен хорошо знать особенности речевого развитиясвоих учеников. Своевременное выявление речевых недостатков поможет емуопределить, в какой помощи они нуждаются и как оказать им эту помощь наиболееэффективно. Заметив отставание в развитии речи ребёнка, учитель долженвыяснить, в чём оно заключается: касается ли оно звуковой стороны речи илираспространяется на все компоненты речевой системы: произношение, различениеоппозиционных звуков, лексический запас, грамматический строй речи. Следуетвыяснить, насколько школьник владеет чтением и письмом, имеются ли запинки вречи, и какова их интенсивность. Необходимо иметь представления об особенностяхразвития речи учащихся, его словарном запасе, умении строить предложения играмматически верно их оформлять, об общей внятности речи. Все дети,поступающие в первый класс, по возможности должны проходить логопедическое     обследование.Даже если такое обследование проводится, на логопедические занятие могут ходитьне все дети, которым необходима помощь логопеда.

Чтоже может и должен сделать учитель?

         Необходимокорректировать работу на уроках обучения грамоте, исходя из особенностей детейс логопедическими нарушениями (мы видим, что количество таких ребят поройпревышает 50% от всего класса). Большое внимание на уроках обучения грамотеследует уделять различный формам языкового анализа. Так, например, при изучениибукв, обучении написанию слогов, слов и предложений с данной буквой, следуетвключать в урок следующие упражнения:

     определятьналичие или отсутствие, места данного звука в слове;

     сравниватьартикуляцию данного звука с другими звуками.

Приобучении письму:

     определятьколичество гласных в слове;

Представленная информация была полезной?
ДА
61.19%
НЕТ
38.81%
Проголосовало: 1443

     передзаписью слов прочитывать слово, отмечая гласные точками, после записи  -проверка (прочитай, ставя точки под гласными);

     передзаписью предложения обязательно посчитать количество слов, обратить внимание назаглавную букву в начале, точка в конце.

         Привыполнении таких несложных упражнений ошибки на письме значительно сокращаются,т. к. большинство детей имеют, к счастью, не настолько сложные нарушения.Подобные задания исключают слепое копирование, приучают детей проверять своюработу. Работу можно проводить фронтально, индивидуально или в парах.        

         Важноотметить, что логопедические дети порой с трудом осваивают не только чтение иписьмо. Они испытывают трудности и в решении текстовых задач по математике.Здесь на помощь учителю придут различные формы краткой записи задач (особеннозаписи в виде схем). Рисунки, схемы и таблицы помогут на занятиях поокружающему миру.

         Частонедостаточно работы учителя  начальных классов. Ребёнок с логопедическиминарушениями нуждается в квалифицированной помощи учителя-логопеда. Он должендетально обследовать ученика и выявить недостатки устной или письменной речи,составить коррекционную программу и совместно с учителем осуществлять её на урокахи на логопедических занятиях. Лишь совместная работа учителя начальных классови учителя-логопеда даст положительные результаты. Представляюрезультаты данной работы.

 

 

2015-2019

2019-2023

1 класс

16 чел.

20 чел.

2 класс

12 чел.

14 чел.

3 класс

9 чел.

8 чел.

4 класс

5 чел.

6 чел.

 

         Какмы видим, результаты совместной работы учителя начальных классов иучителя-логопеда позволяют значительно повысить успеваемость класса,скорректировать логопедические нарушения. (Надо отметить, что специальныелогопедические занятия посещали не все дети. 2015-2019 — 7 человек, 2019-2023год — 8 человек. Для остальных были даны рекомендации учителем-логопедом.)

         Такимобразом, только совместная работа учителя начальных классов, учителя-логопеда, педагога-психологаи других педагогов, работающих с ребенком, позволяет успешно реализовыватьобразовательную программу.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.19%
НЕТ
38.81%
Проголосовало: 1443

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет